Методика формирования и развития понятий. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика формирования и развития понятий.



Понятие - высшая форма человеческого мышления, в которой выражаются общие существенные признаки вещей, явлений реального мира. Понять предмет - значит усвоить его существенные признаки.

Знание состоит из понятий. помогают чел-у в его поступательном движении познания мира. П-ями человек мыслит. Инд, дедукт пути формир-я.

Исходным моментом в познании внешнего мира является ощущение вещи и явления, т.е. отражение их в отдельных свойствах. Из ощущений возникает восприятия, отражающие вещь в целом, начало процесса осмысления ощущений. На основе восприятий возникают представления, заключающиеся во внутренних образах, хранимых в памяти человека. Обобщенные представления образуют понятия. Учитель должен выделять осн. п-я в кажд курсе, в учебном предмете и непрестанно держать их в поле зрения, возвращаясь к ним на разном материале и в разл связях.

Осн био п-я: морфологические, ано-том, физиолог, цитолог, эмбриолог, генетические, агрономические, гигиенические и мед. Есть простые и сложные. Специальные (в пределах курса) и общебиологические.

Каждое понятие постепенно развивается, усложняется. Простое, начальное понятие, включающее 1 элемент, объединяясь с другими прост п-ями, обр-т сложное (на примере темы «Лист»).

Спец понятия (фотосинтез, морфология корня; размножение, питание животных; строение органов чел-а; АТФ, ген). Среди них выд локальн п-я (в пределах темы или урока).

Общебио п-я (клетка как единица жизни, взаимосвязи организма и среды)

Морф понятия форм при пом ел методов: набл-е, описание, беседа, л р репр типа,табл, рис, видео. Анатом: раб с микроскопом, с р с рис в учебнике, л р исслед типа, анализ, сравнение. Физиол опыты, эксперимент. Эволюп: сравне ние, анализ. Прим: плод помидора.

 

6.Кишечнополостные Животные Zoa; подцарство щеточные Metazqa; Тип полостные Coelenterata. относится к числу самых древних и примитивных многоклеточных животных. Насчитывается ок. 9 000 видов кишечнополостных. Тип делится на три класса: класс Гидроидные Hydrozoa, у которых доминирует полип (пресноводная гидра, актинии и колониадьные полипы); класс Сцифоидные Scyphozpa, у которых доминирует стадия медузы (медуза-кррнерот и др.); класс Коралловые полипы Anthpzoa, ведущие колониальный образ жизни (нет стадии медузы).

Тело кишечнополостных построено из двух слоев клеток: наружного - эктодермы и внутреннего - энтодермы. Для большинства видов характерна радиальная симметрия. Питаются кишечнополостные мелкими водными животными. Пищеварительная система имеет одно отверстие - ротовое, через которое пища попадает в кишечник и выбрасываются наружу непереваренные остатки пищи. Кровеносная, дыхательная и выделительные системы отсутствуют. Дыхание и выделение осуществляются через всю поверхность тела. Большинство кишечнополостных обитает в морях и океанах. К ним относятся полипы и медузы. Некоторые животные рода Гидра обитают в пресных водоемах.Наружный слой тела гидры (эктодерма) образован клетками нескольких типов. Самые многочисленные -это эпителиально-мускульные (кожно-мускульные) клетки, состоящие из тела и мускулистого отростка. Стрекательные клетки способны реагировать на раздражения из внешней среды, они имеют специальный чувствительный волосок и стрекательную капсулу, внутри которой находится ввернутая длинная стрекательная нить.Стрекательные клетки постоянно пополняются за счет промежуточных клеток, дающих начало новым клеткам. Из эктодермы образуются нервные клетки (нейроны) с длинными отростками, которыми они соединяются друг с другом, образуя неодную систему диффузного (сетчатого) типа. Под слоем клеток эктодермы располагаются базальные пластинки из межклеточного вещества /мезоглея). Под ним расположен второй слои клеток -энтодерма, выстилающая кишечную полость полипа. Основная масса внутреннего слоя - это эпителиально-мускульные клетки, отростки которых расположены а поперечном направлении. Работа мускульных отростков эктодермальных и эн-тодермальных клеток согласуется нервной системой, и вместе они могут вытягивать иди сокращать тело полипа, наклонять его в разные стороны. Эпителиально-мускульные клетки энтодермы несут несколько длинных жгутиков и способны образовывать псевдоподии для захвата пищевых частиц, между этими клетками разбросаны железистые клетки, способныевырабатывать пищеварительные секреты. Пищеварение идет в два этапа. Полостное пищеварение протекает на кишечной полости. Под действием пищеварительных секретов железистых клеток образуются мелкие пищевые частицы. Внутриклеточное пищеварение проходит внутри эпителиально-мускульных клеток. Не переваренная пища выбрасывается через, рот. Размножаются кишечнополостные бесполым путем - почкованием и половым, с формированием половых клеток. Так, в изгибах нижних веточек колоний полипов находятся бластостилии, от которых отпочковываются небольшие подвижные медузы,- свободнрживущее плавающее поколение. Медузы обеспечивают расселение животных и способны размножаться половым путем. Таким образом, у разных видов кишечнополостных происходит чередование поколений: полипы - бесполое поколение, размножающееся вегетативно, медузы - половое поколение, вырабатывающее половые клетки. Оплодотворение перекрестное. Из оплодотворенных яйцеклеток развиваются маленькие личинки с ресничками, которые оседают на дно и превращаются в полипов.

 

6.Комплексное использование методов обучения.

Метод - способ достижения цели. Учебный метод - способ передачи знаний учителем и одновременно способ усвоения их учащимися. Ме-ы быв (по источнику знаний): 1. словесные (беседа- эффективна на обобщ или закл уроках, объяснение, рассказ- факты, биография, словесная наглядность; лекция-не более 15 мин, ст классы); 2. наглядные - при словесных ме-х наглядность служит как иллюстрация в подтверждение слов и для усиления образности рассказа: натуральные (ж ив объекты и препарированные) и изобразительные (т аблицы, схемы, муляжи, кино, рисунок на доске). Виды наглядных методов: демонстрации опытов (фотосинтез), нат объектов (видоизменения листьев, рыб­и в аквариуме, микроскоп препараты), изобр пособий.

3. Практические (сложное взаимодействие слова, наглядности и практической работы, организуемое и направляемое учителем, преследующее развитие мысли учащихся): 1)работы по сравнению и опр-ю прир объектов; 2)наблюдение с последующей регистрацией явления; 3)проведение эксперимента (решение вопроса опытом). Рез-т проведенной работы сущ-но отличает набл-е уч-ся при нагл ме-ах от набл-я при практ ме-ах. В 1 случ уч-ся набл-т демонстрируемые уч-ем опыта, таблицы, во2, наблюдая проводят сам работу: измеряют, вычисляют, засушивают растения. (определение формы корней, листьев, соцветий...). Виды: распознавание (анатом-морф содерж-е), определение (морф и систе-мат сод-е), наблюдение (кратковременные и длительные), эксперимент (при изуч физиолог пр-сов на мышах, голубях, растениях).При подборе ме-в боль значение игр возраст уч-ся, особенности изучаемых объектов. При компл использовании м-в об-я повышается эф-ть обуч-я, что способствует развитию творческих способностей школь-в.

 

6. Влияние окр среды на чел-ка. Охрана здоро-ъя человека и состояние окр среды. Действие радиации на чел-ка Проникновение радионуклидов в организм чел-а, способы уменьшения их поступления, пути выведения радионуклео гидов.

Развитие общества и техногенное воздействие привели к тому, что медицина без эко-логии стан-ся бессильной. Ни увеличение койко-мест, ни применение лекарств не приведут к положит эффекту. Только здор полноценная среда обитания может обеспечить чел здор образ жизни.

Концентрация сернистого ангидрида, ок-сидов азота оказ негативное возд-е на чел-ка.

80% всех болезней в мире связано с неудовл качесвом воды. Болезни: тиф, холера, дизен-терия (при использовании зараж воды), чесот-ка, конъюктивит (заболев кожи при умыва-нии). ПДК- предельно допустимая конц-я-макси-мальное кол-во вредного вещества в ед-це объема(возд, вода и др жидк) или веса (пище-вых продуктов). Опасность радиоактивных в-в для чел-ка не только при авриях, но и при облучении Ренгеновскими лучами, от экранов телевиз, радиоактивные изотопы земной коры: радон, свинец, висмут. Наиб опасн- аварии. В процессе облучения могут повреждаться хромосомы и гены, наиб чувствительны к радиации красн костн мозг и половые клетки, клетки плода. Более устойч кл нервн с-мы, кровен сосудов и мышц. Степень выживания орг-ма завис от: велич дозы, врем облучения, массы тела, наличия хронич болезней, вида веществ, возр чел-ка. Если источник облуч нах-ся вне орг-ма чел, го такое облучение наз внешним. Если внутри орг-ма - внутр. Радионуклиды доступ в организм с продуктами питания(90%), с пищевой водой(5-9%), с воздухом (1-5%),ч/з поврежденную кожу. Проникая в орг-м, радионуклиды накаплся a от д органах и тканях(равномерно по всемугелу: тритий, углерод, железо; в печени: церий, ла-нтан; в костях: кальций, стронций, барий; в мышцах: калий, цезий; в щитовид железе: йод). Стронций 90 сод-ся в муке, крупе в 1,5 р боль-ше чем в зерне. При чистке картоф и свеклы с кожурой убир-ся 40% стронция. При варке вы-ходит 50-80% цезия у свеклы, щавеля, картоф.. Мякоть фруктов(слива, груша, яблоко) мало накапл радионуклидов. Больше сод-ся в кос-точках. Главный путь выведения радионукл-желудочн тракпу жив-х), ч/з молоко, мочевы-дел, незначит ч/з пот. С молоком у коров вы-дел-ся ок 1% цезия, стронция. Из молока в сливки перех только 5% стронция, 95% идет в сыворотку. Цезий 137 перех в масло, сыр и творог.

 

Тип Членистоногие

Царство Животные Zoa; подцарствоМногоклеточные Metazoa; Тип

Членистоногие Arthropgoa; Членистоногие - самая большая группа животных, населяющая нашу планету. Его представители освоили все среды жизни: сушу, моря пресные водоемы, воздушное пространство. Их можно встретить во всех географических широтах По разным данным, тип насчитывает от 1,5 до 4 млн видов. Тело членистоногих покрыто плотным хитиновым покровом, который является их наружным скелетом. Конечности членистые, подвижно соединены с туловищем. Так как хитиновый покров не растяжим, рост члени­стоногих сопровождается линькой (перио­дическим сбросом хитинового покрова). Мышцы представлены пучками поперечно­полосатых волокон. Кровеносная система незамкнутая. Наземные членистоногие дышат легкими или трахеями, а подавляющее боль­шинство водных - жабрами. Классы: Трилобиты, Ракообразные, Паукообразные. Насекомые и лр. Класс Ракообразные Crustacea. В основном,обитатели соленых и пресных водоемов. Небольшое число представителей этого класса обитает на суше, в увлажненных местах (мокрицы).

Подкласс Высшие раки Malacostraca. На примере Отряда Десятиногие раки Decapoda (8,5,тыс.видов). Представитель -речной рак, обитает в пресных водоемах, требователен к чистоте воды. Тело рака состоит из трех отделов: головы, груди и брюшка. Все сегменты тела несут конечности. Количество

к

онечностеи речного рака достигает 19 пар. оловной отдел рака несет короткие усики -антеннулы - органы обоняния, длинные антенны - органы Осязания и ещё 3 пары конечностей, формирующих ротовой аппарат. Это пара верхних челюстей - мандибулы и 2 пары нижних - максилл. В грудном отделе 3 пары ногочедюстей (удерживают и подносят пишу ко рту) и 5 пар ходильных ног. Первая пара ходильных ног развита значительно сильнее и снабжена большими клешнями захватывают пищу и измельчают ее). Брюшко с опарами брюшн. ножек. Раки всеядны. Пища попадает в переднюю кишку, состоящую из пищевода и желудка. Печень рака совмещает ферментативную и желчевырабатывающую функции. Задняя кишка заканчивается анальным отверстием. Органы дыхания рака - жабры расположены по бокам головогруди, они пронизаны кровеносными сосудами. Здесь происходит газообмен. Кровеносная система рака незамкнутая, нервная система образована окологлоточным кольцом и брюшной нервной цепочкой. Раки раздельнополы. Оплодотворение внутреннее, для введения половых продуктов самцы используют специальные ножки, расположенные на брюшке. Самки откладывают оплодотворенные яйца зимой, а в начале лета из яиц выходят рачки.

 

 

Подготовка к уроку биологии

Подготовка учителя к уроку не может быть сведена только к написанию плана Это длительная, кропотливая, разносторонняя работа. А написание плана-это лишь результат проделанной работы. При подготовке к уроку следует: 1) опр-ть тему урока и место его в системе уроков, 2) изуч мат-л по учебнику и доп лит-ре, и отобрать нужное по программе, 3) поставить цель, 4) наметить путь учеников к ней, 5) выбрать метод приемы, 6) средства обучения, 7) составить план-конспект урока.

 

9.Паукообразные Животные Zoa; подцарство ж Неточные Metazoa; Тип стоногие Arthropoda; подтип даровые Chehcerata; Класс образные Агаспшаа.. сообразным относят наземных членистоногих, дышащих трахеями и легочными мешками. Тело их состоит из головогруди и несегментированного брюшка, однако у скорпионов тело более расчленено, а у клеещей тело слитное. На головогруди расположены четыре пары простых глаз, ротовые органы (хелицеры и ногощупальца] и конечности Усики отсутствуют. Ротовые органы снабжены острыми, загнутыми вниз коготками, у конца которых открываются протоки ядовитых желез. Челюсти служат для умерщвления жертвы и защиты, вторая пара ротовых органов - ногощупальца - служит для ощупывания и поворачивания жертвы во время еды. Четыре Лары членистых ходильных ног покрыты чувствительными волосками. Пауки, наряду с фалангами, сенокосцами, скорпионами и клещами, относятся к классу Паукообразные и составляют один из наиболее обширных его отрядов Известно примерно 20 00и видов пауков Брюшко пауков крупнее их голово­груди. На заднем конце брюшка расположены паутинные бородавки, в которыхоткрыва-ются паутинные железы. Выделяемое ими вещество твердеет на воздухе и образует прочные и эластичные паутинные нити, которые используются для изготовления ловчих сетей и коконов для откладки яиц. Пищеварение у пауков частично наружное. Они впрыскивают пищеварительные ферменты в жертву и через некоторое время высасывают содержимое, оставляя телесную оболочку. Питаются насекомыми. Кишечник пауков приспособлен к питанию жидкой пищей, печеночный вырост открывается в переднюю кишку. В дыхательной системе развиты и трахеи, и легочные мешки. Кровеносная система незамкнутая. В нервной системе прослеживается концентрация нервного аппарата: слившиеся ганглии головы и груди образуют мозг; слившиеся ганглии брюшной нервной цепочки - брюшной ганглии. Пауки - раздельнополые животные. Самки крурнее самцов. Оплодотворение -внутреннее. Яйца развиваются в коконе. Развитие без метаморфоза. Представители: скорпионы, паук-крестовик, фаланги, сенокосцы, клещи.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 180; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.118.198 (0.012 с.)