Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Периодизация развития государственности
Германия выделилась из монархии Карла Великого в IX в. По Верденскому договору 843 г. к Людовику Немецкому, внуку Карла Великого, перешли земли, лежавшие к востоку от Рейна и архиепископства Вормсское, Майнцское и Шпейерское. Германия состояла из племенных герцогств Баварии, Саксонии, Франконии и Швабии. В первой половине X в. к ним присоединилась Лотарингия. <QUEST2< FONT>Главной особенностью государственной эволюции Германии в период Средних веков стал ее распад на отдельные земли (княжества), многие из которых сохранили самостоятельность до второй половины XIX столетия. Дело в том, что экономическое, политическое и правовое развитие различных регионов страны происходило неравномерно и они были мало связаны друг с другом. Кроме того германские короли со второй половины X в. пытались завоевать Италию, а это ослабило их власть в Германии: монархи делали огромные политические уступки своим вассалам, чтобы получить их вооруженную поддержку. Далее, германские монархи ввязались в ожесточенную борьбу с римскими папами, что в конечном итоге привело их к поражению и ослаблению власти. Наконец, германские властители в отличие от французских королей не установили прочную связь с городским сословием и не смогли сделать его своей опорой. <QUEST3< FONT>Поначалу развитие феодальных отношений шло в Германии замедленными темпами и даже в начале X в. иммунитеты и ленная система были недостаточно развиты: · Обладатель иммунитета и светский, и духовный, располагал судебной властью лишь в отношении несвободных держателей. Кроме того, ему принадлежала лишь низшая юстиция, а дела о тяжких преступлениях оставались в ведении графа. А в отношении свободных держателей вотчинный суд являлся первой инстанцией, второй же оставался суд графа; · Не каждый средний или даже крупный земельный собственник находился в вассальной зависимости; не реализовался последовательно принцип условности ленных держаний. Должность графа еще не «феодализировалась» и он оставался чиновником короля. Однако уже возникли два основных сословия: рыцарство (военное сословие) и крестьянство (податное сословие). Этому способствовала реформа короля из Саксонской династии Генриха Птицелова (919–936). Чтобы создать конницу для борьбы с вторжениями венгерских варваров, всех, кто мог сражаться в конном строю, зачислили в военное сословие, а другие зачислялись в податное сословие. На этом этапе в военное сословие попала и наиболее зажиточная часть крестьянства, и некоторые категории несвободных слуг феодалов (министериалы).
Оба сословия были неоднородными. В военное сословие кроме крупных землевладельцев, светских и духовных, вошло среднее и мелкое рыцарство. А податное сословие включало и свободных мелких земельных собственников, и несвободных лиц, включая дворню крупных и средних землевладельцев. Горожане в рамках этой системы не могли рассматриваться как податное сословие, так как обложение налогами падало на город в целом. Многие германские города получили самоуправление и были освобождены от ряда налогов, падавших на сельские общины. <QUEST4< FONT>Герцоги стремились к политической самостоятельности и вступали борьбу с королями. Преемник Генриха Птицелова Оттон I (936–973) распределил герцогства между своими родственниками, но некоторые из них восстали. Тогда Оттон I стал укреплять церковное землевладение, поставив его на службу королевской власти. Он издал так называемые оттоновские привилегии, которые обеспечили распространение церковного иммунитета не только на церковные владения, но и на весь округ, где они располагались. Кроме того, обладатели церковного иммунитета получил право не только низшей, но и высшей уголовной юстиции в пределах своего округа. Тем самым на герцогских территориях возникли самостоятельные церковные округа, непосредственно связанные с королевской властью: король облагал церковные земли налогами в свою пользу, получал доходы с вакантных церковных должностей и т. п. Судебные функции в иммунитетном округе были переданы королевскому чиновнику. Установив тесную связь с церковным землевладением, подчинив себе епископов и усмирив после борьбы светских князей, Оттон I начал борьбу за подчинение Италии. Он стремился получить императорскую корону и возвысить свою власть над герцогами в Германии. Кроме того захваты в Италии манили доходами, извлекаемым из торговли в богатых итальянских городах. Наконец, господство в Италии означало господство над папой, а значит, укрепление королевской власти в отношении германских епископов.
Римский папа в это время нуждался в поддержке германского монарха, так как местные феодалы захватили власть в городе. За помощь папе Оттон I В 962 г. получил императорскую корону. Возрожденная в третий раз империя получила впоследствии наименование Священной римской империи: Священной она именовалась потому, что во главе ее должны были стоять совместно папа и император при фактическом доминировании последнего; римской — потому, что ее рассматривали как преемницу Западной римской империи. Итальянские походы, укрепив на некоторое время положение германских королей — римских императоров, в конечном итоге способствовали усилению феодалов. Монархи покупали их военную поддержку путем расширения иммунитетных прав, наследственность мелких ленов, установившаяся еще во второй половине X в., стала применяться и к крупным ленам — герцогствам, графствам и т. п. В начале XI столетия при короле образовался совет из высших представителей знати (гофтаг), совместно с которым король рассматривал наиболее важные дела. Между тем папская власть окрепла и начала борьбу с германскими императорами, стремясь освободить духовенство от подчинения светской власти и поставить ее власть в зависимость от церкви. Папа Григорий VII проводил идею теократии, т. е. господства папы над всеми государями Европы. Он утвердил безбрачие католического духовенства, чтобы подчинить его деятельность интересам церкви; боролся с продажей церковных должностей. От императора папа потребовал отказа от предоставления духовного сана светской властью, т. е. от инвеституры. Это вызвало ожесточенное сопротивление германского императора Генриха IV. Борьба приняла длительный характер, и закончилась уже после смерти обоих противников заключением между императором и папой Вормсского конкордата (1122 г.). Он имел компромиссный характер: посвящение на церковные должности производила церковная власть, а наделение леном — император. При этом император утратил право распоряжаться церковными землями, как раньше. В дальнейшем германские императоры продолжали свою итальянскую политику, что привело к новым столкновениям с папской властью. Захватническим устремлениям германских феодалов успешно сопротивлялись окрепшие итальянские города. Фридрих II (1215–1250) еще более расширил права духовных и светских феодалов Германии за их военную помощь в его итальянской политике. Он предоставил духовным землевладельцам ряд таких привилегий, которые приблизили их к положению государей (1220 г.). Владения церковных феодалов стали неприкосновенными для вмешательства светской власти: никто не мог устраивать на землях духовных князей таможни, монетные дворы, города без их разрешения; расширялись судебные права епископов, им также передавались права на взимание доходов и т. п. Вормсские и Фриульские привилегии (1231–1232) расширили права светских князей — непосредственных держателей ленов от императора: они получили право чеканки монеты, были изъяты из какой-либо посторонней, в частности королевской, юрисдикции; юрисдикции князей были непосредственно подчинены рыцари и т. д. В то же время сужались права городов: они были подчинены княжеской власти.
С кончиной Фридриха II в очередной раз прервалась королевская династия в Германии. Наступило длительное междуцарствие (1250–1273), завершившееся утверждением принципа выборной монархии. Крупные феодалы стали избирать королей из числа представителей различных феодальных домов, чтобы предотвратить возвращение к наследственной монархии. Усиливается самостоятельность отдельных земель. <QUEST5< FONT>В 1356 г. император Карл IV издал так называемую Золотую буллу. Она стала одним из основных законодательных актов Священной Римской Империи и регулировала выборы и коронацию королей курфюрстами вплоть до 1806 г. Этот акт покончил с притязаниями пап на господство над светской властью, поскольку они устранялись от участия в выборах королей-императоров. Выборы производились курфюрстами: Майнцским, Кельнским и Трирским архиепископами и государями Богемии (Чешскими кролями), Пфальца, Саксен-Виттенберга и Бранденбурга. В Золотой булле строго прописана процедура смены монарха. После смерти короля архиепископ Майнца должен был в течение 30 дней собрать курфюрстов во Франкфурте-на-Майне, чтобы выбрать следующего властителя и провозгласить его в церкви Св. Варфоломея. Курфюрсты давали клятву, принимать свое решение честно, бескорыстно и непредвзято. Выборы производились большинством голосов. Голосование шло согласно рангу в определенной последовательности: архиепископы Трирский, затем Кельнский, Майнцский и т. д. После выборов королей короновал Папа Римский. Золотая булла оговаривала ежегодное собрание курфюрстов, на которых должны были проводится переговоры с императором (кайзером). Булла признала полную политическую самостоятельность курфюрстов. В числе прав, предоставленных курфюрстам, была регалия, т. е. исключительное право добычи драгоценных металлов, а также чеканки монеты. Земли курфюрстов провозглашались неделимыми, наследником признавался старший законный сын. Золотая булла узаконила частные войны, кроме войн вассалов против своих сеньоров; она также запретила союзы городов. Золотая булла (извлечения) // Хрестоматия памятников феодального государства и права стран Европы. М., 1961. С. 413–428 (http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Germany/XIV/Bulla1356/text.htm)
Определенное влияние на затяжную политическую децентрализацию Германии оказало также завоевание князьями и духовно-рыцарскими орденами славянских земель за рекой Эльбой (с XII в.) и ряда прибалтийских областей (в первой половине XIII в.). Эти завоевания производились не императором, а потому усиливали разобщенность различных областей Германии. В XV в. независимость германских княжеств упрочилась настолько, что они уже не страшились передачи императорской короны в рамках одной династии — Габсбургов. Но последние были вынуждены отказаться от восстановления единства страны, ограничиваясь увеличением собственных владений. Высшее управление Германией постепенно начинает сосредоточилось в руках наиболее могущественных феодалов — курфюрстов. Император был обязан решать важнейшие государственные дела совместно с ними. <QUEST6< FONT>Время от времени собирался рейхстаг, состоявший из трех курий: 1. коллегия курфюрстов, 2. остальные духовные и светские князья, а также мелкие имперские графы, гроссмейстеры духовно-рыцарских орденов (тевтонского и иоаннитов), являвшиеся вассалами императора; 3. представители имперских городов, т. е. городов-вассалов императора. Рейхстаг созывался императором. С начала XVI в. коллегия курфюрстов приобрела право наблюдать за периодичностью созыва рейхстага (каждые шесть лет). Рейхстаг издавал законодательные постановления, обязательные для империи. В промежутках между заседаниями рейхстага император мог издавать при участии членов надворного совета — гофрата указы, которые, однако, приобретали силу закона только после утверждения рейхстагом. Рассмотрение вопросов производилось отдельно каждой курией, после чего они проводили переговоры для издания согласованного решения. Император отклонить принятое решение, а в случае внесения им изменений документ вновь поступал на обсуждение рейхстага. Постановления рейхстага приводились в исполнение администрацией земель, входивших в состав рейха. Это являлось еще одним фактором слабости центральной власти. Император не располагал постоянными общеимперскими средствами. Обложение налогами могло производиться императором с согласия рейхстага. У рейха не было постоянного общеимперского войска. Внутренние смуты вынудили князей и имперские города при императоре Максимилиане (1493–1519) сделать попытку укрепить имперскую власть. В 1495 г. на рейхстаге в Вормсе был провозглашен вечный земский мир, т. е. запрещены частные войны, введена подать на имперские нужды, так называемый имперский пфенниг, предназначенный на содержание администрации и армии, и, наконец, учрежден имперский суд. Последний образовал первую инстанцию по делам имперских подданных и вторую — по делам подданных отдельных княжеств по спорам с их владетелями. Территория Германии была разделена на десять округов, во главе которых поставлены князья — «блюстители мира».
Однако налог не собирался, имперский суд не имел органов для приведения в исполнение его решений, а «блюстители мира» больше заботились о своих, чем об имперских интересах. Последней попыткой направить Германию по пути централизации стало принятие общеимперского уголовного и уголовно-процессуального свода законов в 1532 г., но и эти усилия оказались в конечном итоге напрасными. <QUEST7< FONT>Власть князей в отдельных землях первоначально ограничивалась собраниями местных чинов, или ландтагами. Уполномоченные получали от своих избирателей инструкции, носившие характер обязательных мандатов. Поэтому когда уполномоченные не находили в инструкциях указаний, как решать тот или иной вопрос, они обращались к своим избирателям за новыми указаниями. Компетенция ландтагов изменялась в различные периоды их развития. Обычно князь не мог без согласия ландтага издавать и изменять законы, но в некоторых землях ландтаг имел совещательный статус. Самым важным правом ландтагов как органов сословного представительства являлось установление налогов. Сначала источником покрытия государственных расходов были доходы с имущества государя и так называемые регалии (таможенные, торговые и другие пошлины); кроме того, в пользу князей взимался постоянный прямой налог. По мере роста государственных расходов князьям все чаще приходилось обращаться за денежными субсидиями к ландтагам. Ландтаги сначала считались верховными судами в своих землях. Но после создания особых княжеских судов они потеряли эти полномочия и только в ряде государств стали апелляционной инстанцией. Ландтаги оказывали влияние на состав княжеских советов и назначение высших чиновников. В компетенцию ландтагов входило избрание государя в случае пресечения правящей династии, отправление известных функций в области внешней политики (например, в ряде земель объявление войны производилось с согласия ландтага), некоторые церковные дела, наблюдение за чеканкой монеты, попечение о бедных, охрана лесов и т. д. Первоначально вооруженные силы земель состояли из феодального ополчения: по призыву сеньора вассалы являлись в войско в сопровождении определенного числа своих вассалов и даже зависимых крестьян. В дальнейшем вассалы с каждого своего имения поставляли оговоренный вооруженный контингент. Также и города, монастыри и княжеские земли выставляли определенное количество пехоты. В дальнейшем наемные войска оттеснили на второй план земское ополчение. Но количество наемников и срок контракта определялись с участием ландтага, отпускавшего денежные средства на содержание войска; это открывало сословиям возможность вмешиваться в военные дела. <QUEST8< FONT>Общей тенденцией государственной эволюции было усиление княжеской власти, чему способствовала постепенная бюрократизация управления. Высшим органом управления являлся княжеский совет. Постепенно из него выделились судебное и финансовое ведомство. На местах управление производилось посредством образования городских округов — бургов. Во главе бурга с округой стоял назначенный князем бургграф (впоследствии амтман). Он возглавлял все отрасли местного управления, но в дальнейшем финансовые, судебные и некоторые другие дела из компетенции амтмана были переданы в ведение специальных должностных лиц по назначению князя. Вместе с тем довольно долго сохранялось самоуправление в крестьянских общинах. Омельченко О. А. Самоуправление в феодальной Германии, XI–XVIII вв. // Институты самоуправления. Историко-правовое исследование. М, 1995. С. 105–107 В городах первоначально все управление сосредоточивалось в руках патрициата. Главным органом был городской совет, имевший и административную, и судебную власть. Члены совета избирались обычно на год. Позже возникла должность бургомистра — городского головы. Как правило, члены совета и бургомистр не получали жалованья. В XIII–XIV вв. в ряде городов ремесленники добились участия в городском управлении. Однако и в этих городах в действительности власть сосредоточилась в руках наиболее влиятельных семей. Таким образом, в целом городское управление строилось на олигархической или цензовой основе. В Германии существовала значительная прослойка мелкого рыцарства, в особенности по реке Рейну и во Франконии, причем часть этого их была вассалами непосредственно императора — так называемое имперское рыцарство. По мере развития рыночных отношений многие из них разорялись. Рыцари стали грабить горожан. Города, которые также испытывали различные притеснения со стороны князей, для защиты от князей и рыцарей стали организовываться в союзы. Так во второй половине XIV в. возникли союзы швабских и рейнских городов. В XVI в. их разгромили крупные феодалы. Объединением северогерманских городов была Ганза, в состав которой к середине XIV в. вошли почти все северные германские города, расположенные на побережье, а также те города, расположенные внутри Германии, которые были связаны с торговлей на Северном и Балтийском морях. Их интересы лежали главным образом в сфере международной торговли. Со второй половины XIV в. во главе Ганзы стоял съезд представителей ее городов-членов, решения на котором принимались большинством голосов. Решения съезда имели обязательный характер и для городов, представители которых не были на съезде. Кроме общих съездов Ганзы, обычно собиравшихся в Любеке, проходили съезды городов отдельных районов, рассматривавшие местные вопросы. Других постоянных органов управления и общей казны Ганза не создавала. С середины XV в. начинается упадок Ганзы, вызванный раздорами внутри союза и иностранной конкуренцией. Смертельный удар Ганзе нанесло открытие морских путей в Америку и Индию. Омельченко О. А. Самоуправление в феодальной Германии, XI–XVIII вв. // Институты самоуправления. Историко-правовое исследование. М, 1995. С. 107–115 Вообще с XVI столетии экономика Германии стала клониться к упадку. Перемещение путей мировой торговли, непрекращающиеся внешние и внутренние войны, конкуренция первого буржуазного государства — Нидерландов повлекли за собой спад внутренней торговли и ремесленного производства (последнее стагнировало еще и вследствие устаревшей цеховой системы). Тенденция «декоммерционализации» оживила натуральное хозяйство. Правовое положение крестьян ухудшилось: усилилось их закрепощение, в особенности на северо-востоке Германии. Упадок торговли и промышленности вызвал обеднение городов и падение роли городского сословия. <QUEST9< FONT>Кроме того, в первой половине XVI в. в Германии происходит реформация, которая сопровождалась острейшими социальными конфликтами, в частности Великой крестьянской войной 1525 г. Крестьянская война сделала популярной идею секуляризации церковных имуществ в пользу крестьян. Однако князья и отчасти города Северной Германии провели эту секуляризацию в свою пользу. Князья подчинили себе и новое протестантское духовенство. <QUEST10< FONT>Реформация усилила факторы, способствовавшие разъединению Германии, прибавив к ним еще и вероисповедный: страна раскололась на протестантский (лютеранский) север и католический юг. Габсбурги сохранили верность католицизму, поэтому на протяжении столетия велись войны, в которых северогерманские князья боролись против усиления императорской власти и создания единого национального государства. Их успех закрепил Вестфальский мир 1648 г., завершивший первую в истории общеевропейскую Тридцатилетнюю войну. Германия осталась расчлененной более чем на 300 самостоятельных государств, превратившись в монархическую «конфедерацию». Власть князей максимально усилилась: за ними признано право заключать союзы с иностранными государствами. Партикуляризм и мелкодержавие восторжествовали в государственном строе Германии, будучи гарантированы по Вестфальскому миру иностранными державами, такими как Франция и Швеция. Сословно-представительные учреждения в большинстве княжеств прекратили свое существование, а в остальных пришли в упадок. Духовенство в протестантских странах стало в полную зависимость от светской власти. Князья во время Тридцатилетней войны привыкли взимать подати без согласия ландтагов. Власть князей получила опору в лице формирующегося дворянства. Князья блюли социально-экономические привилегии дворянства, а оно поставляло из своей среды высших чиновников и офицеров. Центральная имперская власть обратилась в фикцию, хотя в 1663 г. рейхстаг превратился в постоянное учреждение с пребыванием в Регенсбурге. Но в нем заседали уже не сами государи, а их уполномоченные. Реальной властью рейхстаг не располагал. Князья освободились от военной службы рейху. Общеимперский налог собирался плохо. Распад страны обессилил имперский суд. Таким образом, в XVII столетии в княжествах установился абсолютизм. В этот период наиболее крупными немецкими государствами были протестантская Пруссия (владения дома Гегенцоллернов) и католическая Австрия (точнее держава Габсбургов, в которой Австрия составляла лишь одну из частей). Между обеими странами существовал постоянный антагонизм, причем во второй половине XVIII в. уже наметились претензии Пруссии на гегемонию в Северной Германии. Прусские короли преуспели в выстраивании бюрократической вертикали власти и, мобилизовав все ресурсы страны, создали в XVIII в. одну из лучших европейских армий. Опираясь на нее они повели активную внешнюю политику, которая позволила им только в 1740–1792 гг. увеличить территорию своих владений более чем в три раза. При этом за счет разделов Польши была решена важнейшая национальная задача: эксклав Восточно-Прусских земель (Кенигсберг) соединился вдоль Балтийского моря с основным территориальным ядром страны — Бранденбургом (Берлин). Австрия в отличие от Пруссии представляла собою страну, весьма далекую от централизации. Она являлась, в сущности, собранием отдельных государств, имевших одного правителя и плохо друг с другом связанных. Недостаточно развитая централизация отвечала интересам крупных землевладельцев (магнатов), господствовавших в стране. Но и в рядах этой немногочисленной группы не было единства: австрийские магнаты соперничали с венгерскими. Среднее и мелкое дворянство в значительной мере стояло в зависимости от магнатов, а городское сословие было недостаточно сильно. В государствах, входивших в состав Австрии, имелись сословные ландтаги, или сеймы. Обычно ландтаги в австрийских землях состояли из четырех курий: духовенства; «господ», т. е. титулованных крупных землевладельцев; рыцарей (средних землевладельцев) и королевских городов, непосредственным сеньором которых был король. В Тироле к четвертому сословию принадлежали и свободные крестьяне. Начиная с XVII в. политическое значение сеймов постепенно падало, но в их ведении оставался ряд общегосударственных функций: финансовое управление, набор рекрутов; почти весь суд и местная администрация были подведомственны должностным лицам, избранным на ландтагах. В ряде областей как Пруссии, так и Австрии существовал национальный гнет. Так, в славянских землях большинство крупных земельных владений принадлежало немцам или венграм. Германские государства управлялось при помощи иерархически организованного чиновничества. Оно стремилось подчинить своей мелочной опеке общественную жизнь во всех ее проявлениях и пресекало попытки развития самоуправления. Точно так же вели себя власти Австрии и других немецких государств (так, императрица Мария-Терезия воспретила женщинам румяниться и белиться). Деятельность государственной власти приобрела всепроникающий характер. Каждый шаг подданного подвергался регламентации, правительство стремилось предвидеть все, что могло быть воспрещено и что дозволено, а полиция была обязана следить за точным исполнением предписаний. В этом смысле германскую государственность периода абсолютизма можно назвать «полицейской». Во второй половине XVIII в. в ряде государств Германии наступает эпоха так называемого просвещенного абсолютизма. Наиболее выдающимся ее представителем в Пруссии был Фридрих II, а в Австрии — Иосиф II. Просвещенный абсолютизм не порывал с политикой полицейского государства, а скорее даже усиливал ее. Только обосновывал ее идеей естественного права и ссылкой на принцип общего блага. Определяющим моментом были интересы государства, служить которым были обязаны как государь, так и подданные: «Цель гражданского союза и общая цель законов есть благо государства вообще и его обитателей в частности», — провозглашало Прусское земское уложение 1794 г., «…каждый член государства обязан поддерживать, соответственно его состоянию и средствам, благо и безопасность общежития». На деле реформы этого периода проводились в интересах дворянского государства. И если принимались, например, меры по защите крестьян, то не по столько по соображениям гуманности, сколько в интересах казны, так как крестьяне были главными плательщиками налогов. Задачей этой политики просвещенного абсолютизма было сохранение неограниченной монархии и сословного строя, основанного на преобладании дворянства, путем некоторых уступок буржуазным слоям общества.
|
||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 580; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.22.136 (0.025 с.) |