Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Деятельность конституционного суда, механизмы и формы участия судебных органов в правотворческом процессе ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
В соответствии со ст. 2 КоСС, ст. 109 К суд. власть в РБ принадлежит судам. Суд. власть осуществляется посредством Конст., гражданского, уголовного, административного и хозяйственного производства. Правовую основу участия судебных органов в правотворчеством процессе составляют: КРБ, КоСС, з-н «О НПА», з-н «О КС», декрет Президента РБ № 14 «О нек. мерах по совершенствованию деятельности КС», регламент КС, регл. Пленума ВХС. В бел. юр. литературе практически не обеспечивается вопрос о суд. правотворчестве (т.к. главная функция осуществление судебной власти), но в законе «О НПА» закреплено, что акты КС, акты ПВС/ПВХС, ген. прокур. являются НПА – ст. 2. В соответствии с ч. 8 ст. 22 КоСС КС РБ вправе вносить През., палатам НС, Сов. Мину, другим госуд. органам в соотв. с их компетенцией предложения о необходимости внесения в акты законодательства изм. и (или) доп., принятии новых НПА. КС не наделен правом законодательной инициативы, но вместе с тем м/вносить предложения (идеи о принятии тех или иных НПА, концепции). Одной из форм участия суд. органов в правотворчестве явл. право участия председателя КС, ВС, ВХС в заседании Палат Парламента. Суд. органы, помимо осуществления правосудия, наделены К. функцией судебного контроля за соответствующим НПА К-ции. Эту функцию общие и хозяйственные суды осуществляют при рассмотрении конкретных дел. Так, в соотв. с ч. 2 ст. 112 К, если при рассм. конкретного дела суд придет к выводу о несоответствии НПА К-ции, то он примет решение в соотв. с К. и поставит в установленном порядке вопрос о признании данного акта неконституционным. Данный вопрос рассм. в соотв. с ППВХС «О порядке обращения ХС РБ в КС с предложением о проверки конституционности НПА». Ст. 116 К решение о неконституционности вправе принимать КС, решение выносится на основании К., что свидетельствует о прямом действии норм К. Нормативный акт полностью или частично подлежит проверке на соотв. К. При отсутствии в К. нормы прямого действия, на которую ХС может сослаться по мнению судьи несоотв. НА Конституции, ХС д/руководствоваться ст. 145 ХПК и вынести определение о приостановлении производства по делу до принятия решения по этому вопросу в порядке конституционного производства. ХС рассматривая дело ставит вопрос перед ВХС о признании НА неконституционным, ВХС рассм. представление ХС и направляет в КС предложение. Суды ориентированы на прямое применение положений К.
Высшие суд. инстанции вносят в правотворческие органы предложения о совершенствовании законодательства – ч. 8 ст. 22, ч. 8 ст. 46, ч. 7 ст. 69 КоСС говорит о правах судов разрабатывать и вносить в компетентные гос. органы предложения о необх. внесения изм. в акты зак-ва, доп. или принятие новых НПА. Осуществление суд. контроля за осуществлением конституционности НПА в соответствии с К (ст. 116) контроль за конституционностью НА в государстве осуществляет КС. КС рассм. дела и делает заключения о соответствии 1. законов, декр. и указов През., междун. договорных и иных обязательств РБ Конституции и МПА, ратиф. РБ; 2. о соотв. актов межгосуд. образований, в которые входит РБ указам През. РБ, издаваемым во исполнение законов, К., МПА, ратифицир. РБ, законам и декретам През.; 3. о соотв. ПСМ, актов ВС, ВХС, ген. прокурора РБ Конституции, МПА, ратифицир. РБ, зак., декретам и указам През.; 4. о соответствии актов любых других гос. органов К., МПА, ратифицир. РБ, зак. декр. и указам През. КС может признавать НПА неконст. как полн., так и в части. Ст. 122 ч. 4 К. говорит о решении местных советов. Они мб обжалованы в суд. порядке, в этой связи согл. ч. 4 ст. 122 К гр-не вправе обжаловать это решение в суд. порядке, если речь идет о НПА, то разрешение жалобы является прерогативой КС. В соотв. с ч. 5 ст. 116 К НА или их отд. положения утрачивают силу в пор-ке, определенном законом. В то же время в ст. 7 К, ПА и их отдельные положения признаются в установленном порядке противоречащими положениям К-ции не имеют юридической силы. Ст. 22 КоСС, согласно котрой НПА, признанные согласно заключению КС несоотв. К-ции или НПА, обладающие более высокой по отношении к ним юр. силой, считаются утратившими силу в целом или в определенной части с момента внесения в них соответствующих изменений или дополнений либо принятии новых НПА.
Декрет № 14: дополнительные полномочия КС в соотв. с ним КС осуществляет обязательный предварительный контроль конституционности всех законов, прин. ПП и одобренных Ср либо принятых ПП в том случае, когда ей поручено принято окончательное решение до подписания законов През. РБ. По предложению През. излагает позицию о конституционности МД до подписания През. НПА о выражении РБ согласия на обязательность для нее этих МД. По поручению През. дается официальное толкование декретов и указов През., касательно конституционных прав и свобод гр-н; по предложению Президиума СР НС принимает решение о наличии фактов систематического или грубого нарушения местными СД требований з-ва. При этом рассм. изложенные в предложении факты. По предложению През., ПП, СР НС, См излагает свою позицию о документах, принятых, издаваемых иностранными государствами, международными организациями или (и) их органами, затрагивающие интересы РБ, в части соответствия этих документов общепризнанным принципам и нормам международного права. По поручению През. судьи КС проводят проверку конституционности определенных главой гос-ва направлений нормотворческой деятельности, правопримен. практики судов, пр/охр. и иных гос. органов. Данное положение Декрета вызывает дискуссии: рассм. з-н в порядке предварительного суд. контроля КС принимает решение о соотв. его К или нет. Коллизия: если положения з-на будут рассм. впоследствии КС (ст. 11 з-на «О КС» - Кс не вправе осуществлять контроль и рецензирование проектов актов, конституционность которых мб предметом его рассмотрения). Также декрет предост. право толкования КС по вопросам, касательно прав и свобод. гр-н, а не самому нормотворческому органу.
При рассм. вопроса КС не связан доводами и соображениями сторон, при этом КС может принять решение и в отношении актов, основанных на проверке акта или воспроизведении его отдельных положений, даже если в предложении об этом не упоминалось. При проверке акта КС имеет в виду буквальный смысл, а также практическое применение. Заключения и решения КС провозглашаются на заседании и являются окончательными, обжал. и опротестованию не подлежат. Заключения и решения вступают в силу со дня их принятия, если в этих актах не установлен иной срок. КС осуществляет казуальное толкование. Послания КС о состоянии конституционной законности принимаются в начале года по итогам рассмотрения дел и материалов в предшествующем году, в послании рассматриваются проблемные вопросы развития правового государства. Ст. 66 регламента ПП и регламента СР гласит о том, что на их засед. в т.ч. закрытых вправе принимать участие председатели К, ВС, ВХС; руководители судебных органов вправе с разрешения председательствующего участвовать в обсуждении, задавать вопросы, давать справки, передавать тексты выступлений и другие материалы. Согласно абз. 3, 4, 5, 6 ч. 2 ст. 50 КоСС в заседаниях Пленума ВС имеют право принять участие председатели палат Парл., их замы, по их поручению – председатели постоянных палат НС, ПМ РБ, его замы, председ. КС, его зам, председ. ВХС и его зам. Эти же лица, за искл. председ. ВХС и его зама, имеют право принять участие в заседании Пленума ВХС + председ. ВС и его зам., а также министр по налогам и сборам и его зам, министр экономики и его замы и другие ДЛ – ст. 73 КоСС. Взаимодействие продолжается в том, что СР избирает тайным голосованием 6 судей КС, дает согласие на назначение Президентом прдесед. КС, ВС, ВХС. Палаты Парл. имеют право обратиться в КС для проверки конституционности НПА.
Суд. практика и суд. статистика при планировании нормотворческой деятельности гос-ва. Суд. практика – часть механизма правового регулирования. Правотворчество начинается с момента анализа общественных отношений, подлежащих правовому регулированию, учета объективных закономерностей развития того или иного общественного явления, максимального их выражения в принятии НА. За этапом правотворчества наступает этап правоприменения. Правоприменением наряду с иными суб. занимаются суды, разрешая конкретное суд. дело, применяя норму акта законодательства. Суд. практика показывает насколько эффективной и качественной является НП, обеспечивает ли НП социальную справедливость. Практика показывает, что это не всегда удается и реализация норм права оказывает обратное воздействие на правотворческий процесс. Все суды изучают и обобщают суд. практику и суд. статистику. Пленумы ВС и ВХС на основании рассм. и обобщ. судебной практики/статистики дают разъяснения по вопросам применения законодательства. эти разъяснения выражаются в форме ППВС/ППВХС – это НПА в соответствии с законом «О НПА». На практике суды в некоторых случаях устраняют ошибки за правотворческими органами (право принимать решение на основе К). Суды обязаны руководствоваться НП, обладающей большей юр. силой. Суды выявляют пробелы в нормативном регулировании, они не могут отказать в рассмотрении дела при разрешении дела в суде, сославшись на отсутствие соотв. НПА. Принятие решения должно осуществлять т.о. с использованием аналогии права или аналогии закона (искл.: уголовное, административное). Практика оказывает влияние на планирование правотворческой деятельности.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.168.172 (0.007 с.) |