Тема 18. Государственно-правовое развитие Франции в XX в. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 18. Государственно-правовое развитие Франции в XX в.



1. Третья республика между двумя мировыми войнами. Многопартийная система. Партийные блоки.

2. Изменения в государственном строе и политическом режиме. Особенности французского фашизма. Народный фронт, его достижения и уроки.

3. Изменения в избирательном праве. Избирательные законы 1919 г., 1927 г. Усиление роли правительства. Бюрократический аппарат. Карательные органы.

4. Причины поражения Франции в 1940 г. «Режим Виши».

5. Движение сопротивления «Сражающаяся Франция». Образование временного правительства.

6. Возникновение Четвертой республики. Политические партии. Учредительное собрание 1945 и 1946 гг. Конституция 1946 г. и ее общая характеристика. Государственный строй Франции по Конституции 1946 г. «Французский союз».

7. Конституция 1958 г., общая характеристика. Голлизм. Плебисцитарная

демократия. Конституционная реформа 1962 г. Государственный строй пятой

республики и его эволюция в 60-90-х годах.

Тема 19. Государственно-правовое развитие Германии в XX в.

 

1. Ноябрьская буржуазно-демократическая революция 1918 г.: причины, задачи, движущие силы, итоги.

2. Конституция 1919 г., ее общая характеристика. Государственный строй Веймарский республики: президент, рейхстаг и рейсрат, правительство.

3. Установление и механизм фашистской диктатуры в Германии. Тоталитарный режим.

4. Потсдамское соглашение по Германии и оккупационный режим. Восстановление политических прав и свобод. Образование партий.

5. Образование ФРГ. Оккупационный статут. Боннская конституция 1949 г. Форма правления. Форма государственного устройства. Права граждан.

6. Образование ГДР.

7. Объединение Германии 1990 г. Политическая система Германии.

Образовательные технологии

 

Формами организации учебного процесса являются: фронтальная работа (со всеми студентами); групповая работа (с частью студентов); индивидуальная работа (с отдельным студентом). В учебном процессе используются разнообразные методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные и практические методы передачи информации, проблемные лекции и др.); стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности (дискуссии и др.); контроля и самоконтроля (индивидуального и фронтального, устного и письменного опроса, экзамена). Широко используются активные и интерактивные формы проведения занятий: лекции с использованием мультимедийного оборудования; ситуационный анализ, эвристические технологии, тестирование. Методическое обеспечение интерактивных форм проведения занятий находится в составе учебно-методического комплекса дисциплины на кафедре.

 

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Целью самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов является обучение навыкам работы с учебной и научно-теоретической литературой, которые необходимы для изучения курса «История государства и права зарубежных стран», а также развития у них устойчивых способностей к самостоятельному (без помощи преподавателя) изучению и изложению полученной информации.

Основными ее формами являются:

· подготовка к семинарским занятиям (изучение лекционного материала, нормативной, основной, дополнительной литературы);

· работа над вопросами, выносимыми на самостоятельное изучение;

· участие в научных студенческих конференциях;

· выполнение домашних контрольных работ;

· решение во внеучебное время ситуационных задач (казусов), приведенных в разделе «Задания для семинарских и практических занятий» с использование норм первоисточников;

· подготовка к зачету и экзамену (вопросы к зачету и экзамену приведены в разделе 7 «Оценочные средства для текущего контроля успеаемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины»);

· подготовка студентами заочной формы обучения контрольной работы.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОФОРМЛЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

для студентов заочной формы обучения

В системе заочного обучения самостоятельная работа студентов является доминирующей формой работы. В этой связи важное место занимает выполнение контрольных работ, необходимое для успешного освоения курса «История государства и права зарубежных стран». Контрольная работа способствует формированию у студентов навыков научного творчества, повышению их теоретической и профессиональной подготовки, лучшему освоению учебного материала. При выполнении контрольной работы студент должен показать умение работать с литературой, анализировать правовые источники, делать обоснованные выводы и обобщения.

Работа выполняется по одному из трех вариантов.

Вариант работы должен быть выбран по первой букве фамилии. Студенты, фамилии которых начинаются с буквы “А” до “З” (включительно), пишут работу по первому варианту, “И” – “О” – по 2-му варианту, “П” – “Я” – по 3-ему варианту.

Содержание контрольной работы должно соответствовать ее теме и плану. Она должна иметь следующую структуру:

а) план;

б) введение;

в) теоретическая часть;

г) практическая часть;

д) заключение;

е) список использованных источников и литературы

Каждая контрольная работа содержит две части: практическую, состоящую из двух казусов (задач) и теоретического вопроса.

Текст казуса переписывать не нужно. Необходимо указать лишь вариант и номер задания. Решение казуса должно содержать в себе две части: резолютивную, т.е. само решение, и мотивировочную, состоящую из ссылок на закон, учебник или учебное пособие.

Переходя к написанию теоретического вопроса, необходимо внимательно изучить рекомендованную учебную и нормативную литературу. Писать надо только о том, что непосредственно относится к вопросу, строго отбирая материал. Ссылки на источники должны быть указаны в тексте.

Общий объем контрольной работы не должен превышать 20 листов машинописного текста, напечатанного через 1,5 интервала.

Листы контрольной работы должны быть пронумерованы.

Работа должна быть написана грамотным литературным языком, четко и аккуратно; в конце работы должен содержаться список использованной литературы в алфавитном порядке, причем в первую очередь необходимо указать источники, далее – специальную литературу (учебники и учебные пособия) и дополнительную.

Работа представляется на кафедру государственно-правовых дисциплин за месяц до начала сессии.

Выше перечисленные требования должны быть строго соблюдены, в противном случае работа не рецензируется и к защите не допускается.

 

Задания для выполнения контрольных работ

для студентов заочной формы обучения

Вариант I

 

Казус 1

Ремесленник шудра грубо обругал брахмана за то, что тот задерживал оплату выполненной работы. В результате разгоревшейся ссоры шудра ударил брахмана рукой по голове, не нанеся, однако, сильной травмы. Каковы будут последствия этого инцидента для шудры? На каком принципе будет основываться наказание?

 

Методические указания

Решению казуса должна предшествовать характеристика уголовного права Древнего Индии. Далее необходимо обосновать решение, ссылаясь на конкретные статьи Законов Ману.

 

Казус 2

 

В середине XIX в. француженка Мари Лебран, узнав о связи мужа с актрисой из соседнего городка, уехала из дома и поселилась в поместье подруги Софи Сезанн. В благодарность за оказанную услугу она подарила подруге дорогой перстень, который еще в детстве получила от своей бабушки, и завещала ей же дотальную недвижимость (землю, полученную в приданое). Несмотря на уговоры мужа вернуться домой, Мари отказалась и потребовала развода. В свою очередь муж, отказав Мари в разводе, обратился в суд с требованиями:

· о принудительном возвращении жены в их общий дом;

· о возврате подаренного Софи Сезанн перстня;

· об аннулировании завещания, поскольку в брачном контракте нет пункта о раздельной собственности супругов.

Как будет решен его иск во всех частях на основе Французского гражданского кодекса 1804 г.?

 

Методические указания

Для решения задачи следует ознакомиться с дееспособностью женщин во Франции в XIX в.

Затем нужно выяснить, каким образом нормы ФГУ 1804 г. регламентируют имущественные отношения между супругами. Окончательный вывод должен быть основан на конкретных нормах Французского гражданского уложения 1804 года.

 

Теоретический вопрос.

Эволюция избирательного права в Великобритании в XIX-XX вв.

 

Методические указания

В данной части контрольной работы следует раскрыть сущность избирательных реформ 1832, 1867, 1884, 1928, 1948, 1969 гг.

Рекомендуемая литература

Источники: [4,7-12], основная: [14-18, 20-24, 26,27,29,31], дополнительная: [33,34,36,39,40].

Вариант II

Казус 1

Марк взял у Децима в долг на три месяца 600 сестерциев. По окончании указанного срока у Марка не нашлось денег, чтобы возвратить долг. Тогда Децим обратился с иском в суд. Суд вынес решение о необходимости погашения долга в течение 30 дней. Но Марк вновь не смог этого сделать из-за отсутствия денег. Какое наказание грозит Марку по Законам XII таблиц, особенно если Децим не единственный, кому он задолжал? Изменилась бы санкция, если бы этот инцидент имел место после 367 г. до н.э.?

 

Методические указания

Прежде всего необходимо выяснить, какой характер носила ответственность должника до 367 г. до н.э. Затем следует ознакомиться с нормами Законов XII таблиц, которые раскрывают механизм наступления ответственности.

 

Казус 2

В 1567 г. в Нюрнберге был найден убитым Генрих Штаубе, находившийся в имущественной тяжбе с Фридерихом Рихтером, задолжавшим убитому крупную сумму денег. Случайный прохожий из числа добропорядочных бюргеров видел незадолго до гибели Генриха Штаубе и Фридериха Рихтера в обществе подозрительных вооруженных личностей. Свидетель также утверждал, что Рихтер называл имя Штаубе. Судья отдал приказ о задержании Рихтера, а при его допросе использовал пытку. Рассмотрите по “Каролине”, правомерны ли действия судьи? Какое наказание грозит Фридриху Рихтеру? Будет ли вынесен обвинительный приговор, если Рихтер не признается под пыткой?

Методические указания

Внимательно изучите нормы “Каролины”, относящиеся к инквизиционному процессу и примените их к данному конкретному случаю.

Подробно остановитесь на особенностях инквизиционного (розыскного) судебного процесса, его отличиях от состязательного судебного процесса.

 

Теоретический вопрос.

Война между Севером и Югом 1861-1865 гг. и ее отражение на Конституции США.

 

Методические указания

При рассмотрении данного вопроса особое внимание следует обратить на причины гражданской войны в США в 1861-1865 гг. и ее итоги.

Затем следует уделить внимание поправкам к Конституции США, принятие которых было обусловлено войной между Севером и Югом.

Рекомендуемая литература

Источники: [4, 6, 8-12], основная: [14, 15, 16, 17, 19, 20-24, 26, 28-31], дополнительная: [33-43].

Вариант III

 

Казус 1

Манилий составил должным образом оформленное завещание, по которому все имущество должно было перейти к его другу. Ближайших его наследников – сына, дочь и внуков от погибшего на войне старшего сына – завещатель устранил от наследования общей формулой. После смерти Манилия завещание было оспорено. Ваше решение.

 

Методические указания

Для решения данного казуса необходимо ознакомиться с нормами «Институций Гая», которые регламентируют порядок отстранения первоочередных наследников по закону от наследования по завещанию.

Казус 2

27 мая 1816 г. Мари Лебрен подарила своей дальней родственнице ценные золотые серьги, которые она обещала ей в связи с предстоящим замужеством 5 июля 1816 г. Муж Мари Лебрен - Симон Лебрен обратился в суд с иском о признании договора дарения недействительным.

Какое решение примет суд по Французскому гражданскому кодексу 1804 г.?

 

Методические указания

Ответ необходимо начать с краткой характеристики Французского кодекса 1804 г. Для решения данного казуса следует изучить статьи Французского кодекса 1804 г. о личных и имущественных отношениях супругов и о действительности договора.

 

Теоретический вопрос

Война за независимость и образование США (1776-1783г.). Декларация независимости 1776 г.

Методические указания

При рассмотрении данного вопроса прежде всего необходимо понять особенности образования государства в ходе войны за независимость, которая привела к буржуазной революции, основные причины которой раскрыты в Декларации независимости 1776 г.

 

Рекомендуемая литература

Источники: [4, 6, 8-12], основная: [14, 15, 16, 17, 19, 20-24, 26, 28-31], дополнительная: [33-43].

 

7. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

 

Формами текущего контроля успеваемости являются опрос (устный и письменный), контрольная работа, тестирование, практические задания, ситуационные задачи (казусы). Тестовые задания, практические задания содержатся в составе учебно-методического комплекса дисциплины на кафедре.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ СЕМИНАРСКИХ И прАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям

Подготовка к семинарским занятиям является одной из важнейших форм самостоятельной работы студентов. Целью семинарских занятий является закрепление знаний полученных на лекционных занятиях и в ходе самостоятельной работы, а также выработка навыков работы с учебной и научной литературой и правовыми источниками. Подготовку к семинарскому занятию следует начинать с повторения материала лекции по соответствующей теме, а потом переходить к изучению материалов учебников, руководствуясь планами семинарских занятий. Только после того, как студент освоит учебный материал, следует обращаться к изучению норм первоисточников по истории государства и права зарубежных стран и научной литературы. После того, как изучение рекомендованной литературы завершено, студенты могут проверить свои знания с помощью вопросов для самоконтроля, содержащихся в конце плана каждого семинара по соответствующей теме. Следует помнить, что одной из целей любого семинарского занятия, является выработка у студентов навыков ораторского искусства и юридического языка, поэтому ответы на семинарских занятиях должны представлять собой самостоятельное изложение материала. Подготовка к семинарскому занятию должна завершиться решением ситуационных задач (казусов) по каждой теме. Решение задач способствует закреплению и более углубленному пониманию изученного материала, а также приобретению навыков анализа конкретных юридических ситуаций и норм первоисточников.

 

РАЗДЕЛ I



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 432; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.216.174 (0.036 с.)