Развитие права в начале XX В. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие права в начале XX В.



Система источников права в этот период пополняется новы­ми элементами — постановлениями Совета министров и мне­ниями Государственного совета. Эти формы хотя и носили подзаконный характер, однако имели обязательную силу для всех исполнительных органов. Появляется большое число актов, именуемых «временные правила». Возникая как чрез­вычайные, направленные на вполне конкретную ситуацию, акты приобретали характер законов. Определение «времен-ные»наиболее адекватно отражало направленность законо­творчества в период реформ.

Наряду с постановлениями Совет министров издавал также положения, носившие статусный, правоустанавливаю-щий характер и часто определявшие структуру и функции новообразуемых органов власти и управления.

В большом количестве издавались указы, как правило, на­правленные на проведение вполне конкретных правовых акций и преобразований. При реформировании системы го­сударственных органов или создании новых принимались


акты, носившие названия учреждений. В наименованиях наи­более фундаментальных актов используется термин «закон».

Кодификационная работа проводилась в ряде учрежде­ний: особое отделение государственной канцелярии (по изда­нию Свода Законов), департаменты Сената, Государствен­ный совет и Государственная дума. Совет министров и от­дельные министерства и управления. Руководство этой рабо­той осуществлял Сенат, наряду с ним было создано Юриди­ческое совещание, руководившее всей кодификационной де­ятельностью.

В 1882 г. указом была учреждена комиссия для составления Гражданского уложения, которая подготовила к 1905 г. два проекта, учитывающих новый характер торгово-промышлен­ных отношений. Как общее правило поведения для всех граж­дан закон в рассматриваемый период становится главным источником права. Закон в материальном смысле отличался от закона в формальном смысле, т. е. распорядительной меры, принимаемой в конкретном случае. Закон должен был выражать общую волю трех субъектов, которым принадлежа­ла совместная власть, — Государственной думы. Государст­венного совета и императора (указ мог исходить от одного монарха). По своему содержанию законы делились на пред­писывающие (в форме повеления или запрещения) и воспол-нительные (дополнявшие волю частных лиц).

По пространству действия законы делились на общие (действовавшие на всей территории империи), местные (дей­ствовавшие на ее части), особенные (действующие в отноше­нии особого рода дел) и специальные (действующие в отно­шении особых категорий лиц). Действие закона во времени начиналось с момента его опубликования, но в силу он всту­пал с момента получения на данной территории листа сенат­ского издания Собрания Узаконений и Распоряжений прави­тельства (если в самом законе не был указан срок вступления его в силу).

Правило, что закон не имеет обратной силы, было рассчи­тано на суд, а не на законодателя. Толкование законов осу­ществляли сам законодатель, Сенат, суд, правоведы.

Правовое регулирование экономики становится одной из основных задач законодателя, развитие юридической техни­ки в этом направлении указывает на актуальность этой задачи.

Подробно разрабатывается понятие юридического лица. Последние подразделялись на публичные (казна, ведомства, учреждения, органы местного самоуправления) и частные. В качестве таковых могли быть соединения (общества, товари­щества) и учреждения. Юридические лица образовывались путем соглашения нескольких лиц, концессионным (специ­альным разрешением власти), явочным (путем регистрации) порядком.

Товарищества подразделялись на полное, на вере и акци­онерное. Впервые в юридической терминологии и в качестве субъекта хозяйственной деятельности и торгового оборота появляется «торгово-промышленное предприятие». Оно могло иметь различные конкретные виды — тресты, синдика­ты, концерны, акционерные общества. Было важно, какой правовой статус предприятие имеет в торговом обороте. В области торгово-промышленного законодательства отмеча­лись две особенности: нормативное регулирование коммер­ческой деятельности переплеталось с вмешательством власт­ных структур в оборот; демократизация, коммерциализация старых организационно-хозяйственных форм (введение в со­став торгово-промышленных органов разных групп, общест­венных организаций, советов, кооперативов и т.д.).

При учреждении Министерства торговли и промышлен­ности ему были переданы дела о купеческих обществах и ре­месленных управах, ранее находившиеся в ведении Минис­терства внутренних дел, дела о налогообложении выделялись в производство по особому департаменту (1905 г.).

В годы войны чрезвычайные меры стали применяться и в торгово-промышленной сфере; военно-промышленные ко­митеты использовали административные методы регулиро­вания, особые совещания (полугосударственные — полуобще­ственные организации) подменяли и контролировали дея­тельность государственных хозяйственно-управленческих структур. Нормирование цен, их таксировка, продовольст­венная разверстка и реквизиции стали чрезвычайными мера­ми в период войны. Ограничивались сделки с некоторыми товарами. Запрещался, например, залог хлеба, этот продукт подвергался нормированному распределению. Продажа земли была вновь разрешена только по закону о сделках по купле-продаже в июле 1917 г. Закон запрещал вывозить некоторые продовольственные товары за пределы района, где они производились.

Используя старые правовые акты (Свод законов), законо­датель активно дополнял и толковал их, вводя в оборот новые подзаконные нормы.

Изменения в судебном праве, происходившие в начале XX в., своими корнями уходили в постреформенный период. Законодатель после периода контрреформ вновь обратился на путь либерализации судебного процесса. Уже в 1885 г. была отменена публичная казнь, в 1886 г. расширяется право при­сяжных в процессе — они получают возможность вновь участ­вовать в постановке вопросов (раньше это делал только ко­ронный суд). С 1899 г. в судебных палатах вводится обязатель­ное назначение защитника. В 1909 г. в русском законодатель­стве появляется институт уголовно-досрочного освобожде­ния, с 1910 г. время, проведенное арестованным в предвари­тельном заключении, стало засчитываться в срок заключе­ния. В 1913 г. суду предоставляется право восстановления в правах или реабилитация.

В годы войны процессуальное и судебное право подверга­ется изменениям, вызванным чрезвычайными обстоятельст­вами. Судопроизводство в военно-полевых судах осуществля­лось в исключительном порядке: краткосрочное слушание, отсутствие защиты, корпоративность состава суда, невоз­можность обжалования.

Новым явлением стала административная юстиция — про­тотип арбитража, появление которой было обусловлено раз­витием административно-хозяйственных отношений и свя­зей.

ФЕВРАЛЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

Императорская власть в Петрограде прекратила свое существование 27 февраля 1917 г. Для поддержания

порядка Государственная дума сформировала в этот день Временный комитет Государственной думы, а 1 марта — Временное правительство, провозгласившее полную полити­ческую амнистию, основные права и свободы граждан, равно­правие солдат с гражданами, создание милиции (вместо по­лиции) и начало подготовки к Учредительному собранию.

2 марта депутаты Думы (Гучков и Шульгин) прибыли в Псков, чтобы убедить императора отречься от престола. Ни­колай II передал власть брату Михаилу, но тот отказался при­нять престол и Манифестом 3 марта предоставил решение

вопроса о форме власти в России будущему Учредительному собранию.

Были упразднены жандармерия, полиция и управление по печати (цензура). При Министерстве юстиции была создана Чрезвычайная следственная комиссия по расследованию дея­тельности бывших министров. Вместе с тем сохранились осо­бые совещания (кроме Совещания по продовольствию). Были образованы новые органы: Экономическое совещание, Юридическое совещание, Совещание по реформе местного самоуправления, целью которых стала выработка основ уп­равления новой социально-экономической системой страны.


Временное правительство возглавил председатель «Все­российского земского союза» Г.Е. Львов. Правительство вы­двинуло программу: политическая амнистия, отмена смерт­ной казни и ограничений в правах по социальным, религиоз­ным и национальным признакам, демократизация учрежде­ний земского и городского самоуправления. Правительство обещало не выводить из Петрограда войска, участвовавшие в революционном движении 23—28 февраля.

27 февраля в Петрограде деятелями социалистических партий создается Совет рабочих и солдатских депутатов, из­давший 1 марта «приказ № I», который упразднил дисцип­линарную власть офицеров в воинских частях и передал ее выборным комитетам. В армии параллельно иерархии воен­ного командования существовала иерархия военных коми­тетов.

В Петрограде возникло двоевластие: Временное прави­тельство, имевшее мало реальной власти, и Совет, не имев­ший четко определенных функций, но обладавший реальной властью благодаря поддержке рабочих и солдат. Между ними сразу же возникло кардинальное разногласие по вопросу о целях и характере войны. Под давлением внепарламентской оппозиции ушли в отставку министр иностранных дел и воен­ный министр.

Временное правительство готовило выборы в Учреди­тельное собрание (назначенные на сентябрь), реформу мест­ного самоуправления, земельную реформу, создав в апреле систему земельных комитетов, утвердило права фабрично-за­водских комитетов. Будучи временной властью, правительст­во вплоть до созыва Учредительного собрания не считало себя вправе начинать какие-либо коренные реформы: на мес­тах оно не имело надежного административного аппарата.

В июне 1917 г. около 390 местных советов прислали своих делегатов на первый Всероссийский съезд советов, который избрал Всероссийский центральный исполнительный коми­тет (ВЦИК). Решающую роль в нем играли эсеры и меньше­вики.

Летом 1917г. перед Россией лежали два пути установления авторитарной демократической власти: через Учредитель­ное собрание или через советы, свободно избранные населе­нием.

Созыв Учредительного собрания задержал двухмесячные переговоры с Петроградским Советом о составе Особого Со­вещания по выработке избирательного закона. Лишь в июне было решено назначить выборы Учредительного собрания на 17 сентября, потом они были отложены на ноябрь (отсроч­ки объяснялись стремлением отнести выборы на период, когда революционный энтузиазм уже спадет, что оказалось тактической ошибкой). Усиление власти советов в массах не способствовало авторитету проводившихся правительством реформ в период подготовки Учредительного собрания.

3 июля большевики предприняли попытку вооруженного. восстания в Петрограде, которая окончилась неудачей. Это заставило «умеренных социалистов» (меньшевиков и эсеров) из «советской демократии» вступить в коалицию с либераль­ными партиями. Во втором коалиционном правительстве со­циалисты оказались в большинстве. Правительство стало ис­кать политическую опору в умеренных кругах общества. Вер­ховным главнокомандующим был назначен генерал Л.Г. Кор­нилов, популярный в патриотических кругах.

В августе в Москве было созвано Государственное совеща­ние, в котором приняли участие члены четвертой Государст­венной думы, представители кооперативного движения, со­ветов, профсоюзов, торгово-промышленных организаций, городских органов самоуправления, крестьянского самоуп­равления, технических и иных организаций (всего более двух тысяч человек). На Совещании произошел раскол между уме­ренными и революционными группами.

Генерал Корнилов выдвинул требование об укреплении дисциплины в армии и порядка в тылу, для поддержки этих требований он двинул на Петроград конный корпус. Глава Временного правительства А.Ф. Керенский воспринял эти действия как попытку военного переворота. Для защиты от Корнилова ВЦИК создает при участии большевиков Комитет борьбы с контрреволюцией. Началось формирование Крас­ной гвардии, которой руководила военная организация РСДРП(б).

Временное правительство, потерявшее авторитет в пат­риотических и консервативных кругах после «дела Корнило­ва», стало искать поддержки среди социалистов. 1 сентября 1917 г. Россия провозглашается республикой. 14 сентября созывается Демократическое Совещание из представителей со­ветов, кооперативов, земств и армейских организаций. Сове­щание поддержало коалицию социалистов с либералами в составе Временного правительства. Но уже на нем поднимал­ся вопрос об однородной «социалистической власти», т. е. с большевиками. На совещании был сформирован орган кон­троля над правительством — Временный Совет Республики («предпарламент»), превратившийся в орган законодатель­ных предположений.

Еще в мае была упразднена назначаемая часть членов Госу­дарственного совета. В октябре распускаются выборные члены Государственного совета, тогда же распускается Госу­дарственная дума, пытавшаяся оказывать влияние на прави­тельство. Остатки высших органов старой власти исчезли окончательно.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 433; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.79.88 (0.014 с.)