В социально культурном сервисе и туризме 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В социально культурном сервисе и туризме



Н. Ю. Рябова

 

 

МЕНЕДЖМЕНТ

В СОЦИАЛЬНО КУЛЬТУРНОМ СЕРВИСЕ И ТУРИЗМЕ

Методические указания

к практическим и семинарским занятиям для заочной формы обучения

 

Омск

ОГИС


УДК 65.05:06.04

ББК 65.290-2

Р 98

Рецензент

доц. каф ЭиОП, канд. эконом. наук. Н.Н.Саяпина

Ответственный за выпуск

зав. кафедрой ЭиОП, канд. эконом. наук, профессор В. Л. Рачек

Рябова, Н. Ю.

Р 98 Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме: методические указания к практическим и семинарским занятиям / Н. Ю. Рябова. – Омск: Омский государственный институт сервиса, 2010. – 41 с.

 

Методические указания включают краткое содержание тем по программе, рекомендации к изучению лекционного материала, содержат планы семинарских и практических занятий, вопросы для самопроверки, задания, тесты, литературу основную и дополнительную для подготовки.

Соответствуют государственному образовательному стандарту и рабочей программе курса «Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме».

Предназначены для студентов специальности 230005 Социально-культурный сервис и туризм заочной и заочно-ускоренной форм обучения.

 

 

Печатается в авторской редакции

 

 

УДК 65.05: 06.04

ББК 65. 290-2

 

Рекомендовано заседанием кафедры

Протокол № 1 от 14.09.2010

––––––––––––––––––––––––––––

© Омский государственный институт сервиса, 2010


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………..    
Тема 1. Рыночная экономика и менеджмент: основные понятия.…………………………………………………………………………...  
Тема 2. Функции, принципы и методы менеджмента туризма …………  
Тема 3. Понятие и признаки организации. Структура управления и ее элементы …………………………………………………………………………..  
Тема 4.Коммуникации в управлении ………………………………….....  
Тема 5. Цели организации. Управление по целям………………………..  
Тема 6. Виды управленческих решений и процесс их принятия ………..  
Тема 7.Система мотивации труда. Концепции мотивации……………..  
Тема 8.Этика делового общения. Управление конфликтами и стрессами…………………………………………………………………………..  
Тема 9.Власть и руководство. Стили управления………………………..  
Итоговый тест  
Заключение…………………………………………………………………  
Библиографический список………………………………………………  

ВВЕДЕНИЕ

 

В современных условиях, когда конкуренция, глобализация, информатизация оказывают значительное влияние на рынок труда, формируя структуру спроса, знания менеджмента становятся особенно необходимыми. Руководителям современных организаций необходимы знания принципов, инструментов, методик и подходов менеджмента.

Понятие «менеджмент» трактуется как наука управления, процесс управления, искусство управления. Творческий подход к решению нестандартных проблем, возникающих в деятельности руководителя, умение управлять сложными взаимоотношениями людей, мотивировать их, вдохновлять – это действительно искусство.

Менеджмент как образовательная дисциплина – это комплекс знаний о средствах, законах и правилах управления ресурсами организаций. Она включает широкий спектр управленческих и организационных форм, методов и правил рационального ресурсов, процессов и способов с целью формирования и развития организаций, без которых не может обходиться как отдельный индивид, так и общество в целом. Осваивая дисциплину «Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме» специалист формирует комплексный подход к вопросам управления хозяйственным объектом.

Цель дисциплины заключается в познании наиболее прогрессивных технологий, методов и способов управления современными организациями.

Задачей дисциплины является ознакомление студентов с объективными функциями управления, системой управления и ее ресурсным обеспечением, а также с управленческой структурой фирмы. При изучении дисциплины акцент делается на рассмотрение основных функций управления, поскольку именно их планомерное выполнение позволит охватить все аспекты деятельности в организации и добиться целей организации.

Методические указания охватывают темы курса согласно утвержденной рабочей программе.


Задания и тесты

Задание 1.

1. Раскрыть сущность, место и роль менеджмента в современном обществе.

2. Дайте характеристику конкретного предприятия: организационно-правовая форма, виды и цели деятельности, структура управления, методы управления, характеристика стиля управления, социально-психологический климат в коллективе.

3. Предложения по совершенствованию схемы распределения функциональных обязанностей и применению принципов управления.

4. Вашему вниманию предлагаются два наиболее распространенных взгляда на менеджмент:

– менеджмент, как и любая наука, может быть механически заучен (как таблица умножения) и применен на практике в любой ситуации;

– менеджмент – это сложное социально-экономическое явление, т.к. ситуации не стандартны. Важна не сама теория менеджмента, а искусство ее применения на практике.

Постановка задачи:

1.Какую позицию вы считаете правильной?

2.В какой степени современный менеджер должен руководствоваться наукой управления, а в какой опираться на искусство управления? Заполните таблицу 1.

Таблица 1

Оценка руководства

  Высший уровень   Средний уровень Низший уровень
ИО РО ИО РО ИО РО
Наука, знание            
Искусство, интуиция            
Итого: 100% 100% 100% 100% 100% 100%

 

ИО – индивидуальная оценка, РО- рекомендуемая оценка

3. В какой степени современный менеджер должен использовать опыт, интуицию и теорию менеджмента? Заполните таблицу 2.

Таблица 2

Оценка руководства

  Высший уровень   Средний уровень Низший уровень
ИО РО ИО РО ИО РО
Наука, знание            
Искусство, интуиция            
Наука (теория)            
Итого: 100% 100% 100% 100% 100% 100%

 

Задание 2. Тест «Введение в менеджмент»

Внимательно прочитайте утверждения и отметьте неверные

1. Менеджмент (теория управления) не является само­стоятельной наукой.

2. Результат в управлении определяется часто в за­висимости от совокупности ряда трудно прогнозируемых стихийных обстоятельств.

3. Результат в управлении в большей степени связан с теорией управления, а не с искусством применения его на практике.

4. Менеджмент определяется только как функция (вид деятельности), то есть не интеграционный процесс.

5. Законы в теории управления нельзя абсолютизиро­вать, это не догма, а принципы отбора необходимой инфор­мации для принятия решений менеджером.

6. Организацию можно определить как систематизиро­ванное сознательное объединение действий людей, пресле­дующих достижение определенных личных целей.

7. Управление является составляющей организации.

8. Набор (состав, перечень) функции управления не зависит от размеров организации.

9. Организация производства не относится к основным функциям управления.

10. В отношении конкретной организации управление имеет координирующую роль.

11. Проектирование любой работы начинается с пост­роения структуры организации.

12. Менеджеры — это те, кто имеет предметом и про­дуктом труда принятие управленческих решений.

13. Организация живет, функционирует только потому, что в ней работают люди.

14. Стремление к цели персонала формирует цели ор­ганизации.

15. Работа в организации не приводит к потере личной независимости в обмен на достижение цели.

16. Коммуникации (деловые контакты) являются важ­ным организационным процессом.

17. Управление направлено в первую очередь на изме­нение организационной культуры.

18. Системный подход к изучению управления основан на измерении переменных, создающих только внешнюю среду организации.

19. Менеджмент обязательно включает изучение взаи­модействия человека и организации.

20. Не существует ни одной организации без постоян­ного взаимодействия с внешней средой.

21. Менеджмент пронизывает всю организацию, касаясь и затрагивая практически все сферы ее деятельности.

 

 

Задания и управленческие ситуации

Задание 1.

1. Классификация и содержание функций управления.

2. Сущность методов управления на предприятии.

3. Дайте характеристику конкретного предприятия: организационно-правовая форма, виды и цели деятельности, структура управления, методы управления, характеристика стиля управления, социально-психологический климат в коллективе.

4. Предложения по совершенствованию схемы распределения функциональных обязанностей и применению методов управления.

5. Ответьте на вопросы:

5.1. Расположите в логической последовательности следующие

понятия (от общего к более конкретному): «функции органа управления», «функции управления», «функции работника аппарата управления» и «функции объекта управления».

5.2. Роль каких функций возрастает (снижается, остается без изменения) в условиях становления рыночных отношений?

5.3. На основе каких признаков классифицируются методы управления?

 

 

Задания

Задание 1

 

1. Структура управления и ее элементы. Факторы, влияющие на управленческую структуру.

2. Типы управленческих структур, их преимущества и недостатки.

3. Дайте характеристику конкретного предприятия: организационно-правовая форма, виды и цели деятельности, структура управления, методы управления, характеристика стиля управления, социально-психологический климат в коллективе.

4. Предложите пути совершенствования структуры управления на конкретном (вашем) предприятии.

5. Ответьте на вопросы:

5.1. Что является основными причинами развития дивизиональной структуры управления?

5.2. Как вы понимаете делегирование полномочий?

5.3. Каковы основные правила разработки организационной структуры?

Задания

Задание 1.

1. Понятие коммуникаций. Коммуникационные сети и стили.

2. Процесс коммуникаций и эффективность управления.

3. Характеристика конкретного предприятия: организационно-правовая форма, виды и цели деятельности, структура управления, методы управления, характеристика стиля управления, социально-психологический климат в коллективе.

4. Опишите направления совершенствования коммуникаций в вашей организации.

5. Ответьте на вопросы:

5.1. Приведите примеры невербальной коммуникации, которые в последнее время наблюдали. Встречаются ли невербальная и вербальная коммуникации в финансовых учреждениях? Насколько каждая из них характерна для фирм?

5.2. Какие коммуникационные стили вы чаще используете в беседе со знакомыми и незнакомыми сотрудниками вашей организации при обсуждении проблем в группе?

5.3. Сталкивались ли вы когда-нибудь с коммуникационными барьерами? Охарактеризуйте их. Какие другие типы коммуникационных барьеров вы знаете?

Тема 5. Цели организации. Управление по целям

 

План

1. Виды целей: генеральная цель (миссия), общие цели, цели подразделений предприятия.

2. Объективный характер целей и роль менеджера в выборе цели.

3. Значение целей.

4. Требования к формулированию целей.

5. Управление по целям.

[1, с.63-83; 2, 179-296, с. 297-307; 3, с.230-238, с. 420-432; 4, с.136 -150]

Задание 1.

1. Понятие целей и их роль в организации. Классификация целей.

2. Содержание метода управления по целям. Модель УПЦ для индивида, группы и организации.

3. Характеристика конкретного предприятия: организационно-правовая форма, виды и цели деятельности, структура управления, методы управления, характеристика стиля управления, социально-психологический климат в коллективе.

4. Типичные ошибки менеджера в процессе УПЦ и практические рекомендации по их устранению.

5. Ответьте на вопросы:

5.1. Что необходимо знать, чтобы выбрать и сформулировать миссию фирмы:

– историю фирмы, ее профиль, место на рынке;

– стиль поведения и действия собственников и менеджеров фирмы;

– ресурсы, которыми располагает фирма;

– состояние окружающей среды;

– отличительные особенности фирмы?

5.2. Часто ли используется в организации метод управления по целям для повышения эффективности управления? Оцените возможное позитивное и негативное влияние этого метода управления.

5.3. Как вы думаете, имеют ли менеджеры ясное представление о целях управляемой ими организацией?

Teст «Цели в управлении»

Прочитайте, отметьте неправильные утверждения:

1. Организационные цели одинаковы у всех работников.

2. Критерий как основа цели организации лежит не в организации, а вне ее.

3. Цели организации определяются не качественными, а в основном количественными показателями.

4. Прибыль не является целью некоммерческой организации.

5. Количество целей определяется размером организации.

6. Цели во многом определяют систему управления.

7. Цель организации – это сумма целей ее подразделений.

8. Иерархия целей в организации имеет линейную основу.

9. Миссия является средством достижения целей.

10. Более общая цель называется стратегией.

11. Политика обусловливает цели организации.

12. Управление по целям – обсуждение целей с подчиненными.

13. Оценка работы является функцией цели.

14. Повышение качества управления и производства – эта цель важна для любой организации.

15. Управление – это средство для организации (предприятия).

16. Люди не воспринимают не свои цели.

17. Эффективность – это то, насколько достигнуты цели организации.

18. Для человека цели являются главной мотивирующей силой.

19. Операционные цели идеалистичны, оперативные – реалистичны.

20. Цели должны быть одновременно реалистичными и совместимыми.

 

Задания и управленческие ситуации

Задание 1.

1. Понятие управленческого решения. Алгоритм принятия управленческого решения. Классификация управленческих решений

2. Методы принятия управленческих решений.

3. Характеристика конкретного предприятия: организационно-правовая форма, виды и цели деятельности, структура управления, методы управления, характеристика стиля управления, социально-психологический климат в коллективе.

4. Проанализировать проблему (проблемы) на конкретном предприятии, предложить процесс выработки рационального решения по данной проблеме.

5. Ответьте на вопросы:

5.1. Разработайте примерный перечень решений, принимаемых директором, главным бухгалтером, начальником финансового отдела, а также руководителями линейных служб вашей организации.

5.2. Обоснуйте методики и подходы, которые могут быть использованы при принятии перечисленных вами решений.

5.3. Охарактеризуйте среду и прочие факторы, влияющие на принятие решений.

 

 

Задания и тесты

Задание 1.

1. Расскажите о понятии и видах мотивации.

2. Как классифицируются и от каких условий зависят потребности работников.

3. Характеристика конкретного предприятия: организационно-правовая форма, виды и цели деятельности, структура управления, методы управления, характеристика стиля управления, социально-психологический климат в коллективе.

4. Проанализировать проблему (проблемы) мотивации на конкретном предприятии, предложить решение по данной проблеме.

5. Изучив содержательные и процессуальные теории мотивации укажите их содержание, достоинства и недостатки.

Содержательные теории мотивации

1. Теория иерархии потребностей А. Маслоу.

2. Теория Альдерфера.

3. Двухфакторная теория Ф. Герцберга.

4. Теория приобретенных потребностей Д. МакКлелланда.

Процессуальные теории мотивации

1. Теория ожиданий В. Врума.

2. Теория справедливости Дж. С. Адамса.

3. Теория постановки целей Э. Локка.

4. Модель Л. Портера – Э. Лоулера.

 

Задание 1.

1. Личность и управление. Понятие личности. Направленность личности (способности, темперамент и его разновидности, характер).

2. Социальные исследования и климат в коллективе. Социограммы и социоматрицы. Социометрические индексы как количественные характеристики межличностных отношений. Конфликт, виды и уровни конфликтов.

3. Характеристика конкретного предприятия: организационно-правовая форма, виды и цели деятельности, структура управления, методы управления, характеристика стиля управления, социально-психологический климат в коллективе.

4. Разберите на конкретном примере причины конфликта на производстве. Определите вид конфликта, уровень его развития. Предложите стратегию преодоления и возможные пути разрешения конфликта.

5. Ответьте на вопросы (выполните задания):

5.1. Перечислите позитивные стороны конструктивных конфликтов. Покажите разницу между конструктивными и деструктивными конфликтами.

5.2. Раскройте содержание основных стратегий преодоления конфликтов: уход от конфликта; приспособление к конфликту; решение конфликта силой; примирение сторон; окончательное разрешение конфликта; предотвращение конфликта.

Задание 2. При выполнении заданий используйте построение социоматриц.

1. Представьте, что ведется комплектование проектной группы по разработке проекта реформирования российской высшей школы из числа наиболее прогрессивно мыслящих преподавателей и студентов.

Определите, используя социоматрицу, студента (студентку) группы для участия в данном проекте.

2. Определите студента (студентку) группы, имеющего, на взгляд студентов группы, наибольшую прилежность и результативность в учебе.

3. Определите студента (студентку), имеющего, на взгляд студентов группы, наибольшую активность в общественной студенческой группы.

4. Определите таким же способом неформального лидера студенческой жизни.

5. Определите членов вашего трудового (учебного) коллектива, которые создают конфликтность в коллективе.

Прокомментируйте полученные результаты.

 

Задание 3. При выполнении заданий используйте построение социограмм.

1. Поступило задание: группе студентов выполнить в сжатые сроки студенческий научно-исследовательский проект повышенной сложности. Вам поручено скомплектовать временную творческую группу (ВТК) по разработке данного проекта.

С кем из членов студенческой группы вы желаете и, очевидно, сможете успешно выполнить данный проект?

2. На обучающей вас кафедре открывается студенческое коммерческое предприятие. Для этого требуется команда надежных предпринимателей (студентов).

С кем из членов студенческой группы вы бы смогли успешно заниматься в этом предприятии предпринимательством?

3. В вашем университете (институте) состоится через месяц студенческая спартакиада. Каждая студенческая группа должна выставить небольшую, но неплохо подготовленную спортивную команду.

Кому из членов студенческой группы вы доверяете отстаивать спортивную честь группы на предстоящей спартакиаде?

Прокомментируйте полученные результаты.

 

Задания

Задание 1.

1. Общая классификация стилей руководства. Понятие и источники власти.

2. Управленческая решетка (схема) Блейка и Моутон.

3. Характеристика конкретного предприятия: организационно-правовая форма, виды и цели деятельности, структура управления, методы управления, характеристика стиля управления, социально-психологический климат в коллективе.

4. Практические советы руководителю по применению стилей руководства в организации.

5. Ответить на вопросы:

5.1. Сравните пассивных и активных руководителей и методы их работы. Попробуйте «примерить» их черты на известных лиц.

5.2. Какими качествами должен обладать первый руководитель?

5.3. Выскажите свое мнение по вопросу о том, где вероятнее появление лидера: в маленькой организации или большой.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современных условиях интенсивного экономического и технологического развития, в условиях глобализации и интеграционных процессов необходимо особое внимание уделять управлению бизнесом. В России в настоящее время отмечается повышенный интерес к проблемам управления, потому дисциплина «Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме» раскрывает принципы, следуя которым можно эффективно управлять предприятием. Также необходимо учитывать, что способы и методы реализации законов, правил и принципов управления во многом зависят от специфики условий и ситуаций, в которых приходится принимать решения, от особенностей личности руководителя.

Задача данных методических указаний – помочь студентам получить знания в области менеджмента, сформировать и укрепить определенные навыки в управлении предприятием и персоналом, создать основу формирования в будущем цельной управленческой концепции, тактики и стратегии эффективного управления.

Практические занятия построены на основе разбора тестов и конкретных ситуаций, которые могут быть использованы в ходе дискуссии по теоретическим вопросам, как для объяснения практики, так и подтверждения существующих концепций.

Ситуации и задания подобраны таким образом, чтобы соединить теорию и практику в рамках учебного курса – раздела программы. Подготовка студентов не только в разборе самой ситуации, но и в самостоятельном изучении теории и концепций, связанных с темой данного занятия.

Представленные методические указания содержат необходимый теоретический минимум для проведения практических занятий по дисциплине, отражают проблемы современного состояния менеджмента. Однако следует подчеркнуть, что понятие и сущность менеджмента изменяются с развитием человеческого общества, приобретают новые черты и особенности, поэтому при изучении данной дисциплины нельзя исходить из неизменности состояния менеджмента.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Основная литература:

1. Басовский, Л. Е. Менеджмент: уч. пособие / Л. Е. Басовский. – М.: Инфра-М, 2006. – 216 с.

2. Веснин, В. Р. Менеджмент: учебник / В. Р. Веснин. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 504 с.

3. Виханский, О. С. Менеджмент: учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов.– 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономист, 2006. – 670 с.

4. Герчикова, И. Н. Менеджмент: учебник / И. Н. Герчикова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 511 с.

Дополнительная литература:

5. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс РФ. – М.: Эксмо, 2004. – 480 с.

6. Абчук, В. А. Менеджмент: учебник / В. А. Абчук. – СПб.: Союз, 2006. – 463 с.

7. Акимова, Р. И. Стратегическое планирование и стратегический менеджмент: уч. пособие / Р. И. Акимова. – СПб.: Лань-трейд, 2006. – 206 с.

8. Вачугов, Д. Д. Практикум по менеджменту. Деловые игры: учебное пособие / Д. Д. Вагучов, Н. А. Кислякова. – М.: Высш. школа, 2005. – 176 с.

9. Вачугов, Д. Д. Практикум по менеджменту. Деловые игры: учеб. пособие / Д. Д. Вачугов, В. Р. Веснин, Н. А. Кисляков. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Высшая школа, 2004. – 192с.

10. Виханский О. С. Практикум по курсу менеджмент / под ред. О. В. Виханский. – М.: Гардарика, 2003. – 288 с.

13. Галюкшова, Т. В. Менеджмент: учебное пособие /Т. В. Галюкшова. – Омск: ОГИС, 2001. – 187 с.

14. Друкер, П. Эффективное управление: экономические задачи и оптимальные решения [перевод с англ.] / П. Друкер. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. – 285 с.

15. Друкер, П. Энциклопедия менеджмента [перевод с англ.] / П. Друкер. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2004. – 432с.

16. Ильдеменов, В. С. Инновационный менеджмент: учебник / В. С. Ильдеменов. – М.: Инфра-М, 2000. – 255 с.

17. Кабушкин, Н. И. Основы менеджмента: учеб. пособие / Н. И. Кабушкин. – 5-е изд. – Минск: Новое знание, 2002. – 336 с.

18. Лукашевич, В. В. Менеджмент: учебное пособие для вузов / В. В. Лукашевич, Н. И. Астахова. – М.: ЮНИТИ, 2005. – 255 с.

19. Мескон, М. Основы менеджмента: Пер с англ. / – М.: Прогресс, 2004. – 820 с.

20. Медынский, В. Г. Инновационный менеджмент: учебник / В. Г. Медынский. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 295 с.

21. Набиев, Р. А. Менеджмент. Практикум: учеб. пособие / Р. А. Набиев, Т. Ф. Локтева, Е. Н. Вахромов. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 144с.

22. Пустынникова, Е. В. Основы менеджмента: учебное пособие / Е. В. Пустынникова. – М.: КНОРУС, 2008. – 320с.

23. Семенов, А. К. Основы менеджмента: практикум / А. К. Семенов, В. И. Набоков. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. – 476с.

24. Семенов, А. К. Основы менеджмента: учебник / А. К. Семенов, В. И. Набоков. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. – 556с.

25. Шаронова, С. А. Деловая игра: практикум / С. А. Шаронов. – М.: РУДН, 2005. – 90 с.

26. Шеметов, П. В. Менеджмент: управление организационными системами: учеб. пособие / П. В. Шеметов, Л. Е. Чередникова, С. В. Петухова. – М.: Издательство «Омега-Л», 2007. – 406 с.


Рябова Наталья Юрьевна

 

Н. Ю. Рябова

 

 

МЕНЕДЖМЕНТ

В СОЦИАЛЬНО КУЛЬТУРНОМ СЕРВИСЕ И ТУРИЗМЕ

Методические указания

к практическим и семинарским занятиям для заочной формы обучения

 

Омск

ОГИС


УДК 65.05:06.04

ББК 65.290-2

Р 98

Рецензент

доц. каф ЭиОП, канд. эконом. наук. Н.Н.Саяпина

Ответственный за выпуск

зав. кафедрой ЭиОП, канд. эконом. наук, профессор В. Л. Рачек

Рябова, Н. Ю.

Р 98 Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме: методические указания к практическим и семинарским занятиям / Н. Ю. Рябова. – Омск: Омский государственный институт сервиса, 2010. – 41 с.

 

Методические указания включают краткое содержание тем по программе, рекомендации к изучению лекционного материала, содержат планы семинарских и практических занятий, вопросы для самопроверки, задания, тесты, литературу основную и дополнительную для подготовки.

Соответствуют государственному образовательному стандарту и рабочей программе курса «Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме».

Предназначены для студентов специальности 230005 Социально-культурный сервис и туризм заочной и заочно-ускоренной форм обучения.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 555; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.138.144 (0.201 с.)