Плюрализм в понимании права. Основные правовые теории 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Плюрализм в понимании права. Основные правовые теории



Сущ-ет мн-во научных взглядов на право начиная с древности и до новейшего времени. Наиболее известные теории: естественно-правовая, историческая, психологическая, нормативистская, социологическая и марксистская.

Правопонимание – научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной мыслительной деят-ти человека, вкл-ий в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному соц явл-ию.

Необходимо учитывать: ист усл-ия и культуру, позицию самого S ПП, что понимается под источником права (Бог, космос, Ч).

1.В зависимости от соотношения бытия и сознания: Идеалистический подход – харак-но теологическое учение; материалистический – обусловленность право эк базисом, зависимость права от г-ва, его обеспеченность принудительной силой г-ва. 2.В зависимости от источника права – г-во или природа Ч => ест-пр и позитивистская теории.

1. Позитивистская теория права: право = источник права (Бергб, Шершеневич) отждествление права и закона, гос-во делегирует субъективные права и уст-ет юр-е об-ти в нормах права, составляющих закрытую совершенную систему; "+": стабильный правопорядок, детальное изучение догмы права – стр-ры правовой нормы, осн-ний юр-й отв-ти; "-": искусственная ограниченность права от фактических общ-х отн-ний, отсутствие возм-ти нравственной оценки пр-х явлений;

2. Марксизм: как вариант позитивизма – право – воля господствующего класса, возведенная в закон => право = закон (его содержание - воля)

3. Нормативистская теория (Кельзен) разновидность позитивизма; право – система юридических норм: состоит из основных норм, из нее выводятся другие нормы, право стройная иерархическая пирамида во главе с основной нормой, юр сила кж нормы зависит от вышестоящей, нормы право излагаются гос-вом и обеспечивается его принудительной силой.; "+": позволяет создать совершенную систему зак-ва, обеспеч-т режим законности, единообразное применение норм, позволяет четко обозначить права и об-ти субъектов, абстрагироваться от классово – политических хар-к права; "-": отрицание обусловленности права потребностями общ-го развития, игнорирование естественных и нравственных начал в праве.

4. Социологическая теория (дюги, Муромцев): в основе субъективное право (третий элемент) => право те реальные правовые связи, которые имеют люди. Остальное вторично. Есть реальное право и "книжное" право (они могут не совпадать), т/е право следует искать не в книге, а в реальной жизни, в основе рпав общественное отношение, защищенное госв-ом.

5. Психологическая теория: Петражицкий: Право = правовые эмоции, право зарождается в психике человека. На основании психологических правовых эмоций создается позитивное право, право – конкретная психическая реальность - - правовые эмоции чел-ка, к-е делятся на переживание позитивного права и переживание интуитивного личного права.

6. Школа естественного права (др Рим, греция, Сократ, Плутон, Демокрит): естественное право носит человеческий характер, права человека определяются природой человека, а не гос-вом. Но эти критерии д/б признаны гос-вом => позитивное право является производным от естественного, т/е выявление справедливых начал в праве, заложенных самой природой.

7. Теологическая теория: права человека имеют божественное происхождение, но отображаются в человеческом уме, который имеет естественный характер. Проблема выбора теории является основной, в любой теории есть элементы истины. Проблема выбора основного из трех элементов в праве => зависит от истинности теории. Возможно признать данные теории равными – интегральная теория права, но невозможно объединить основания различных элементов, все = есть производные, а есть основной среди них.

Т/з лектора: основным является естественное право, субъективные и позитивные элементы производны. Позитивное право рассматривается как юр.средство, с помощью которого реализуется естествен.права чел-ка. Центр правовой системы – человек, а гос.источники права – орудия реализации естественных прав человека.

 

Социальные нормы: понятие, признаки, виды.

СН – связанные с волей и сознанием людей правила взаимодействия в обществе, возникающие в процессе его исторического развития, соответствующие опред-у типу культуры и направленные на орг-цию общ-ых отношений.

Признаки: 1) СН – правила взаимод-ия людей в об-ве. Практическое взаимод-ие ос-ся в поведении. СН предстают как общие (неопред круг лиц), уст-ют границы возможного поведения, явл-ся правилами соц.взаимод-ия. 2) СН – правила соц.взаимод-ия, связанные с волей и сознанием людей. СН возникают и реализуются в рамках волевой, сознательной д-ти людей. Степень связи СН с волей и сознанием различна: а) СН – развернутые требования к поведению (право, корпорат нормы); б) СН – образцы и стереотипы поведения (обычаи); в) СН – принципы (мораль)… 3) СН формир-ся в процессе исторического развития об-ва и явл-ся как его рез-том, так и фактором данного процесса. Историч усложнение соц орг-ции, появление самост. сфер жизни (эк-ка, пол-ка) > появ-ие различных СН (пол-ие, эк-ие). Вместе с историческими изменениями меняется и содержание норм. Происходит специализация СН. С др. стороны, СН влияют на темпы общественных процессов, могут ускорить или затормозить их. 4) СН соответствуют опред типу культуры, определяющему особ-ти орг-ции конкр об-ва. В обществах с разными традициями разные СН (христианство и ислам). Культурные различия выражены в СН этих обществ так же определенно, как и в их религ-ых учениях. 5) СН направлены на орг-цию общ-ых отн-ний. СН – система регламентации жизни.

F СН: 1) регулятивная – СН уст-ют правила поведения, поддерживают опред-ую системность об-ва, упорядоченность отн-й;

2) оценочная – СН – это основание оценки социально значимого поведения (моральное – аморальное, правомерное – неправомерное…); 3) трансляционная – в СН сконцентрированы достижения чел-ва, в виде СН этот опыт и культура сохр-ся и передаются в будущее.

Виды СН: •По способу формирования и обеспечения:нормы права, нормы морали, нормы обрядов, религиозные нормы, корпор. нормы, традиции, обычаи. •По содержанию: политические, экономические, этические, организационные, нормы культуры. •По социальной направленности: позитивные, негативные. •По признаку закрепления в каких-либо формах: формально закрепленные, и не закрепленные.

Регулятивные особ-ти этих норм выражаются в особ-тях их формир-ия, форм фиксации, регулятивного воздействия, способов и методов обеспеч-ия.

 

Нормы права и морали.

Мораль – исторически складывающаяся в общественном сознании система принципов, понятий, норм поведения, основанная на идеалах добра и зла, должного и справедливого в отношениях людей.

Сходство: 1.нормативность морали и права заключается в том, что они служат эталоном и критерием оценки поведения людей; 2. универсальность проявляется в том, что они распростр. на все обществ. отношения; 3. общность заключается в том, что эти соц.институты обслуж. общий экономич.базис, идеологию и политику.

Различия: 1. по происхождению – нормы права устанавливаются гос-м, а нормы морали складываются в соответствии с нравственными представлениями о добре и зле, справедлив. и несправедлив. и т.д.; 2. по сфере действия – нп. регулируют обществ.отношения, имеющие гос.значимость, а нм. не имеют обособленной сферы воздействия; 3. по форме закрепления – н.п. получают закрепл. в офиц. НА, а н.м. не закрепляются с пец. актах, они содержатся в сознании людей и находят отражение в лит-ре; 4. по содержанию – н.п.-детализованные правила поведения, которые предписывают кто и что должен делать, каким образом и т.д., а н.м. выступают в виде обощенных правил и принципов; 5. по способу обеспечения – реализация н.п. поддерживается принудит.силой гос-ва, а мораль обращается к совести индивида.

Взаимодействие: 1. взаимопроникновение – право основывается на морали. Право закрепляет моральные принципы в кач-ве правовых требований; 2. взаимовлияние – мораль оказывает активное воздействие на правосознание и тем самым способствует реализации н.п. В свою очередь право поддерживает требования морали юридич. санкциями и тем самым защищает необходимый минимум нравственности.

 

Нормы права и обычаи.

Обычай-общие правила, возникающие в рез-те постоянного воспр-ва конкретных образцов поведения и в силу длительн. своего суще-ия вошедшие в привычку людей.

Гос-во, которое стремится обеспечить соблюдение норм права, должно использовать сильные стороны обычая, такие как: 1. устойчивость обычаев проявляется в их значительной инерционной силе и повторяемости привычных форм поведения; 2. массовость обычаев проявляется в их широком распростр. среди населения в кач-ве образцов поведения, воспринимаемых как нормы быта и межличностного общения; 3. привычность обычаев означает отсутствие особых механизмов их обеспечения, включающих в себя меры принуждения. Связь обычаев и норм права прослеживается исторически. Гос-во по мере создания и развития законодательства санкционирует в качестве норм права обычаи, которые отвечают интересам гос-ва, и налагает запрет на обычаи, которые явл. пережитками прошлого(тормозят обществ.развитие или носят негативный хар-р). Юр.поддержка обычаев или их вытеснение – основные формы взаимодействия обычного права и привычных форм поведения, ставших обычаями, традициями и т.п.

 

46. Право и корпоративные нормы.

К/Н – правила поведения, создаваемые в организованных обществах, распространяющиеся на его членов и направленные на обеспечение организации и функционирования данного сообщества., ех: нормы полит/партий, профсоюзов, клубов разного рода. К/Н специфичны, создаются в процессе орг-ции и деят-ти сообщества людей, распр-ся на его членов, закреплены в соотв-х док-х, принимаются по опред-й процедуре, систематизированы. Но они не обладают свойством общеобязательсноти права, не обеспечиваются гос. принуждением. Предмет их регулирования – отн-ния не урегулированные юр-ки (в силу невозможности или нецелесообразности).

К/Н отличаются от норм, сод-щихся в локальных НА, последние, хотя и действуют в опред-й орг-ции, явл-ся юр-кими, т/к при их нарушении сущ-ет возможность суд-й защиты (ех: нарушение положений учред-х док-в АО – порядка распределения прибыли – решения м. обжаловать в суд-м порядке).

К/Н – структурные единицы гражданского общества и отражают специфику природы отношений в нем.

Сходство состоит в том, что: 1.и правовые, и КН определяются общественно-экономическим строем общества.2.имеют формально-опред. характер.

Различие: 1.Правовые нормы характеризуются единством, целостностью; КН имеют разноречивый характер, локальный характер. 2.Правовые нормы защищаются гос-вом; КН защищаются организациями, их создающими.

Взаимодействие: 1.Некоторые КН регулируют отношения, не рассматр. нормами права (внутренняя жизнь организации). 2.Некоторые КН регулируют отношения, в которых заинтересованно гос-во, т.е. КН приобретают юр.направленность.

КН, имеющие юридический характер:- Имущественные отношения; регулируются гражданским правом (негос. организации в сфере бизнеса).

- Трудовые отношения; (порядок оплаты труда, соц. пакет, отдых и т.д.). - Жилищные отношения; (товарищество для управления жилищных фондов).

3.Корпоративные нормы – часть права. 4.Корпоративные нормы имеют подзаконный характер, должны соответствовать действующим законодательствам.

Корпоративное право – совокупность корпоративных норм, регулирующих юридические отношения и функционирование данного сообщества.

Корпоративное право объединяет нормы, регулирующие вышестоящие отношения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 362; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.43.122 (0.023 с.)