Николай бердяев (1874 – 1948 гг. ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Николай бердяев (1874 – 1948 гг. )



Из работы «Смысл творчества. (Опыт оправдания человека)»

В чем вечная ценность христианской морали, в чем её ценность для грядущей этики жизни, этики творческой? Моральные оценки распа­даются на целый ряд антитез. Есть мораль слабости и мораль силы; мораль сострадания, блага людей, альтруизма и мораль ценностей, творческого повышения; мораль рабьей обиды и мораль свободной вины; мораль аристократического благородства духа и мораль духа рабски-плебейского. Ницше признал христианскую мораль рабьей, плебейской, моралью слабости и возненавидел её. Он противопоста­вил ей мораль господскую, аристократически-благородную, мораль силы. Ницше сказал о христианстве много замечательного, волную­щего, ценного для морального возрождения человека, ибо, поистине, он был одним из величайших моралистов всех времен в благородней­шем смысле этого слова. Но всё сказанное Ницше о христианстве нужно перевернуть, взять наоборот. Мотивы ницшеанской критики христианской морали глубоки и ценны, но сама критика совсем не верна. Ницше говорит как религиозный слепец, лишённый дара ви­дения последних тайн. Религия Христа совсем не то, за что Ницше ее принимал. Христианская мораль не рабски-плебейская, а аристократически-благородная, мораль сынов Божьих, их первородства, их вы­сокого происхождения и высокого предназначения. Христианство — религия сильных духом, а не слабых. В христианской святости был подбор сильных духом, было накопление духовной мощи. Христиан­ская этика — этика духовной победы, а не поражения. Побеждающие «мир», жертвующие благами этого мира — самые сильные, самые подлинные победители. И по сравнению с силой и победой духа Христова всякая сила и победа в этом мире ничтожна и призрачна. Силь­ные мира сего — слабые, побежденные в Духе. Подлинная христиан­ская мораль возлагает на человека, усыновленного Богом, свободную ответственность за свою судьбу и судьбу мира и исключает для сынов Божьих возможность чувствовать рабьи-плебейскую, неблагородную обиду на судьбу, жизньи людей. Переживание свободной вины — пе­реживание силы; переживание рабьей обиды — переживание слабо­сти. Кто сопричислен к царству сынов Божьих, тот свободен. И кто жаждет искупить вину свою, и грех свой, тот жаждет силы и из силы, а не слабости и из слабости, тот участвует в избавлении мира. Бесси­лие человека искупить собственными природными силами грех, об­ращение к помощи Искупителя есть бессилие падшей человеческой природы, бессилие разъединения с Богом. Но, поистине, все достоинство человека в его сопричастности Богу и Божественной жизни, в его подъеме. И помощь человеку Искупителя-Богочеловека есть не внешняя для человека помощь, чуждая его природе, а внутренняя ему помощь, раскрывающая его собственную богоподобную, причастную к Божественной жизни природу, внутренний подъем человека. Хри­стос не вне нас, а в нас, Он — Абсолютный Человек в нас. Он — наша причастность Святой Троице. И религия Христа есть религия высшей си­лы человека, она противоположна всякой слабости и подавленности человека. Христианство есть путь раскрытия в каждом человеке Абсо­лютного Человека. Но в мировую эпоху искупления Абсолютный Че­ловек раскрывается в аспекте жертвенном, и мораль христианская — жертвенная мораль. Другой аспект Абсолютного Человека раскрыва­ется в творчестве. Поэтому путь христианской морали — через жертву к творчеству, через отречение от мира сего и его соблазнительных благ к творчеству мира иного и иной жизни. В жертвенности — под­линный пафос христианской морали. Жертвенность предполагает силу духа и исключает слабость духа. Только сила — жертвенна. Жертвенность всегда благородна, всегда аристократична. Плебейство ду­ха — не жертвенно. Христианская жертва «миром» и его благами все­гда есть жертва безопасностью, безопасным положением в мире, всегда отречение от устроенности в мире. Это — согласие пойти вслед за Христом через богооставленность. Жертвенность христианской морали прямо противоположна всякой буржуазности. Поэтому под­линная христианская мораль должна признать добродетель небезо­пасного положения, добродетель, которую в высшей степени призна­вал Ницше, и должна отвергнуть добродетели буржуазные. Но жертва в христианстве никогда не есть жертва во имя благополучия людей, во имя добродетелей буржуазных, а — жертва во имя Бога и во имя цен­ностей творческих, ценностей восхождения. Это путь ввысь через расщепление. Христианская жертва всегда горняя и поднимающая, а не дольная и распределяющая. Христианская мораль есть мораль ценностей, творческого повышения жизни, а не мораль благополучия людей, не альтруистически распределительная мораль. Христианство не допускает понижения качества во имя количества, оно все в каче­стве, т.е. и ценности аристократической.

Мировой кризис культуры, о котором много было говорено, есть также кризис морали, революция морального сознания. Аморализм — такой же феномен мирового кризиса морали, как декадентство — фе­номен мирового кризиса искусства. Мораль как каноническая, обще­обязательная культурная ценность надломлена, так же перезрела и надломлена, как и все канонические, общеобязательные ценности культуры, как и наука, как и классически прекрасное искусство, как и семья и всё т.п. Есть глубокая бездна между моралью и бытием, и бездна эта ныне разверзлась. Это частный, но очень яркий случай раз­рыва между культурой и бытием. Путем морали недостижима высшая ступень бытия, иная жизнь. Аморализм есть лишь болезненный, не­редко поверхностный симптом глубокого кризиса мораликак зако­на, морали ветхозаветно-канонической. Подобно этому аномалии пола являются болезненным симптомом кризиса рода, надлома в ста­ром поле. В мировом кризисе морали прорывается жажда морального творчества, морали как творчества, а не послушания. Кризис мора­лизма, бунт против закона морального послушания есть также пред­варение новой мировой эпохи, эпохи творческой. В жизни мораль­ной, как и в жизни познавательной, художественной, половой новый человек жаждет творить новую жизнь, а не только нести послушание последствиям греха, не только приспособляться к условиям этого ми­ра. В канонической морали всех эпох не рождалось еще нового обще­ния людей. Мораль, подобно всякому закону, скорее изобличала зло, чемтворила высшую правду жизни. Ныне мораль перерастает уже за­кон послушания, изобличающий зло и приспособляющийся к его ус­ловиям. Мораль хочет быть творчеством высшей правды жизни и высшего бытия. Мораль как дифференцированная сфера культурной жизни перестает вдохновлять, мертвеет и вырождается. Она сознается как препятствие на пути к творчеству бытия. Мораль серединная, мо­раль безопасности, мораль, задерживающая наступление конца, за­крывающая пределы бытия, должна раньше или позже сама прийти к концу и быть преодолена творческим напряжением человеческого духа. В этом кризисе серединно-задерживающей, безопасной морали огромно значение Ницше. Творческий дух его возжелал стать по ту сторону безопасной середины канонической морали. Каноническая мораль всегда была выразительницей духа средне-общего, а не духа индивидуальных высот. Ницше был великим изобличителем серединно-общего духа гуманизма. Мораль гуманизма не есть мораль конца и вершины, это — мораль середины и плоскости. Мораль гума­низма — все еще мораль послушания, а не творчества, мораль рода, а не богочеловечества. Гуманистическая мораль — распределитель­ная, а не производительная, Ницше — жертвенный предтеча новой моральной эпохи. Но сам он весь переходный, он не кузнец новых ценностей. Новая творческая эпоха будет сверхморальной, как и сверхкультурной, а не доморальной и не докультурной. Доморальность, аморальность есть нигилизм, как и всякая докультурность, как и всякий отрицательный анархический бунт, не созидающий космос, а расковывающий хаос. Мировой кризис морали должен идти к кон­цу, а не возвращаться к началу. В кризисе морали велико также значе­ние Ибсена. В ибсеновском творчестве та же атмосфера горного воз­духа, героического восхождения, что и у Заратустры. То же восстание качественно восходящей индивидуальности против духа серединно-общего. Ницше и Ибсен — величайшие моралисты нового времени, но все еще религиозно слепые. Знаменательна также пламенная нена­висть безумного католика Леона Блуа против буржуазного мира и буржуазных моральных ценностей. <...> В Л. Блуа трепещет и гнева­ется все, что было подлинно благородного в католичестве, буржуаз­ному миру не послушного. Но в пламенной ненависти Л. Блуа есть неверие в победу благородства над буржуазностью. В Блуа есть твор­ческое бессилие, как и у всех великих французских католиков XIX ве­ка. Неисповедимая судьба сделала Ницше творчески дерзновенным и религиозно слепым, а Л. Блуа религиозно зрячим и творчески бес­сильным.

В чем же сущность морального кризиса? Сущность эта, прежде всего, в революционном переходе от сознания, для которого мораль есть послушание серединно-общему закону, к сознанию, для кото­рого мораль есть творческая задача индивидуальности. Это — освобо­ждение от остатков гетерономной морали1. Общеобязательная мо­раль закона была лишь изобличением зла и греха и уравнением всех в зле и грехе. Закон должен быть исполнен, т.е. должно не делать зла, освободиться от греха. В этом преодолении нет ничего индивидуаль­ного и творческого. Но высшая задача человека — творчество новой жизни. Творчество новой жизни проходит через тайну индивидуаль­ности. Творческая мораль не есть исполнение закона, она есть от­кровение человека. И это откровение человека в моральном творче­стве — всегда индивидуально-качественное, а не серединно-общее, где-то воссоединяется с моралью евангельской, с моралью св. Фран­циска, с индивидуальной поэзией новозаветной жизни, не знающей закона. То, что сказано здесь, не есть аномизм1. Закон должен быть внутренне изжит, а не бунтарски отвергнут. Греховная сторона чело­веческой природы остается обращенной к закону, но творческая ее сторона из закона выходит.

Традиционную христианскую мораль слишком исключительно строили на страхе и заботе о спасении души. Мораль творческая должна быть построена на мужественности и на заботе о творческом восхождении. Панический страх гибели унижает человека и вконце концов становится безнравственным и нерелигиозным по своим мо­тивам. Страх этот неблагороден и некрасив. Вечное трусливое дрожа­ние за свою душу уничтожает образ Божий в человеке. От ужаса готов человек отказаться от всех творческих ценностей, лишь бы не погиб­нуть. Это — особая, очень непривлекательная форма религиозного эгоизма. Эгоизм и трусость внутренне связаны. Так же связаны между собой жертвенность и мужественность. Бесстрашие и храбрость — ре­лигиозные добродетели. Бесстрашие духа, дерзновение перед Госпо­дом — высшие, жертвенные добродетели религиозного пути. Эгои­стический страх собственной гибели, доводящий человека до отказа от чести, должен уступить место страху собственной низости, уродст­ва и неблагородства. Великая клевета на христианство — будто ему чу­ждо чувство чести. Подлинное чувство чести только и возможно на почве христианской, ибо христианство — откровение о личности. Честь не есть духовная гордость и самоутверждение. Честь — блюдение в человеке образа и подобия Божьего, который не должен быть унижен. Честь блюдет ценность Божественную и потому является од­ной из вечных основ морали. Самоотречение истребляет безбожную природу в человеке. Честь утверждает божественную природу челове­ка. Отречение от безбожного самоутверждения и блюдение чести схо­дятся в одной добродетели — в раскрытии Божественного Человека. В рыцарстве было подлинное моральное творчество. Идея рыцарства предваряла откровение о человеке. Но рыцарство никогда не было осуществлено. <...> [2; С. 466—472]

 

Вопросы и задания:

1. Почему принятие христианства является, по мнению Н.А. Бердяева, определяющим условием для творческого самовыражения человека?

2. В чём состоит истинное достоинство и честь человека?

3. Чем было обусловлено непонимание Ф. Ницше сущности христианства?

4. В чём состоит отличие морали христианской от морали буржуазной?

5. Какую задачу, по мнению Н.А. Бердяева, должна решить христианская мораль?

 

Список литературы:

1. B.C. Соловьев. Смысл любви // Соч.: в 2 т. Т. 2. – М., 1988.

2. Н.А. Бердяев. Смысл творчества // Философия свободы. Смысл творчества. – М., 1989.

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ: Зачем студенту технического вуза

следует знать этику?...............................................................................................3

ГЛАВА 1. ЭТИКА – ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О МОРАЛИ.

ЕЁ ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ,

СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА………………………………………….6

1.1. Происхождение терминов «этика», «мораль», «нравственность»..………6

1.2. Объект и предмет исследования этики……………………………………...8

1.3. Функции этики и её структура……………………………………………..11

1.3.1. История нравов и социология морали…………………………………...11

1.3.2. Теоретико-методологический раздел этики…………………………….11

1.3.3. Нормативный раздел этики………………………………………….12

1.4. Этика гуманистическая и авторитарная…………………………………...13

ВЫВОДЫ……………………………………………………………..16

ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ МОРАЛИ. ЕЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ

И ЭВОЛЮЦИЯ……………………………………………………………18

2.1. Сущность морали и ее структура…………………………………………..18

2.2. Истоки морали и её формирование как социального регулятора

в условиях родоплеменного и рабовладельческого социумов:

IV – I тысячелетия до н.э………………………………………………………..23

2.3. Религиозная мораль Средневековья: V – XV века………………………..26

2.4. Мораль эпохи Возрождения: XIV – XVI века…………………………….27

2.5 Мораль эпохи Реформации: XVI – XVII века……………………………...28

2.6. Мораль Нового времени: XVII – XIХ века………………………………..28

2.7. Мораль Новейшего времени: XX – XXI века……………………………..29

2.8. Основные концепции морали………………………………………………30

2.8.1. Религиозная концепция морали………………………………………….30

2.8.2. Натуралистическая концепция морали………………………………….31

2.8.3. Социологическая концепция морали…………………………………….33

2.8.4. Культурологическая концепция морали ………………………………33

2.9. Основные функции морали………………………………………………...33

ВЫВОДЫ…………………………………………………….................35

ГЛАВА 3. ИСТОРИЯ ЭТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ.

ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ЭТИЧЕСКИК УЧЕНИЯХ

ПРОШЛОГО И НАСТОЯЩЕГО………………………………………...39

3.1. Методологическое основание этических исследований…………………39

3.2. Исходные принципы историко-этических исследований………………..39

3.2.1. Принцип историзма, или конкретно-исторического подхода………….39

3.2.2. Принцип детерминизма………………………………………………...40

3.2.3. Принцип развития и принцип преемственности в этом разви­тии

этических идей…………………………………………………………………..40

3.2.4 Принцип социально-классового подхода………………………………..40

3.3. Основные этические направления…………………………………………41

ВЫВОДЫ……………………………………………………………..44

3.4. Этические идеи Древнего Востока: I тысячелетие до н.э………………...45

3.4.1. Этико-философские системы Древней Индии………………………….45

3.4.2. Этико-философские учения Древнего Китая………………………….49

ВЫВОДЫ…………………………………………………………..52

3.5. Этика античности: Этические учения Древней Греции и Древнего Рима:

I тысячелетие до н.э. – середина I тысячелетия н.э……………………………53

3.5.1. Провозглашение власти всеобщего над человеком…………………….54

3.5.2. Обоснование самоценности человеческой личности и идея единст­ва человека и государства………………………………………………………….55

3.5.3. Противопоставление человека миру Бытия и уход его в свой

внутренний духовный мир……………………………………………………...62

ВЫВОДЫ…………………………………………………………..64

3.6. Христианская этика Средневековья: V-XV века………………………….66

3.6.1. Евангельская моральная доктрина…………………………….................67

3.6.2. Основные идеи Библейской этической концепции……………………..67

ВЫВОДЫ……………………………………………………………70

3.7. Этика эпохи Возрождения и Реформации: XIV – XVII вв……………….72

3.8. Этико-философские концепции Нового времени: ХVII - ХIX вв..……...80

3.8.1. Натуралистическая ориентация в этике Нового времени……………...80

3.8.2. Этико-философские концепции немецкой классической

философии………………………………………………………………………..83

ВЫВОДЫ……………………………………………………………..90

3.9. Основные этические теории конца XIX – XX столетий………………….92

3.9.1. Этические идеи в марксистской концепции исторического

материализма…………………………………………………………………….92

3.9.2. Натуралистическая (эволюционная) этика……………………………...94

3.9.3. «Философия жизни». Иррационалистическая

(психоаналитическая) этика…………………………………………………….95

3.9.4. Этика экзистенциализма………………………………………………...101

ВЫВОДЫ………………………………………………………...104

3.9.5. Этические искания в русской философии……………………………..107

ВЫВОДЫ………………………………………………………………...112

ГЛАВА 4. ОБОСНОВАНИЕ В ЭТИКЕ ОСНОВНЫХ

ПОНЯТИЙ МОРАЛИ…………………………………………………...114

4.1. Нравственный идеал в системе моральных ценностей.

Его взаимосвязь с понятиями добра и зла…………………………………….114

4.2. Нормативная сущность базовых элементов морального

сознания: нормы, кодексы, принципы………………………………………...121

4.3. Проблема нравственного выбора личности: свобода и

необходимость, долг и ответственность……………………………………...124

4.4 Справедливость как системоорганизующее понятие

морального сознания …………………………………………………………..127

4.5 Этические категории, определяющие нравственные чувства

личности: совесть, стыд, вина, честь и достоинство…………………………129

4.6 Любовь как нравственное чувство………………………………………...138

4.7 Счастье как моральное понятие…………………………………………...143

4.8 Нравственное содержание понятия «смысл жизни»……………………..149

ВЫВОДЫ……………………………………………………………152

Краткий словарь этических терминов по программе элективного курса «Этика и нормы морали»………………………………………………………155

Фрагменты из философско-этических текстов по программе учебного пособия «Этика – учение о морали: история и теория»……………………..158

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Список персоналий, рекомендуемых для изучения в элективном курсе «Этика и нормы морали»…………………………………………...………….159

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Список текстов, рекомендуемых для изучения по программе элективного курса «Этика и нормы морали»………………………………………….……160

ПРИЛОЖЕНИЕ К ГЛАВЕ I…………………………………………………...161

ПРИЛОЖЕНИЕ К ГЛАВЕ II…………………………………………………..172

ПРИЛОЖЕНИЕ К ГЛАВЕ III. РАЗДЕЛЫ 3.4.1. – 3.4.2.

Этико-философские системы Древней Индии……………………………...180

ПРИЛОЖЕНИЕ К РАЗДЕЛАМ: 3.5.1. – 3.5.3.

Этика античности. Этические учения Древней Греции и Древнего Рима..186

ПРИЛОЖЕНИЕ К РАЗДЕЛУ 3.6 – 3.6.2.

Христианская этика Средневековья: V – XV вв..…………………………….203

ПРИЛОЖЕНИЕ К РАЗДЕЛАМ 3.7 – 3.8.

Новое время…………….……………………………………………………….210

ПРИЛОЖЕНИЕ К РАЗДЕЛУ 3.9.3.

«Философия жизни»….………………………………………………………...234

ПРИЛОЖЕНИЕ К РАЗДЕЛУ 3.9.4.

Философия экзистенциализма…………………………………………………247

ПРИЛОЖЕНИЕ К РАЗДЕЛУ 3.9.5.

Этические искания в русской философии…………………………………….251

 

 

Учебное пособие

 

Беленкова Оксана Архиповна

 

Этика – учение о морали: история и теория

Учебное пособие по элективному курсу «Этика и нормы морали»

 

 

Редактор Н.В. Исхакова.

Компьютерный набор и верстка М.Ю. Лысенкова

Подписано в печать 27.09.06. Бумага офсетная №2. Формат 60х84 1/16

Гарнитура «Таймс». Печать трафаретная. Усл. печ. л. 16,2. Уч.-изд. л. 14,6.

Тираж 300 экз. Заказ

 

 

Издательство Уфимского государственного нефтяного

технического университета

 

Типография Уфимского государственного нефтяного

технического университета

 

Адрес издательства и типографии:

450062, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, 1


1 Кант И. (1724 – 1804 гг.) – немецкий философ.

1 Энштейн А. (1879 – 1955 гг.) – один из основоположников современной физики.

[1] Фромм Э. Революция надежды // Психоанализ и этика. / Э. Фромм. – М.: Республика, 1993. – С. 227.

1 Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: учебник. - М.: 1998.- С. 393.

1 Ницше Ф. (1844 – 1900 гг.) – немецкий философ, поэт, эссеист.

1 Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 гг. Формы, предшествующие капиталисти-ческому производству // К.Маркс, Ф. Энгельс Собр. соч. – Т.46. – Ч.1. – С. 486.

1 См. Апресян Р.Г. Талион и золотое правило нравственности: критический анализ сопряженных контекстов // Вопросы философии. – 2001. – №3. – С. 73-74.

1 Концепция (лат. conceptio) – 1. Система взглядов, определенное понимание явлений, процессов. 2. Единый, определяющий замысел, ведущая мысль научного исследования.

2 Религиозная концепция морали – наиболее полно эта концепция изложена в разделе

3.6. Христианская этика Средневековья. См. также приложение: 3.6. Фрагменты из Библии.

1 Натуралистическая концепция морали. См. раздел 3.9.2. Натуралистическая (эволюционная) этика: Ч.Дарвин, П.А.Кропоткин, Г.Спенсер, Т.Гексли.

1 Фрейдизм. См. раздел 3.9.3. «Философия жизни». Иррационалистическая (психоаналитическая) этика.

1 Социологическая концепция морали. См. раздел 3.9.1. Этические идеи в марксисткой концепции исторического материализма.

2 Функция в философском смысле раскрывает отношения двух объектов, в котором изменению одного сопутствует изменение другого. Соответственно, термин функция раскрывает роль какого-либо объекта в его взаимосвязи с другими объектами.

1 Шиллер Ф. (1759-1805 гг.) – немецкий поэт, теоретик искусства.

1 Соловьев В.С. Лекция «Исторические дела философии» // Вопросы философии. – 1988. №8. – С. 118-125.

1 Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. – М.: Мысль, 1987. – С. 70.

1 Поппер К.Р. Открытое общество и его враги. Т.1. Чары Платона, пер. с англ; под ред. В.Н. Садовского. – М.: Феникс, 1992. – Т.1. – 448 с.

1 Гегель Г.В.Ф. Философия права. – М., 1990. – С.230.

1 Аристотель. Сочинения: в 4-х т. Т. 4. – М., 1984. – С. 84.

1 Панэтизм – идея о первостепенной значимости этики, призванной охватить все философское знание, основанная на представлении о всеобъемлющем характере нравственности.

2 Франк С.Л. Смысл жизни. – М., 1994. – С. 502.

1 Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. – М., 1994. – С. 62.

1 Горький М.А. (наст. имя Алексей Максимович Пешков – 1868 – 1936 гг.) – русский писатель.

2 Мур Джордж Эдуард (1873 – 1958 гг.) – английский философ.

3 Карлейль Томас (1795 – 1881 гг.) – английский писатель и историк.

1 Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: учебник. – М., 1998. – С. 228.

1 Шелли Перси Биши (1792-1822 гг.) – английский поэт-романтик, автор эссе «Защита поэзии».

1 Секулярный (лат. saecularis - светский) – освобожденный от церковного влияния.

1 Парацельс (1493-1541 гг.) – естествоиспытатель, врач, философ.

2 Протагор (ок. 490-ок. 420 гг. до н.э.) – представитель софистов старшего поколения.

1 Спенсер Г. (1820-1903 гг.) – английский философ, социолог, один из основоположников позитивизма.

1 См.: Эккерман. Разговоры с Гёте (Gespräche). Когда Эккерман рассказал Гёте, как птенчик, выпавший из гнезда после того, как Эккерман (зоолог) подстрелил его мать, был подобран матерьюдругого вида, Гёте сильно взволновался. «Если,— сказал он, — это окажется общераспространенным фактом, то это объяснит «божественное в природе». Зоологи начала XIX ве­ка,изучавшие жизнь животных на американском материке, еще не заселеннымлюдьми, и такой натуралист, как Брем, подтвердили, что действительно факт, отмеченный Эккерманом, нередко встречается в жизни животных.

1 Впоследствии он пошел, впрочем, дальше. Из его «Философской теории Веры», изданной им в 1792 году, видно, что если он начал с того, что хотел противо­поставить рациональную этику антихристианским учениям того времени, то кончил он тем, что признал «непостижимость нравственной способности, указывающей на ее божественное происхождение» (Кант. Соч. Изд. Hartenstein'a. Т. 6. С. 143— 144)

1 Этика не скажет ему: «Ты должен так-то поступить», а спросит его: «Чего ты хочешь,— определенно и окончательно, а не в силу минутного настроения» (Paulsen F. System der Ethik: В 2 т. Б., 1896. Т. 1. С. 20).

1 Гёте И.-В. Собр. соч. – М., 1977. – Т. 4. – С. 293.

2 Гюйо М. Нравственность без обязательства и санкции.

1 Рака – пустой человек.

2 Синедрион – верховное судилище.

1 Мытари – сборщики податей.

1 Маммона – богатство.

1 Несчастная душа, исполненная забот о будущем (лат.).

1 Мы искусственно удлинили горестные пути судьбы (лат.).

1 У Канта это разъясняется так: «Это есть практическое положение, которое не вы­водит воления поступка аналитически из другого, уже предположенного воления (так как мы не обладаем такой совершенной волей), а связывает его непосредственно с по­нятием воли разумного существа как нечто в нем не содержащееся».

2 Кант это поясняет таким образом: «Максима есть субъективный принцип совер­шения поступков, и ее должно отличать от объективного принципа, а именно от практического закона. Максима содержит практическое правило, которое разум определяет со­образно с условиями субъекта (чаще всего с его неведением или же его склонностями), и, следовательно, есть основоположение, согласно которому субъект действует; закон же есть объективный принцип, имеющий силу для каждого разумного существа, и осново­положение, согласно которому такое существо должно действовать, т.е. императив».

 

1 Сочинение Гегеля состоит из трех частей: «Абстрактное право», «Моральность», «Нравственность», — отражающих логику развития духа и становление свободы. Этика Гегеля изложена, преимущественно, во второй и третьей частях книги.

 

1 «Да свершится справедливость» не должно иметь своим следствием «пусть по­гибнет мир». (Кант И. Сочинения. – Т. 6. – С. 299-300.)

 

1 Post factum poentitet actum – задним числом возникает явление.

1 Паренезы – авторское осмысление сложившихся принципов.

2 Максима – этический принцип, выраженный в краткой форме; правило; норма поведения.

1 Duo cum faciunt idem, non es idem – с другими мы такие же, как с собой (лат.).

2 Мифический Библейский патриарх Мафусаил прожил 969 лет.

3 Probatum est – это проверено (лат.)

1 Porcedes – деяние (фр.)

2 Parler sans accent – говорить без ударения (фр.)

3 Parler avec accent – говорить с ударением (фр.)

1 В этих трех абзацах имеется ввиду персы, евреи и немцы.

2 В индогерманском этимологическом контексте слово «человек» обозначает мыслящий, наделенный духом, соответственно, способный оценивать.

1 Афоризм – законченная мысль, выраженная сжато и емко.

2 Интермедия – в данном контексте соединяющее положение.

1 Ясперс К. (1883 – 1969 гг.) – представитель немецкого экзистенциализма.

2 Габриэль О.М. (1889 – 1973 гг.) – французский философ и драматург.

3 Хайдеггер М. (1889 – 1976 гг.) – немецкий философ.

1 Понж Ф. (род. 1899 г.) – французский поэт, творчество которого Сартр считает близким духу экзистенциализма.

1 Гетерономная мораль – [гр. heteros – иной; гр. nomos - закон] – в идеалистической этике И.Канта отвергаемое им выведение нравственности из не зависящих от воли субъекта морали причин.

1 Аномизм – отклонение от закона.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 417; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.157.186 (0.236 с.)