Тема 16. Реализация права: понятие, формы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 16. Реализация права: понятие, формы



Реализация права (РП) — это претворение в жизнь установленных (санкционированных) государством правовых норм в правомерной дея­тельности субъектов права.

Процесс реализации правовых норм включает в себя:

- фактическое содержание (ФС), т.е. материальную или духовную правомерную деятельность субъектов права;

- юридическое содержание (ЮС).

Таким образом:

РП = ФС + ЮС.

Общая характеристика реализации права:

- это правомерное поведение субъектов права;

- это воплощение предписаний правовых норм;

- это практическая деятельность людей по осуществлению прав и

выполнению юридических обязанностей.

Таким образом:

- реализация правовой нормы - это есть показатель ее «жизни», итог, результат правового регулирования, одно из направлений действия права.

Формы реализации права:

- соблюдение права;

- исполнение права;

- использование права;

- применение права.

Соблюдение права:

- это воздержание от совершения запрещенных нормами права действий;

- это реализация пассивных юридических обязанностей.

Исполнение права:

- это совершение действий, предусмотренных нормой права или за­ключенным на ее основе договором либо индивидуальным актом;

- это реализация активных юридических обязанностей.

Использование права:

- это свободное использование субъектами права своих законных прав;

- это реализация управомочивающих правовых норм;

- это не нарушение прав и свобод других лиц.

Применение права:

- это реализация активных юридических обязанностей строго определенными субъектами права в интересах других субъектов права

Таким образом:

- если соблюдение, исполнение, использование права - это формы непосредственной реализации правовых норм, то применение права - это форма опосредованной его реализации

Применение права (правоприменение) — это государственно-властная деятельность определенных субъектов права по реализации пра­вовых норм.

Общая характеристика правоприменения:

- это государственно-властная деятельность определенных субъек­тов права;

- это деятельность, направленная на вынесение правового индиви­дуально-конкретного властного предписания;

- носит творческий характер, но в строго определенных законом нормативно-процессуальных рамках и формах;

- носит организационный и организующий характер;

- это форма государственной деятельности.

Субъекты правоприменения:

- государство;

- государственные органы;

- общественные организации, которым государство делегируетчасть своих властных полномочий;

- должностные лица.

Формы правоприменения:

- оперативно-исполнительная, т.е. организация выполнения пред­писаний правовых норм, позитивное регулирование общественных отно­шений с помощью индивидуальных актов (кадровые назначения, регист­рация брачного союза и т.п.);

- правоохранительная, т.е. охрана норм права от каких бы то ни бы­ло нарушений, посягательств, применение мер государственного принуж­дения к правонарушителям, исполнения назначенных мер наказания, а также принятие мер по предупреждению нарушений в будущем (профи­лактика правонарушений).

Необходимость в правоприменении как особой формы реализа­ции права обусловлена:

- спецификой государственного управления, регулирования обще­ственной жизни;

- спецификой правовых норм, многие из которых не могут быть реализованы без вмешательства субъектов правоприменения (например, защита субъективных прав граждан, правоохрани­тельная деятельность и др.)

Стадии правоприменения:

- анализ фактических обстоятельств юридического дела (установление юридических фактов, исследование их достоверности, значимости, достаточности и т. д. при помощи определенных юридических средств, в установленных законом формах и порядке);

- выбор правовой нормы (юридическая квалификация деяния);

- принятие решения по юридическому делу (возбуждение уголов­ного или административного дела по соответствующей статье уголовного или административного кодекса, вынесение постановления об отказе в возбуждении уголовного дела и т.п.)

Основные требования правильного правоприменения:

- законность;

- гуманизм;

- уважение прав и свобод человека;

- целесообразность (юридическая);

- презумпция (лат. - предположение) невиновности (т.е. невиновен до приговора суда — единственного государственного органа, который может решать вопрос виновности или невиновности субъектов права).

Основные вспомогательные условия правильного правоприме­нения:

- высокая юридическая квалификация правоприменителя;

- высокий уровень нравственности правоприменителя.

Итогом правоприменения всегда выступает соответствующий акт применения нормы права. Он характеризуется тем, что:

- не является нормативным актом, т.е. не содержит норму права;

- содержит индивидуально-конкретное властное предписание;

- адресуется индивидуально-определенным лицам;

- имеет разовое значение.

Структура правоприменительного акта:

- вводная часть (наименование акта, указание органа, должностно­го лица, издавшего его, место, время, к кому относится);

- описательная (констатирующая) часть изложение самой фабулы юридического дела, т.е. описание его фактических обстоятельств;

- мотивировочная часть (юридическое обоснование правильности указанного ниже решения);

- резолютивная часть (содержание самого решения по данному юридическому делу).

Виды правоприменительных актов:

- регулятивные (направлены на регулирование правомерного пове­дения);

- правоохранительные (направлены на регулирование противо­правного поведения).

Регулятивные правоприменительные акты издаются:

- всеми субъектами правоприменения.

Правоохранительные акты издаются:

- государственными органами;

- должностными лицами.

Пробелы в праве — это те случаи, когда определенные обществен­ные отношения, находящиеся в целом в сфере правового регулирования, оказываются по каким-то причинам неурегулированными конкретными нормами права.

Основные причины появления пробелов в праве:

- отставание законодательства от жизни;

- недостатки существующих нормативно-правовых актов, их юри­дическая некачественность;

- «неповоротливость» государственного механизма, законодатель­ных органов.

Средства устранения пробелов в праве:

- издание соответствующего нормативно-правового акта;

- аналогия права, т.е. принятие решения по конкретному юридиче­скому делу, исходя из общих принципов, смысла, целей действующего законодательства;

- аналогия закона, т.е. применение к регулированию общественных отношений правовых норм, регулирующих сходные, родственные (аналогичные) отношения.

Аналогия (права, закона) применяется при регулировании всех общественных отношений за исключением:

- уголовных правоотношений;

- административных правоотношений.

Формы реализации правовых норм
  Запрещающие нормы   Обязывающие нормы   Управомочивающие (дозволяющие) нормы
соблюдение исполнение использование
Воздержание от действий, запрещенных нормами права   Совершение активных действий, предписанных нормами права Активная реализация правовых возможностей, предоставленных нормами права
  применение  
  Властная деятельность компетентных органов государства,уполномоченных на то общественных организаций, должностных лиц по реализации правовых норм путем принятия индивидуально-правовых решений  
         

Вопросы для самоконтроля:

1. Раскройте понятие процесса реализации права?

2. В чем заключается спе­цифика применения права как определенной властной деятельности?

3. Назовите стадии правоприменения?

ТЕМА 17. ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Правоотношение - это общественное отношение, урегулированное нормами права.

Живя в обществе человек, как личность и гражданин, неизбежно вступает в общественные отношения:

— экономические;

— политические;

— нравственные;

— религиозные;

— правовые идр.

Общая характеристика правоотношений:

это общественное отношение;

— это связь между субъектами права;

— это волевое, сознательное отношение;

— это отношение, которое возникает на основе правовых норм;

— это отношение, которое обеспечивается государством;

— это отношение, которое носит всегда индивидуальный характер;

— это отношение, содержание которого состоит в осуществлении взаимных юридических прав и обязанностей.

Классификация правоотношений:

1. По отраслям права:

— конституционно-правовые;

— гражданско-правовые;

— уголовно-правовые;

— административно-правовые и т.д.

2. По поведению субъекта:

- регулятивные (связаны с правомерным поведением личности);

- охранительные (связаны с правонарушением лица).

3. По степени конкретизации субъектов:

- относительные (четко или поименно определены обе стороны правоотношения);

- абсолютные (четко или поименно определена лишь управомоченная сторона, а все остальные субъекты правоотношения являются обязан­ной стороной);

- общие или общерегулятивные (конкретно не устанавливается ни управомоченная, ни обязанная сторона, а закрепляется связь каждого субъ­екта права с каждым субъектом права).

4. По характеру юридической обязанности:

— правоотношения активного типа (обязанность заключается в со­вершении определенных положительных действий лица в интересах управомоченной стороны правоотношения);

— правоотношения пассивного типа (обязанность заключается в воздержании лицом от действий, нарушающих законные интересы, права управомоченной стороны правоотношения).

Правоотношение (ПО) — это определенная сумма юридических элементов — субъектов правоотношений (СП), содержания правоотноше­ний (СДП) и объектов правоотношений (ОП).

Таким образом:

ПО = СП + СДП + ОП

Субъекты права - это индивиды (лица) или организации (юридиче­ские лица), которые на основании юридических норм могут быть участни­ками правоотношений, т.е. носителями субъективных прав и юридических обязанностей.

Субъекты права:

1. Физические лица:

- граждане РФ (России);

- иностранные граждане

- лица без гражданства;

- должностные лица.

2. Юридические лица:

- государство;

- государственные органы;

- общественные организации;

- иные организации (иностранные фирмы, СП и т.п.);

- иностранные государства;

- международные организации.

Частично ограниченные субъекты права:

- иностранные граждане;

- лица без гражданства;

- несовершеннолетние граждане РФ;

- граждане РФ, признанные таковыми по решению суда;

- иностранные государства;

- международные организации.

Индивиды (лица), организации тогда становятся субъектами права, когда обладают:

правоспособностью (ПСП);

— дееспособностью (ДСП).

ПСП + ДСП = ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ

Правоспособность — это правовая способность иметь субъектив­ные нрава и юридические обязанности.

Она возникает:

- с момента рождения лица, создания юридического лица.

Она заканчивается:

- моментом физической смерти лица, ликвидацией (реорганизацией, банкротством и т.п.) юридического лица.

Правоспособность неотделима от:

- личности человека (т.е. лицо не может по своей воле ограничивать собственную правоспособность);

- конкретного юридического лица.

Виды ограничения правоспособности:

- лишение права занимать определенную должность;

- лишение нрава свободно передвигаться по стране;

- лишение права заниматься определенной деятельностью;

- некоторые ограничения в гражданских правах и свободах (напри­мер, иностранцы не могут принимать участия в выборах, референдумах).

Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены за­коном и судом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защи­ты конституционного строя, нравственности, здоровья, законных прав и интересов других людей в демократическом обществе.

В основе правоспособности лежат:

- права и свободы человека;

- права и свободы юридических лиц, предусмотренные законода­тельством государства, общепризнанными международными нормами.

Дееспособность — это правовая способность приобретать своими действиями юридические права и обязанности, нести юридическую ответ­ственность.

Она возникает:

- с момента достижения лицом совершеннолетия (общее правило). Исключение - создание лицом семьи;

- с момента регистрации государственными органами организации в качестве юридического лица.

Она заканчивается:

- моментом физической смерти лица, ликвидацией юридического лица.

Дееспособность неотделима от:

- личности человека (т.е. лицо не может по своей воле ограничивать дееспособность);

- конкретного юридического лица

Юридические условия ограничения дееспособности:

- возраст;

- душевная болезнь или слабоумие;

- алкоголизм, наркомания, токсикомания;

- совершение правонарушения.

Суд единственный орган государства, имеющий право на ограничение дееспособности лица.

Осуществление человеком своих прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц.

Юридическое лицо — это организации, которые осуществляют свою экономическую деятельность, участвуют в гражданском обороте в качестве целостности единицы.

Признаки юридического лица:

— самостоятельная юридическая ответственность;

— собственное имя (фирменный знак и т.п.) в гражданском обороте;

— обособленное имущество;

— расчетный счет в банке;

— организационное единство;

— регистрация государственными органами (выдача лицензии, уста­новление номерного знака, экспертиза соответствия устава организации действующему законодательству и др.).

Виды юридических лиц:

— государство и государственные органы;

— иностранные государства;

— международные организации; —■ общественные организации;

— частные лица (российские, иностранные, совместные фирмы, фон­ды, компании и т.п.);

— государственно-частные организации (смешанные).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 540; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.23.30 (0.065 с.)