Особенности спроса и предложения на экономические ресурсы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности спроса и предложения на экономические ресурсы



На рынке в условиях конкуренции цены факторов производства формируются под влиянием, как спроса, так и предложения. Предложение факторов производства - это то их количество, которое может быть представлено на рынке по существующим в данный момент ценам. На рынках факторов производства спрос порождает предложение экономических ресурсов. В этом отношении рынки факторов производства ничем не отличаются от рынков потребительских товаров. Вместе с тем рынки факторов производства имеют существенные особенности. Предложение здесь зависит от спецификации каждого фактора производства и обусловлено ограниченностью, редкостью экономических ресурсов. Предложение ресурсов ограничено по сравнению с потребностью фирм в них для производства общественно необходимых благ и услуг. Если бы предложение экономических ресурсов не было ограниченным, то факторы производства были бы бесплатными, как родниковая вода, кислород атмосферного воздуха, экваториальное тепло. Тогда бы потребности людей в экономических ресурсах были бы полностью удовлетворены. Оказались бы ненужными рынки каких-либо товаров, стала бы ненужной и экономика как сфера создания конкурентных товаров. Члены общества перестали бы о ней даже задумываться. Однако в экономической действительности ресурсы ограничены. И предприниматели заинтересованно следят за объемами производства экономических ресурсов и их предложением на рынках, за количеством пригодных к использованию трудовых ресурсов и земель, за динамикой цен на факторы производства. На этой основе разрабатываются прогнозы, меняется производственная ориентация и специализация фирм, происходят структурные сдвиги в макроэкономике и в мировой экономике, может вообще в целом смениться ресурсное обеспечение производственных процессов (вместо пара -- электричество, вместо природного каучука -- искусственный каучук, вместо металла -- пластмассы и т. п.).Вывод из всего сказанного может быть сделан только один: предложение факторов производства испытывает на себе влияние ограниченности, редкости ресурсов. В этом заключается важнейшая особенность всех рынков, в том числе и рынков факторов производства. Предложение каждого фактора производства имеет различную эластичность. Причиной этого явления также является ограниченность, редкость ресурсов. Например, предложение на рынке земли чаще всего оказывается неэластичным, потому что размеры ее четко определены, площади земли практически не изменяются. Альтернативного экономического ресурса, который мог бы заменить землю, не существует. Земля в сельском и лесном хозяйстве представляет собой уникальный, относительно невоспроизводимый экономический ресурс.Предложение на рынке ресурсов сырья оказывается более эластичным, если найдены альтернативные, взаимозаменяемые, искусственные виды сырья и материалов (синтетический каучук, синтетические волокна, маргарин и т. п.) Без заменителей запасы полезных ископаемых и природного сырья оказываются очень ограниченными и невоспроизводимыми.Объем трудовых ресурсов в каждый данный момент времени является ограниченным, фиксированным и относительно медленно изменяющимся. Но эластичность предложения рабочей силы (труда) может быть значительно повышена путем реализации направлений достижения полной занятости, снижения безработицы, осуществления автоматизации, компьютеризации и роботизации производственных процессов фирмы при заданном уровне заработной платы.

 

Понятие и особенности монополистической конкуренции

Монополистическая конкуренция, с одной стороны, схожа с положением монополии, ибо отдельные монополии обладают возможностью контролировать цену своих товаров, а с другой - схожа с совершенной конкуренцией, поскольку предполагается наличие множества мелких фирм, а также свободный вход на рынок и выход с рынка, т. е. возможность появления новых фирм.

Рынок с монополистической конкуренцией характеризуется следующими особенностями:

а) наличие множества продавцов и покупателей (рынок состоит из большого числа независимых фирм и покупателей);

б) свободный вход на рынок и выход с него.(отсутствие барьеров, удерживающих новые фирмы от вступления на рынок, или препятствий на пути существующих фирм, покидающих рынок);

в) разнородная, дифференцированная продукция, предлагаемая конкурирующими фирмами. Причем продукты могут отличаться один от другого по одному или ряду свойств (например по химическому составу);

г) совершенная информированность продавцов и покупателей об условиях рынка;

д) влияние на уровень цен, но в довольно узких рамках.

 

Особенности олигополистического рынка

Олигополия – это рыночная структура, характеризуемая наличием на рынке нескольких продавцов. Иными словами, к олигополистическим структурам можно отнести такие рынки, на которых сосредотачивается от 2 до 24 продавцов. Если два продавца, то это дуополия, или частный случай олигополии, ибо это уже не монополия. Верхний предел условно ограничен 24 хозяйствующими субъектами, так как с числа 25 начинается отсчет структур монополистической конкуренции. По концентрации продавцов на одном и том же рынке олигополии подразделяются на плотные и разряженные. К плотным олигополиям условно относят такие отраслевые структуры, которые на рынке представлены 2-8 продавцами. Структуры рынка, которые включают более 8 хозяйствующих объектов, относят к разряженным олигополиям. Подобного рода градация позволяет по-разному оценивать поведение предприятий в условиях плотной и разряженной олигополии. В первом случае в силу весьма ограниченного числа продавцов возможны различного рода сговоры в отношении согласованного их поведения на рынке, тогда как во втором случае это практически невозможно. Исходя из характера предлагаемой продукции, олигополии можно подразделить на ординарные и дифференцированные. Ординарная олигополия связана с производством и предложением стандартных продуктов. Многие стандартные продукты выпускаются в условиях олигополии – это сталь, цветные металлы, строительные материалы. Дифференцированные олигополии формируются на основе выпуска продуктов многообразного ассортимента. Они характерны для тех отраслей, в которых имеется возможность разнообразить производство предлагаемых товаров и услуг. Олигополистические структуры могут формироваться как на региональном, так и на местном уровне хозяйствования. Однако на каком бы уровне мы ни рассматривали олигополии, не следует забывать о двух важных моментах: межотраслевой конкуренции и импорте продукции. Сила олигополии уменьшается под воздействием предложения продуктов предприятиями других отраслей, которые обладают приблизительно одинаковыми с продукцией олигополистов потребительскими свойствами. Ослаблению олигополии содействует и импорт аналогичных товаров или их заменителей. Оба эти фактора могут способствовать формированию более конкурентных структур по сравнению с чисто отраслевыми рыночными структурами. Распространенность олигополии. Олигополия является одной из самых распространенных структур рынка в современной экономике. В большинстве стран почти все отрасли тяжелой промышленности имеют именно такую структуру. Немногочисленность и крупные размеры фирм. Наиболее заметная черта олигополии состоит в немногочисленности действующих на рынке фирм. Не следует, впрочем, думать, что компании можно в буквальном смысле пересчитать по пальцам. В олигополистической отрасли, как и при монопольной конкуренции, наряду с крупными часто действует немало мелких фирм. Однако на несколько ведущих компаний приходится столь большая часть суммарного оборота отрасли, что именно их деятельность определяет развитие событий.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 469; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.238.20 (0.005 с.)