Классификация управленческих работников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация управленческих работников



 

Центральное место в управлении занимает руководитель — работник, возглавляющий определенный коллектив, наделенный необходимыми полномочиями принятия решений по конкретным видам деятельности организации и несущий всю полноту ответственности за

результаты работы. В современной отечественной экономике все

чаще как синоним понятия «руководитель» стало употребляться понятие «менеджер» (управляющий). Менеджер — это руководитель или управляющий, наделенный полномочиями в области принятия решений по конкретным видам деятельности фирмы, функционирующей в рыночных условиях. Термин «менеджер» употребляется применительно:

_ к организатору конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений (управлений, отделений, отделов);

_ к руководителю по отношению к подчиненным;

_ к администратору любого уровня, организующему работу на основе современных методов.

К категории специалистов относятся сотрудники, выполняющие определенные функции управления, которые анализируют собранную информацию и разрабатывают варианты решений для руководителей соответствующего уровня (экономисты, бухгалтеры, юристы и др.). Главная особенность их деятельности состоит в том, что они работают в условиях жестких ограничений в виде приказов и распоряжений руководителей, технико-технологических нормативов,

организационных регламентов деятельности и четких квалификационных требований относительно специальных знаний. В их деятельности преобладают логические операции, что, впрочем, не исключает творчества.

Служащие — сотрудники, обслуживающие деятельность специалистов и руководителей, призванные выполнять информационно-технические операции, освобождая руководителей и специалистов от рутинной и трудоемкой работы (секретари, машинистки, архивариусы и

др.). Специфика их деятельности состоит в использовании стандартных процедур и операций, и в том, что она в большей степени поддается нормированию. В труде технических исполнителей доминируют логические и технические операции.

 

3.
Первая научная работа, посвященная проблеме рациональной организации производства, принадлежит Фредерику Уинслоу Тейлору, который опубликовал в 1911г. Свою книгу «Принципы научного управления». Этот труд составил основу концепции и школы научного менеджмента.

Тейлор ставил перед собой задачу повышения производительности труда и видел ее решение в рационализации трудовых операций на базе научной организации трудовых операций на базе научной организации выполнения рабочим своей трудовой деятельности. Он показал, что задачу менеджера должны входить: подбор, обучение и расстановка рабочих на те места, где они могут принести наибольшую пользу, установление для них заданий,распределение материальных ресурсов, обеспечение их рационального расходования, мотивирования высокой производительности исполнителей, своевременный контроль их действий в соответствии с нормами.

Один из важнейших выводов Тейлора состоял в том, что именно награда представляет собой инструмент стимулирования производительности труда. Он предлагал использовать «прогрессивную» систему оплаты для поддержания у рабочего постоянного ожидания награды.

Тейлор четко определил труд рабочего как исполнительский, а функции мастера впервые включил разработку научных методов выполнения каждой операции, отбор и расстановку кадров, составление плана выполнения работы для каждого работника.

Тейлором впервые предложена новая организационная структура управления. Вместо традиционно принятой линейной структуры управления он предложил функциональную структуру, когда вместо одного руководителя, знающего множество множество функций и поэтому дорогостоящего, привлекались более дешевые работники, специализирующиеся на определенных функциях управления.

Тейлор один из первых использовал в комплексе всю гамму экономических, психологических и органиационных методов управления.

Значительный вклад в теорию научного управления внесли Фрэнк и Лилиан Гилбреты, Генри Ганнт. Одним из тех, кто наиболее успешно применил принципы научного менеджмента на практике был Генри Форд.

основные положения:

1.Использование научного анализа для определения оптимальных способов выполнения задачи;

2. Отбор работников, наиболее подходящих для выполнения определенных задач, и их обучение;

3. Обеспечение работников необходимыми ресурсами для эффективного выполнения задач.

4. Систематическое и правильное использование материального стимулирования для повышения производительности.

5. Выделение планирования и управления в отдельный процесс.

6. Утверждение менеджмента в качестве самостоятельного вида деятельности, науки. Формирование функций управления.

Авторы научного управления в основном посвящали свои исследования управлению производством.

 

Представители административной школы разрабатывали подходы к совершенствованию управления организацией в целом.

Анри Файоль, который считался основателем этой школы, руководил крупной французской компанией по добыче угля в течение 30 лет. На основании своего опыта он разработал теорию администрации, которая базируется на следующих положениях:

– применение универсальных принципов управления организацией, следование которым должно привести к успеху;

– определение функций управления в соответствии с основными видами деятельности;

– разработка рациональной структуры управления организацией;

– положение об оптимальном соотношении административных, технических и социальных способностей сотрудников организации.

А. Файолем была предложена линейно-штабная структура управления, которая и сегодня является повсеместно распространенной. В отличии от Тейлора А. Файоль отрицал необходимость наделения функциональных работников административными правами принятия решений.

Американским последователем идей Файоля был Г.Эмерсон, вершиной исследований которого было формирование 12 принципов производительности. Он считал, что правильные принципы даже в руках посредственных руководителей оказываются эффективнее бессистемных и случайных действий «профессионалов».

Школа человеческих отношений.

Основателем школы считается Элтон Мэйо, который проводил исследования в области мотивации на заводе Вестерн Электрик Хоторн в 1927-1932гг.

В результате этого эксперимента пришли к выводу, что на производительность труда оказывают влияние психологические факторы и групповые ценности. Так как работникам присущи не только физиологические потребности, но и социальные, психологические, то неудовлетворение последних приводит к безразличию к работе и снижению производительности труда.

Одним из выводов хоторнских исследований явилось то, что в рамках формальных групп могут возникать неформальные группы, групповые нормы и системы ценностей которых влияют на эффективность организации.

С 1950 г. Начинает развиваться школа поведенческих наук. Эта школа сосредоточилась прежде всего на методах налаживания межличностных отношений. Представители школы занимались изучением мотивов и потребностей людей, удовлетворение которых способствовало росту производительности и эффективности их работы, повышая эффективность организации в целом.

 

ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД

Процессный подход был впервые предложен приверженцами школы административного управления, которые пытались описать функции менеджера. Однако, эти авторы были склонны рассматривать такого рода функции как не зависимые друг от друга. Процессный подход, в противоположность этому, рассматривает функции управления как взаимосвязанные.

Управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других — это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями. Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления является общей суммой всех функций.

Функции процесса управления

Процесс управления состоит из четырех взаимосвязанных функций: планирования, организации, мотивации и контроля.

ПЛАНИРОВАНИЕ. Функция планирования предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать члены организации, чтобы достичь этих целей.

Посредством планирования руководство стремится установить основные направления усилий и принятия решений, которые обеспечат единство цели для всех членов организации.

ОРГАНИЗАЦИЯ. Организовать — значит создать некую структуру. Существует много элементов, которые необходимо структурировать, чтобы организация могла выполнять свои планы и тем самым достигать своей цели.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 841; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.69.1 (0.01 с.)