Вопрос 1. Профессиональное становление личности. Понятие о профессиональном становлении и развитии личности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 1. Профессиональное становление личности. Понятие о профессиональном становлении и развитии личности.



Профессиональное становление — это форма личностного становления человека, рассмотренная сквозь призму его профессиональной деятельности. Показателем профессионального становления являются формальные критерии (диплом специалиста, сертификаты повышения квалификации, должность) и неформальные (профессиональное мышление, умение применять нестандартные средства для решения задач, востребованность труда).

Очевидно, что профессиональное становление подразумевает не только совершенствование трудовых навыков, но и самосовершенствование личности. Сравнение позиций начинающего специалиста и профессионала показывает, как меняется человек: из исполнителя он становится созидателем, от простого приложения знаний и навыков он приходит к анализу и критической оценке ситуации, от приспособления — к творчеству. Профессиональная деятельность является необходимым и самым длительным этапом социализации личности.

В течение жизни человек проходит несколько этапов профессионального становления:

предварительный этап — человек получает общее представление о профессии, осознает собственные потребности и способности. Первоначально он имитирует профессиональные взаимодействия в процессе игры, затем получает информацию о профессиях и их особенностях входе занятий в школе, при наблюдении, в общении, на временных подработках и т.д. В конце этого этапа молодой человек переходит к непосредственному выбору своей будущей профессии;

подготовительный этап — человек получает среднее и высшее профессиональное образование, приобретает необходимые знания, умения, навыки. В ходе этого этапа молодой человек пробует себя в роли стажера, практиканта или работает и учится одновременно;

этап адаптации — начало профессиональной деятельности, когда человек усваивает практические навыки и алгоритмы действий, осваивает основные социальные роли, приспосабливается к ритму, характеру, особенностям работы;

этап профессионализации — этап превращения специалиста в профессионала, процесс совершенствования и самораскрытия субъекта трудовой деятельности. В строгом смысле именно на этом этапе происходит профессиональное становление личности, а все предыдущие этапы — только подготовка к нему; о этап уменьшения активности — снижение профессиональной активности, связанное с достижением пенсионного возраста.

Сегодня подготовительный этап становления профессионал имеет особое значение. Современная профессиональная деятельность отличается высокой сложностью, поэтому рынок труда нуждается в высококвалифицированных специалистах, хорошо разбирающихся в новейших технологиях.

Считается также, что современный специалист не должен замыкаться на своей узкой специализации, а должен быть разносторонне образован, поскольку меняющаяся экономическая ситуация часто приводит к необходимости быстрой переквалификации, получения новых навыков или смежной специальности. По этим причинам профессиональное образование сегодня выходит из узких рамок «подготовительного этапа» и распространяется на последующие этапы, позволяя не прекращать обучение в течение всей жизни. Этим задачам соответствует современная концепциянепрерывного образования, подразумевающая, что человек не должен останавливаться в развитии; ему следует быть в курсе технологических новинок и последних идей в профессиональной сфере.

Очевидно, что личностное становление профессионала возможно только в том случае, если для профессиональной деятельности имеется положительная мотивация, а сама работа вызывает чувство удовлетворенности.

 

Вопрос 2. Роль инструктивных карт в профессиональном образовании. Методика составления инструктивных карт.

Основная задача средних специальных учебных заведений - подготовка учащихся к предстоящей трудовой деятельности. В труде специалиста большое место занимает умение - способность использовать знания в практической деятельности в изменяющихся условиях.
Специалист должен уметь планировать свою работу, делать расчеты, принимать оперативные решения на основе анализа сложившейся ситуации, контролировать ход и результаты своего труда. И умения и навыки формируются в процессе деятельности. Чтобы выработать тот или иной навык, необходимы многократное повторение действий, упражнение, тренировка. Формирование умений происходит в процессе неоднократного выполнения студентами соответствующих заданий: задач, расчетов, анализа ситуации.
А использование разнообразных методов и приемов создает у учащихся интерес к самой учебно-познавательной деятельности. Существует несколько классификаций методов обучения.
Можно рассмотреть классификацию, предложенную на слайде, согласно этой классификации методы обучения делятся на 2 группы: методы, направленные на первичное овладение знаниями и методы, способствующие закреплению и совершенствованию знаний и овладению умениями и навыками. Для закрепления знаний и совершенствования умений используют репродуктивные и активные методы, среди которых можно выделить выполнение упражнений по образцу, лабораторные работы по инструкции и так далее.
Более точную информацию об изучаемом предмете дает применение различных средств обучения. Большая роль средств обучения состоит в интенсификации труда преподавателя, позволяющей повысить темп изучения учащимися учебного материала, широко опираясь на их самостоятельную работу.
Выделяют следующие группы средств обучения: учебно-наглядные пособия, вербальные (словесные) средства обучения, специальное оборудование, технические средства обучения (ТСО).
Инструктивные карты относят к вербальным (словесным) средствам обучения.
Их применяют в учебном процессе для углубления знаний и умений учащихся, для самостоятельного изучения материала, выполнения практических заданий.
При отборе содержания практических заданий по предмету руководствуются перечнем профессиональных умений, которые должны быть сформированы у будущего специалиста.
Эффективность работы зависит в значительной степени от того, как проинструктированы учащиеся о выполнении работы. Опытные преподаватели используют инструктивные карты для самостоятельного проведения учащимися заданной работы.
Карты позволяют не только описывать ход выполняемой работы, но и уделить внимание наиболее существенным моментам, таким как актуализация знаний по теме, практические действия, теоретическое обоснование выпоняемых заданий.
При подготовке к работе по карте учащиеся получают возможность спланировать свою деятельность.
В инструктивных картах обычно выделяют следующие разделы:
1. Тема 2. Цель работы 3. Оборудование 4. Вопросы для повторения 5. Ход работы
Их последовательность и структура могут быть изменены. Могут быть добавлены разделы – справочный материал, повторение пройденного, на заметку, порядок выполнения работы (инструкции к выполнению), задания предварительной проработки, подведение итогов, закрепление материала, форма отчета, домашнее задание и т.д. на усмотрение преподавателя.
Содержание практических работ обычно составляют:
- изучение нормативных документов и справочных материалов, анализ производственной документации, выполнение заданий с их использованием
- анализ производственных ситуаций, решение конкретных производственных, педагогических и других заданий, принятие управленческих решений
- решение задач разного рода, расчет и анализ различных показателей, составление и анализ формул, уравнений, реакций, обработка результатов многократных измерений
- изучение устройств машин, приборов, инструментов, аппаратов, измерительных механизмов, функциональных схем
- ознакомление с технологическим процессом, разработка технологической документации
- упражнения в работе на различных машинах, аппаратах, приспособлениях, с измерительными инструментами, подготовка к работе, обслуживание техники
- конструирование по заданной схеме, сборка и демонтаж механизмов, изготовление моделей заготовок
- диагностика качества различных веществ, изделий.
Методика обучения учащихся практическим навыкам требует соблюдения определенной последовательности: полного и четкого выявления условий, уточнения знаний и практического опыта, на основе которых может быть решена задача, составление плана решения. Схема решения может быть следующей:
1. Что дано (сущность анализируемого действия, процесса, явления, поступка). 2. Что известно и в какой степени известное может помочь в решении поставленной задачи. 3. Гипотезы решения. 4. Методы решения. 5. Способы предупреждения ошибок. 6. Выводы и предложения.
Если содержание различных типов занятий и является принципиально разным, то методика их проведения в значительной мере близка. Структура проведения в основном сводится к следующему:
- сообщение темы и цели работы
- актуализация теоретических знаний, которые необходимы для рацтональной работы с оборудованием, осуществления эксперимента или другой практической деятельности
- разработка алгоритма проведения эксперимента или другой практической деятельности
- инструктаж по технике безопасности (при необходимости)
- ознакомление со способами фиксации полученных результатов
- непосредственное проведение экспериментов или практических работ
- обобщение и систематизация полученных результатов (в виде таблиц, графиков, отчетов и т.п.)
- подведение итогов работы.
Педагогическая ценность инструктивных карт заключается в том, что они представляют собой четкую инструкцию для самостоятельной работы учащихся. В случае необходимости, если учащийся пропустил какое-то занятие, он может выполнить его индивидульно во внеурочное время.
Важную роль, конечно, играет и руководство педагога. На начальных этапах большое значение имеет четкая постановка задачи, а также, инструктаж к работе, в процессе которого учащиеся осмысливают сущность задания, последовательность выполнения его отдельных элементов. Преподаватель должен проверить теоретическую и практическую готовность учащихся к занятию, обратить внимание на трудности, которые могут возникнуть в процессе работы, ориентировать учащихся на самоконтроль.
Потребность в руководстве преподавателя многие учащиеся испытывают, когда приступают к выполнению самостоятельного задания. На этом этапе некоторым учащимся нужна помощь, коррекция действий, проверка промежуточных результатов. Но не стоит спешить подсказывать учащемуся готовое решение или исправить допущенную ошибку, лучше понаблюдать за действиями учащихся, одобрить или предупредить о возможной неудаче, поставить вспомогательный вопрос.
Наблюдения за работой позволяют направлять в нужное русло ход мыслей учащегося, развивать его познавательную самостоятельность, творческую активность, регулировать темп работы. Последовательно от занятия к занятию наращиваются требования к самостоятельности учащихся при выполнении работ.

Инструктивные карты могут использоваться при любой форме организации обучения.
Важное значение в реализации связи теории с практикой имеют практические занятия или лабораторный практикум. Это занятия, которые содействуют формированию и оснащению будущего специалиста системой необходимых профессиональных умений.
На лабораторно-практических или комбинированных уроках можно использовать проблемные ситуации. Для этого имеются карточки - задания, инструктивные карты. Учащимся могут выдаваться неисправные детали, узлы где специально предусмотрена неисправность. Учащиеся должны найти неисправность и устранить ее.
Постановка вопроса побуждает учащихся к самостоятельной теоретической и практической деятельности. На основе этого метода обучения происходит закрепление знаний учащихся, формирование профессиональных умений и навыков, накапливается первоначальный опыт профессиональной деятельности.
То есть, для успешного выполнения и защиты своей работы учащимся необходимо:
- получить инструктивную карту занятия (в бумажном варианте или на электронном носителе)
- использовать краткие теоретические сведения и дополнительные источники.

Развитие технологий предъявляет современному специалисту новые функциональные требования. От него требуются как хорошо развитые специализированные функции, так и умения проектировать, принимать самостоятельные решения и выполнять творческую работу.
Современное профессиональное образование должно принимать во внимание и внедрять новейшие достижения в области информационных технологий и правильно их использовать.
Технологические инновации в учебных заведениях должны выражаться во включении элементов информационных технологий в изучение большинства основных дисциплин, а не во включении отдельных компьютерных дисциплин в учебный план.
Так как, все более возрастает с каждым годом роль компьютерных технологий в процессе обучения, которые не только помогают облегчить работу преподавателя по подготовке ИКЗ, но и позволяет наиболее полнее и качественнее научить учащегося добывать информацию, вызвать уважение к педагогу. Поэтому все чаще педагоги обращаются к системе обучения с использованием ЭВМ. Компьютеры дают возможность решать профессиональные задачи на качественно ином уровне, предъявлять для решения большее количество задач.
Например, на локальном веб-сайте СГТК размещаются инструктивные карты занятий, методические материалы и учебные пособия в электронном варианте почти по всем спец дисциплинам. Причем, кроме этого имеются и варианты на бумажном носителе, как говорится – «на всякий случай». Широко используется на технологическом отделении методика формирования инструктивных карт средствами пакета прикладных программ MS PowerPoint. Что позволяет выполнить инструктивную карту более наглядной и привлекательной для учащегося.

Обобщенная структура веб-сайта СГТК
Обобщенная структура веб-сайта

Таким образом, при всей доходчивости и полноте теоретического обучения, учащиеся не могут запомнить всего увиденного и услышанного, воспринятого из этих пояснений и демонстраций настолько прочно, чтобы свободно руководствоваться этим при выполнении упражнений. Это восполняется преподавателем в ходе текущего инструктирования учащихся. Но ведь педагог объективно не в состоянии оказать своевременную помощь всем нуждающимся в ней учащимся:
Для избежания таких ситуаций применяется документация письменного инструктирования — специальные письменные учебные инструкции, в которых даются необходимые пояснения о порядке, структуре, правилах, критериях успешности выполняемых упражнении.
Инструктивными картами на уроке пользуются и преподаватель — при проведении вводного инструктажа, и учащиеся — в процессе выполнения упражнений.
В инструктивных картах представлена информация двух видов: словесная — описания наиболее рациональной последовательности изучаемых практических действий; рекомендации и указания о правилах выполнения этих действий, правилах соблюдения безопасности; указания о применяемых средствах выполнения соответствующих упражнений, а также графическая — рисунки, схемы, графики и др., имеющие определенную инструктивную значимость. Таким образом, инструктивная карта дает достаточно развернутую ориентировочную основу деятельности учащихся при освоении соответствующей изучаемой практической операции, вида работы.
Инструктивная карта раскрывает изучаемую операцию с двух сторон: «что делать» и «как делать». Главное в карте — «как делать»-в этом суть инструктивных указаний и пояснений к каждому элементу карты. Такие указания и пояснения должны быть сформулированы четко, сжато, максимально доходчиво, но в то же время полно по содержанию.
Наибольший эффект дает такой способ использования инструктивных карт, когда они имеются у каждого учащегося на его рабочем месте, которые имеют возможность обратиться к карте в любое время и в любых условиях.
Инструктивные карты фактически могут являться технологической документацией, применяемой на предприятиях соответствующих профилей, приспособленной для учебных целей.
На первых этапах применяются инструктивные карты, в которых, наряду с раскрытием рациональной последовательности выполнения учебно-производственных работ, приводятся инструктивные указания и пояснения, необходимые для правильного и качественного их выполнения. На поздних этапах обучения широко применяются инструктивные карты без инструкционных пояснений.

Зав. кафедрой______________________________ З.И. Исламова

 

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. М. АКМУЛЛЫ

Институт профессионального образования и информационных технологий

Кафедра педагогики и психологии профессионального образования

Отделение: ОДО

Специальность: Профессиональное обучение (информатика, ВТ и КТ)

Курс: 2 курс

Дисциплина: Психология профессионального образования

2012-2013 учебный год

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 6



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 5284; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.48.181 (0.031 с.)