Понятие менеджмента качества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие менеджмента качества



Введение

 

Уважаемый студент или студентка!

Вы держите в руках книгу, которая окажется безусловно полезной при подготовке к сдаче экзамена по одной из наиболее актуальной для современного предпринимателя и управленца дисциплин – менеджменту качества (в соответствии с Государственным образовательным стандартом – «Управлению качеством»).

Управление качеством – курс многогранный; он базируется на знаниях менеджмента, маркетинга, экономики, системного анализа, статистики и ряда других учебных дисциплин, входящих в учебный план подготовки менеджеров и экономистов-менеджеров.

Как правило, эту дисциплину изучают на старших курсах, когда одной из основных проблем студентов является дефицит времени.

Учитывая сказанное выше, я постаралась в весьма компактой форме дать ответы на основные вопросы курса, тем самым упростив процесс подготовки к экзамену, который, по отзывам моих многочисленных учащихся, является весьма непростым. Эти сложности обусловлены, в первую очередь, объемом пройденного материала, а отнюдь не психологическим состоянием перед сдачей экзамена. Мой многолетний опыт преподавательской работы в вузе показывает, что экзамен вызывает сильный стресс лишь у плохо подготовленных или немотивированных к получению знаний студентов. Если же Вы усвоите основные понятия и категории менеджмента качества – положительная оценка обеспечена!

Итак, ни пуха, ни пера!

 

Н. Розова


ВОПРОС 1

ПОНЯТИЕ КАЧЕСТВА

 

О Т В Е Т

 

По мнению Российской Академии проблем качества, качество является одной из основополагающих категорий, определяющих образ жизни, социальную и экономическую основу для успешного развития человека и общества. Такая точка зрения четко определяет первостепенную значимость деятельности по совершенствованию качества.

В среде специалистов по проблемам качества существует большое число определений этой категории. Это разнообразие связано с многоаспектностью категории качества. Так, например, качество в философском смысле представляет собой «непосредственную характеристику непосредственного бытия», в политэкономическом – «результат взаимодействия потребительной стоимости и стоимости». Большинство трактовок обобщено Международной организацией по стандартизации (ИСО, от ISO - International Standard Organization).

КАЧЕСТВО – это СТЕПЕНЬ СООТВЕТСТВИЯ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОДУКЦИИ, ПРОЦЕССА ИЛИ СИСТЕМЫ СУЩЕСТВУЮЩИМ ИЛИ ПРЕДПОЛАГАЕМЫМ ПОТРЕБНОСТЯМ.

Наиболее современным и грамотным является определение, содержащееся в международных стандартах ИСО 9000:2000. В редакции п. 3.1.1. ГОСТ Р ИСО 9000:2001 качество представляет собой «степень соответствия присущих характеристик требованиям».

Под характеристиками понимают «отличительные свойства»; под требованиями «потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным».

Термин "качество" может употребляться с прилагательными «плохое», «хорошее» или «отличное».

Термин "присущий" в отличие от термина "присвоенный" означает имеющийся в чем-то и относится прежде всего к постоянным характеристикам.

 

Схема «создания качества продукции». Процесс «создания качества продукции» схематично можно представить в виде совокупности шести этапов (Рис.1).

 

 

Потребители


Этап 1. Осознание потребности

Маркетинговая служба
Отзывы

       
 
   
 


Этап 2. Интерпретация потребности

Научно-исследовательские, опытно-конструкторские подразделения
Выяснение требований к качеству

 

Этап 3. Воплощение требований к качеству в

образце продукции

 
 
Производство


Этап 4. Реализация требований к качеству в

выпускаемой продукции

 
 
Сбыт


Этап 5. Реализация требований к качеству в

Потребители
товаре

Этап 6. Удовлетворение потребностей

(оценка качества потребителем)

 

Рис. 1. Укрупненный процесс "создания качества"

 

 

Каждая потребность выражается рядом требований (к функциональности, безопасности, эстетичности и т.д.), которые участвуют в формировании отношений пригодности продукции для целей потребителя, служат для оценки ее соответствия назначению и, следовательно, очерчивают границу качества продукции.

Требования к качеству можно определить как выражение определенных потребностей или их перевод в набор количественно или качественно установленных требований к характеристикам продукции с целью их воплощения в ней и проверки.

Продукция представляет собой результат процесса, т.е. совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующей входы в выходы. Она может быть как материальной (изделия), так и нематериальной (услуги). Услуги производственного характера называют работами (например, установка и наладка оборудования).

При проведении технических оценок термин «качество» применяется в следующих ситуациях:

o При сравнении объектов с целью выявления степени превосходства («относительное качество»);

o При количественной статистической оценке (уровень качества);

o При проведении точной технической оценки (мера качества).

Пирамида качества. Понятие качества можно распространить также на категории деятельности (например, производственной) и фирмы (организации-товаропроизводителя) в целом.

В каждой организации формируется внутрифирменная иерархия качества, наглядно демонстрирующая связь качества с общей эффективностью деятельности. Фирмы, производящие и реализующие эффективными методами высококачественную продукцию, получают неоспоримые конкурентные преимущества и, естественно, улучшают общие результаты своей деятельности. Внутрифирменная иерархия качества является основанием так называемой пирамиды качества (Рис. 2.), отображающей влияние качества на общество в целом.

 

 
 

 

 

 


Рис. 2. Пирамида качества

 

Общество заинтересовано в высоком качестве на каждом иерархическом уровне пирамиды. Характеристики уровней пирамиды качества приведены в Табл.1.

Таблица 1.

Характеристики уровней пирамиды качества

Уровень иерархии Объект управления Компоненты объекта управления Базовый механизм управления качеством Форма общественного признания
           
1. Качество продукции Готовая Продукция   · Качество изделия · Качество сервиса Контроль соответствия Сертификат соответствия на продукцию
2. Качество деятельности (производства) Производство · Качество сырья, материалов · Качество оборудования · Качество технологии · Качество производ-ственных процессов · Качество условий труда · Качество (квалифи-кация) рабочего Система качества Сертификат соответствия на систему качества  
3. Качество фирмы (организации)   Фирма · Качество системы управления · Качество оснащенности фирмы · Качество руководителей · Качество персонала Всеобщее управление качеством (TQM) Премии качества
4. Всеобщее качество (качество общества)   Общество · Качество культуры · Качество политико-правовой системы · Качество экономи-ческой системы · Качество информации · Качество науки и техники · Качество жизни - -

 

 

ВОПРОС 2

ВОПРОС 3

Рис. 3. Содержание модели Всеобщего контроля качества

В то же время Филипп Кросби (Philip Crosby) предложил концепцию бездефектной работы или систему «нулевых дефектов» (ZD - Zero Defects), основная идея которой заключается в том, что платить приходится не за качество, а за его отсутствие или недостаток, что и должно стать предметом контроля.

Концепция TQC получила дальнейшее развитие в Японии в форме всеобщего статистического контроля качества (TSQC - Total Statistical Quality Control), в рамках которого персонал вовлекается в работу кружков качества. Большое внимание при этом уделялось вопросам мотивации, как на уровне отдельного сотрудника, так и на уровне организации. В 1951 году в Японии была учреждена премия Деминга, ставшая прообразом многих национальных и международных премий за достижения в области совершенствования качества.

Таким образом, в 1950-е годы сложились предпосылки создания новой концепции управления качеством, ориентированной на удовлетворение запросов потребителя и превращающей совершенствование качества в задачу каждого сотрудника организации – концепции всеобщего менеджмента качества (TQM – Total Quality Management).

На рубеже 1970-1980-х годов к специалистам пришло понимание универсальности основных принципов менеджмента качества, приемлемых для предприятий любой отраслевой принадлежности и вне зависимости от того, в какой стране они находятся. Единственным необходимым условием их применения было наличие в стране рыночной экономики. В 80-е годы окончательно сформировалась философия TQM. Международной организацией по стандартизации (ИСО) было разработано семейство международных стандартов на системы качества ИСО-9000. Именно сертификация системы качества на соответствие требованиям стандартов ИСО-9000 является одним из начальных этапов внедрения методологии TQM в практическую деятельность любой организации.

 

 


 

 

Таблица 2

Характеристики этапов развития менеджмента качества


Этапы     Характе- ристики Контроль Качества   (1900е-1920егг.) Управление качеством производства   (1920е-1950е гг) Обеспечение качества   (1950е-1980е гг) Всеобщий менеджмент качества (1980е – по наст. время)
Механизм управления Выходной нормативный контроль Статистический контроль; выборочный контроль   Комплексное управление качеством на всех стадиях жизненного цикла изделия Стратегическое управление качеством
Основная цель Выявление дефектов Предупреждение дефектов Поддержание и совершенствование качества Постоянное совершенствование качества
Периодич- ность управления После изготовления В ходе производства Перед производством Постоянно
Отношения с потребителями Удовлетворение требований рынка эффективным для производителя способом Удовлетворение требований рынка эффективным для производителя способом Гарантия качества продукции путем сертификации Приоритет текущих и потенциальных запросов потребителей
Система мотивации Штрафные санкции за брак Учитывает настройку производственного процесса Уменьшение материального, рост морального стимулирования Создание системы признания заслуг; самомотивация
Система обучения Профессио-нальная подготовка Профессиональная подготовка Обучение статисти- ческим методам Поощрение обучения Обучение непрерыв-ное, всестороннее; Самообразование; Обучение становится частью мотивации

 

 

ВОПРОС 4

Системный «Функциональный»

Подход к менеджмент:

Управлению -финансовый;

- инновационный

- производственный и.т.д.

 

       
 
   
Школа человеческих отношений
 

 


Общий менеджмент

 
 


1900-1920 1920-1950 1950-1980 1980-по настоящее время

 

Рис. 4. Связь менеджмента качества с общим менеджментом

 

 

ВОПРОС 5

ВОПРОС 6

ВОПРОС 7

ВОПРОС 8

ВИДЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА

 

О Т В Е Т

 

Показатели качества - количественно или качественно установленные конкретные требования к характеристикам (свойствам) объекта, дающие возможность их реализации и проверки. Основные разновидности показателей качества приведены в Таблице.

Таблица

Основные типы показателей качества

 

Признак классификации Типы показателей
1. Отношение к свойствам продукции Показатели: 1.1. Назначения 1.2. Надежности 1.3. Технологичности 1.4. Эргономические 1.5. Эстетические 1.6. Стандартизации 1.7. Патентно-правовые 1.8. Экономические 1.9. Безопасности
2. Количество отражаемых свойств 2.1. Единичные 2.2. Комплексные 2.3. Интегральные  
3. Метод определения 3.1. Инструментальные 3.2. Расчетные 3.3. Статистические 3.4. Органолептические 3.5. Экспертные 3.6. Социологические 3.7. Комбинированные  

 

Продолжение таблицы

Признак классификации Типы показателей
4. Стадия определения 4.1. Проектные 4.2. Производственные 4.3. Эксплуатационные 4.4. Прогнозируемые
5. Размерность отражаемых величин 5.1. Абсолютные 5.2. Приведенные 5.3. Безразмерные
6. Значимость при оценке качества 6.1. Основные 6.2. Дополнительные
7. Тип единиц измерения 7.1. Натуральные 7.2. Стоимостные

 

Показатели назначения характеризуют основные функциональные свойства продукции и обусловливают диапазон ее применяемости.

Показатели надежности характеризуют способность продукции к сохранению работоспособности при соблюдении определенных условий эксплуатации и технического обслуживания (выражают свойства безотказности, долговечности, ремонтопригодности, сохраняемости).

Безотказность – свойство непрерывного сохранения работоспособного состояния продукции в течение некоторого времени (например, средняя наработка на отказ, интенсивность отказов).

Долговечность – свойство сохранения работоспособности до наступления предельного состояния при установленной схеме технического обслуживания и ремонта (например, средний срок службы).

Ремонтопригодность – приспособленность к предупреждению и обнаружению причин возникновения отказов или повреждений и поддержанию или восстановлению работоспособного состояния продукции путем технического обслуживания и/или ремонта (например, средняя трудоемкость ремонта).

Сохраняемость – свойство сохранения значений показателей безотказности, долговечности и ремонтопригодности в течение и после хранения или транспортирования продукции.

Показатели технологичности связаны с совершенством конструктивно-технологических решений продукции, обусловливающих высокую производительность труда при изготовлении, ремонте и техническом обслуживании (например, удельная энергоемкость, удельная материалоемкость).

Эргономические показатели характеризуют приспособленность продукции к антропометрическим, физиологическим, психофизиологическим и психологическим свойствам потребителя, проявляющимся в системе «человек-изделие-окружающая среда».

Эстетические показатели связаны со способностью изделия к выражению красоты в предметно-чувственной форме (отражают свойства гармоничности, оригинальности, информационной выразительности, рациональности формы и т. п.)

Показатели стандартизации характеризуют соответствие продукции стандартам, а также ее насыщенность стандартными, унифицированными и оригинальными элементами.

Экономические показатели отражают затраты на разработку, изготовление и эксплуатацию продукции.

Показатели безопасности характеризуют обеспечение безопасности потребителя при эксплуатации или потреблении продукции, а также обслуживающего персонала при обслуживании, ремонте, хранении, транспортировании и прочих действиях с продукцией.

 

ВОПРОС 9

ВОПРОС 10

ВОПРОС 11

ВОПРОС 13

ВОПРОС 9а

Контроль качества

 

О Т В Е Т

 

Контроль качества деятельность, включающая проведение измерений, экспертизы, испытаний или оценки параметров объекта и сравнение полученных величин с установленными требованиями к этим параметрам.

Основные виды контроля качества продукции приведены на рис..

 

 

 

Рисунок. Разновидности контроля качества продукции

 

По способу отбора контролируемой продукции различают сплошной (100-процентный) и выборочный контроль.

Сплошной контроль является трудоемким и дорогостоящим, поэтому в крупносерийном и массовом производстве контролю подвергают лишь часть партии продукции (выборку). Если качество продукции в выборке отвечает установленным требованиям, то вся партия считается соответствующей этим требованиям, если – нет, то вся партия бракуется. Однако при таком методе контроля сохраняется вероятность ошибочной браковки (ошибки первого рода или риска поставщика) или, наоборот, признания партии изделий годной (ошибкой второго рода или риском заказчика). Обе возможные ошибки, выражаемые в процентах, отдельно оговариваются при заключении контрактов на поставку продукции.

Доля дефектных изделий в партии вычисляется по формуле:

 

,

 

где N – общее число изделий в партии;

- число дефектных изделий.

Доля дефектных изделий в выборке вычисляется по формуле:

 

,

 

Где Z - число дефектных изделий в выборке;

n – объем выборки.

Если бы изделия в генеральной совокупности и в выборке распределялись по закону равной вероятности, то выборочный контроль был бы упрощенным, однако, закономерности распределения не совпадают и в общем случае

 

что и служит причиной ошибок первого и второго рода про выборочном контроле.

Вероятность попадания дефектных изделий в выборку может иметь различное вероятностное распределение, поэтому для оценки качества контроля большое значение имеет правильность выбора математического аппарата. Как правило, при выборочном контроле применяют нормальный закон и законы распределения случайных величин - биноминальный, гипергеометрический и закон Пуассона. Нормальный закон применяется при выборочном контроле по количественным признакам, оставшиеся три закона - при контроле по качественным признакам, когда каждое испытание в серии имеет лишь два возможных исхода – изделие признается либо качественным, либо бракуется.

Так, например, для биномиального распределения вероятность появления в выборке из изделий количества дефектных изделий определяется следующей формулой:

 

,

где q –вероятность появления брака,

p - вероятность появления качественного изделия,

Czn – сочетание из выборки в изделий по изделий.

 

Контроль по количественному признаку заключается в определении соответствия контролируемого параметра или единицы продукции установленным требованиям. При этом любое несоответствие установленным требованиям считается дефектом, а при наличии у единицы продукции хотя бы одного дефекта, она признается дефектной. Этот способ контроля как более информативный требует меньшего объема выборки. Однако, он предполагает использование сложных технических средств контроля качества, поэтому в сравнении с другими способами контроля является более дорогостоящим.

Контроль по альтернативному признаку базируется на установлении факта соответствия (несоответствия) параметра установленным требованиям. При этом используют такие средства контроля, как калибры, шаблоны, образцы и т.п. Этот способ достаточно прост в применении и относительно дешев, однако в силу меньшей информативности он требует при прочих равных условиях большего объема выборки.

 

ВОПРОС 13а

ВОПРОС 14

ВОПРОС 15

ВОПРОС 16

Стандарты ISO 9000

О Т В Е Т

 

Стандарты серии ISO-9000 - это пакет документов по менеджменту качества, подготовленный Техническим Комитетом 176 Международной Организации по стандартизации (ISO/TC 176). Семейство стандартов ISO-9000 изображено на рис.

       
   
 
 

 

 


Рис. Семейство стандартов ISO-9000

Процедурой ISO предусмотрено периодическое редактирование стандартов ISO-9000, применяемых в области менеджмента качества.

Первая редакция стандартов серии ISO датируется 1987 годом; вторая вышла в 1994 году; третья - в 2000.

Стандарты ISO 9000 содержат минимальные требования, которым должна соответствовать организация работ по обеспечению гарантии качества независимо от того, какую именно продукцию выпускает предприятие или какие услуги оно оказывает. Если система управления качеством, в рамках которой реализуются процессы управления в данной организации, соответствует требованиям стандартов ISO, то это воспринимается потребителями как убедительное доказательство способности фирмы обеспечить выпуск продукции, выполнение работ или оказание услуг требуемого уровня качества.

Одной из важнейших черт этих стандартов является их универсальность, т.е. принципиальная применимость ко всем без исключения видам деятельности.

Отличительной особенностью международных стандартов ISO 9000 является то, что они устанавливают степень ответственности руководства организации за качество.

Стандарты ИСО 9000, ИСО 9001 и ИСО 9004 в качестве государственных стандартов Российской Федерации используются под следующими названиями:

ГОСТ Р ИСО 9000-2001 – «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь».

ГОСТ Р ИСО 9001-2001 – «Системы менеджмента качества. Требования»;

ГОСТ Р ИСО 9004-2001 – «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности».

Стандарт ISO 9000-2000. В редакции 2000 года стандарт ISO 9000 заменяет ISO 9000:1994 и ISO 8402. Стандарт ISO 9000-2000 имеет следующую структуру:

Введение

1. Область применения

2. Основные положения систем менеджмента качества

3. Термины и определения

Приложения

Терминологический словарь в редакции 2000 года содержит новые термины и уточненные устаревшие понятия, примеры которых приведены в Таблице.

Таблица.

Изменения в терминологии стандартов ISO-9000

Термин Терминология ISO 8402:1994 Терминология ISO 9000:2000
     
1. Качество Совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности. Способность совокупности внутренне присущих характеристик продукции, системы, процесса выполнять требования заказчиков и других заинтересованных сторон.
2. Удовлетво-ренность/ неудовлетво-ренность заказчика нет Мнение заказчика относи- тельно того, в какой степени сделка удовлетворяет/ не удовлетворяет потребности и ожидания заказчика. Примечание 1. Сделка - это специфи-ческие время и событие, основанные на совместных потребностях и ожиданиях, и их взаимосвязь между всеми заинтересованными сторонами. Примечание 2. Претензии заказчика являются общим показателем неудовлет-воренности заказчика сделкой, но их отсутствие не обязательно подра-зумевает удовлетворенность заказчика.
3. Система нет Объект, состоящий из взаимосвязанных или взаимо-действующих элементов.
4.Система качества Совокупность организа-ционной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством. Примечание 2. Система качества органи-зации предназначена прежде всего для удовлетворения внутренних пот-ребностей управления организацией. Система для установления политики в области качества и целей в области качества и для достижения этих целей.
5. Улучшение качества нет Примечание. Термин «непрерыв-ное улучшение качества» исполь-зуется, когда улучшение качества является поступательным и организация активно ищет и стремится к возможностям улучшения.
6. Планирование качества Деятельность, которая уста-навливает цели и требования к качеству и применению эле-ментов системы качества. Примечание. Планирование качества охватывает: планиро-вание качества продукции, планирование управленческой и функциональной деятельности, под-готовку программы качества и выработку положений по улучшению качества. Часть менеджмента качества, сфокусированная на установлении целей в области качества и определении необходимых опера-ционных процессов и соответ-ствующих ресурсов для выполнения целей качества. Примечание. Разработка программ качества может быть частью планирования качества.

 

Стандарт ISO 9001. Стандарт ISO 9001, предназначенный для сертификации системы качества, излагает минимальные требования к организации, обеспечивающие достижение удовлетворенности заказчика. Стандарт ISO 9001-2000 имеет следующую структуру:

Введение

1. Область применения

2. Нормативные ссылки

3. Определения

4. Система менеджмента качества

5. Ответственность руководства

6. Менеджмент ресурсов

7. Процессы жизненного цикла продукции

8. Измерение, анализ и улучшение

Приложения

 

Стандарт ISO 9004, имеющий аналогичную структуру, служит для совершенствования деятельности в организации, ориентируя организацию на учет и максимально возможное удовлетворение требований всех заинтересованных сторон: потребителей, владельцев бизнеса, персонала, поставщиков, общества в целом.

Стандарт ISO-9004 определяет такое фундаментальное понятие как петля качества (жизненный цикл продукта). Петля качества лежит в основе всех систем качества. Она включает 11 этапов или стадий жизни продукта (рис.), на каждом из которых должна производиться оценка качества:

Рис. Петля качества

1. маркетинг, изучение рынка (МИР)

2. проектирование, конструирование (ПК)

3. материально-техническое обеспечение (МТО)

4. технологическая подготовка производства (ТПП)

5. производство продукта (ПП)

6. контроль и испытания (КИ)

7. упаковка и хранение (УХ)

8. реализация и поставка продукта (РПП)

9. монтаж и эксплуатация (МЭ)

10. техническая помощь и обслуживание (ТПО)

11. утилизация продукта (УП)

Кроме стандартов ISO-9000 в пакет входят вспомогательные (поддерживающие) стандарты и руководства (стандарты процессов и документов), связанные либо с общими элементами ISO-9000, либо с узкой коммерческой или производственной спецификой.

Руководства из семейства стандартов можно сгруппировать по трем основным направлениям (рис.).

       
   
 
 

 

 


Рис.. Группирование Руководств семейства стандартов ISO-9000.

Стандарт ISO 10013 "Руководящие указания по разработке руководств по качеству" содержит рекомендации по составлению основополагающего документа системы качества - Руководства по Качеству.

Стандарты серии ISO 9000 создавались как не зависимые от отраслей промышленности. Однако сегодня ISO/TC 176 работает над расширением семейства ISO 9000 за счет документов (руководств или проектов стандартов), отражающих отраслевую специфику. В первую очередь это относится к таким областям деятельности как переработка материалов, услуги, разработка интеллектуальной продукции, управленческая деятельность (аудит, обучение персонала и т.д.).

ВОПРОС 17

Стандарты ISO 9000 и TQM

Основные принципы концепции TQM изложены в стандарте ISO 9004:2000, являющемся методическим пособием по разработке и применению систем качества. Однако все же между формулировками стандартов семейства ISO-9000 и положениями концепции TQM существует ряд различий; некоторые из них приведены в таблице:

Таблица.

Различия в положениях стандартов ISO-9000 и концепции TQM

Положения стандартов ISO-9000 Положения концепции TQM
1. Нет необходимости в ориентации на определенного потребителя Ориентация на определенного потребителя
2. Ориентация на технические системы и процедуры Ориентация на философию, концепции, инструменты и методологию
3. Вовлеченность всех сотрудников не обязательна Вовлечение всех сотрудников – обязательное условие
4. Ответственность за качество оформлена документально, но может возлагаться на подразделения в целом, например, отдел качества Каждый сотрудник организации ответственен за качество
5. Нет направленности на непрерывное совершенствование TQM немыслимо без непрерывного совершенствования  
6. В основном, статичность процессов и корпоративной культуры Подразумевается изменение процессов и культуры организации

Основное же отличие стандартов ISO-9000 от концепции TQM состоит в том, что стандарты, в первую очередь, направлены на снижение вероятности неправильного выполнения каких-либо действий, в то время как TQM является вершиной современных методов управления качеством и ориентирована на дальнейшее повышение качества продукции, когда уже достигнут некий уровень качества.

 

 

ВОПРОС 18

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ СтандартИЗАЦИИ

О Т В Е Т

 

В соответствии с законом РФ «О техническом регулировании» стандартизация – деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

Стандартизация выполняет 3 социально значимые функции:

1. Упорядочивание объектов (продукции, работ, услуг, процессов), создаваемых людьми в разных странах;

2. Закрепление в нормативных документах оптимальных требований к упорядоченным объектам;

3. Установление правил применения этих нормативных документов.

Основные результаты деятельности по стандартизации:

· Повышение степени соответствия продукции ее функциональному назначению;

· Устранение барьеров в международном товарообмене.

Стандартизация преследует следующие цели:

· Безопасность (отсутствие недопустимого риска для граждан или их имущества, связанного с возможностью нанесения ущерба);

· Взаимозаменяемость (использование одного изделия, услуги или процесса как субститута другого изделия, услуги, процесса для выполнения одних и тех же требований);

· Совместимость (пригодность к совместному, но не вызывающему нежелательных последствий использованию при заданных условиях для выполнения установленных требований)

· Унификация (приведение к единообразию) технических характеристик изделий, документации, средств коммуникации (терминов, обозначений и пр.);

· Экологическая безопасность (защита окружающей среды от неблагоприятного воздействия изделия, услуги, процесса);

· Повышение конкурентоспособности;

· Рационализация использования ресурсов;

· Обеспечение научно-технического прогресса.

Основополагающими научными принципами стандартизации являются:

1. комплексность стандартизации;

2. опережающее развитие стандартизации;

3. классификация.

Принцип комплексности стандартизации заключается в систематизации и оптимальной увязке комплекса факторов, обеспечивающих требуемый уровень качества продукции, в процессе установления и применения нормативной документации (НД).

Так, например, комплексная стандартизация в горнодобывающей промышленности - это процесс установления и применения НД, определяющей качество минерального сырья и продуктов его переработки, технологических процессов добычи и обогащения, методов контроля, правил приемки, хранения и транспортировки.

Нормативная документация (НД) представляет собой документы, содержащие правила, общие принципы и характеристики, имеющие отношение к определенным видам деятельности или их результатам, и доступные широкому кругу пользователей.

Принцип опережающего развития стандартизации - это развитие стандартизации с учетом изменения во времени показателей качества объектов стандартизации.

Опережающая стандартизация - стандартизация, заключающаяся в установлении повышенных по отношению к уже достигнутому на практике уровню норм, требований к объектам стандартизации, которые согласно прогнозам будут оптимальными в последующее время.

Принцип классификации заключается в выделении классификационных признаков у объекта стандартизации и их ранжировании по значимости для определения объекта. При этом различают общую и частную классификации.

Общая классификация подразумевает выделение основных классификационных признаков объекта и их ранжирование по значимости. Классификация выполняется только в десятичной системе.

Частная классификация производится на базе общей классификации и, как правило, учитывает функциональные условия при обращении объекта.

Примеры: Универсальный десятичный классификатор (УДК), классификация промышленной продукции на государственном и отраслевом уровнях (ОКП).

Характеристики методов стандартизации сведены в Таблицу.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.121.55 (0.193 с.)