Природа воображения и его виды. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Природа воображения и его виды.



Воображение - это создание образов таких предметов и явлений, которые никогда не воспринимались челове­ком раньше. Это возможно на основе изменения и пре­образования уже имеющихся в сознании образов, а точ­нее — представлений памяти.

Воображения создаются с помощью следующих приемов:

вычленение из целостного образа каких-либо элемен­тов (например, представление о величине палки как сред­стве удлинить руку);

изменение величины воображаемых объектов (отсюда великаны, гномики и т.д.);

агглютинация – соединение вычлененных элементов в образы вымышленных объектов (сфинксы, кентавры и т.д.);

конструирование предметов в зависимости от их на­значения (топор, луноход и т.п.);

гиперболизация — мысленное усиление или ослабле­ние отдельных свойств объектов (хитрость лисы, трусость зайца, бессилие волка перед зайцем в мультфильме «Ну, погоди!» и т.д.);

перенос какого-либо свойства на другие объекты (был тише воды и ниже травы и т.п.);

типизация — создание нового образа в результате обобщения качеств, наблюдавшихся у ряда сходных объ­ектов (создание образов в художественной литературе: Ев­гений Онегин, Наташа Ростова и т.д.);

Таким образом, воображение основано на преобра­зовании и творческом комбинировании уже имеющихся представлений, впечатлений, знаний. Самый фантастиче­ский вымысел всегда состоит из элементов, взятых из жиз­ни, из прошлого опыта.

Виды воображения:

Непроизвольное (пассивное) – когда образы возника­ют спонтанно, помимо воли и желания человека (в снови­дениях, при чтении книг и т.д.).

Произвольное (активное) – когда образы вызываются по собственному желанию, под воздействием волевых усилий:

а) воссоздающее – создание образов на основе лично­го опыта, текста, чертежа, карты и т.д.

б) творческое – (более сложный вид воображения) – самостоятельное создание новых образов в процессе твор­ческой деятельности.

Фантазии – это образы, которым ничто или мало что соответствует в действительности.

Мечты – нацелены на будущее, это образы желае­мого будущего.

Грезы – мечты, которые очень слабо связаны с реаль­ностью и которые никогда не реализуются

 

Внимание, его функции и свойства.

Внимание– это активная направленность сознания на те или иные предметы и явления при одновременном отвлечении от всего остального.

Виды внимания:

Непроизвольное внимание — вызывается внешними неожиданными факторами: теми или иными особенно­стями объектов, воздействующих на человека в данный момент. Ими могут быть сила, интенсивность, новизна, необычность, контрастность раздражителя или подвиж­ность объекта.

Произвольное внимание — возникает вследствие соз­нательно поставленной цели. Оно всегда требует волевых усилий.

Послепроизвольное внимание – возникает вслед за про­извольным и обладает чертами как непроизвольного, так и произвольного.

Свойства внимания:

Избирательность внимания – сосредоточение его на объектах, представляющих для человека наибольший интерес.

Устойчивость внимания – длительность удержанияего на одном предмете или виде деятельности.

Распределение внимания – одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдений за ними.

Объем внимания – количество объектов, одновремен­но охватываемых вниманием с одинаковой степенью ясно­сти восприятия (средний объем внимания: 5-7 объектов).

Переключаемость внимания — способность внимания переключаться с одного объекта на другой.

От особенностей внимания зависят такие черты лич­ности, как внимательность, наблюдательность и рассе­янность.

Все психические познавательные процессы(ощущения, восприятие, память, мышление, воображение и внима­ние) в своей совокупности представляют психическое яв­ление, которое называют интеллектом.

Для оценки уровня интеллекта наибольшей популярно­стью пользуется «коэффициент интеллектуальности» (I Q), который можно измерить с помощью тестов (Векслер, Бине).

Максимальное значение I Q – 200 баллов, минималь­но – 0 баллов. От 84 до 116 баллов – средний уровень интеллекта, от 116 до 180 – повышенный уровень, от 10 до 84 – умственно отсталые (дебилы, имбецилы, идиоты).

Дебильность – легкая степень слабоумия. Дебилы способ­ны к обучению, овладевают несложными трудовыми про­цессами, их социальное приспособление ограничено.

Имбецильностъ – средняя степень слабоумия. Речь имбецилов развита слабо, они не обучаемы, нетрудоспособны, им доступны лишь элементарные акты самообслуживания.

Идиотия – самое тяжелое слабоумие. У идиотов почти полностью отсутствует речь и мышление, они нуждаются в постоянном уходе и надзоре.


Социализация личности и ее механизмы.

Социализация личности - процесс усвоения индивидом образцов поведений, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.

Выделяют следующие этапы социализации:

1. Первичная, или стадия адаптации (от рождения до подросткового возраста). Ребенок адаптируется, приспосабливается к социальной среде.

2. Стадия индивидуализма (подростковый и ранний юношеский возраст). У подростка появляется желание выделить себя среди других, развивается критическое отношение к общественным нормам поведения.

3. Стадия интеграции (18-25 лет). Проявляется в желании найти свое место в обществе.

4. Трудовая стадия (с 18 до 55-60 лет). Данная стадия характеризуется тем, что человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия на среду и общество через свою деятельность.

5. Послетрудовая стадия. Охватывает пожилой возраст, когда вносит существенный вклад в воспроизводство социального опыта, процесс передачи его новым поколениям.

Важную роль в социализации играет семья, дошкольные учреждения, школа, неформальные объединения, вуз и трудовой коллектив.

Социальное влияние на личность осуществляется посредством определенных механизмов, наиболее значимыми из которых являются:

1. Идентификация – отождествление индивида с отдельными людьми или группами, позволяющее усваивать свойственные им разнообразные нормы, отношения и формы поведения.

2. Подражание (сознательное или подсознательное воспроизведение индивидом модели поведения и опыта других людей).

3. Внушение (процесс неосознанного воспроизведения индивидом внутреннего опыта, мыслей, чувств людей, с которыми он взаимодействует).

4. Конформность (подверженность человека групповому давлению, изменение его поведения под влиянием других лиц). Различают внутреннюю (мнение человека действительно меняется под воздействием группы) и внешнюю (демонстративное согласие с мнением группой лиц, сохранив при этом в глубине души свое собственное мнение.

 

Основные социальные процессы и поведение человека: социальная фасилитация. Социальное научение, социальное подкрепление, социальный контроль.

О влиянии других людей на поведение каждого из нас, свидетельствуют основные социальные процессы:

1. Социальная фасилитация (деятельность человека в окружении других людей улучшается, особенно тогда, когда находящиеся рядом люди занимаются тем же делом, что и он сам).

2. Социальная ингибиция (социально-психологическое явление, в котором выражается отрицательное, подавляющее или тормозящее воздействие окружающих людей на психологические процессы, состояния и поведение данного человека).

3. Социальное научение (форма научения, связанная с приобретением человеком свойств и видов поведения, позволяющих ему успешно адаптироваться в обществе).

4. Социальное подкрепление (целенаправленное воздействие на поведение человека со стороны других людей или общества, которое служит стимулом для формирования психики и поддержки поведения соответствующих людей).

5. Социальный контроль (способы и формы регулирования психики и поведения людей со стороны общества). Социальный контроль выражается в двух формах: позитивная (поощрение, награды, одобрение) и негативная (неодобрение, наказание, угрозе наказания.

Направленность личности

Направленность - важнейшее свойство личности, в котором выражается динамика развития человека как социального и духовного существа, главные тенденции его поведения.

Направленность личности — ведущее психологическое свойство личности, в котором представлены система ее побуждений к жизни и деятельности.

Ведущим компонентом структуры личности, ее системообразующей характеристикой является направленность личности. Именно в этом свойстве выражаются цели, во имя которых действует личность, ее мотивы, ее субъективные отношения к различным сторонам действительности.

Направленность оказывает организующее влияние не только на компоненты структуры личности (например, на проявление темперамента или на развитие способностей), но и на психические состояния (например, преодоление стресса) и всю область протекания психических процессов.

Направленность воплощается в различных формах — ценностных ориентациях, симпатиях или антипатиях, вкусах, склонностях, привязанностях и проявляется в различных сферах жизнедеятельности человека: профессиональной, семейной, политической и т.д. Именно в направленности выражаются цели, во имя которых действует личность, ее мотивы, ее субъективные отношения к различным сторонам действительности, т.е. вся система се характеристик.

В общем плане направленность личности в психологии определяют как систему устойчивых потребностей, интересов, идеалов, т.е. всего того, чего хочет человек. Направленность задает главные тенденции поведения. Человек с ярко выраженной позитивной направленностью обладает трудолюбием, целеустремленностью, высокой социальной активностью.


19. Потребности и их классификация.

Потребность это испытываемая человеком нужда в чем-то.

Потребности бывают:

-потенциальные и актуализированные;

-материальные и духовные;

-биологические и социальные;

-просоциальные и асоциальные;

-индивидуальные, групповые и общественные;

-здоровые и нездоровые;

-ведущие и второстепенные;

-устойчивые и неустойчивые;

-реальные и иллюзорные.

Классификация потребностей по А.Х. Маслоу:

-потребности физиологические (органические) – голод, жажда, половое влечение и др.;

-потребности в безопасности – чувствовать себя за­щищенным, избавиться от страха, от агрессивности;

-потребности в принадлежности и любви – принадле­жать к общности, находиться рядом с людьми, быть при­нятыми ими;

-потребность уважения (почитания) – одобрение, признание, авторитет, компетентность, достижение ус­пехов;

-познавательные потребности – знать, уметь, пони­мать, исследовать;

-эстетические потребности – гармония, симметрия, порядок, красота;

-потребность в самоактуализации – реализации своих целей, способностей, развитии собственной личности. Это наивысшая потребность в иерархии А.Х. Маслоу.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 1507; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.199.243 (0.013 с.)