Государственная власть: понятие, основные черты. Соотношение понятий “государственная” и “политическая” власть. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственная власть: понятие, основные черты. Соотношение понятий “государственная” и “политическая” власть.



Гос. власть – разновидность полит. власти, обеспечивающая управление всем обществом, при помощи спец. созданной организации – гос.

Полит. власть – форма власти, которая способна выступать средством реализации и защиты интересов больших соц. групп, в том числе и всего общества.

Существуют 2 точки зрения на соотношение понятий гос. власть и полит. власть:

1) Синонимы

2) понятие полит. власть – шире

Признаки гос. власти:

1) универсальность – распространяется на все население

2) особый субъект – гос-о

3) публичность – субъект власти отчужден от объекта власти (общества), возвышается на ним

4) верховенство – гос. власть является высшей формой соц. власти

5) легальность – осуществляется в рамках закона, только при помощи юр. способов воздействия на людей

6) легитимность – соц. признание ее права на руководящую роль в обществе

7) полит. характер – средство реализации защиты всего общества

8) опирается на предметно-матер. источники силы – армия, полиция, тюрьмы


15. Понятие, признаки государства. Многообразие подходов к определению государства.

Государство – политико-территориальная, суверенная организация власти в обществе.

Признаки гос. – это его качественные черты, отличающие гос. от других властных организаций, действующих в обществе.

1) территориальность: территория гос. – это пространство, на которое распространяется его юрисдикция.Объектами гос. власти являются все лица, находящиеся в пределах этого пространства.

2) Суверенитет – верховенство и независимость гос. по отношению к иным источникам власти при определении своей внутренней и внешней политики. Внутр. суверенитет – верховенство гос. власти, внешний суверенитет – независимость гос. в отношении с др. странами. Гос. суверенитет не безграничен: внутри он ограничен законами, а с наружи – международными правовыми нормами.

3) Публичная власть: гос. как особый аппарат власти функционально отделяется от общества. Гос. аппарат включает в себя не только органы управления, но и органы принуждения (армия)

4) Налоги – денежные средства, принудительно взымаемые гос. с населения и направленные в бюджет гос.

5) Неразрывная связь гос. с правом: гос. основывает свою деятельность на праве. Юр. нормы определяют устройство гос. власти, компетенцию органов, порядок их работы. С др. стороны, гос. имеет монополи. На правотворчества, само создает юр. нормы и охраняет их от нарушений.

 

Многообразие определений государства.

Понятие государства отражает государство как форму политической власти. Это классический (политический) подход к определению государства. Однако, государство – это сложное и комплексное явление, которое имеет множество неполитических сторон. Это и порождает множественность в определении государства.

Если политическое понятие о государстве отражает его сущность, то иные определения государства отражают его разнообразные проявления.

Альтернативные определения государства:

ü Социологические.

Государство – это организованное общество людей, расположенных на определенной территории. В этом смысле государство тождественно термину страна.

ü Юридические.

Государство есть юридическая функция, т. е. условное объединение множества людей под одним статусом. Государство здесь рассматривается как юридическое лицо, как условный и единый выразитель интересов народа.

ü Органические.

Все в мире подчиняется органическому миру. Государство – форма биологического социального движения, т. е. государство подобно живому организму. Государство является высшей формой организации человеческого существования.

ü Теологические.

Государство – это проявление божественной воли на земле, организация власти Бога в жизни людей.

ü Кибернетические.

Государство – система движения информации по прямым и обратным каналам в целях управления общественными процессами.

ü Экономические.

Государство представляется как ночной сторож;

ü Управленческие.

Государство как независимый менеджер, управляющий обществом и разрешающий споры.

 

 

16. Сущность и социальное назначение государства.
Сущность гос – смысл, главное в нем, что определяет его содержание, назначение, функционирование.

В современной юр. науке сущность гос. определяется в соответствии с волевой концепцией, в соответствии с которой сущность гос – это соц. воля, лежащая в основе гос, т.е. стремление субъектов достичь определенных целей. Данный подход в современной юр. науке является основным. Он был разработан в сер. 19 в. Марксом и Энгельсом. И в рамках данной волевой концепции существуют 3 подхода к определению сущность гос.

1) классовый (марксистский): гос. – это машина для поддержания господства одного класса над другими. При помощи гос. реализуется воля эконом.-господ. Класса. Сущность гос. – классовая.

2) общесоциальный (основной в совр. юр. науки: Алексеев, Марченко, Малько): исходит из того, что в гос. власти реализуется воля всего общества.

3) дуалистический (Лазарев, Петров, Цыганов, Морозова, Карельский, Черванюк): сущность гос. представляется развивающейся. Воля, лежащая в основе гос. имеет 2 составляющих: классовую и общесоц. Сущность гос. развивается от классовой к общесоц.

Социальное назначение – служебная роль и истор. цель гос.

Например, Платон и Аристотель считали, что назначением любого гос. является утверждение нравственности. Вопрос о соц. назначении гос. решается в зависимости от подхода к сущности.

Общесоц. Концепция предполагает, что назначение гос. состоит в том, чтобы обеспечить:

1)единство и стабильность общества

2)его внутр. и внешнюю безопасность

3)развитие и нормальное функционирование основных сфер соц. жизни

17. Политическая система: понятие, цели, функции. Структура политической системы общества.
В узком смысле полил система – целостная, упорядоченная совокупность гос. и негос. институтов, в рамках которой осуществляется гос. власть.

В широком смысле – целостная, упорядоченная совокупность полит. институтов, отношений, принципов, признаков, норм, средств, методов, обеспечивающих существование и функционирование общества, как единого организма управления полит. властью.

Цели:

1) консолидация интересов различных соц. групп

2) выражение интересов различных соц. групп

3) реализация интересов различных соц. групп

Выделяют следующие функции политической системы:

1) Политическое руководство обществом (управление общественными делами). Функция управления предполагает, прежде всего, определение стратегических целей и перспектив общественного развития. Поэтому соответствующую деятельность иногда называют функцией целеполагания.

2) Консолидация общественно-политического строя, обеспечение существования общества как единого целого (интегративная функция). Она объективно обусловлена существованием разнонаправленных политических процессов, за которыми стоят различные политические силы, борьба которых между собой всегда чревата самыми тяжелыми последствиями для общества.

3) Регулятивная функция. Она связана с потребностями упорядочения и регламентации политического поведения и политических отношений в государственно-организованном обществе. Данная функция связана с системой ценностей, в которых находят свое выражение наиболее существенные и распространенные в обществе представления, взгляды и воззрения, объединяющие и связующие воедино более или менее разрозненные его части. Итак, регулятивная функция проявляется не только в создании особой подсистемы социально-политических норм права, морали, но и в выработке стереотипов поведения, следование которым признается эталоном общественно приемлемого и разумного поведения.

4) Мобилизационная функция, обеспечивающая максимальное использование ресурсов общества.

5) Дистрибутивная функция, направленная на распределение ресурсов и ценностей между его членами.

6) Легитимация. Под этой функцией понимают достижение минимально необходимой степени соответствия реальной политической жизни общепринятым правовым и политическим нормам.

Структура:

1) институциональная подсистема – совокупность полит. объединений общества как гос, так и негос. Входят субъекты полит. жизни общества, которые делятся на 2 вида:

· Субъекты политики (нации, классы, соц. группы, страты, народы)

· Представители их интересов (полит. организации и отдельные индивиды, полит. лидеры)

2) коммуникативная подсистема – полит. связи и отношения, которые складываются между субъектами политики и их представителями по поводу власти

3) функциональная подсистема – полит. деятельность существующая в форме полит отношений. Полит. отн. Имеют 3 специф. Элемента: объект (власть), субъекты (субъект полит. жизни), содержание (борьба за власть и ее существование)

4) нормативная подсистема – принципы и нормы, которые регулируют полит. деятельность

5) духовная подсистема – полит. сознание, как явление общ. сознания дух. Жизни общ., возникающее в сознании людей по поводу полит. жизни. Полит сознание – интеллектуальное и эмоциональное восприятие субъектами общ. жизни явления их процессов, возникновения в полит сфере. Подразделяется на:

· Полит. идеология – совокупность установок, стереотипов, учений, концепций, догм о политике, сформировавшиеся в общ-полит науке и использующиеся субъектами политики для обоснования своего полит курса

· Полит психология – совокупность чувств, настроений, эмоций, ценностных отношений, переживаний, сформировавшихся в психике человека по поводу политики и разделяется большими или малыми группами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 325; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.252.201 (0.01 с.)