Игры, позволяющие на практике научиться управлять общением и побеждать в любой дискуссии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Игры, позволяющие на практике научиться управлять общением и побеждать в любой дискуссии



Любая игра или тренинг являются моделями аргументации, которые в понятийной форме представляют деловое общение, репрезентируют его, выражают предмет обсуждения в соответствующих фреймах знания. В зависимости от характера игры акцент делается на тех или иных моментах. По своему характеру игры бывают разные. Рассмотрим некоторые из них.

Деловая игра – воспроизведение деятельности хозяйственных руководителей и кадров управления, игровое моделирование систем управления. Под деловой игрой понимается процесс выработки и принятия решений в условиях поэтапного многошагового уточнения необходимых факторов, анализа информации, дополнительно поступающей на отдельных шагах игры. Она позволяет более точно воспроизводить управленческую деятельность, выявлять проблемы и причины их появления, разрабатывать варианты решения проблемы, оценивать каждый из вариантов решения, определить механизм реализации. Деловые игры могут подразделяться на учебные и производственные. Первые применяются при обучении руководителей, специалистов и рабочих для развития у них навыков и умений по практическому использованию теоретических знаний при исполнении служебных обязанностей, то есть в своей профессиональной деятельности. Целью вторых игр – отработка системы управления предприятием, выработка организационного механизма внедрения новых методов хозяйствования, прогнозирования развития и т.п. Деловые игры могут быть исследовательскими. Они применяются для проверки гипотез, проектирования и разработки новых технологий.

Ролевая игра – игра, моделирующая чисто управленческую деятельность. Акцент в этих играх делается на выработке навыков управления людьми. Характерными особенностями игр этого вида является наличие управленческой системы, распределения ролей, их взаимодействие, формирование игрового коллектива.

Организационно-деятельностная игра используется для отработки навыков принятия решений по сложным социально-экономическим и социально-производственным проблемам. Она основывается на предъявлении игрокам исходной информации о состоянии социально-экономической системы. Эта информация, как правило, не является достаточной. Поэтому сначала участники игры пополняют информацию, систематизируют ее, а затем уже принимают управленческие решения. Основные черты организационно-деятельностой игры: моделируется деятельность специалиста по решению сложных комплексных проблем управления; распределение ролей является условным, и в процессе игры участники могут меняться ролями; используется коллективная мыследеятельность всего игрового коллектива; решения принимаются на многовариативной основе.

Функционально-ролевые игры. К ним относятся: «Тактика аргументации»; «Моральный кодекс спора»; «Риторика»; «Аргументация (дискуссия, полемика, деловой разговор)»; «Переговоры».

Тренинги – игры построены на основе системы тестов, например, тренинг обучающей методики (ТОМ). Этот тренинг является формой самоконтроля знаний и служит подготовительным этапом для вступления в активную игру. Он является необходимым условием вступления в активные игры по приобретению навыков аргументации в деловом общении. Они могут быть: «Анализ», «Диагностика», «Контроль», «Контроль - дополнение», «Самоконтроль».

 

Вопросы для самопроверки

1. Раскройте содержание понятий «управление» и «управлять общением».

2. Что должен знать и уметь специалист, чтобы управлять общением?

3. Дайте характеристику законов управления общением.

4. Назовите методы делового стиля общения.

5. Какие вы знаете методы управления конфликтами?

6. Раскройте содержание этапов управления конфликтами.

7. Назовите игры, с помощью которых можно научиться управлять общением.

Литература

1. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. – 4-е изд. – М.: Сов. энциклопедия, 1986. – 1600 с.

2. Першиков В.И., Савинков В.М. Толковый словарь по информатике. – М.: Финансы и статистика, 1991. – 543 с.

3. Энциклопедический словарь для начинающих. – М.: Изд-во Педагогика-Пресс, 1994.

4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: / РАН Ин-т русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд. доп. – М.: Азбуковник, 1997. – 944 с.

5. Философский энциклопедический словарь / Редкол.: С.С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л.Ф. Ильичев и др. – 2-е изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1989. – 815 с.

6. Курбатов В.И. Искусство управлять общением. – Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997. – 352 с.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вдумчивый читатель не мог не обратить внимания на стремление авторов пособия рассмотреть деловое общение как инструмент развития личности студента в учебно-познавательной деятельности и подготовки к будущей профессиональной деятельности.

Основная задача делового общения заключается в определении и анализе психологических закономерностей управленческой деятельности с целью повышения качества и эффективности работы как в руководящей, так и в руководимых социальных системах.

В пособии освещены психолого-педагогические особенности и эмоционально-волевые качества личности собеседника, руководителя и исполнителя, намечены рациональные способы повышения эффективности культуры делового общения по улучшению межличностного взаимодействия в коллективе.

Сфера делового общения проявляет интерес и к анализу структуры индивидуальной деятельности человека, к выявлению его мотивов и потребностей, побуждающих к энергичным действиям по достижению поставленных коммуникационных задач.

Полученные в процессе изучения курса знания могут быть использованы как для успешного взаимодействия с внешним по отношению к личности миром, так и для самосовершенствования в области делового общения. Однако во всех случаях общения важно во главу угла ставить собеседников, памятуя о том, что каждый из них − неповторимая личность, со своими индивидуальными, только ему присущими чертами характера, темпераментов, вкусами и привычками.

У многих людей, не имеющих практического опыта в деловом общении, возникает вопрос: «Как овладеть техникой успешного ведения делового общения?» Упражнения, упражнения и еще раз упражнения! После каждого из них глубокий анализ и критический отчет самому себе. На наш взгляд, это и есть то основное правило, которое обязательно приведет вас читатель к успеху в области культуры делового общения.

ГЛОССАРИЙ

Авторитет – влияние одного человека на другого или на окружающих лиц. Он может быть основан на том, что этот человек является для других правильным эталоном и в силу этого обладает высокой степенью референтности.

Авторитетность – способность человека иметь определенный вес среди людей, пользоваться их признанием и уважением.

Адаптация – изменение порога чувствительности под влиянием действующего раздражителя. Например, запах остро ощущается только в первые минуты, затем человек перестает его ощущать, адаптируясь к нему (запах духов).

Анонимное общение – взаимодействие между незнакомыми людьми или же не связанными личными отношениями людьми. Партнеры по общению остаются анонимными.

Антиципация – предвосхищение, ожидание наступления чего-либо.

Апатия – состояние эмоционального равнодушия, безразличия и бездеятельности.

Архетип – центральное понятие аналитической психологии; способ связи образов, переходящих из поколения в поколение. Архетипы задают общую структуру личности и последовательность образов, всплывающих в сознании при пробуждении творческой активности, поэтому духовная жизнь несет на себе архетипический отпечаток. Архетипы всегда наполняются конкретным содержанием. Они структурируют понимание мира, себя и других людей. Набор архетипов ограничен; они лежат в основе творчества и способствуют внутреннему единству человеческой культуры, делают возможным взаимосвязь различных эпох развития и взаимоотношение людей.

Архивное дело – деятельность по организации долговременного хранения документов (экспертиза ценности документов, оформление дел, передача в архив, архивное хранение).

Аттракция – привлекательность, влечение одного человека к другому, сопровождающееся положительными эмоциями.

Аутотренинг – комплекс специальных упражнений, основанных на самовнушении и используемых человеком для упражнения собственным психическим состоянием и поведением.

Афазия – нарушение речи.

Аффект – сильная, бурно протекающая эмоциональная реакция, носящая характер эмоционального взрыва - ужас, ярость, страх и т.д. Он вызывается сильными раздражителями (например, словами, поведением других людей и др.). По мнению специалистов более склонны к аффектам личности неуравновешенного типа нервной системы с преобладанием возбуждения (холерики).. Человек в состоянии аффекта может совершить необдуманные поступки.

Барьер психологический – внутреннее препятствие психологической природы (нежелание, боязнь, неуверенность и т.п.), мешающее человеку успешно выполнять некоторые действия. Часто возникает в деловых и личных взаимоотношениях людей и препятствует установлению открытых и доверительных отношений между ними.

Беседа – разговор, обмен мнениями.

Бессознательное – характеристика психологических свойств, процессов и состояний человека, находящихся вне сферы его сознания, но оказывающих такое же влияние на его поведение, как и сознание.

Брейнсторминг – специальный метод организации совместной творческой работы людей, рассчитанный на повышение их умственной активности и решение сложных интеллектуальных задач.

Вербальный – относящийся к звуковой человеческой речи.

Вербальная коммуникация (речь)– сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком. Речь включает процессы порождения и восприятия сообщений для целей регуляции и контроля собственной деятельности. Построение речи определяется законами грамматики. В речи представлены внешний, чувственный (слышимые звуки, видимые знаки – буквы), а также внутренний – смысловой аспекты. Выделяют внутреннюю и внешнюю речь. Внешняя речь бывает устная или письменная, устная делится на монологическую и диалогическую. Внутренняя речь – словесная оболочка мышления.. Кроме того, речь может быть активной, конструированной, реактивной, тактильной (с помощью пальцев и их движений), жестовой, эгоцентрическая (речь, обращенная к самому себе, регулирующая и контролирующая практическую деятельность ребенка).

Взаимодействие – процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. Взаимодействие выступает как интегрирующий фактор, способствующий образованию структур. Особенностью взаимодействия является его причинная обусловленность. Если в процессе взаимодействия обнаруживается противоречие, то оно выступает источником самодвижения и саморазвития структур. Взаимодействие как материальный процесс сопровождается передачей материи, движения и информации.

Взаимодействие межличностное – случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный личный контакт двух и более человек, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок. Основными признаками взаимодействия межличностного как формы общения являются: предметность, эксплицированность, ситуативность, рефлексивная многозначность. Различают два вида взаимодействия межличностного: сотрудничество (кооперацию) и соперничество (конкуренция).

Влечение – желание или потребность что-либо сделать, побуждающее человека к соответствующим действиям.

Влияние ( социально-психологический аспект) – процесс и результат изменения одним человеком поведения другого, его взглядов, представлений, социальных установок, ценностных ориентаций и других психологических характеристик в процессе общения с ним. При этом речь идет не о любом влиянии, а таком, которое способствует развитию личности или подготавливает это развитие.

Внимание – сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении и др.), обеспечивающая его особо яркое отражение. С психологической точки зрения различают три вида внимания:непроизвольное (пассивное), произвольное (активное) и послепроизвольное. Эти три вида внимания в трудовой деятельности человека тесно переплетаются. Внешне внимание выражается в мимике, позе, движениях. Оно возникает как настороженность, бдительность, готовность к действию. К числу профессионально значимых характеристик внимания относятся: избирательность, возможность распределения, устойчивость, концентрированность, объем, переключаемость. Внимание осуществляется мыслительными ответами на вопросы: «Что важно для партнера?» или «Какая форма общения более привлечет внимание?» и др.

Внутриролевые конфликты – конфликт, возникающий при противоречивости представлений о совокупности прав и обязанностей людей, выполняющих одну и ту же роль.

Внушение – целенаправленное вербальное воздействие одного человека на другого или на группу лиц, рассчитанное на некритическое восприятие информации, в которой что-то утверждается или отрицается без доказательства. Внушение может быть также составным компонентом повседневного общения людей. Степень восприимчивости индивида к внушению зависит от его готовности подчиниться такому воздействию.

Возбуждение – активный ответ живой ткани на раздражение.

Воздействие – целенаправленный перенос движения и информации от одного участника взаимодействия к другому.

Возмущение – сильное раздражение, негодование.

Воля – способность сознательно управлять своими действиями в соответствии с целями и мотивами деятельности, или умение преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целеустремленных действий и поступков. Благодаря воле регулируется деятельность человека. Проявление волевых черт характера неравнозначно для людей разных профессий.

Воображение – психический процесс создания новых образов, представлений и мысленных ситуаций, никогда ранее в целом не воспринимавшихся человеком. Оно вступает в свои права тогда, когда даны приближенные, недостаточные сведения о ситуации и ответ на них трудно получить с помощью мышления. Воображение входит в любой трудовой процесс, является необходимой стороной любой творческой деятельности. В процессе деятельности воображение выступает в единстве с мышлением.Воображение бывает преднамеренным и непреднамеренным, воссоздающим и творческим.

Восприятие – целостное отражение в сознании человека всей совокупности свойств предметов и явлений. Оно тесно связано с памятью, мышлением и вниманием. Восприятие носит активный характер. Восприятия могут быть полными и неполными, глубокими и поверхностными, точными и ошибочными или иллюзорными, быстрыми и медленными. Восприятие имеет ряд особенностей: а) осмысленный характер; б) избирательность; в) константность; г) целостность; д) структурность.

Восприятие межличностное – восприятие, понимание и оценка человека человеком. Оно происходит на языке доступном пониманию обеих сторон.

Воссоздающее воображение – представление человеком что-то по описанию.

Время рекреации – время, используемое на обеспечение мышечной активности; рациональная структура питания, закаливание; пребывание на свежем воздухе.

Время релаксации (Врел.) – время, используемое на снятие нервного напряжения, освобождение от назойливых мыслей, «введение» положительных эмоций.

Время катарсиса (Вкат.) – время, используемое на нравственное возвышение чувств и мыслей, сопоставление своих поступков с деяниями идеалов в целях самоутверждения в верности морального выбора и соответствия ему конкретных действий.

Встреча – собрание, устраиваемое с целью знакомства с кем-нибудь, беседы.

Выразительные движения (экспрессия) – система данных от природы или выученных движений (жесты, мимика, пантомимика) при помощи которых человек невербальным путем передает информацию о своих внутренних состояниях или внешнем мире другим людям.

Гибкий стиль руководства – стиль, при котором руководитель сознательно и преднамеренно применяет в работе тот типичный стиль, который в конкретных условиях и в конкретном коллективе в данный момент времени обеспечивает наибольшую эффективность групповой совместной деятельности.

Гнев – чувство сильного возмущения, негодования.

Группа – ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков. Наиболее распространены классификации групп по размеру: большие, малые, микрогруппы; по общественному статусу: формальные и неформальные; по непосредственности взаимосвязей: реальные и условные; по уровню развития: низкого и высокого; по значимости: референтные и группы членства.

Группа референтная – реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и самооценке.

Групповая роль – функция личности, одобренный участниками общения способ поведения в соответствии с занимаемой позицией в системе межличностных отношений (лидер, ведомый и др.). В отличие от межличностных социальные роли определяются местом личности в системе объективных социальных отношений (ученый, артист и др.).

Деловой – относящийся к общественной служебной деятельности, к работе (деловой разговор, деловая встреча, деловая беседа и др.).

Деловое взаимодействие − любая совместная деятельность людей по созданию продукта или услуги и по обмена ими.

Деловая игра – воспроизведение деятельности хозяйственных руководителей и кадров управления, игровое моделирование систем управления. Под деловой игрой понимается процесс выработки и принятия решений в условиях поэтапного многошагового уточнения необходимых факторов, анализа информации, дополнительно поступающей на отдельных шагах игры. Она позволяет более точно воспроизводить управленческую деятельность, выявлять проблемы и причины их появления, разрабатывать варианты решения проблемы, оценивать каждый из вариантов решения, определить механизм реализации.

Деловое общение (точнее, официальное) – общение, основанное на общности совместной деятельности и по поводу и ее людей. Оно направлено на организацию деятельности и ее корректировку с целью достижения общего конечного результата. Объектом делового общения – человек, его личность в указанных системах. Предмет исследования – психолого-педагогические особенности и эмоционально-волевая сфера личности руководителя и исполнителя в их взаимосвязи в целостной системе социального и межличностного общения.

Деловой протокол – правила, регламентирующие порядок встреч и проводов, проведения бесед и переговоров, организацию приемов, оформление деловой переписки и т.д.

Деловой этикет – порядок поведения, установленный в деловом общении.

Делопроизводство – отрасль человеческой деятельности по разработке и оформлению официальных документов, организации их движения, учета и хранения.

Депрессия – состояние душевного расстройства, подавленности, характеризующееся упадком сил и снижение активности.

Деятельность – активное взаимодействие человека со средой, в которой он достигает сознательно поставленной цели, возникающей в результате появления у него определенной потребности. Основными видами деятельности являются: игра, учение, труд и общение.

Диалог –разговор между двумя лицами, обмен репликами; разговор двух или более лиц.

Дискуссия – открытая борьба мысли с мыслью; противоборство идей, а не выяснение личных отношений; выяснение истины, а не столкновения амбиций и удовлетворение тщеславия одной из сторон.

Дистресс –отрицательное влияние стрессовой ситуации на деятельность человека, вплоть до ее разрушения.

Документ – деловая бумага, подтверждающая какой-нибудь факт или право на что-нибудь; это материальный объект с закрепленной на нем информацией для передачи ее во времени и пространстве.

Документационное обеспечение делового общения – совокупность нормативно-правовых документов, обеспечивающих выполнение обязательств, достигнутых в результате переговоров. К таким документам относятся: служебное письмо, деловое письмо, телеграмма, телетайпограмма, телефонограмма, факс, акт, протокол, докладная, служебная и объяснительная записка.

Документирование – часть делопроизводства, непосредственно связанная с созданием документов в соответствии с установленными требованиями.

Документооборот – вопросы организации движения и учета документов (получение, обработка, регистрация, контроль исполнения, текущее хранение, отправка).

Документирование управленческой деятельности – нормативный документ конкретной организации, определяющий порядок, правила, способы, формы и процессы работы с документами. включает следующие разделы: общие положения, прием, регистрация и рассмотрение поступающей в организацию (входящей0 документации, контроль за исполнением документов, порядок подготовки и оформление служебных документов, порядок работы с исходящими документами, регистрация исходящих документов, составление номенклатуры дел, обеспечение сохранности документов, экспертиза практической ценности документов.

Жест – движение рук человека, выражающее его внутреннее состояние или указывающее на какой-либо объект во внешнем мире.

Жизненная позиция личности – система ее отношений к различным сторонам объективной действительности и как общую направленность ее интересов и ценностных ориентаций, которые она практически реализует и отстаивает в различных сферах своей жизнедеятельности.

Задатки – предпосылки к развитию способностей. Могут быть врожденными и приобретенными.

Зажатость – внешнее проявление закомплексованности в общении, то есть то, что мы видим во внешнем облике и поведении человека.

Закомплексованность в общении – психическое состояние, которое искажает или полностью блокирует поведение в действии человека тогда, когда он оказывается в центре внимания в непривычной обстановке.

Закон – общеобязательное и непреклонное правило.

Замещение (сублимация) – один из защитных механизмов, которые представляют собой подсознательную замену одной, запретной или практически недостижимой цели на другую, разрешенную и более доступную, которая хотя бы частично удовлетворяет актуальную потребность.

Запоминание – один из процессов памяти, обозначающих введение в память вновь поступающей информации. Обеспечивается, прежде всего, логической стройностью сказанного и услышанного.

Заражение – психологический термин, обозначающий бессознательную передачу от человека к человеку каких-либо эмоций, состояний и побуждений.

Защитные механизмы – совокупность бессознательных приемов, с помощью которых человек оберегает себя от психологических травм.

Здоровье – состояние человека, когда он не болен, а потому им не утрачена способность к полноценному выполнению разнообразных жизненных функций. Оно характеризуется высокой адаптивностью человека к изменяющимся условиям жизни, психической устойчивостью и социальным оптимизмом. Здоровье человека зависит от ряда обстоятельств: повседневный образ жизни, экология, медицинское обслуживание, питание, отдых и другие факторы.

Значение – содержание, которое вкладывают в данное слово или понятие все употребляющие его люди.

Идентификация – отождествление. Установление сходства одного человека с другим, направленное на его вспоминание и собственное развитие идентифицируемого с ним лица.

Иллюзия – феномен восприятия, воображения и памяти, существующие только в голове человека и не соответствующие какому-либо реальному явлению или объекту.

Импульсивность – характерологическая черта человека, проявляющаяся в его склонности к быстротечным, непродуманным действиям и поступкам.

Индивид – конкретный человек со всеми особенностями, данными ему природой (пол, возраст, рост, вес, нервная система и пр.). Он проявляет себя в свойствах, преобразованных в ходе индивидуального развития.

Индивидуальность – своеобразное сочетание индивидных свойств человека, отличающее его от других людей.

Индивидуальный стиль деятельности – устойчивое сочетание особенностей выполнения разных видов деятельности одним и тем же человеком.

Инициатива – проявление человеком активности, не стимулированной извне и не определяемой независящими от него обстоятельствами.

Инсайт (озарение, догадка) – неожиданное для самого человека внезапное нахождение решения какой-либо проблемы, над которой он долго и настойчиво думал.

Инстинкт – врожденная, малоизменяемая форма поведения, обеспечивающая приспособление организма к типичным условиям его жизни.

Интеллект – совокупность умственных способностей человека.

Интеллектуальные чувства – чувства, которые испытывает человек, когда направленно приобретает знания о явлениях природы и общественной жизни. Эти чувства связаны с решением проблемных, познавательных и жизненных ситуаций и задач. Предметом интеллектуальных чувств является процесс мышления человека, продукт мышления, радость от процесса мышления и его результата, разделенная с другим человеком.

Интерактивная сторона общения – организация взаимодействия между общающимися личностями, то есть обмен не только знаниями, идеями, но и действиями. Интерактивная сторона не исчерпывается лишь формой общения, внешней картиной взаимодействия. Имеют значение мотивы, цели общения каждой стороны, их взаимодействие. Установлены следующие виды взаимодействия: содружество, конкуренция, конфликт.

Интеракция – взаимодействие.

Интерес – эмоционально окрашенное, повышенное внимание человека к какому-либо объекту или явлению.

Интерференция – нарушение нормального хода одного процесса вмешательством другого.

Интроверсия – обращенность сознания человека к самому себе; поглощенность собственными проблемами и переживаниями, сопровождаемая ослаблением внимания к тому, что происходит вокруг.

Интуиция – способность быстро находить верное решение задачи и ориентироваться в сложных жизненных ситуациях, а также предвидеть ход событий.

Инфантилизм – проявление детских черт в поведении взрослого человека.

Катарсис – первоначально-эмоциональное потрясение, состояние внутреннего очищения, наступающее после определенных переживаний и потрясений.

Климат социально-психологический – общая социально-психологическая характеристика состояния малой группы, в особенности человеческих взаимоотношений, сложившихся в ней.

Коллектив – устойчивая во времени организованная группа взаимодействующих людей со специфическими органами управления. объединенных целями совместной общественно-полезной деятельности и сложной динамикой формальных (деловых)) и неформальных взаимоотношений между членами группы.

Коммуникативная профессиограмма – система знаний и навыков, использование которой как раз и позволяет раскрыть понятие «управление общением».

Коммуникация –смысловой аспект социального взаимодействия; специально ориентированные на смысловое их восприятие другими людьми. Основные функции − достижение социальной общности при сохранении индивидуальности каждого ее элемента. В коммуникации используются вербальные и невербальные средства.

Коммуникативные действия – действия, сознательно ориентированные на смысловое их восприятие другими людьми.

Коммуникативная культура – способность построения межличностных и деловых отношений, определяющая характер общения людей.

Коммуникативная сторона общения – обмен информацией и ее понимание. Коммуникативный акт характеризуется: адресант (коммуникатор, т.е. тот, кто является субъектом общения); адресат (реципиент, т.е. тот, кому направлено сообщение); сообщение (то, что передается, какое именно сообщение); код (какими средствами, общими для адресанта или адресата, передается сообщение); цель (зачем, ради чего что‑то сообщается); канал связи (голос, письменный текст, проводная связь, связь через эфир, модемная связь и др.); результат (что достигнуто в результате общения).

Компромисс – принятие точки зрения другой стороны, но лишь до определенной степени.

Конкуренция – одна из основных форм организации межличностного взаимодействия, характеризующаяся достижением индивидуальных или групповых целей, интересов в условиях противоборства с добивающимися этих же целей и интересов другими личностями или группами. Конкуренция обычно отличается сильной персональной вовлеченностью в борьбу, активизацией субъекта действия, частичной деперсонализацией представлений о противнике.

Контакт – непосредственное общение; согласованность в действиях.

Контраст ощущений – изменение чувствительности под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя, например. после соленой воды обычная питьевая вода ощущается сладковатой.

Конфликтология – отрасль психологии, изучающая поведение человека в конфликтной ситуации и предполагающая способы выхода из таких ситуаций. Конфликтология как научная дисциплина сложилась в 50-60-х гг. ХХ века в недрах западной политологии и социологии. Ее предметом стало объяснение процессов жизни, функционирования и развития общественных систем и подсистем посредством категории конфликт.

Конфликт – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, средств их достижений, мнений или взглядов оппонентов, или субъектов взаимодействия, острый спор. Серьезное разногласие. В основе любого конфликта лежит ситуация.

Конфликтная ситуация – противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и т.д.

Конфликты типа «Я‑роль» – возникают в ситуациях, когда роль не позволяет реализовать творческий потенциал человека либо, когда его личностные качества не соответствуют этой роли.

Конфликт внутриличностный – состояние неудовлетворенности человека какими-либо обстоятельствами его жизни, связанное с наличием у него противоречащих друг другу интересов, стремлений и потребностей.

Конфликт межличностный – трудноразрешимое противоречие, возникающее между людьми и вызванное несовместимостью их взглядов, интересов, целей и потребностей.

Конформность – некритическое принятие человеком чужого неправильного мнения, сопровождаемое неискренним отказом от собственного мнения, в правильности которого человек внутренне сомневается.

Конформизм – пассивное принятие человеком существующего порядка вещей, господствующих мнений, приспособленчество и т.п.

Кризис – состояние душевного расстройства, вызванное длительной неудовлетворенностью человека собой и своими взаимоотношениями с окружающим миром.

Культура общения – умение вести диалог на любом уровне, возникшем в реальном разговоре, и у обоих собеседников сохранялась бы возможность подняться на конвенциальный уровень и вышележащие уровни – вплоть до духовного.

Лидер – член группы, чей авторитет, власть или полномочия безоговорочно признаются остальными членами этой группы, готовыми следовать за ним.

Личность – сознательный индивид, занимающий определенное положение в обществе и выполняющий определенную общественную роль. Позиция личности проявляется через систему ее общественных отношений. Личность характеризуется пятью потенциалами: познавательным, ценностным, творческим, коммуникативным, художественным. Личность определяется как общественно-историческая категория и является наименьшей единицей в обществе.

Малая группа – небольшая по численности совокупность людей, включающая от 2–3 до 20 30 человек, занятых общим делом и имеющих прямые личные контакты друг с другом.

Межличностная несовместимость – несоответствие индивидуально-психологических особенностей одного человека индивидуально-психологическим особенностям другого. Это означает, что два человека обладают некоторыми личностными чертами, среди которых есть трудно совместимые или несовместимые при определенных объективных условиях.

Межролевые конфликты – возникают в ситуациях, когда индивид вынужден одновременно исполнять роли, в соответствии с которыми к нему предъявляют несовместимые или трудносовместимые требования.

Метод – способ теоретического исследования или практического осуществления чего-нибудь; способ действовать, поступать каким-нибудь образом.

Мимика – совокупность движений частей лица человека, выражающих его состояние или отношение к тому, что он воспринимает(представляет, обдумывает, припоминает и др.).

Мировоззрение – система взглядов на мир и место в нем человека, на отношение его к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленные этим взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы, ценностные ориентации. Мировоззрение формируется в процессе обучения и воспитания личности.

Модель – образец какого-нибудь изделия или образец для изготовления чего-нибудь, а также предмет, с которого воспроизводится изображение.

Мораль – один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (нравственные отношения); нравственные нормы поведения, отношений с людьми, а также сама нравственность.

Моральные чувства – отношение к самому себе, сочувствие, чувство доверия и расположения к людям, чувство товарищества, дружбы, чувства национальной гордости, интернациональные чувства, любовь к Отечеству и к людям, представляющим другие культуры и традиции. Среди моральных чувств выделяются морально-правовые чувства. К ним относятся, переживание, связанные с эмоциональным отношением человека к государству, строю, экономическому положению и др.

Мотив – внутренняя устойчивая психологическая причина поведения или поступка человека.

Мышление – процесс обобщенного отражения действительности, направленный на решение познавательных, теоретических и практических задач. В отличие от ощущений, восприятий и представлений с помощью мы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 460; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.72.224 (0.1 с.)