Руководство и контроль за ходом выполнения дипломной работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Руководство и контроль за ходом выполнения дипломной работы



7.4.1 Выполнение дипломной работы осуществляется под руковод-ством научного руководителя в соответствии с календарным графиком, установленным заданием на дипломную работу.

7.4.2 В установленные сроки студент отчитывается перед научным руководителем, который оценивает качество выполнения задач исследования и степень готовности дипломной работы к защите.

7.4.3 Контрольза руководством дипломными работами осуществляют заведующие выпускающими кафедрами.

7.4.4 Деканы факультетов осуществляют общий контроль за ходом выполнения дипломных работ. Вопросы подготовки дипломных работ рассматриваются на заседаниях кафедр и советов факультетов.

7.4.5 За достоверность и правильность приведённых в дипломной работе расчётов, решений, фактических данных и обоснованность сделанных выводов отвечает студент – автор дипломной работы.

7.4.6 Законченная дипломная работа, подписанная студентом и консультантами, представляется руководителю для составления отзыва.

7.4.7Руководитель дипломной работы обязан:

– составить и своевременно выдать студенту задание на дипломную работу;

– оказать студенту помощь в разработке календарного плана-графика выполнения дипломной работы;

– рекомендовать студенту необходимую основную литературу, справочные материалы, законодательные и иные нормативные правовые акты, а также другие источники по теме дипломной работы;

– проводить систематические, предусмотренные планом-графиком консультации, контролировать расчеты и экспериментальные результаты;

– контролировать ход выполнения дипломной работы и нести ответственность за ее выполнение, вплоть до защиты дипломной работы;

– составить отзыв о дипломной работе;

– подписать титульный лист допускаемой к защите дипломной работы.

Выпускающие кафедры должны разрабатывать методические указания по подготовке и защите дипломных работ применительно к специальности и обеспечивать ими студентов.

7.4.8В отзыве руководителя дипломной работы должны быть отмечены:

– актуальность темы дипломной работы;

– степень решения поставленных целей и задач;

– степень самостоятельности и инициативности студента;

– умение студента пользоваться специальной литературой;

– способности студента к исследовательской и практической работе по специальности;

– качество оформления работы;

– практическая ценность выполненной студентом работы и возможность использования полученных результатов;

– дано заключение о возможности допуска дипломной работы к защите.

7.4.9 По предложению руководителя дипломной работы, в случае необходимости, кафедре предоставляется право приглашать консультантов по отдельным узконаправленным разделам. Консультантами могут назначаться профессора и преподаватели вузов, а также высококвалифицированные специалисты, научные работники других учреждений и предприятий.

7.4.10 Консультанты дипломной работы обязанывыдавать индивидуальные задания, консультировать и направлять работу студента для выработки решений по закрепленным разделам. Консультант регулярно проверяет степень готовности соответствующего раздела, о чем информирует руководителя дипломной работы, а при необходимости и кафедру. Если консультант считает, что его задание выполнено, то он ставит свою подпись на титульном листе дипломной работы.

7.4.11 Работа, не подписанная научным руководителем и консультантом, к защите не допускается.

Допуск к защите

7.5.1 Дипломная работа и отзыв руководителя представляются заведующему выпускающей кафедрой, который решает вопрос о допуске студента к защите дипломной работы. Для этого кафедрой организуется предзащита дипломных работ. Предзащита осуществляется созданными на кафедре рабочими комиссиями, которые заслушивают сообщение студента по дипломной работе, определяют соответствие дипломной работы заданиям и выясняют готовность студента к защите. В ходе предварительной защиты также проводится нормоконтроль, целью которого является определение соответствия оформления дипломных работ требованиям настоящей инструкции. Работы, не удовлетворяющие указанным требованиям, к защите не допускаются и возвращаются на доработку.

Допуск студента к защите подтверждается резолюцией и подписью заведующего выпускающей кафедрой на титульном листе дипломной работы. Если заведующий выпускающей кафедрой на основании выводов рабочей комиссии не считает возможным допустить студента к защите, этот вопрос рассматривается на заседании кафедры с участием руководителя дипломной работы. При отрицательном заключении кафедры студент информируется о том, что он не допускается к защите дипломной работы.

7.5.2 Дипломная работа, допущенная к защите, направляется заведующим кафедрой на рецензию.

7.5.3 Рецензирование дипломной работы осуществляется, как правило, внешним рецензентом из числа специалистов производства и научных учреждений, педагогического состава других вузов (организаций). Рецензенты дипломных работ утверждаются распоряжением декана факультета по представлению заведующего выпускающей кафедрой не позднее одного месяца до защиты.

Декан факультета может в порядке исключения разрешить рецензирование дипломной работы преподавателям других кафедр института. Подпись внешнего рецензента, не являющегося сотрудником института, заверяется в организации по месту его работы в установленном порядке и скрепляется печатью. Подпись рецензента – сотрудника института – не заверяется.

7.5.4 Рецензия оформляется на бланке (приложение Л).

В рецензии должны быть отмечены:

– актуальность темы дипломной работы;

– степень соответствия дипломной работы заданию;

–логичность изложения материала и построения дипломной работы;

– творческий, самостоятельный подход к разработке темы;

– знание дипломником нормативных правовых актов;

– глубина анализа и критического обзора литературных источников;

– умение систематизировать и обобщать информацию, самостоятельно решать поставленные задачи;

– оценка достоверности полученных результатов, их практическая значимость;

– правильность, аргументированность и научная обоснованность выводов;

– замечания по оформлению дипломной работы и стилю изложения материала;

– соответствие оформления работы требованиям настоящей инструкции;

– рекомендуемая отметка по десятибалльной системе.

7.5.5 Рецензент имеет право затребовать у автора дипломной работы дополнительные материалы, касающиеся сущности проделанной работы. Студент должен быть ознакомлен с содержанием рецензии и отзывом за два – три дня до защиты дипломной работы и подготовить ответы на замечания рецензента.

7.5.6 Допущенная к защите дипломная работа вместе с отзывом и рецензией представляется секретарю ГЭК. Кроме того, дипломник может представить справки (акты) о внедрении полученных результатов, опубликованные тезисы, статьи, другие материалы по дипломной работе.

 

Защита дипломной работы

7.6.1 К защите дипломной работы допускаются студенты, полностью выполнившие учебный план, включая сдачу государственных экзаменов. Защита дипломной работы проводится на открытом заседании Государственной экзаменационной комиссии. Руководство заседанием ГЭК осуществляет ее председатель. Порядок защиты дипломной работы определяется Положением о ГЭК.

7.6.2 При подготовке к защите студент составляет текст доклада, согласовывает его с научным руководителем, готовит презентацию дипломной работы.

7.6.3 Доклад по дипломной работе должен содержать:

– обоснование актуальности темы дипломной работы;

– цели, задачи исследования;

– методику проведения и результаты анализа исследуемых явлений и процессов, выводы;

– рекомендации и предложения по совершенствованию, развитию, реформированию изучаемых процессов;

– заключение об экономической эффективности и возможности реализации предложений.

7.6.4 Доклад должен, как правило, сопровождаться соответствующей презентацией. Презентация дипломной работы содержит полное наименование дипломной работы, графики, таблицы, другие иллюстративные, аналитические и результирующие материалы, помогающие дипломнику четко, логично и аргументировано доложить ГЭК результаты проведенного исследования. На все чертежи, графики, таблицы, представленные ГЭК в презентации, должны быть сделаны ссылки. Графический и табличный материалы должны быть расположены в последовательности, соответствующей тексту доклада. Презентация может быть выполнена в форме раздаточного материала членам ГЭК или представлена на компьютере.

Следует стремиться подчеркнуть в докладе всё то новое, что внесено и предложено самим дипломником. Кроме того, необходимо ранжировать рекомендации, предложения и выводы по степени их значимости. Во время доклада студент имеет право пользоваться кратким конспектом, данными презентации и текстом дипломной работы.

Рекомендуемое время доклада – 7 – 10 минут.

7.6.5 После доклада студент отвечает на вопросы, заданные председателем и членами ГЭК. Во время ответа можно пользоваться материалами презентации и текстом дипломной работы. Студент имеет право обдумать заданный вопрос.

После членов ГЭК с разрешения председателя вопросы могут задавать все присутствующие на защите.

Затем выступает рецензент или зачитывается его рецензия. При имеющихся замечаниях рецензента выпускник должен ответить на них. Ответы на замечания рецензента по дипломной работе необходимо чётко сформулировать и желательно заранее согласовать с руководителем (консультантом).

После этого выступает со своим отзывом руководитель дипломной работы или при его отсутствии зачитывается отзыв.

Защита заканчивается предоставлением выпускнику заключительного слова, в котором он вправе высказать свое мнение по замечаниям и рекомендациям, сделанным в процессе обсуждения работы.

7.6.6 Решение об оценке дипломной работы по десятибалльной шкале и присвоении студенту соответствующей квалификации принимается на закрытом заседании ГЭК. ГЭК также может рекомендовать лучших выпускников для поступления в магистратуру. Решение принимается большинством голосов, при их равенстве мнение председателя является решающим.

7.6.7 Студентам, не защищавшим дипломную работу по уважительной причине (документально подтвержденной), ректором вуза по представлению декана факультета может быть удлинен срок обучения до следующего периода работы ГЭК по защите дипломных работ, но не более одного года.

7.6.8 Студент, не явившийся на защиту или не защитивший дипломную работу без уважительной причины, допускается к повторной защите дипломной работы на платной основе в течение трех лет после окончания вуза, но не ранее чем в следующем учебном году.

7.6.9 Дипломная работа после защиты хранится в деканате. Срок хранения 5 лет. Работы, отмеченные первыми премиями на республиканских, вузовских и других конкурсах, хранятся постоянно.

 

Требования к содержанию и структуре дипломной работы

7.7.1 Дипломная работа выполняется на основе самостоятельного изучения студентом источников по теме исследования (монографий, учебников, учебных пособий, периодических изданий, экспериментальных данных, нормативных правовых актов Республики Беларусь и т. п.).

7.7.2 В дипломной работе в соответствии с заданием должны быть детально освещены вопросы темы, включая анализ литературных источников и результаты самостоятельных теоретических и практических исследований изучаемого вопроса.

7.7.3 Общими требованиями к дипломной работе являются: четкость и логическая последовательность изложения материала, убедительность аргументации, краткость и ясность формулировок, исключающих неоднозначность толкования, конкретность изложения результатов, доказательств и выводов. Дипломная работа должна в краткой и четкой форме раскрывать творческий замысел, содержать методы исследования, принятые методики расчета и сами расчеты, описание проведенных экспериментов, их анализ и выводы по ним. В случаях, когда в работе содержатся сложные математические расчеты, для их проведения, как правило, применяются компьютерная техника и информационные технологии.

7.7.4. Дипломная работа включает:

– титульный лист;

– задание к дипломной работе;

– реферат;

– содержание;

– перечень условных обозначений, символов и терминов;

– введение;

– основную часть, состоящую, как правило, из 3 разделов, название и структура которых (деление на подразделы) определяются заданием;

– заключение;

– список использованных источников;

– приложения.

Титульный лист является первой страницей дипломной работы и оформляется в соответствии с приложением З. На титульном листе дипломной работы необходимы: резолюция о допуске к защите, дата принятия данной резолюции, подписи заведующего выпускающей кафедрой, научного руководителя, консультантов, студента-дипломника. Если для выполнения работы консультанты не привлекались, то указанный реквизит не отражается на титульном листе.

Задание к дипломной работе составляется руководителем дипломной работы вместе со студентом и оформляется на бланках установленной формы (приложение Е), подписывается дипломником, руководителем и утверждается заведующим выпускающей кафедры. Номер на страницу «ЗАДАНИЕ НА ДИПЛОМНУЮ РАБОТУ» не ставится, но она включается в общую нумерацию страниц.

Реферат краткое содержание дипломной работы (приложение И). Реферат должен содержать: сведения о теме дипломной работы, ее объеме, количестве иллюстраций (схем, рисунков, таблиц и т.д.), приложений, используемых источников; перечень ключевых слов; текст реферата.

После общих сведений о дипломной работе приводятся ключевые слова – основные понятия, дающие достаточно полное представление о содержании дипломной работы. Рекомендуемое количество слов от 7 до 15. Они печатаются прописными буквами в строчку через запятую в именительном падеже.

Текст реферата должен содержать:

– цель, задачи и объект исследования;

– методы и методологию проведения работы;

– краткое содержание разделов дипломной работы;

– полученные результаты;

– степень внедрения, предполагаемый экономический эффект.

Оканчивается текст реферата фразой: «Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов» и личной подписью студента.

Объём реферата – не более 1 с.

Содержание включает перечень всех разделов и подразделов с указанием номера страницы, с которой начинается тот или иной раздел и подраздел. Содержание располагается после реферата и предназначено для облегчения поиска необходимых материалов.

Перечень условных обозначений, символов и терминов не является обязательным элементом дипломной работы и вводится, если в работе используется специфическая терминология, часто употребляются новые и малораспространенные понятия. Перечень располагается столбцом, в котором слева приводятся условные обозначения, термины и символы, а справа – их подробная расшифровка. Если в дипломной работе сокращения, термины, символы, обозначения повторяются менее трех раз, такой перечень не составляется, а их расшифровка приводится в тексте (в скобках) при первом упоминании.

Введение – вступительная часть дипломной работы. К содержанию введения предъявляются следующие требования:

– обосновывается актуальность выбранной темы (почему она важна для теории и практики; степень её изученности);

– определяются объект и предмет исследования;

– формулируются цель и задачи исследования, которые будут решаться в дипломной работе;

– освещаются основные методы (аналитические, статистические и др.), которые будут использоваться для достижения поставленной в дипломной работе цели.

Объем введения – 2-4 с.

Основная часть дипломной работы содержит, как правило, три раздела (главы), каждый из которых включает, как правило, не менее двух подразделов. Последние, в свою очередь, могут быть разбиты на пункты. При написании разделов и подразделов необходимо обеспечить логическую связь между ними, последовательность перехода одного раздела к другому. Содержание разделов должно соответствовать их названию.

Все разделы дипломной работы по объему должны быть примерно равнозначны. Если дипломная работа состоит из трех разделов, то каждый из них может составлять 20 – 25 с. Каждый раздел дипломной работы завершается выводами, вытекающими из исследования.

Первый раздел носит, как правило, теоретический характер. В нем на основе изучения работ отечественных и зарубежных авторов дипломник излагает сущность исследуемой проблемы, рассматривает различные подходы к ее решению, дает их оценку, обосновывает свою точку зрения. Результатом работы над этим разделом являются разработка автором концептуального (теоретического) подхода к рассматриваемой в дипломной работе проблеме и обоснование путей ее решения. Материал этого раздела должен быть взаимоувязан с последующими разделами дипломной работы. Этот раздел является теоретической и методической основой для изучения проблемы и обоснования путей ее решения на конкретных материалах объекта исследования. Раздел может содержать графический иллюстративный материал (графики, таблицы, диаграммы и т.д.), цифровые данные, взятые из официальных источников или из специальной литературы, ссылки на опубликованные работы.

Второй раздел носит аналитический характер. Структура аналитического раздела определяется темой, целями и задачами конкретной дипломной работы.

Целью данного раздела является определение факторов, оказывающих влияние на анализируемые процессы в исследуемом периоде. Анализ должен быть целевым (соответствовать поставленным целям и задачам дипломной работы) и содержательным, позволяющим обосновать предложения и рекомендации по совершенствованию и развитию объекта исследования. Дипломник не должен ограничиваться констатацией фактов, но выявлять недостатки и причины, их обусловившие, намечать пути их устранения.

В третьем разделе (проектном) разрабатываются и обосновываются направления и пути решения исследуемой проблемы, а также конкретные предложения и рекомендации по совершенствованию изученных процессов и объектов. В дипломных работах производственного направления должны приводиться сведения о практическом применении результатов исследования и оцениваться экономическая эффективность полученных результатов.

Рассмотренное выше структурирование материала в рамках трёх разделов – теоретического, аналитического и проектного – является желательным, но не всегда возможным в силу специфики цели и задач конкретного исследования, особенно для работ по специальности «Правоведение». Поэтому студент и научный руководитель вправе самостоятельно определять иное содержание и логику изложения материала, исходя из особенностей объекта исследования.

Заключение завершающая часть дипломной работы. В нем делаются выводы по работе в целом, излагаемые логически и последовательно. Выводы и предложения должны быть конкретными, обоснованными, вытекать из результатов проведенного исследования и содержания дипломной работы. Подводятся итоги всех исследований, намечаются пути дальнейшего изучения проблемы, показывается ее связь с современностью. Предложения и выводы излагаются по пунктам. Материалы заключения составляют основу доклада студента на защите. Текст заключения должен дать полное представление о характере исследуемой проблемы, методах и направлениях ее решения.

В списке использованных источников указываются все использованные в процессе исследования источники: нормативные правовые акты, стандарты, монографии, учебники и учебные пособия, статьи в журналах, других периодических изданиях, электронные публикации. Записи в списке использованных источников оформляются в соответствии с приложением К.

Приложения содержат вспомогательные и дополнительные материалы, которые использованы при выполнении дипломной работы. В них включаются материалы, подтверждающие практическую значимость дипломной работы: образцы оформления и тексты различных документов, таблицы вспомогательных данных, графики, диаграммы, чертежи и т. п. Приложения помещают после списка использованных источников. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь содержательный заголовок. Приложения не являются обязательной частью работы и не учитываются при определении общего объема дипломной работы.

Объем текста дипломной работы, набранного на компьютере и распечатанного на листах формата А-4, – 70-80 с.

8 Общие требования к оформлению студенческих работ

Общие положения

8.1.1 Для выполнения студенческих работ, регламентируемых настоящей инструкцией, используется один из следующих способов:

– рукописный (за исключением дипломных и курсовых работ);

– компьютерный набор (для всех видов студенческих работ).

При рукописном способе текст пишется от руки в тетради или на листах формата А-4 четким почерком черными, синими или фиолетовыми чернилами на одной стороне листа. Допускается написание иллюстраций, заголовков, формул, выводов и других элементов текста цветными чернилами.

Для компьютерного набора рекомендуются операционная система Windows и текстовый редактор Microsoft Word.

При компьютерном наборе используются:

шрифт – Times New Roman;

размер шрифта – 14pt;

межстрочный интервал – множитель 1,2;

выравнивание текста – по ширине;

абзацный отступ – 1,5;

поля страницы: верхнее – 20 мм, левое – 30 мм, нижнее – 20 мм,

правое – 10 мм.

Вписывать в набранный на компьютере текст отдельные слова, формулы, условные знаки, а также выполнять иллюстрации следует черными чернилами.

8.1.2 Для акцентирования внимания на определениях, терминах, важных особенностях применяются разные начертания шрифта: курсивные, полужирные, подчеркивание и др.

8.1.3 Опечатки и графические неточности, обнаруженные в тексте, допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного текста печатным или рукописным способом. Допускается не более 3 исправлений на одной странице.

8.1.4 Каждая структурная часть работы начинается с новой страницы (за исключением подразделов, пунктов и подпунктов).

8.1.5 Заголовки структурных частей работы следует располагать в центре страницы и набирать прописными буквами (РЕФЕРАТ, СОДЕРЖАНИЕ, ВВЕДЕНИЕ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ, СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ, ПРИЛОЖЕНИЕ). При наборе любых заголовков не используются подчеркивания, курсив, жирный шрифт. Переносы в заголовках не допускаются.

8.1.6 Нумерация страниц должна быть сквозная по всем структурным частям работы. Номер страницы проставляется арабской цифрой в центре нижней части листа без слова «страница» (с., стр.), знаков препинания, знака №.

На титульном листе и страницах, на которых размещены задание,
реферат, содержание, номер не ставится, но они включаются в общую нумерацию работы. Не включаются в общую нумерацию страницы, на которых размещены приложения к работе.

8.1.7 Титульные листы рефератов, контрольных, курсовых, дипломных работ оформляются по образцам, данным в приложениях А, Б, Е.

8.1.8 В тексте работы обязательно должны быть ссылки на использованные источники, оформленные в соответствии с требованиями раздела 8.6 настоящей инструкции.

 

8.2 Основная часть работы

 

8.2.1 Основная часть работы делится на разделы и подразделы. Название «ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ» не пишется.

8.2.2 Каждый раздел начинается с новой страницы. На подразделы данное требование не распространяется.

8.2.3 Заголовок раздела набирается по центру прописными буквами и включает его порядковый номер (арабская цифра без точки) и название. При этом слово «РАЗДЕЛ» или «ГЛАВА» не пишутся, точка в конце заголовка не ставится. Расстояние между заголовком раздела и текстом – 3-4 интервала.

Заголовок подраздела набирается по центру строчными буквами (начиная с прописной), включает порядковый номер (арабские цифры 1.1, 1.2 и т.д., где первая цифра - номер раздела, вторая цифра – номер подраздела) и название без точки в конце. Расстояние между заголовками раздела и подраздела 2 интервала, между заголовком подраздела и текстом 1 интервал.

При выполнении работы рукописным способом расстояние между заголовком и текстом – 15 мм, а расстояние между заголовками раздела и подраздела – 8 мм.

8.2.4 Подразделы могут состоять из одного или нескольких пунктов. Пункты, при необходимости, могут быть разделены на подпункты, которые должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого пункта, например: 4.2.1.1, 4.2.1.2, 4.2.1.3 и т. д.

8.2.5 Текстовая часть работы должна быть четкой и не допускать различных толкований. Текст должен быть не описательным, а аналитическим.

Рекомендуется обозначать авторскую позицию оборотами «на наш взгляд», «мы полагаем, что», «по нашему мнению», «необходимо подчеркнуть, что», «считаем целесообразным» и др.

При изложении обязательных требований в тексте работы должны применяться слова: «должен», «следует», «необходимо», «требуется», «разрешается только», «не допускается», «запрещается», «не следует».

При изложении иных положений следует применять слова: «могут быть», «как правило», «при необходимости», «может быть», «в случае» и т. д.

При этом допускается использовать повествовательную форму изложения, например, «применяют», «указывают» и т. п.

8.2.6 При написании работы следует избегать оборотов разговорной речи, техницизма. Не применять для одного и того же понятия различные термины, близкие по смыслу (синонимы), а также иностранные слова и термины при наличии равнозначных слов и терминов в белорусском и русском языках. Не пытаться применять производные словообразования. Избегать сокращения слов, кроме установленных правилами белорусской или русской орфографии. В содержании работы, за исключением формул, таблиц и рисунков, не допускается:

– применять математический знак минус (–) перед отрицательными значениями величин (следует писать слово «минус»);

– применять знак «Æ» для обозначения диаметра (следует писать слово «диаметр»);

– применять без числовых значений математические знаки, например > (больше), < (меньше), = (равно), ≥ (больше или равно), ≤ (меньше или равно), ¹ (не равно), а также знаки № (номер), % (процент);

формулы, следующие одна за другой и не разделенные текстом, разделяются запятой;

формулы могут быть выполнены печатным способом или чертежным шрифтом высотой не менее 2,5 мм.

8.2.7 В работах студентов специальности «Правоведение» не допускается простое копирование и включение в текст значительных фрагментов нормативных правовых актов без соответствующего анализа и авторских комментариев.

 

8.3 Иллюстрации

 

8.3.1 Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, фотоснимки, рисунки) могут быть расположены как по тексту работы, так и в виде приложений (ГОСТ 2.105-95).

8.3.2 Иллюстрации обозначают словом «Рисунок» и нумеруют арабскими цифрами сквозной нумерацией в пределах всей работы. Пример – Рисунок 1, Рисунок 2 (слово «Рисунок» пишется полностью). Допускается нумерация в пределах раздела. Номер рисунка в этом случае состоит из номера раздела и порядкового номера рисунка, разделенных точкой. ПримерРисунок 2.4 (четвертый рисунок второго раздела).

8.3.3 Название иллюстрации отделяют знаком тире от номера, и оформляют полужирным уменьшенным на 1-2 пункта размером шрифта. Точку после номера не ставят. Пример – Рисунок 2.4 – Структура себестоимости продукции. Название располагают под иллюстрацией на расстоянии в 2-3 межстрочных интервала. Под названием указывают источник, из которого заимствована данная иллюстрация, или слова «Источник: собственная разработка». Название и источник иллюстрации выравниваются «по центру».

8.3.4 Не допускается размещение иллюстраций без ссылок на них в тексте работы. При ссылках на иллюстрации следует, например, писать
«... в соответствии с рисунком 2». Слово «рисунок» при этом не сокращают.

8.3.5 Иллюстрации, размещённые в приложениях, обозначают отдельной нумерацией. Здесь номер иллюстрации будет включать номер приложения и собственно номер рисунка. Например, второй рисунок ПРИЛОЖЕНИЯ 5 будет подписан так: Рисунок 5.2 – Динамика прибыли от реализации.

 

8.4 Таблицы

8.4.1Таблицы в работе применяют для наглядности, удобства сравнения и анализа показателей. Умение строить таблицы является квалификационным требованием к специалистам-экономистам.

8.4.2 Таблицу располагают под текстом, в котором впервые дана на нее ссылка, или на следующей странице. Нумеруют таблицы арабскими цифрами сквозной нумерацией в пределах всей работы (пример – Таблица 1) или в пределах раздела (пример - Таблица 3.4). Если в работе одна таблица, ее не нумеруют.

Название таблицы должно отражать ее содержание, быть точным и кратким. Названия таблиц пишут с прописной буквы. Слово «Таблица», ее номер размещают слева в одной строке с названием. Название следует помещать над таблицей слева без абзацного отступа, применяя полужирный уменьшенный на 1-2 пункта шрифт. Расстояние между названием и таблицей – 2-3 межстрочных интервала.

8.4.3 При переносе части таблицы на другие страницы название помещают только над первой частью таблицы. Над перенесенными частями пишут «Продолжение таблицы» или «Окончание таблицы» с указанием номера таблицы. При переносе части таблицы допускается реквизиты подлежащего и сказуемого таблицы заменять арабскими цифрами. В этом случае заменяемые реквизиты должны быть предварительно обозначены в первой части таблицы.

8.4.4 На все таблицы должны быть ссылки в тексте работы. При ссылке следует писать слово «Таблица» с указанием ее порядкового номера, после которого ставится тире, а не точка, затем приводится название таблицы.

8.4.5 Таблицы сверху, слева, справа и снизу, как правило, ограничивают линиями. Горизонтальные и вертикальные линии, разграничивающие строки и столбцы таблицы, допускается не проводить, если их отсутствие не затрудняет пользование таблицей. Высота строк таблицы должна быть не менее
8 мм. Допускается помещать таблицу вдоль длинной стороны листа работы.

8.4.6 Под нижней ограничительной линией таблицы на расстоянии 2-3 межстрочных интервала располагают примечание, содержащее ссылку на источник, из которого заимствована таблица, или слова «Источник: собственная разработка».

Формулы и уравнения

8.5.1 Формулы и уравнения следует выделять из текста в отдельную строку. Они нумеруются порядковой нумерацией в пределах всей работы арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении напротив формулы.

Пример – (4). Допускается нумерация формул в пределах раздела. Пример(5.2).

8.5.2 Пояснение значений, символов, коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, как и в формуле. Значение каждого символа следует давать с новой строки, первую строку пояснения начинают со слова «где» без двоеточия.

Например, «Фондоотдача» (Ф) рассчитывается по формуле

Ф = О/ОФ, (1)

где О – объем производства в стоимостном измерении, р;

ОФ – среднегодовая стоимость основных фондов, р.

Ссылки

8.6.1 Ссылка – это словесное или цифровое указание внутри работы, адресующее читателя к другой работе (библиографическая ссылка) или фрагменту текста (внутритекстовая ссылка). Ссылка на источник обязательна при использовании заимствованных из литературы данных, выводов, цитат, формул, а также под каждой таблицей и иллюстрацией.

Ссылки приводятся по мере необходимости, но желательно наличие ссылок на каждой странице основной части работы. При обзоре литературы по теме исследования во введении ссылки обязательны.

8.6.2 Библиографическая ссылка оформляется в виде заключённого в квадратные скобки номера, под которым данный источник помещён в списке использованных источников. Скобка размещается после предложения, содержащего заимствованную из источника информацию. Точка ставится после скобки. Пример, [ 2 ]. При использовании сведений из источников с большим количеством страниц необходимо также указать номер страницы. Пример: [ 10, с. 225 ] (здесь 10 – номер источника в списке, 225 - номер страницы).

8.6.3 В тексте работы можно использовать внутритекстовые ссылки на разделы, подразделы, пункты, иллюстрации, таблицы, формулы, приложения.

Примеры:

«…в соответствии с разделом 2», «…согласно 2.1» «… по 2.1.3»,
«в соответствии с 2.2, 3.2»,

«…в соответствии с таблицей 1»,

«согласно рисунку 2»,

«…по формуле (8)»,

«…в соответствии с приложением 7» и т.п.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 36; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.239.195 (0.129 с.)