Взятие укрепления аз-Зубайра 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Взятие укрепления аз-Зубайра



После взятия укреплений На‘им и ас-Са‘б иудеи из всех укреплений ан-Натата перешли в хорошо укрепленное укрепление аз-Зубайра, стоявшее на вершине холма, в силу чего к нему не могли подступиться ни конные, ни пешие воины мусульман. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, взял эту крепость в осаду, которая продолжалась три дня, а потом к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, явился один иудей и сказал: “О Абу-ль-Касим, даже если ты простоишь здесь целый месяц, им это будет нипочем, ибо у них есть вода и подземные источники, и по ночам они выходят и пьют воду оттуда, а потом возвращаются и обороняются от тебя, но если ты перекроешь им пути к этим источникам, они будут вынуждены выйти на открытое место”. После того, как путь к источникам воды иудеям был перекрыт, они вышли наружу и стали отчаянно сражаться. В этом бою погибло несколько мусульман и около десяти иудеев, но посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, взял укрепление.

Взятие укрепления Аби

После взятия крепости аз-Зубайра иудеи перебрались в крепость Аби, которая была взята мусульманами в осаду. Два лучших бойца иудеев один за другим вышли оттуда, вызывая мусульман на поединки, но были убиты мусульманами. Второго из них убил известный герой Абу Дуджана Симак бин Харша аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, носивший красную повязку. Убив его, Абу Дуджана сразу же бросился на штурм крепости, за ним последовали и остальные, и бой около часа продолжался уже в самом укреплении, после чего иудеи ушли оттуда и перебрались в укрепление ан-Низар, последнее укрепление в первой части Хайбара.

Взятие укрепления ан-Низар

Укрепление ан-Низар было наиболее неприступным из укреплений первой части Хайбара. Иудеи были почти уверены, что мусульмане не смогут взять его, даже если приложат к этому все свои силы, и поэтому они обосновались в этом укреплении вместе со своими женами и детьми, оставив четыре другие крепости.

Мусульмане окружили ан-Низар плотным кольцом и стали методично оказывать давление на осажденных, однако ввиду того, что это укрепление находилось на высокой и труднодоступной горе, мусульмане никак не могли его взять. Что же касается иудеев, то они не осмеливались выходить за пределы укрепления для сражения с мусульманами, но оказывали им упорное сопротивление, обстреливая осаждающих из луков и забрасывая камнями.

Когда стало ясно, что укрепление ан-Низар взять штурмом не удастся, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, велел установить катапульты, после чего мусульмане, по-видимому, стали обстреливать его, пробили бреши в его стенах, а потом пошли на штурм, и жестокий бой завязался уже внутри. Поскольку иудеям не удалось перебраться из этого укрепления в другие, как это было в других случаях, они потерпели сокрушительное поражение, а те, кому все же удалось бежать оттуда, бежали, оставив мусульманам своих женщин и детей.

После взятия этой неприступной крепости в руках мусульман оказалась вся первая часть Хайбара, в которую входили ан-Натат и аш-Шикк. Помимо упомянутых нами выше в этой части было и несколько мелких укреплений, однако, потеряв крупные укрепления, иудеи сразу же оставили мелкие и убежали во вторую часть Хайбара.

 

Овладение второй частью Хайбара

После взятия ан-Натата и аш-Шикка посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, переместился в ту часть Хайбара, где были расположены такие укрепления как аль-Катиба, аль-Ватых и Салялим и где наряду с другими укреплениями находилось укрепление Абу-ль-Хукайка из бану ан-надир. Из ан-Натата и аш-Шикка туда перебежали все остатки разбитого войска иудеев, хорошо укрепившись на новом месте.

Авторы книг о военных походах расходятся во мнениях относительно того, велись ли бои за три оставшихся укрепления иудеев. Ибн Исхак ясно указывает, что с боем было взято укрепление аль-Камус, но из его сообщений следует также, что в бою было захвачено только это укрепление, и переговоры о сдаче при этом не велись.[993]

Что же касается аль-Вакиди, то он вполне определенно говорит о том, что три укрепления этой части Хайбара были взяты после переговоров, но не исключает возможности того, что к переговорам о сдаче укрепления аль-Камус стороны приступили уже после сражения, а два других укрепления сдались мусульманам без боя.

В любом случае после того как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, перешел в аль-Кятибу, все находившиеся там были взяты в плотное кольцо осады, продолжавшейся четырнадцать дней, в течение которых иудеи не покидали своих укреплений. В конце концов посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, решил использовать против них катапульты, и когда они убедились в неизбежной гибели, то попросили пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о перемирии.

Переговоры

Ибн Абу-ль-Хукайк направил к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, человека, чтобы спросить, может ли он спуститься и поговорить с ним. Получив согласие пророка, да благословит его Аллах и приветствует, он явился к нему и договорился о заключении мира на следующих условиях: бойцы, находящиеся в укреплениях, прекращают сражаться и им оставляют их семьи, после чего они должны будут покинуть Хайбар вместе со своим женами и детьми, оставив посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, свое имущество, земли, золото и серебро, а также любое иное имущество, другими словами, все, за исключением той одежды, которая на них была.[994] При этом посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Но если вы спрячете от меня что-нибудь, я лишу вас защиты Аллаха и Его посланника”, и на этих условиях было заключено перемирие[995], после чего все укрепления были сданы мусульманам, и на этом завоевание Хайбара завершилось.

 

Раздел военной добычи

Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, решил выселить иудеев из Хайбара, они сказали: “О Мухаммад, оставь нас на этой земле, которую мы будем обрабатывать и за которой будем смотреть, ибо мы умеем делать это лучше вас”. А у посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижников действительно не было рабов, которые могли бы заниматься этим, тогда как сами они не имели на это времени, и он отдал им Хайбар с условием, что им будет оставаться половина урожая зерна и фиников и что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, может выселить их оттуда в любой момент. Определением количества зерна и фиников занимался Абдуллах бин Раваха, да будет доволен им Аллах.

После этого все земли Хайбара были разделены пророком, да благословит его Аллах и приветствует, на тридцать шесть частей, каждая из которых, в свою очередь, была разделена на сто долей, в результате чего всего получилось три тысячи шестьсот долей. Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и мусульманам принадлежала половина из них, другими словами, тысяча восемьсот долей, и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, получил такую же долю, как и любой другой мусульманин, а другую половину, также состоявшую из тысячи восьмисот долей пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отделил для всяких непредвиденных случаев и того, что могло постичь мусульман в будущем. Эта часть была разделена на тысячу восемьсот долей, поскольку они были предназначены Аллахом для участников похода на аль-Худайбиййу независимо от того, участвовали они в походе на Хайбар или нет. Их было тысяча четыреста человек, в том числе двести всадников, а на каждую лошадь из добычи выделялось по две доли, в силу чего все и было поделено на тысячу восемьсот долей с учетом того, что всадник получал три доли, а пеший – одну.[996]

На то, что в Хайбаре была захвачена богатая добыча, указывает содержание хадиса, приводимого аль-Бухари и передавемого со слов Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, который сказал: “Мы не ели досыта до тех пор, пока не захватили Хайбар”. Сообщается также, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: “После завования Хайбара мы сказали: “Теперь мы наедимся финиками досыта”.[997] А когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вернулся в Медину, мухаджиры отдали ансарам обратно те пальмы, которые они предоставили им в пользование в трудные для них времена, так как в Хайбаре у них появилось собственное имущество и собственные пальмы.[998]

Приезд Джа‘фара бин Абу Талиба и аш‘аритов, да будет доволен всеми ими Аллах

Во время этого похода к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, вернулся сын его дяди Джа‘фар бин Абу Талиб со своими товарищами, а также аш‘ариты вместе с Абу Мусой и его товарищами, да будет доволен всеми ими Аллах.

Сообщается, что Абу Муса, да будет доволен им Аллах, сказал:

– Известия о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, покинул (Мекку и перебрался в Медину) дошли до нас, когда мы находились в Йемене, после чего я с двумя своими старшими братьями, одного из которых звали Абу Бурда, а другого – Абу Рухм, отправился к нему в числе пятидесяти трех (или: пятидесяти двух) моих соплеменников. Мы сели на корабль, доставивший нас (во владения) негуса в Эфиопию, где мы встретили Джа‘фара бин Абу Талиба с его товарищами, и он сказал: “Поистине, нас направил (сюда) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который велел нам жить здесь, оставайтесь же с нами”, и мы жили там вместе с ним, пока не вернулись обратно, и наш приезд совпал с завоеванием Хайбара посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который выделил долю военной добычи и нам, хотя никому другому из тех, кто не участвовал в завоевании Хайбара, он не выделил ничего. А те, кто был с нами на корабле, а также Джа‘фар и его товарищи, получили свою долю вместе с участниками похода.[999]

Когда Джа‘фар, да будет доволен им Аллах, приехал к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, он встретил его, поцеловал и воскликнул: “Клянусь Аллахом, я не знаю, чему больше радоваться – завоеванию Хайбара или приезду Джа‘фара!”[1000]

Эти люди вернулись обратно после того, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отправил Амра бин Умаййю ад-Дамри, да будет доволен им Аллах, к негусу с просьбой отправить этих людей к нему, и негус отправил их к нему на двух кораблях. Их было шестнадцать человек, и вместе с ними находились их жены и дети, что же касается остальных, то они вернулись в Медину раньше[1001].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.145.114 (0.011 с.)