Краткая история разделения труда в обществе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Краткая история разделения труда в обществе



Разделение труда не всегда было и не всегда будет таким, как сегодня. Оно сложилось в ходе развития общества и продолжает изменяться. С фактами разделения труда вы встречались в курсах истории, географии. Первобытный человек, чтобы выжить в борьбе за существование, должен был уметь делать все необходимое для своей жизни — добывать пищу, изготовлять одежду, оборудовать жилище, защищаться от опасностей и врагов, объяснять причины своих успехов и неудач, предвидеть ход событий и создавать условия для успеха.

По ряду причин в человеческом обществе постепенно произошло первое крупное разделение труда. Одни люди или целые племена стали заниматься специально (преимущественно) скотоводством, другие — земледелием. Специалисты-скотоводы и специалисты-земледельцы не могли обойтись друг без друга, ибо у одних могли быть в избытке продукты скотоводства (мясо, молоко, шерсть, шкуры и т. п.), но не было или было мало продуктов земледелия (зерна, волокна, а значит и ткани

10

и т. п.), у других же мог возникать избыток этих продуктов, но не было достаточного количества продуктов скотоводства. Таким образом возник обмен продуктами труда, ценностями. В ходе этого обмена в дальнейшем возникли некоторые промежуточные средства обмена — деньги.

Далее постепенно аналогичным же образом произошло второе крупное разделение труда — выделились ремесла, на основе которых возникла в дальнейшем промышленность. Это также было связано с взаимным обменом производственными ценностями между разными специалистами — ремесленниками, скотоводами, земледельцами. Деятельность по обмену стала настолько сложной и хлопотной, что отвлекала производителя ценностей от его прямого дела. В связи с этим возникло третье общественное разделение труда: выделились специалисты по обмену — торговцы, купцы.

В процессе развития человеческого общества постепенно произошло отделение производства духовных ценностей (научных, художественных) от производства материальных. Появились специалисты по общественному управлению, научному, художественному и религиозному осмысливанию жизни. Это также предполагает обмен; например, ученые и художники должны отдавать созданные ими ценности в обмен на материальные средства существования, которые они сами не производят, но жить без которых не могут. Однако дело было осложнено тем, что это разделение труда произошло в связи с развитием классового эксплуататорского, а именно рабовладельческого общества. Возникнув как детища материально-производственного труда, наука и искусство оказались на службе не тех, за счет кого существуют, а на службе угнетателей. Более того, эксплуататоры и их идеологи стремились всячески противопоставить труд по созданию духовных ценностей труду в сфере создания материальных ценностей, подчеркивая их различие, а не родство. Пережитки этого противопоставления имеют место и сейчас и проявляются в наблюдающемся иногда чванстве, сознании собственной исключительности у отдельных представителей науки и искусства, пренебрежении к труду в сфере материального производства.

В соответствии с исторически сложившимся (и не зависящим от желания отдельных людей) разделением

11

труда в современном обществе существуют тысячи видов трудовых постов, должностей, рабочих мест.

Было бы неправильным думать, что в обществе идет только процесс дробления, «измельчения» видов деятельности. Там, где это необходимо, происходит и их слияние, объединение. Например, лет сорок назад при вспашке земли типичной была такая картина: за рулем трактора сидит один человек (тракторист), а на плуге, прицепленном к трактору, — другой («плугарь»). Да еще не всякий удостаивался чести быть плугарем — как-никак, все же «при технике»! А сейчас оба эти занятия слились в одно — «тракторист-машинист широкого профиля». Это стало возможным благодаря тому, что трактор теперь оборудован так, что управление, например, плугом легко осуществляется из кабины тракториста. Более того, к трактору можно прицепить и навесить самые разнообразные дополнительные приспособления-орудия, управляемые все из той же кабины.

Раньше считалось нормальным, что на мелких речных судах (катерах) один человек находился у штурвала, а другой — у двигателя: теперь же благодаря более совершенной технике судном управляет один человек —рулевой-моторист. Иногда виды труда, возникнув и просуществовав некоторое время, отмирают. В шахтах давно исчезли коногоны, в машиностроении вы не встретите молотобойца ручной ковки и т. д.

Итак, процесс разделения труда — это далеко не дробление, а развитие все более совершенных и эффективных видов труда.

Таким образом, надо различать два следующих положения:

1. В каждый данный момент разделение труда в обществе представляет собой, действительно, множество обособленных видов деятельности.

2. Развитие разделения труда происходит далеко не обязательно в направлении их дальнейшего обособления и дробления. В этом процессе развития наблюдаются следующие четыре типа изменений видов деятельности: 1) дробление; 2) объединение; 3) появление и развитие новых видов деятельности; 4) отмирание и исчезновение устаревших.

Упражнение. Опираясь на трудовой опыт ваших родителей или заменяющих их лиц, приведите примеры, показывающие, как изменилось разделение труда в какой-либо

12

области (какие виды работ, трудовых постов исчезли и какие появились вновь, какие виды деятельности раздробились, распределились между разными работниками, какие объединились в рамках одной специальности).

Специальность и профессия

С каждым трудовым постом связаны не только предмет, цели труда, традиционно сложившиеся оснащение, оборудование, но и определенная система прав, обязанностей, норм поведения, требований к подготовке, культуре и личным качествам работника. Например, существует такой пост в обществе — «машинист башенного крана». С этим постом неразрывно связано не только собственно техническое оборудование — подъемный кран и виды перемещаемых грузов, предметов. Машинист имеет право требовать от соответствующих лиц выполнения правил техники безопасности при монтаже здания, при работе людей вблизи крана, право требовать законной оплаты труда и т. д. Вместе с тем он обязан точно выполнять задания и команды определенных лиц, руководящих монтажом, обязан многое знать и уметь. В противном случае человек будет считаться непригодным для того, чтобы занимать данный пост (должность). Так же обстоит дело с любой другой должностью, а именно: она всегда дает определенные права, возможности и предъявляет определенные требования. Вместе с правами и обязанностями тот или иной пост (должность) определяет место человека в обществе.

В целом трудовой пост характеризуется следующими компонентами (частями):

а) предмет, цели труда;

б) система технического оснащения, орудия труда (машины, инструменты, а также книги и другие средства информации);

в) система требований к подготовке и личным качествам работника;

г) система требований к поведению, служебных обязанностей (в отношении вида, количества и качества продукции, сроков исполнения заданий, бережного отношения к оснащению, корректного отношения к руководителям, подчиненным, товарищам по работе, соблюдения норм служебного поведения);

д) система прав (в отношении оплаты труда, здоровых и безопасных условий работы, возможностей

13

бесплатного повышения профессиональной квалификации, участия в управлении жизнью трудового коллектива).

Пост (должность) может существовать без человека (т. е. быть незанятым, вакантным).

Каждый такой трудовой пост со всей системой его требований к человеку (см. выше пункты «в» и «г») можно назвать специальностью, ею надо овладеть, а для этого — учиться. Когда человек овладел специальностью, т. е. усвоил соответствующие знания и навыки, развил в себе необходимый минимум личных качеств, овладел культурой служебного поведения, говорят: «его специальность», «у него есть специальность».

Специальность — это необходимая для общества ограниченная (вследствие разделения труда) область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность получить взамен приложенного (затраченного) труда необходимые средства существования и развития.

Профессия — это группа родственных специальностей. Например, нет токаря вообще, есть токарь-карусельщик, токарь-расточник, токарь-револьверщик, токарь-универсал и т. д. Все эти специальности теоретически («в уме», «мысленно») объединяются в группу, обозначаемую как «токарная профессия». Нет учителя вообще, а есть учитель математики, учитель русского языка и т. д., мысленно относимые к группе «педагогическая профессия».

В связи с высокими и все ускоряющимися темпами научно-технического и социального (общественного) прогресса в нашей стране обновление мира профессий сейчас происходит быстрее, чем в прошлом.

Многие профессии еще сохранили неизменными свои старые названия, тогда как содержание труда в них существенно обновилось. Например, если ткачиха раньше заряжала и сменяла челноки вручную, то теперь ей приходится лишь наблюдать за автоматом, выполняющим эту технологическую операцию. Вследствие изменившегося характера труда многие профессии получают двойное название: маляр-оператор, штамповщик-прессовщик, гладильщица-прессовщица и т. д.

Упражнение. Опишите в меру своей осведомленности и в соответствии с пунктами «а», «б», «в», «г», «д» две специальности из нижеследующего перечня (можно фантазировать, то есть описать, какой должна быть,

14

с вашей точки зрения, работа по указанным специальностям):

1. Библиотекарь. 2. Врач (или фельдшер, или медсестра — на выбор). 3. Продавец (продовольственных, или промышленных, или иных товаров — на выбор). 4. Водитель транспорта (вид транспорта — на выбор). 5. Портной (специализация портного — на выбор). 6. Мастер по ремонту техники (вид техники — на выбор). 7. Животновод-механизатор (специализация — на выбор). 8. Агроном. 9, Овощевод (плодоовощевод)-механизатор (специализация — на выбор). 10. Стенографистка-машинистка. 11. Переводчик. 12. Оператор клавишных вычислительных машин. 13. Художник-оформитель (в клубе и т. д.). 14. Концертный исполнитель (специализация — на выбор).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 999; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.180.76 (0.008 с.)