Психологическое консультирование и другие стратегии психологической помощи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологическое консультирование и другие стратегии психологической помощи



Психологическая помощь – широкое понятие, включающее многообразные теоретические и практические направления. Содержание психологической помощи заключается в обеспечении эмоциональной, смысловой и экзистенциальной поддержки личности или группе в трудных ситуациях.

Психологическое консультирование – достаточно новая область психологической помощи, возникшая в середине ХХ века. Профессия психолога-консультанта появилась как отклик на потребности людей, не имеющих клинических нарушений и вместе с тем нуждающихся в психологической помощи.

Как было обозначено выше, психологическое консультирование ориентировано, прежде всего, на тех, кто имеет проблемы в повседневной жизни, например, испытывает трудности на работе, в семье или в принятии решений, неуверен в себе, переживает возрастной кризис, обладает низкой самооценкой и т.п. Целесообразно оделить консультирование от других стратегий психологической помощи, таких, как:

· предоставление информации;

· прямое действие – осуществление конкретных действий, направленных на оказание помощи клиенту (например, в кризисных ситуациях, в случаях самодеструктивного поведения или реальной угрозы психическому и/или физическому здоровью людей);

· обучение – помощь в приобретении умений и навыков, необходимых клиенту в конкретной ситуации;

· системные изменения – оказание направленного воздействия на ту систему, которая явилась причиной возникновения трудностей (M.Scally & B.A.Hopson, 1979)

· совет – высказывание собственного мнения, основанного на своем видении ситуации, в которой находится другой человек.

О вреде советов писали многие психологи. Р.Мэй говорил, что "совет всегда поверхностен; это дача указаний сверху, одностороннее движение. Сфера действия истинного консультирования намного глубже, и его заключения всегда являются результатом совместной работы двух личностей на одном и том же уровне. … Совет нельзя считать адекватной функцией консультирования, поскольку он покушается на автономию личности". В то же время иногда консультант дает советы по вопросам, которые не относятся к личностным проблемам. В этот момент не происходит настоящего консультирования. Консультант выполняет своеобразную диспетчерскую функцию – переадресовывает клиента к другим специалистам, рекомендует литературу и др.

Наибольшие трудности возникают при попытке четкого разделения психологического консультирования и психотерапии.[1] Многие зарубежные ученые (А.Айви, М.Айви, Л.Саймэн-Даунинг (1999); G.Corey (1993); C.H.Patterson (1974, 1986); C.B.Truax & R.R.Carkhuff (1976)) используют термины "психотерапия" и "психологическое консультирование" как синонимы и предлагают всех специалистов в этой области называть психотерапевтами или психотерапистами. Но поскольку в большинстве стран эти профессии существуют как отдельные, необходимо найти основания для их дифференциации.

Психологическое консультирование генетически связана с психотерапией. Содержательная сторона психотерапии основана на классификации болезней, диагностических указаниях, четких критериях психических и поведенческих расстройств. Психотерапия опирается на разработанные области медицины – психиатрию, неврологию, наркологию и др. Содержание консультативной психологии остается достаточно размытым, так как не существует более или менее однозначной, завершенной классификации закономерностей появления психологических проблем, их причин, особенностей развития и значения для жизни конкретного человека – классификации, которая была бы признана удовлетворительной различными психологическими направлениями и школами1. Согласно традиции, сложившейся в нашей стране, наиболее распространенным является следующее разделение областей применения психотерапии и психологического консультирования: врач-психотерапевт лечит больных, а психолог-консультант осуществляет помощь здоровым людям. В первом случае процесс называется психотерапией, во втором – психологическим консультированием.

Психологическое консультирование и психотерапию можно рассматривать как два полюса психологической помощи. Полюс психологического консультирования связан в основном с ситуационными проблемами, возникающими у клинически здоровых индивидов и решаемых на уровне сознания. Он тесно связан с интервьюированием, которое проводится только со "здоровыми" людьми и направлено на принятие решений. Полюс психотерапии устремлен к более глубокому анализу проблем с ориентацией на бессознательные процессы, структурную перестройку личности. Область между полюсами принадлежит деятельности, которую можно отнести и к психологическому консультированию, и к психотерапии.

Можно выделить следующие позиции, позволяющие провести условную границу между понятиями "психотерапия" и "психологическое консультирование"1:

1. Клиент. Консультирование ориентировано на клинически здоровую личность. Клиентом психолога-консультанта могут быть люди, имеющие трудности и проблемы в повседневной жизни, жалобы невротического характера, а также люди, чувствующие себя хорошо и ставящие перед собой цель дальнейшего личностного роста и развития. Психотерапия рассматривает человека, обратившегося за помощью, как больного, имеющего ту или иную психопатологию, как пациента с психическими или поведенческими расстройствами.

Проблема. В консультировании проблема клиента рассматривается как определенная психологическая дисгармония, которая вызывает психологические трудности, сложности в адаптации, межличностных отношениях и т.п. В психотерапии проблема рассматривается как симптом какого-то нарушения, психического или поведенческого расстройства.

Длительность и глубина. Консультирование и психотерапия ориентированы на различную длительность и глубину взаимодействия психолога и клиента. При психотерапии психологические проблемы обычно уже настолько осложнились, что нуждаются в долговременной коррекции их последствий (например, психоанализ может продолжаться несколько лет). Консультирование обычно ориентируется на краткосрочную помощь (обычно – 5-6, максимально до 15 встреч) и является, прежде всего, упреждающей, превентивной работой, предотвращающей развитие нежелательных осложнений.2 Психотерапия связана с решением комплекса проблем, направленных на глубокую перестройку личности. Она ориентирована "вглубь" психики, на проработку довольно сложных и специфических интраперсональных проблем. Психологическое консультирование в большей степени направлено "вширь", потому что его проблемы более разноплановы и описывают широкий круг проявлений социального поведения человека, возникающих при взаимодействии личности и среды.

Концепция здоровья/болезни. Психотерапия является отраслью медицины. Человек, обратившийся за психотерапевтической помощью, рассматривается как больной, как пациент, нуждающийся в адекватном лечении. Целью работы психотерапевта является возвращение человеку психического здоровья, определяемого как отсутствие психопатологических синдромов, и процесс лечения направлен на их устранение. Специфика консультирования заключается в отказе от концепции болезни, признании за человеком права на большую вариативность поведенческих реакций и психических состояний как здоровых, а не болезненных проявлений. Заимствуя у психотерапии приемы и техники всех направлений, консультирование использует их не для лечения больных, а для помощи здоровым людям в преодолении трудностей, нахождении выхода из затруднительных положений.1

5. Диалогичность и ответственность. В консультировании особую важность приобретает процесс общения между консультантом и клиентом как равными партнерами по взаимодействию. Ответственность за успешность консультирования несут как консультант, так и клиент. Психотерапия – директивная, регламентированная практика, в которой психотерапевт является авторитетным лицом, принимающим решение о лечении и несущим ответственность за его эффективность.

6. Ориентация на линию времени жизни клиента. Психотерапия большое внимание уделяет прошлому клиентов, проработке их неразрешенных ранних конфликтов (например, психоанализ), анализу давних травматических событий (например, психодрама), поиску скрытых мотивов и др. Консультирование чаще ориентируется на настоящее и будущее клиентов, на помощь в решении (преодолении) проблем. В ряде направлений консультирования акцентируется моделирование нового поведения, новых способов взаимодействия клиента с окружением взамен привычных паттернов, тогда как в психотерапии важнее анализ появления данного поведения у пациента.

Развести клиническую (медицинскую) психотерапию и консультирование гораздо проще, нежели найти различия между консультированием и личностно-ориентированной (немедицинской) психотерапией. Например, по мнению Л.Брэммера и Э.Шострома, отношения между медицинским и психологическим знанием о человеке можно представить в виде континуума. В каждом реальном случае работы с конкретным клиентом можно находиться только в одной точке этого континуума. Если посмотреть на рис. 1, отражающий соотношение между психиатрией, психотерапией и психологическим консультированием, то можно увидеть области, общие для этих направлений психологической помощи, и целый ряд точек принадлежит в равной степени и консультированию, и психотерапии.

 

 

 

 


Рис. 1. Взаимосвязь между медицинским и психологическом подходами к психологической помощи

 

Как и психотерапия, консультирование основывается на "плановом применении методик, разработанных на базе общепринятых психологических принципов" (J.Meltzoff & M.Kornreich, 1970). Именно находясь в области, принадлежащей и психотерапии, и психологическому консультированию, консультант выступает как психотерапевт, а психотерапевт может заниматься консультированием.

Таким образом, определяя различия между психотерапией и психологическим консультированием, мы отдаем себе отчет, что это достаточно условное разделение, так как в ряде случаев невозможно провести между ними четкую границу. Это разделение в ряде исследований связано, скорее, с идеологическими предпочтениями, нежели с сущностью процессов, проходящих и в консультировании, и в психотерапии. Те же Л.Брэммер и Э.Шостром предлагают выделение в психологии отдельной области, посвященной психотерапии и консультированию. На рисунке 2 отражены взаимоотношения между терапевтической психологией как теоретической дисциплиной и смежными с ней областями психологической помощи. Кроме того, Брэмер и Шостром считают, что консультирование и психотерапия также представляют собой два полюса континуума, но не между медициной и психологией, а внутри терапевтической психологии. Поэтому иногда в тексте используется термин "психотерапия", например, когда существует устоявшееся выражение (РЭТ – рационально-эмоциональная терапия, гештальт-терапия), или когда понятия "консультирование" и "психотерапия" можно использовать в качестве синонимов.

 
 

 

 

 


Рис. 2. Взаимосвязь терапевтической психологии с другими областями профессиональной помощи


3. Системы консультирования. Типы консультирования. (а я склоняюсь к варианту, чо все таки модели консультирования и виды консультирования…вот)

Модели консультативной психологии.

Психотерапия и психологическое консультирование - процесс, происходящий между двумя людьми, в котором участвуют в равной мере сознательное и бессознательное начала как психотерапевта (психолога-консультанта), так и пациента (клиента). При этом к личности психолога предъявляются требования рефлексии, открытости к собственному опыту и многое другое. Эти требования в разной форме работают в различных школах психотерапии и психологического консультирования. Особенно они важны в той парадигме1 психотерапевтического видения человека, которая приобрела название "психологической" в противовес так называемой "медицинской". Эти два понятия возникли как выражение противоречия между классическими психоаналитическим и бихевиоральным подходами, с одной стороны, и более современными те-чениями, сформировавшимися в 60-е гг. в русле гуманистического направления, с другой.

Психологическая (личностно-ориентированная, гуманистическая) парадигма, в отличие от медицинской:

• исходит из индивидуальной, а не социальной этики;

• воспринимает человека как неделимую целостность, а не сумму органов и механизмов;

• исходит из принципа реальности, а не противопоставления объективности и субъективности;

• обращается к проблемам и потенциям, а не болезням и недостаткам;

• ориентирована на развитие и оптимизацию индивидуального бытия, а не на ликвидацию симптомов и нормализацию социального поведения;

• фокусируется на процессе, а не на методике;

• концентрируется на настоящем, открывающем дорогу в будущее, а не на прошлом во имя возврата к бывшей норме;

• предполагает работу психолога "собой" (личностная включенность), а не "техникой" (В.Е.Каган).

Наиболее важные моменты, касающиеся различий во взаимодействии с клиентами психологов, придерживающихся соответственно медицинской и психологической моделей, связаны со следующими параметрами:

• директивность – недирективность психолога;

• анонимность – самораскрытие;

• возможность – невозможность выражения положительных и отрицательных чувств по отношению к клиенту;

• односторонность – двусторонность встречи;

• степень ответственности психолога (психотерапевта) и клиента (пациента) за эффективность консультирования (психотерапии).

Директивность2 психолога определяется степенью его активности и инициативности. Директивный психолог дает инструкции, указания и советы, осуществляет интерпретации. Недирективный психолог не навязывает норм и интерпретаций, не доминирует, использует в основном технику отражения и кларификации.

Параметр "анонимность – самораскрытие" предполагает, с одной стороны, личностно-нейтральное поведение психолога, позволяющее клиентам проецировать свои невротические отношения, а с другой – открытое проявление психологом собственных чувств, переживаний, мнений и позиций.

Выражение психологом положительных эмоций способствует удовлетворению ожиданий клиента относительно доброго, принимающего психолога, а выражение отрицательных эмоций, напротив, ведет к фрустрации клиента. В медицинской модели не приветствуется выражение психологом собственных чувств. Психолог-консультант, использующий немедицинскую модель, может быть достаточно аутентичным и подлинным, если выражение чувств способствует продвижению клиента в понимании его проблем.

Односторонность встречи означает, что психолог личностно не представлен и не дает ничего, кроме интерпретации. В двухсторонней встрече психолог обнаруживает все чувства, испытываемые по отношению к клиентам, и раскрывается настолько полно, насколько сам ожидает этого от клиентов.

Справедливости ради надо отметить, что, как это часто бывает в истории человеческого знания, эти две парадигмы ("психологическая" и "медицинская"), когда-то выступавшие как непримиримые, впоследствии значительно обогатили друг друга и к настоящему времени не являются взаимонеприемлемыми. По крайней мере, это можно сказать о психоаналитической традиции: в работах таких авторов, как Г.Кохут, М.Гилл, Р.Столоров и др. уделялось внимание именно вопросу о важности личности терапевта, интенсивности эмоционального взаимодействия с клиентом, значимость чего подтверждается также современными исследованиями в психотерапии.

Для психолога-консультанта особую важность приобретают вопросы методологии психологической помощи. В основе медицинской модели лежит предположение, что в основе психологических трудностей и проблем лежит болезнь, болезненное состояние или болезненное развитие личности клиента. Целью сторонника медицинской модели является излечение больного. Последователями этой модели неоднократно предпринимались попытки описать и классифицировать психические болезни. Однако существующие на сегодняшний день разнообразные руководства (МКБ – 10, DSM – 4), а также классификации, разработанные в рамках психодинамического и других подходов, по-разному рассматривают причины, прогнозы развития, возможности лечения психических болезней и расстройств. Рамки медицинской модели оказываются узкими и неприменимыми к психологическому консультированию, так как эта модель не позволяет определить характер и степень необходимой психологической помощи.

Педагогическая модель основана на гипотезе недостаточной компетентности клиента в той области жизненных умений, знаний, навыков, в которой он испытывает трудности. Задачами психолога является анализ проблем и разработка комплекса мер, направленных на их разрешение. В педагогической модели процесс терапии направлен не на "излечение" (термин медицинской парадигмы), а на коррекцию или более успешную адаптацию клиента к реальности, т.е. целью является научение клиента успешнее справляться с этой реальностью. Психолог выступает в качестве авторитетного (но не авторитарного) и поощряющего учителя, который стремиться научить клиентов быть лучшими консультантами для самих себя. Согласно нашим наблюдениям, эта модель часто используется школьными психологами в консультировании родителей и учителей по вопросам воспитания и обучения детей.

Диагностическая модель предполагает, что психолог выступает в качестве компетентного специалиста, главная задача которого – проведение диагностики и информирование клиента (или заказчика – лица, осознающего наличие проблемы у клиента и обратившегося к психологу) о характере проблемы, путях и прогнозах по ее решению. Эта модель широко используется при массовых отборах (например, при рекрутинге), в профессиональном консультировании (в школах, в центрах занятости) и направлена, прежде всего, на оказание психологической помощи в жизненном и профессиональном самоопределении.

Типы консультирования

До обсуждения типов собственно психологического консультирования необходимо заметить, что консультирование как таковое существует и в ряде других профессиональных областей, крайне отличных от психологии (например, технических), а так же более близких к ней — естественнонаучных и гуманитарных. К ним относится врачебное консультирование, юридическое, управленческое консультирование и т.д.

К классификации собственно психологического консультирования, под которым, как уже было сказано выше, имеется в виду оказание психологической помощи психически нормальным людям для достижения ими целей личностного развития, можно подходить, опираясь на разные критерии.

Так, взяв в качестве классификационного критерия возраст, мы должны прежде всего рассмотреть возрастную периодизацию, принятую в России:

— младенчество (от рождения до 1 года);

— преддошкольное детство (1—3 года);

— дошкольное детство (3—6 лет);

— младший школьный возраст (6—10 лет);

— подростковый возраст (10—15 лет);

— юность:

I период (старший школьный возраст 15—17 лет),

II второй период (17—21 год);

— зрелый возраст:

I период (21—35 лет),

II период (35—60 лет);

— пожилой возраст (60—75 лет);

— старческий возраст (75—90 лет);

— долгожители (90 лет и выше).

Следует отметить, что категория возраста, применяемая в консультировании, может говорить о двух разных лицах. Во-первых, обозначать возраст клиента, во-вторых — возраст лица, по поводу которого клиент обратился к консультанту.

Если во втором случае возраст от 0 до 90 лет и выше теоретически может быть возрастом лица, по поводу которого состоялась консультация, то практически реальные возрастные рамки несколько уже: от преддошкольного детства до пожилого возраста.

Причем ограничение возраста консультируемых связано как с определенной возрастной проблематикой, личностной зрелостью, необходимой для решения психологических проблем, так и с сущностью самого консультирования как метода.

Консультирование ребенка в возрасте до 15 лет бессмысленно: он еще не может отвечать за себя и быть продуктивной личностью. Более того, сама личность еще не сформирована, а следовательно, к детям применима не консультативная, а психотерапевтическая помощь. К тому же существует целый ряд специальных отраслей, таких как обучение, воспитание, коррекция и развитие.

В пожилом, и особенно старческом, возрасте консультирование с каждым годом все более утрачивает результативность, так как меняются потребности, соответствующие возрасту, и сама личность, человек все меньше может отвечать за себя сам, все ниже его собственная продуктивность.

Другой категорией, служащей основанием для классификации консультативного процесса, является пространство, т.е. пространственная организация консультации.

С этой точки зрения можно выделить 2 вида консультирования:

1. Контактное, при котором психолог-консультант встречается с клиентом, происходит беседа лицом к лицу, то что называется в зарубежной литературе "face-to-face counseling".

2. Дистантное консультирование, которое подразделяется на телефонное и письменное.

Синонимом первого вида консультирования является "очное консультирование", второго — "заочное".

Следующее основание для классификации должно учитывать количество клиентов, одновременно консультируемых одним консультантом. По этому критерию консультация может быть, во-первых, индивидуальной, во-вторых, групповой. Причем под последней следует видимо понимать беседу психолога с двумя и более клиентами, так как в ряде социально-психологических работ объединение двух, а тем более трех человек уже именуется малой группой (хотя вопрос о нижних количественных границах малой группы остается дискуссионным).

Иная классификация консультирования может быть построена на основе сферы приложения. В данном случае, вероятно, могут быть выделены следующие виды психологического консультирования:

— школьное консультирование;

— профессиональное;

— семейное и супружеское;

— ориентированное на проблемы личности и другие.

 

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 4417; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.24.134 (0.054 с.)