Первобытное об-во. Переход от присваивающей экономики к производящей. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Первобытное об-во. Переход от присваивающей экономики к производящей.



Методология ТГП

Понятие «методология» употребляется в 2ух смыслах:

1. Методология рассматривается как наука, изучающая способы, средства познания наукой своего предмета.

Методология = метатеория.

2. Методология – совокупность способов, приемов и средств познания наукой своего предмета. Чем больше приемов, способов и средств познания у науки, тем шире у науки перспектива.

Каждая наука уделяет большое внимание совершенствованию своей методологии.

ТГП использует общефилософские методы, общенаучные и частнонаучные.

 

Общефилософские методы по своим теоретическим основания подразделяются на:

А) диалектико -материалистические – все находится в противоположности, но и в единстве. Переход количественных изменений в качественные. Мир зародился в процессе исторического развития самой материей. (К. Маркс, Ф. Энгельс). Мир – результат собственного развития природы и общества.

Б) идеалистические – мир создан кем-то.

Б.1.объективные – все создано в процессе исторического развития. Нет субъективного вмешательства.

Б.2. субъективные – мир субъективен. Мир существует только тогда, пока живу я.

 

Общенаучные методы:

А) системный метод – элементов столько, сколько необходимо для работы с-мы.

Б) анализ(разложение на части и изучение каждого элемента в отдельности) и синтез

В) индукция – от общего к частному

Г) дедукция – от частного к общему

Д) метод историзма – всякое явление необходимо рассматривать с точки зрения не только данности его таковым в настоящий момент, но и рассматривать с точки зрения прошлого, чтобы понять, что будет в будущем. Всякая личность проявляет себя в определенном месте в определенное время.

Е) синергетический метод – синергетика – наука, рассматривающая самоорганизацию материи. Все в природе стремится к самоорганизации.

 

Частнонаучные методы:

А) метод конкретных социологических исследований – для того, чтобы понять, какой поддержкой пользуется та или иная организация, партия и т.д.

Б) статистический

В) метод моделирования

Г) метод социально-правового эксперимента

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА

1. Первобытное об-во. Переход от присваивающей экономики к производящей.

2. Закономерности возникновения государства.

3. Типичные и уникальные формы возникновения гос-ва.

4. Теории происхождения государства.

 

 

Ф. Энгельс – «Происхождение семьи, частной собственности и государства».

Собрание сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса ТОМ 21.

В. И. Ленин – «Государство и революция»

Полное собрание сочинений ТОМ 33.

«О государстве»

Полное собрание сочинение ТОМ 39.

Морган – «Первобытное общество»

 

Первобытное об-во. Переход от присваивающей экономики к производящей.

 

Родовая община – первое социальное объединение. Объединяла ближайших родственников. Во главе стоял старший из родственников. Экономика была присваивающая.

Люди начали понимать, что гоняться за животными гораздо сложнее, чем их приручать. Поняли, что лучше сеять культуры. Произошло разделение труда на скотоводцев и земледельцев. =>увеличение пастбищ.

Появилось ремесло. В период родовой общины ч-во развилось настолько, что эк-ка из

присваивающей перешла к производящей. В родовой общине было слабое потомство. Внутренние брачные отношения осуждались, а потом были запрещены.
Высший орган власти: собрание взрослых членов родовой общины.
Родовая община насчитывала мало ч-к => внешняя угроза => необходимость постепенного объединения в племена.

Т.О. племя – более высокая, сложная ступень развития, организации человеческого общества, так как объединяет несколько родовых общин, имеет общую территорию.

Все родовые общины, входящие в племя, сохраняли хозяйственную самостоятельность.
Как управлялось племя?
Во главе стоял вождь, который решает все текущие вопросы (конфликты, вопросы хозяйствования).
Наличие совета старейшин.Так же существовал совет взрослых мужчин племени для решения серьезных вопросов.
Племя насчитывало несколько тысяч человек.
С целью укрепить оборону еще больше, создавались союзы племен.

Юноша становился мужчиной, когда принесет скальп врага, тушу бизона. (племя Сиу)

Органы управления союза племен:

1. Верховный вождь – правит на совете вождей племен.

2. Совет вождей.

3. Совет старейшин племен.

 

Союз племен – последний этап в организации человеческого общества до государства.

 

Закономерности и условия возникновения гос-ва.

 

Возникновения гос-ва – закономерный этап развития человеческого общества.

В основе его лежит открытый К. Марксом закон. Закон возрастающих потребностей человечества, которыйведет к разнообразию форм деятельности людей. Специализация ведет к росту производительности труда.
Умножение, усложнение форм человеческого труда порождает с необходимостью различные формы социального неравенства.

Экономическое неравенство приводит к социальному неравенству =>классовое неравенство. Появляются различные группы: в деревне – кулаки, в городах – ремесленники, хозяева фабрик. Происходит социальное расслоение на классы (крестьян, рабочих, собственников). Классовая дифференциация была длительным процессом, который длился на протяжении тысячелетий.
Связь между законом возрастающих потребностей, который ведет к разнообразию форм деятельности, которые ведут к специализации труда, которая вызывает рост производства, который ведет к имущественному и экономическому неравенству, которое ведет к социальному неравенству, которое ведет к классовому неравенству.
Появились такие противоречия, что родоплеменные отношения не могли разрешить.
=>необходимость создания государства.

 

Условия появления гос-ва:

1. Демографические

2. Антропологические – страх перед насилием со стороны иных племен, порабощением.

3. Географический фактор – расселение по берегам водоемом =>расширение контактов, вели к консолидации.

Уникальные формы возникновения государства.

Природно-климатические условия, различия в традициях, культурах ведет и к различению появлению гос-ва.

 

Пути возникновения государства:

1. Восточный путь – не было рабов. Были вожди, старейшины. Собственность была общая. Разделение благ происходило по статусу человека. Гос-ва зарождались в форме деспотических монархий.

2. Западный – присутствовала демократия. Не требовалось сосредоточение огромных масс людей. Решение вопросов на общих собраниях. Более сильные племена завоевывали более слабые, превращали в пленников-рабов, которые работали на представителей более сильных племен. Базировались на рабстве. Афины – 35тыс. свободных и 120тыс. рабов.

3. Синтезный

 

Доминирующим считается восточный путь.

Плавно, на протяжении несколько тысячелетий, вожди превратились в госслужащих, а советы старейшин в госорганы.

 

АлжасСулийменов «Аз и я» - доказывает, что «Слово о полку Игореве» - памятник не славянской, а тюркской культуры.

 

Закономерности возникновения права

1. Специфика нормативного регулирования в государственном обществе.

2. Переход от мононорм к религиозным моральным и иным социальным нормам производящей экономики.

3. Основные теории происхождения права.

 

 

Семинар. Читать лекцию, учебники, доп лит-ру

 

 

Понятие и типология государства.

Понятие «государство»

Понятие государственной власти

Социальное назначение государства

Типология (классификация) государства.

Понятие «государство»

 

Платон, Сократ, Аристотель, Цицерон – государство – союз людей, объединение людей.

В средние века – политическая общность.

В начале 19 века германский философ Кант – общество управляет само собой.

Понятие «государство» было введено в научный оборот в 16 веке итальянским мыслителем и государственным деятелем Н. Макиавелли. Написал работу «Государь» (1512г.)

Государство – дело государя.

 

Признаки государства:

1. Наличие публичной политической власти, располагающей аппаратом управления – один из главных признаков государства. Политичность государственной власти:

А) власть начинают реализовывать специальные чиновники

Б) общество было однородное до появления неравенства. Общество по сущности разнородное, поэтому государство решает политические задачи, выступает арбитром в решении межнациональных конфликтов и различных социальных конфликтов.

Важно создание:

а) специального аппарата управления обществом,

б) издание общеобязательных актов (законов, указов),

в) наличие властных полномочий

г) наличие особого слоя людей – управленцев =>>

Государство – политическая организация, объединяющая все общество, призванная управлять его делами, устранять возникающие социальные конфликты, поддерживать правопорядок и определенный решим властвования.

Всякая государственная власть – политическая, но не всякая политическая власть является государственной.

 

2. Территориальная организация государства – ст. 4 ч. 3 Конституции РФ.
Территория – та часть земли, водного пространства и воздушного пространства, которая обеспечивается государственными границами. В территорию входят недра, территории на которых размещены посольства, торгпредства в других государствах, территория морских и воздушных судов, космические корабли, подводные лодки. Территория предполагает территориальное распределение власти государства. Итого: 17,2 млн км.

3. Суверенитет – ст. 4 Конституции РФ. Суверенитет в РФ распространяется на всю её территорию.Верховенство государственной власти внутри страныи независимость во внешнеполитических делах.+

4. Наличие государственной казны или бюджета. Бюджет необходим для содержания государственного аппарата, который реализует власть, для содержания армии, системы исполнения наказаний, на финансирование науки, образования. Бюджет складывается из налогов, из различных сборов (в том числе таможенных), из кредитов, из выпуска различных ценных бумаг, из золотого запаса гос-ва и других источников.

5. Символы государства (гимн, герб, флаг, государственные праздники)

В условиях глобализации (глобализация – может быть наукой может быть практической деятельностью – сфера человеческой деятельности, изучающая процессы, происходящие в приповерхностной оболочке земного шара) о суверенитете говорить не приходится.

Глобальные проблемы:

1. Природные проблемы

2. Экономические проблемы (263 гос-ва на земном шаре, 193 гос-ва в ООН)

 

 

Государственная власть

 

Власть – возможность и способность одного субъекта осуществлять собственную волю даже вопреки воли другого субъекта или стороны. (отца в семье, партийная, государственная)

 

Государственная власть отличается от всех других видов власти.

Признаки государственной власти

1. Государственная власть всегда носит политический характер, то есть осуществляется каким-либо аппаратом, который находится над обществом. Этот аппарат разрешает противоречия, которые случаются в обществе.

2. Государственная власть выступает от имени всего общества.
Для этого она должна быть
а) легальной – законная, юридически правомерно провозглашена.
б) легитимной – поддерживаемая народом. Та политика, которую осуществляет правительство, поддерживается народом (справедливость власти, правильность, обоснованность принимаемых властью решений).

3. В высшей степени формализована. Формализованность – в высшей степени регулируемая.

4. Государственная власть едина.
а) Единство государственной власти обеспечивается социальным единством общества (СССР), то есть все социальные слои находились в равном положении.
б) Единство обеспечивается единством целей и задач.
в) Организационно-правовое единство государства.

Ш. Монтескье – «О духе законов и Персидские письма» о принципе разделения властей. Предлагают единую государственную власть разделить на

А) законодательную власть – законодательный орган должен быть избран обществом.

Б) исполнительную власть

В) судебную власть

5. Государственная власть выступает к качестве арбитра. В этом проявляется её политичность.

 

Типология государств

Типология – классификация гос-в, отражающая совокупность общих наиболее устойчивых черт и признаков государства одной классификационной группы.

Аристотель делил государства на правильные (демократия) и неправильные (деспотия)

Сократ делил государства на горные и равнинные по географическому признаку

 

Г. Гегель – продуманная классификация государств. В основу был положен принцип свободы граждан в государстве.
Гос-ва:

А) восточные – свободен 1 – деспот

Б) греческие и римские – некоторые свободны, некоторые нет

В) германское – в этом государстве свободны все.

 

Владик СумбатовичНерсесянц – д.ю.н., академик
Типология:
а) В основе лежит свобода
Свобода – осознанная необходимость.

Государства древнего мира индивиды являются свободными людьми по этническому признаку (свободными гражданами в Афинах были лишь представители древних афинских родов, в Риме признавались свободными те, которые имели 3 поколения свободных родственников).

 

б) Преодоление рабства ведет к формированию нового типа государств – сословия. Принадлежность к определенному типу государств обеспечивает наделение определенными правами и обязанностями.
Сословия:

- феодалы

- дворяне

- торговцы

- ремесленники

- крестьяне

 

в) Государство развивается, наступают буржуазные революции, в результате которых сословия отметаются. Наступает период индивидуального типа государств (каждый достигает того, что из себя представляет в жизни).
Человек является субъектом права как самостоятельный индивид.

Современное государство является правовыми государствами.

Этот тип государства и права называл гуманно-правовым, так как в этих государствах человек наделен такими правами и свободами, которыми наделен от рождения.

 

В середине 20 века широкое распространения получила теория УолдаРостоу

Стадийная типология государств

В основу его классификации он положил
а) уровень развития производительных сил

б) уровень развития культуры

Ростоу написал «Некоммунистический манифест»
Типология:

1. Традиционное общество – общество живет тем, что дает природа. Присваивающая экономика.

2. Стадия сдвига – человечество начинает производить больше производить, чем может потребить.

3. Переходное общество – общество от первобытно-общинного к современному.

4. Стадия зрелости – в этот период человечество обладает такими энергоносителями как ядерная энергия, солнечная и т.д.

5. Стадия всеобщего потребления – ч-во производит столько товаров потребления, что все удовлетворяют свои потребности.

 

 

А. Тойнби – английский философ, историк. Написал 12ти томную работу «Постижение истории»

Вначале у него получилось 200 цивилизаций.
На последнем этапе 20:

1. Восточно-китайская

2. Европейская

3. Германо-романская и т.д.

 

 

Форма государства

Понятие формы государства

Форма правления

Понятие формы государства.

Всякое содержание оформлено и всякое содержание имеет определенную форму.

 

В Юриспруденции вопрос о форме государства рассматривается с давних времен.

Древние сводили форму государства к форме правления.

 

Т. Гоббс – английский юрист и социолог. Написал работу «Левиафан», понимая под этим чудищем государство.

Ш. Монтескье – обращал внимание на государственно-правовой режим. Важным методы управления, которые входят в понятие государственного режима.

 

 

Подходы:

1. Классический – Внешнее выражение содержания (формы гос-ва: поликратические, сегментарные, монократические)
а) Монократические – государства, управляемые одним или несколькими суверенными людьми. Вся власть в руках физического или юридического лиц. (Фюрер, Пожизненный президент в Уганде, Может управлять коллегия)

б ) Поликратические – многовластие. Преобладают демократические способы управления. Принцип разделения властей. Политический и идеологический прюрализм.

в) Сегментарные (сегмент – отрезок целого) – сосредоточение элементов как монократических, так и поликратических. Решающая роль принадлежит исполнительной власти. Роль парламента принижена. Права человека провозглашаются, но не обеспечиваются. Государственная власть реализуется, но не доступна для населения. Общество не способно влиять на государственную власть.

2. Формы как разновидность государств (гос-ва в форме диктатуры пролетариата (Парижская коммуна – просуществовала 72 дня, Советы, Народная демократия))

3. Форма как организация государственной власти – отражает внутреннюю организацию государственной власти. Рассматривается способ устройства гос. власти, содержание гос. власти, распределения территории.

Форма государства = форма правления + форма государственно-территориального устройства + государственно-правовой режим.
Выбор зависит от многих факторов: исторического развития, географических причин, экономических причин, политических факторов.

 

Форма правления

 

Ф.П. – способ организации и взаимоотношения органов государственной власти между собой, а так же с населением.
Ф.П. показывает, кто правит государством, кто осуществляет государственную власть.
Т.О. различают
- монархическуюф.п. – правит один

А) абсолютная

1) абсолютная власть монарха (законодательная, исполнительная, судебная власть)

2) престол наследуется от отца к сыну (династическое наследование власти)

3) пожизненность правления

4) отсутствие ответственности
Б) дуалистическая (Бруней, Монаква, Бутан, Марокко)

1) наряду с монархом существую законодательные органы с законодательными и контрольными функциями.

2) исполнительная власть возглавляется монархом, который назначает министров и так управляет страной

В ) конституционная (парламентская) – существует во все монархических государствах Европы (Испания, Англия, Швеция). В Азии – Япония. Монархии давно утратили ключевую роль в реализации политики государства. «Монархии царят, но не правят».

1) власть ограничена во всех сферах гос. жизни

2) законы принимаются парламентом, НО подписываются монархом

3) монарх не обладает правом ВЕТО

4) исполнительная власть осуществляется правительством

5) правительство ответственно перед парламентом

6) главой правительства становится лидер партии, победившей на выборах

- республиканскуюф.п. – правит коллегиальный орган. Все государственные органы выборные. Наиболее распространенная форма в мире. Характерны следующие черты: верховная власть и власть на местах осуществляется выборными органами. Избираются на определенный срок.

 

А) президентская (США)

1. В руках президента соединяются полномочия главы государства и главы правительства.

2. Президента избирают на всеобщих выборах.

3. Президент, обладая значительными полномочиями, формирует правительство, которое несет ответственность перед президентом, а не перед парламентом.

4. Президент является главнокомандующим.

5. Президент не может распустить парламент, но и парламент не может отлучить президента от должности.

6. Парламент может выдвинуть президенту импичмент (отлучение от должности главы государства).

«+» Оперативность принятия решений, так как огромная власть сосредоточена в руках главы государства
«-» В руках главы государства сосредоточена огромная власть =>злоупотребление.

 

Б) парламентская (Финляндия, Германия, Италия, Турция, Индия)

1. Верховная власть принадлежит парламенту

2. Президент избираться не всем народом, а парламентом

3. Правительство формируется парламентом, а не президентом

4. Правительство формируется из числа депутатов, получивших большинство в парламенте

5. Правительство ответственно не перед президентом, а перед парламентом

6. Главой правительства становится лидер партии, победивший на выборах

7. Правительство формируется коалиционным путем

8. Характеризуется сильной законодательной властью

9. Президент не обладает правом вето

«+» Более демократична
«-» Отсутствие оперативности в принятии решений

В) смешанная – сочетание элементов президентской республики и парламентской (Польша, Болгария, Португалия, Уругвай, Перу)

1. Президент является главой правительства, при этом есть должность председателя правительства.

2. Членов правительства назначает президент, но члены правительства несут ответственность перед парламентом.

«+» создается определенная стабильность правительства
«-» такое государство может отойти от демократических методов управления и скатиться к авторитаризму.

 

Формы государственного или территориального государственного устройства.

Государственное устройство предполагает территориальное распределение государственной власти. То есть соотношения государства как целого и его составных частей. Его составными частями могут быть различные образование: области, республики, края, автономным образование в виде округов и административно-территориальные единицы: районы.

а) Унитарные государства
1) Состоит из административно-территориальных единиц, которые не имеют собственного законодательства

2) Власть централизована

3) Допускаются автономные образование.
Унитарные государстве без автономным образований называются простыми (Болгария, Польша, Прибалтийские республики, Турция), а в которых есть называется сложным (Украина, Франция, Португалия)

Автономия – самоуправление определенной территории, которое отличается нац. особенностями населения, бытовыми, культурно-историческими особенностями, географическими особенностями.

Автономии:
- Политическая – обладает правом создания собственной системы законодательства (Гренландия в Дании, Аланские острова в Финляндии)
- Административная – преподавание в школах на языке населения автономии, издание газет, журналов на местном языке, радио и теле вещание на местном языке, некоторые полномочия во внешнеполитической деятельности (Китай)

Унитарные государства делятся на:

- Централизованные – чиновники в административно-территориальные образования назначаются сверху
- Децентрализованные – чиновники избираются народом.


б) Федеративные государства

Состоит или из государств, обладающих самостоятельностью, обладающие правом сецессии (право выхода), или государственных образование, т.е. субъектов федерации (штаты, земли, кантоны и т.д.)
В мире 24 федерации.

Федеративные государства можно классифицировать по различным основаниям.

По пути создания:
1) Договорные - на основании договора ранее самостоятельных образований (США)
2) Конституционные - на основании государственного акта, закона, как правило, конституции, который разделяет территории страны на определенные субъекты (Германия, Пакистан)
3) Конституционно-договорные – действует конституция и договоры между федеральным центром и субъектами (РФ).

По субъектам, их составляющим:
1) административно-территориальные федерации (США, Бразилия, Мексика)
2) национально-территориальные федерации (Бельгия, Индия).

Все субъекты, независимо от того как они сформировались, имеют общие признаки:
1) Все субъекты имеют законодательные органы
2) Имеют свои правительства (администрации)
3) Есть система законодательства субъектов федерации

4) Есть конституции федерации и конституционные акты субъектов федерации
5) В конституциях записано размежевание полномочий между фед. центром и субъектами

6) В федерации всегда есть 2ая палата в парламенте

7) Субъекты федерации всегда принимают решения через членов государственной думы

 

 

Государственно-правовой режим – существенная сторона, которая затрагивает интересы каждого гражданина.

Государственно-правовой режим -Совокупность методов, приемов осуществления государственной власти.


Виды режимов:
1) Деспотические
2) Теократические
3) Монархические
4) Аристократические
5) Военные
6) Абсолютистские
7) Просвещенного абсолютизма
8) Авторитарные
9) Тоталитарные

Мы рассмотрим демократический и авторитарный режимы:

Демократический – с политической точки характеризуется тем, что обеспечивается свобода слова, участие граждан в формировании гражданами государственных органах, контроль за деятельностью органов со стороны общества, обеспечивается многопартийность в политической системе, действует разделение ветвей власти и это разделение не иллюзорное (не создающее иллюзию), действует система сдержек и противовесов, когда ни одна из ветвей власти не может доминировать над другой веткой власти; хорошо развито местное самоуправление, методы принуждения в таких государствах строго ограничены законом, в таких государствах присутствует социально-политическая активность граждан. Власть избирается народом и подконтрольна ему.

С точки зрения экономической, можно сказать, что в таких государствах развит средний класс (70%). Люди, имеющие высокий благосостояния, социально активные, работающие и т.д. Многообразие форм собственности, государственная частная собственность, кооперативная.

В духовной сфере это многообразие мнений.

США, гос-ва Западной Европы, Австралия

Авторитарный –
1) преобладают методы насилия
2) оппозиционные партии запрещены
3) выборы высших органов государственной власти во многом носят формальный характер
4) роль парламента принижена, доминирует исполнительная власть
5) если главой государства является президент, а не монарх, то сроки его пребывания не ограничены

Сирия, Кения, Индонезия и ряд других государств.

Среди авторитарных режимов выделяют тоталитарный режим!
Впервые понятие тоталитарный ввел Муссолини в 1925 году.
Он говорил о том, что тогдашняя власть носит тотальный характер, то есть полностью контролирует все.

В тоталитарном государства доминирует над обществом. Оно полностью контролирует все сферы деятельности.
При этом опирается на насилие и угрозу его применения.

В конце 30ых годов 20 века профессор Чикагского университета США Д. Хейес дал научное обоснование понятию тоталитарный.
Он определили как тоталитарные некоторые тенденции развития Германии и Италии того периода. При этом Хейес определил рамки понятия тоталитарный на эти государства.
В середине 50ых годов 20 века американец З. Бжезинский распространил термин тоталитарный на СССР.
Т.О. уравнял национал-социализм и социализм в советском союзе.
Ко 2ой половине 80ых годов прошлого века, когда в СССР было заметное определение, то определение тоталитаризма стало появляться в Советской литературе, хотя в западной литературе определение тоталитаризма относительно СССР пошло на убыль.

Т.О. государственно-правовой режим является важной частью государства.

3 составляющие являются составными частями формы государства.


Функции государства:

1. Понятие функции государства
2. Классификация функций государства
3. Формы и методы осуществления функций государства

Цели и задачи определяют направление деятельности государства.

Понятие функций имеет несколько значений.

В Философии под функциями понимают жизнедеятельность, по средствам которой живая жизнь проявляет сама себя.
Э. Кант «Ум – есть функция мозга». Мозг проявляется себя по средствам умственной деятельности.
Функция – какая-то деятельность.

Под понятием функциями понимают основные направления деятельности государствапо реализации целей и задач, стоящих перед ним на определенном конкретно историческом отрезке времени.

Функции государства характеризуются:
1. Определенная стабильность – относительно устойчивая деятельность. Если это направление избрано гос-вом, то оно реализуется на достаточно продолжительном отрезке времени.
2. Динамизм – подвержены эволюции, развитию. Исчезают одни функции, другие появляются.
3. Функции развиваются
4. Функции определяются целями и задачами (захват народов, их уничтожение)
5. Осуществляются в определенных организационно-правовых формах (законодательной, правоприменительной, право-исполнительной, контрольно-надзорной). Прежде че решим вопрос о приватизации, издается сначала закон.
6. Реализация функций определенными методами (убеждения и принуждения)

Функции в своем развитии наполняются новым содержанием и расширяется их количество, их спектр.

Функции Древнего Рима:
1) Захват территорий
2) Порабощение захваченного населения
3) Сохранение и поддержание рабовладельческого строя

Феодальное государство:
1) Сохранение и поддержание феодальных отношений
2) Поддержание абсолютного монарха, его власти и властного механизма

При переходе от феодального к капиталистическому:
А. Смит написал книгу «Очерки о природе и причинах богатства народов» 1776 год. Разработал теорию богатства.
К. Маркс – разработал теорию прибавочной стоимости
Д. Кейнс
– когда началась «Великая депрессия», разработал теорию повышения роли государства и осуществлении производства.
Функции капиталистического гос-ва.
1) Оборона
2) Обеспечение свободы каждого гражданина, которую надо создать в одинаковых условиях для каждого члена общества
3) Обеспечения правосудия, которое одинаково относится ко всем гражданам
4) Организация учреждений, которые не могут быть созданы отдельными лицами.

На функции влияет развитие самого общества и государства, сказываются национальные моменты, любое государство, особенно многонациональное, должно проводить функции укрепления взаимоотношений.
На функции оказывает влияние НТП. Государство должно способствовать развитию фундаментальных и прикладных наук, законодательно сдерживать негативные последствия.
Государство должно учитывать экологические факторы.


Классификация функций государства

Классификация – разделение по определенному основанию.

По принципу разделению властей:

1) Исполнительная
2) Законодательная
3) Судебная

По продолжительности действия:
1) Постоянные (во время ВОВ – функция отражения военной агрессии)
2) Временные (восстановление народного хозяйства)

Наиболее распространенная классификация:
1) Внутренние – функции, реализуемые внутри государственных границ.
2) Внешние – за пределами границ.

Вот такая классификация создается к 60ом годам 20 века Николаем Владимировичем Черноголовкиным.
В 1960 году защитил диссертацию «Функции Советского государства»
А в 1979 году защитил диссертация на тему «Теория функций социалистического государства»
Вот это разделение функций на общие и внешние получило всеобщее признание.

Политическая функция
(Политика – деятельность, связанная с разрешение противоречий между различными слоями населения)
1) Выявление и реализация волеизъявления народа (опросы, организация выборов)
2) Обеспечение государственного суверенитета
3) Обеспечение правового положения территорий

4) Создание условий для самоорганизации народа
5) Организация контроля со стороны общества за деятельностью государственных органов
6) Деятельность по обеспечению конституционного строя, осуществляемая как специальным органом (Конституционным судом, так и самим народом).
Деятельность государства очень сложна и разнообразно. Она является ключевой, так как если не организовать население, трудно рассчитывать на успех в других отраслях.


Экономическая функция
– зависит от того, в каких условиях реализуется эта функция (план или рынок)

В настоящее время государство не планирует контрольные цифры экономического р-я об-ва

1) Выработка экономической политики в развитии общества (рынок выправит и разрешит все, рыночные отношения регулировать не следует, нужно создавать условия для развития).
2) Создание условия для развития рыночных отношений (выработка ценовой политики, создание правовых основрыночной политики).
3) Управление предприятиями, которые находятся в собственности государства.
4) Регулирование внешнеэкономический отношений


Социальная функция

1) Обеспечение благополучия, достойной жизни людей, создание условия для развития каждого члена общества.
2) Развитие и поддержание тех сфер, который 1 человек (даже самый богатый) не сможет содержать (образование, культура, здравоохранение)
3) Поддержание тех слоев общества, которые нуждаются в государственной поддержке

Налогообложение и финансовыйконтроль

1) рыночная эк-ка используется налоги и пошлины в качестве инструмента экономической и социальной политики.
2) перераспределение доходов среди населения (пенсии, социальные пособия)
3) перспектива развития (финансирование образования, культуры)

Экологическая функция

1) рациональной использование природных ресурсов
2) бережное отношение к природе

Защита прав и свобод личности, обеспечение правопорядка

1) создание условий для реализации прав и свобод людей (ст. 2 Конституции)
2) охрана здоровья, жизни, чести и достоинства людей, а также их имущества.

Внешние функции государства

1) интеграция национальной экономики в мировую экономику
2) равноправие всех объединяющихся экономик и государств
3) свобода выбора интеграционных схем

Функция обороны
В большинстве демократических государств функция обороны базируется на принципе необходимой достаточности (не на избыточном формировании ВС, а формировании таких ВС, которые были бы необходимы и достаточны для того, чтобы отразить внешнюю агрессию)
1) отражение внешних агрессий и территориальных притязаний
2) выполнение международных обязательств

Функция сотрудничества с другими государствами в различных сферах

1) решение глобальных проблем (Глобалистика – наука, изучающая процессы, происходящие в приповерхностной оболочке земного шара).

Виды глобальных проблем:
а) проблемы, которые имеют естественный характер (защита прав и свобод жителей планеты, освоение космоса, формирование и совершенствование информационной сети)
б) несут в себе угрозу уничтожения человечества (демографическая, энергетический кризис, ядерная угроза)


Формы и методы реализаций функций государства:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 259; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.143.181 (0.156 с.)