Способы толкования – уяснения норм права. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Способы толкования – уяснения норм права.



Толкование норм права – одна из важнейших сторон професс-ой деят-ти юриста. Умение правильно проанализировать закон, норму права, овладение различными способами (приемами) толкования – показатель професс-го уровня и культуры юриста.

Способы толкования – это совокупность однородных приемов и правил, с помощью которых анализируется текст правовых предписаний, раскрывается смысл всех составных элементов нормы права и нормативно-правового акта в целом.

Способы толкования – уяснения: - грамматический; - логический; - систематический; - исторический; - специально-юр-ий; - социологический.

Грамматический способ толкования ( языковый, текстовой, филологический, словесный) закл-ся в грамматическом анализе текста нормы права и в уяснении лексического значения отдельных терминов, словосочетаний, оценочных признаков, а т.ж. смыслового соотношения различных частей нормы права в рамках синтаксической конструкции. Граммат-ий способ толкования предполагает уяснение нормативно-правового предписания в точном соответствии с правилами грамматики.

Специальные правила грамматического толкования: 1) Следует установить значение каждого слова и выражения, употребляемого в нормативном предписании. Золотое правило толкования гласит, что понимать термин следует в его обычном, наиболее распространенном значении. 2) Необходимо выяснить грамматические формы существительных и прилагательных (род, число, падеж), наклонение глаголов, вида причастий. 3) Необходимо уяснить грамматическую структуру предложений, из которых состоит нормативное предписание: все слова и предложения нормативно-правового предписания должны толковаться не изолированно, а в тесной связи друг с другом. 4) Большое смысловое значение имеет различие соединительных (и, да, а также) и разделительных союзов (или, либо).

Логический способ толкования закл-ся в использовании правил формальной логики для уяснения смысла норм права путем установления лог-их связей и соотношении ее частей: гипотезы, диспозиций, санкции. Анализируются не слова и выражения, а понятия, кот. они отражают; предложения образуются в суждения о важных для понимания норм права обстоят-ах; логический анализ суждений, их связей между собой позволяет прийти к умозаключениям о воле законодателя, выраженной в нормативном предписании.

При логическом способе толкования применяются все законы формальной логики: 1. Закон торжества – всякая сущность совпадает сама с собой. 2. Закон противоречия – никакое суждение не может быть одновременно истинным и ложным. 3. Закон исключенного третьего – для произвольного высказывания либо оно само, либо его отрицание истинно. 4. Закон достаточного основания – всякое принимаемое суждение должно быть надлежащим образом обосновано.

Логический способ токования складывается из совокупности различного рода логики, в ходе кот. обрабатываются, осмысливаются нормы права.

Систематический способ толкования состоит в установлении места нормы в системе права, отрасли, института и уяснения ее смысла, исходя из содержания связанных с ней норм права.

Систематическое толкование предполагает уяснение смысла правовой нормы в связи с тем местом, кот. она занимает в единой системе норм права и, следовательно, в ее соотношении с другими правовыми нормами, относящимися как к данной отрасли, так к данной отрасли, так и другим отраслям права.

С помощью систематического способ толкования выявляются и устраняются противоречия между нормами права.

Специальные приемы систематического способа толкования: 1. Если выявлено противоречие между нормами права, изданными разными органами, то следует руководствоваться нормой права, установ-ой вышестоящими органами гос-ва. 2. Если есть противоречие между нормами права, изданными одним и тем же органом гос-ва, то следует руководст-ся нормой права, установленной позже по времени издания.

Исторический (историко-политический) способ токования закл-ся в анализе норм права путем изучения конкретных истор-их условий издания нормативно-правового акта и установления социально-полит-их целей, кот. преследовал законодатель. Для этого изучается широкий круг истор-их материалов, освещающих ход разработки, обсуждения и принятия нормативно-правового акта; исследуются проекты нормативно-правового акта, изменения, внесенные в проект нормативно-правового акта, материалы периодической печати, относящиеся к данному нормативному акту; сравнивается толкуемая норма права с предыдущей (отменной) нормой права, регулировавшей аналогичные общественные отношения.

Специально-юридический способ токования предполагает применение юр-го инструмента, т.е. научных познаний, позволяющих изучить содержательную сторону юр-ой конструкции нормы права и технико-юр-ие средства, с помощью кот. выражается воля законодателя.

Приемы специально-юр-го способа толкования: 1. Толкование юр-их терминов. Специальный юр-ий термин, понятие кот-го раскрывается в нормативно-правовом акте, должен толковаться в точном соответствии с определением законодателя. 2. Перевод описательного предложения закон-го текста в юридико-нормативное, т.е. предание предложениям статьи нормативно-правового акта форму нормативного предписания. 3. Логическое конструирование нормы права.

Социологический способ толкования означает использование уяснений содержания нормы права характеристик и оценок различных аспектов конкретно-исторической реальности, знаний о соц-ых условиях (полит-их, нравственных, бытовых), в кот. применяется толкуемая норма права. Данный способ толкования основан на обращении к внешним по отношению к самой системе права современным источникам информации и критериям оценки данных о содержании нормы права.

Понятия и виды толкования-разъяснения норм права.

Виды толкования-разъяснения: - по субъектам:

Разъяснение норм права: 1) официальное (легальное): а) аутентическое(авторское); б) делегированное. 2) неофициальное: а) доктринальное; б) профессиональное; в) обыденное.

Официальное (легальное) толкование - это толкование, произведенное тем органом, кот. издал данный акт (аутентическое), или же, на кот. возложена обязанность толковать законы и другие нормативно -правовые акты (делегированное).

Аутентическое (авторское) толкование дается органом, издавшим толкуемый акт; специального уполномочия на толкование не требуется, ибо оно вытекает из полномочий соответ-го органа.

Делегированное толкование основывается на законе, кот. наделяет соответ-ий орган правом и обязанностью давать толкование актам, изданным другими органами. Акты официального толкования обязательны для правоприменителей.

В РФ официальным толкованием права занимаются: высшие представительные органы гос-ва, Конст-ый суд РФ, Правительство РФ, отдельные министерства и гос-ые комитеты, Верховный суд РФ, Генеральный прокурор РФ, Высший арбитражный суд РФ, а также соответс-ие органы республик в составе РФ.

Конституция РФ.

Статья 125.

5. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации.

Статья 126

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Статья 127

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Неофициальное толкование осуществляется неуполномоченными специально на это органами и лицами и не имеет обязательного хар-ра.

Оно не порождает обязательных юр-их последствий; его значение определяется авторитетом субъектов, толкующих нормы права, их специальными знаниями и убедительностью формы, в кот. толкование осущест-ся.

а) Доктринальное толкование осуществляется специалистами в области права; оно имеет научный характер и излагается в научных статьях, монографиях, комментариях к законам, устных выступлениях перед населением ученых-правоведов.

б) профессиональное толкование дается юристами-практиками.

в) обыденное толкование дается гражданами, не являющимся специалистами в юриспруденции.

Виды толкования-разъяснения. - в зависимости от сферы актов разъяснения: 1) Нормативное; 2) Казуальное.

Нормативное толкование - это разъяснение смысла нормы права, осуществляемое в отношении широкого круга общественных отношений и рассчитанное на неоднократное применение, т. е. оно предназначено для распространения его результатов на неопределенный круг лиц и случаев. Оно, подобно норме права, имеет абстрактный характер, т.е. не привязывается к конкретной ситуации.

Казуальное толкование выражается в разъяснении смысла конкретных норм права применительно к определенным общественным отношениям. Казуальное толкование есть разъяснение применительно к конкретному житейскому случаю. Чаще всего такое толкование норм права дается суд-ми и иными компетентными органами по рассматриваемым и разрешаемым юр-им делам. Казуальное официальное толкование формально обязательно только при рассмотрении конкретного дела. Однако дейст-ое значение такого толкования гораздо шире: эти акты выступают для нижестоящих органов как образцы понимания и применения закона в качестве своеобразных прецедентов толкования.

Объем толкования - соотношение текстуального выражения («буквы» закона») и ее действительного содержания («духа» закона). - по объему: 1) буквальное (адекватное)- содержание норм права полностью соответствует ее текстуальному выражению(«дух»и «буква» закона совпадают); 2) распространительное (расширительное) - действительное содержание нормы права уже ее текстуального выражения («дух» закона шире «буквы» закона); 3) ограничительное - действительное содержание нормы права уже ее текстуального выражения («дух» закона уже «буквы» закона).

Любое ограничительное или распространительное толкование имеет место при соблюдении следующих правил: 1) допускается, когда законодатель употребил слово (или выражение), обозначающее на языке, кот. изложена норма права, понятия более широкого или узкого объема по сравнению с объемом того понятия, кот. в действительности имел в виду законодатель при формировании нормы права и кот. вытекает из ее контекста или из контекста нормативного акта. 2) ограничительное толкование может вытекать из наличия специальной нормы, кот. ограничивает сферу действия общей нормы права, делает из нее изъятия. 3) распространительно толкуются незавершенные перечни (например и т.д.и т. п.) 4) недопустимо распространительное толкование исчерпывающих законченных перечней (обстоятельств, субъектов), санкций, положений, составляющих исключение из общего правила. 5) недопустимо огранич-ое толкование незаконченных перечней. 6) не подлежат распространительному или ограничительному толкованию термины, определенные легальной дефиницией, если толкование выходит за ее рамки.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 670; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.111.183 (0.015 с.)