Научная классификация видов экономического анализа. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Научная классификация видов экономического анализа.



1.По отраслевому признаку, который основывается на общественном разделении труда, анализ делится на отраслевой (промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, торговли и т.д.), и межотраслевой (теория анализа хозяйственной деятельности

2.По признаку времени экономический анализ подразделяется на перспективный (предварительный) и ретроспективный (последующий, исторический).

Перспективный анализ проводится до осуществления хозяйственных операций. Ретроспективный анализ осуществляется после совершения хозяйственных актов. Он необходим для изучения тенденций развития,Ретроспективный анализ в свою очередь делится на оперативный и итоговый.

3.По пространственному признаку можно выделить анализ внутрифирменный и межфирменный. Внутрифирменный анализ изучает деятельность только исследуемого предприятия и его структурных под-разделений. При межфирменном анализе сравниваются результаты деятельности двух или более предприятий

4.По аспектам исследования выделяют финансовый, операционный (технико-экономический), социально-экономический, экономико-статистический, экономико-экологический, маркетинговый, инвестиционный, функционально -стоимостный и другие виды анализа.

5.По методике исследования объектов различают качественный и количественный (факторный) анализ, экспресс-анализ, фундаментальный анализ, ситуационный анализ (анализ чувствительности), маржинальный (предельный) анализ, экономико-математический анализ и т.д.

6.По субъектам (пользователям) анализа различают внутренний (управленческий) и внешний анализ. Внутренний анализ осуществляется непосредственно на предприятии для нужд оперативного, краткосрочного и долгосрочного управления производственной, коммерческой и финансовой деятельностью. Его результаты являются коммерческой тайной. Внешний анализ проводится на основании финансовой и статистической отчетности органами хозяйственного управления, банками, финансовыми органами, акционерами, инвесторами.

7.По степени охвата объектов анализ делится на сплошной и выборочный. При сплошном анализе выводы делаются после изучения всех без исключения объектов, а при выборочном — по результатам обследования только части объектов, что позволяет ускорить аналитический процесс и выработку управленческих решений по результатам анализа.

8.По содержанию программы анализ может быть комплексным и тематическим. При комплексном анализе деятельность предприятия изучается всесторонне, а при тематическом — только отдельные ее стороны, представляющие в определенный момент наибольший интерес. Например, вопросы использования материальных ресурсов, производственной мощности предприятия, снижения себестоимости продукции и пр.

 

2. понятие и содержание внутреннего управленческого анализа.

Управленческий (внутренний) анализ предназначен компенсировать недостатки финансового и позволяет принимать обоснованные решения внутренними пользователями (менеджерами организации и специалистам определенных категорий).

Управленческий анализ проводят все службы предприятия с целью получения информации, необходимой для планирования, контроля и принятия управленческих решений и т.д.

Объектом управленческого анализа являются хозяйствующие субъекты экономики.

Субъект управленческого анализа — это лицо, непосредственно осуществляющее управленческий анализ.

Предмет управленческого анализа — это хозяйствующие процессы, протекающие на предприятии, социально-экономическая эффективность и результаты его деятельности.

Основная цель управленческого анализа — это информационное обеспечение принятия обоснованных управленческих решений.

Управленческий анализ — это анализ бизнес-деятельности с целью принятия оптимальных управленческих решений, в ходе которого решаются следующие основные задачи:

1.качественная оценка достоверности и полноты используемой информации;

2.аналитическая интерпретация информации, имеющейся в финансовой, управленческой, статистической, производственной отчетности для получения достоверных выводов с позиций основных групп пользователей;

3.оценка показателей и параметров издержек, доходов и финансовых результатов для обоснования управленческих решений;

4.мониторинг развития деятельности для выявления неиспользованных возможностей повышения конкурентоустойчивости организации.

От правильности и результативности управленческого анализа зависит основной результат — прибыль, которая затем становится объектом финансового анализа. То есть каждый из этих видов анализа решает свою задачу единой стратегии анализа на предприятии.

Управленческий анализ проводят все службы предприятия с целью получения информации, необходимой для планирования, контроля и принятия управленческих решений и т.д.

Управленческий анализ интегрирует три вида внутреннего анализа — ретроспективный, оперативный и перспективный, — каждому из которых свойственно решение собственных задач.

 

3. понятие и содержание внешнего финансового анализа.

Финансовый анализ — изучение основных параметров, коэффициентов и мультипликаторов, дающих объективную оценку финансового состояния предприятия, а также анализ курса акций предприятия, с целью принятия решения о размещении капитала. Финансовый анализ - это часть экономического анализа.

Цель финансового анализа - характеристика финансового состояния предприятия, бизнеса, группы компаний.

Задачи финансового анализа:

1. Анализ активов (имущества).2. Анализ источников финансирования.3. Анализ платежеспособности (ликвидности).

4. Анализ финансовой устойчивости.5. Анализ финансовых результатов и рентабельности.6. Анализ деловой активности (оборачиваемости).7. Анализ денежных потоков.8. Анализ инвестиций и капитальных вложений.

9. Анализ рыночной стоимости.10. Анализ вероятности банкротства.11. Комплексная оценка финансового состояния.12. Подготовка прогнозов финансового положения.13. Подготовка выводов и рекомендаций.

Виды финансового анализа

Финансовый анализ может быть разделен на следующие виды. По пользователям:

- внутренний финансовый анализ - финансовый анализ проводят сотрудники компании.

- внешний финансовый анализ - финансовый анализ проводят лица, не работающие в компании.

По направлению анализа:

- ретроспективный анализ - анализ прошлой финансовой информации;

- перспективный анализ - анализ финансовых планов и прогнозов.

По детализации:

- экспресс-анализ - анализ проводится по основным финансовым показателям;

- детализированный финансовый анализ - проводится по всем показателям, дает полную характеристику компании.

По характеру проведения:

- анализ финансовой отчетности - анализ по данным бухгалтерской отчетности;

- инвестиционный анализ - анализ инвестиций и капитальных вложений;

- технический анализ - анализ ценового графика ценных бумаг компании;

- специальный анализ - анализ по специальному заданию.

Методы финансового анализа

Обычно используют следующие методы в финансовом анализе:- вертикальный анализ;- горизонтальный анализ;- анализ коэффициентов;- метод сводки и группировки;

- анализ и прогнозирование трендов;- Факторный анализ;- метод балансовой увязки;- корреляционный анализ;

- анализ чувствительности.

 

4. понятие и содержание предварительного анализа.

Предварительный анализ

Предварительный (перспективный) анализ проводится до осуществления хозяйственных операций, он необходим для обоснования управленческих решений и плановых заданий, а также прогнозирования будущего и оценки ожидаемого выполнения плана.

Особенность перспективного анализа заключается в рассмотрении явлений и процессов деятельности предприятия с позиций будущего, т.е. перспективы развития.

Важнейшими задачами этого вида анализа являются: прогнозирование хозяйственной деятельности; научное обоснование перспективных планов; оценка ожидаемого выполнения планов. В первую очередь, использование перспективного анализа позволяет повысить научную обоснованность разрабатываемых перспективных планов развития предприятий, а также анализировать их выполнение.

Предварительный анализ в зависимости от сроков делится на краткосрочный и долгосрочный. Краткосрочный анализ охватывает период до одного года и используется для выработки тактической политики предприятия, а долгосрочный анализ осуществляется на период свыше года и используется для выработки стратегической политики предприятия, поэтому роль его значительно выше.

Возможные варианты решения предварительного анализа оцениваются с позиций момента принятия решения и с учетом возможных последствий.

Предварительный анализ по содержанию может быть как тактическим, так и стратегическим. Перспективный анализ включает оценку будущих результатов, возможных темпов развития, оценку рисков, анализ при составлении годовых и перспективных планов, прогнозирование банкротства.

 

5. понятие и содержание текущего анализа.

По содержанию процесса управления выделяют: перспективный (прогнозный, предварительный) анализ, оперативный анализ, текущий (ретроспективный) анализ по итогам деятельности за тот или иной период.

Текущий (ретроспективный) анализ базируется на бухгалтерской и статической отчётности и позволяет оценить работу объединений, предприятий и их подразделений за месяц, квартал и год нарастающим итогом.

Главная задача текущего анализа - объективная оценка результатов хозяйственной деятельности, комплексное выявление имеющихся резервов, мобилизация их, достижение полного соответствия материального и морального стимулирования по результатам труда и качеству работы.

Текущий анализ осуществляется во время подведения итогов хозяйственной деятельности, результаты используются для решения проблем управления.

Текущий анализ - наиболее полный анализ хозяйственной деятельности, вбирающий в себя результаты оперативного анализа и служащий базой перспективного анализа.

Текущий анализ имеет определенный недостаток - выясняются, как правило, уже утраченные возможности.

Текущий анализ имеет свои особенности. Он базируется на дедуктивном подходе, т.е. от общего показателя с последующим его расчленением на факторы первого порядка подчинения, затем другого и так до выяснения конкретных причин, которые обеспечивают решение поставленной задачи.

Под методом текущего анализа понимается способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их становлении и развитии.

Способы применения анализа можно условно подразделить на две группы: традиционные и математические.К первой группе относятся: использование абсолютных, относительных и средних величин; прием сравнения, сводки и группировки, прием цепных подстановок.

На практике применяются следующие основные методы анализа: горизонтальный анализ, вертикальный анализ, трендовый, метод коэффициентов, сравнительный анализ, факторный анализ.

 

6. понятие и содержание последующего анализа.

Последующий анализ является ретроспективным анализом результатов осуществленной хозяйственной деятельности, проводимым, как правило, по важнейшим отчетным периодам хозяйствования в основном на базе официальной отчетности и системного бухгалтерского учета. Позволяет оценить работу объединений, предприятий и их подразделений за месяц, квартал, год нарастающим итогом. Главные задачи — объективная оценка и контроль результатов коммерческой деятельности, комплексное выявление неиспользованных резервов, мобилизация их для повышения экономической эффективности производства в будущих периодах, а также выявление недочетов в работе и их виновников, достижение полного соответствия материального и морального стимулирования по результатам труда и качеству работы. Этот вид анализа имеет и существенный недостаток — выявленные резервы означают навсегда потерянные возможности роста эффективности производства, поскольку относятся к прошлому периоду. Поэтому для повышения действенности анализа ставится задача ускорить представление отчетности и ее аналитическую обработку. Последующий анализ проводится всеми экономическими и техническими службами управления, а также цехов и других подразделений по всем разделам анализа. В целом по предприятию составляется пояснительная записка к годовому отчету по итогам работы за год, где дается оценка хозяйственной деятельности и рекомендуются пути улучшения работы. Особенность методики состоит в том, что фактические результаты деятельности оцениваются в сравнении с планом и данными предшествующих аналитических периодов. Это наиболее полный анализ хозяйственной деятельности, вбирающий в себя результаты оперативного анализа и служащий базой перспективного анализа. Прежде всего, сформированная на единой основе отчетность и исключение влияния на итоговые оценочные показатели случайных факторов и событий, позволяет составить устойчивый ряд (тренд) показателей и прогнозировать их изменение в краткосрочном, а иногда и среднесрочном периоде, в течение которого не происходит принципиальных изменений в основных факторах и условиях производства. Ретроспективный анализ позволяет обосновать, за счет каких факторов при каких дополнительных вложениях можно обеспечить получение финансового результата.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 2259; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.31.159 (0.023 с.)