Тема 3: развитие Советского государства и права в 30-е гг 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3: развитие Советского государства и права в 30-е гг



Тема 3: РАЗВИТИЕ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В 30-е гг

Ситуация в стране к концу 20-хгодов

Политическая сфера

К концу 1920-х гг. в стране сформировалась тоталитарная система власти. Единственной правящей партией оставалась РКП(б) – ВКП(б), чьи действия после разгрома оппозиции становились абсолютно бескон­трольными. Партийная власть срасталась с властью государственной, ру­ководители партии занимали одновременно все руководящие посты в гос­аппарате. Установилась единоличная диктатура в ождя — И.В. Сталина.

Крах надежд на мировую революцию привел к утверждению идеи вож­дя о необходимости форсированного строительства социализма в одной отдельно взятой стране.

Реальность все с большей настойчивостью требовала усиления темпов индустриального развития страны.

В начале 1930-х годов развернулась борьба со всякого рода социально-чуждыми элементами (остатками эксплуататорских классов) и стали про­водиться «зачистки» в городах. Нэпманы, бывшие дворяне и фабриканты, старая интеллигенция, в большинстве своем так и не примирившаяся с новой властью, подверглись репрессиям. Репрессировались также лица, служившие в белых армиях, офицеры царской армии, в том числе и те, кто в гражданскую войну служил большевикам. Часть их была выселена в от­даленные местности под административный надзор, часть (по решениям «троек») отправлена в лагеря. ОГПУ определял для местных органов «лимиты» на «изъятие социально-вредного элемента». Был проведен и ряд открытых «показательных» процессов («шахтинское» дело, «академическое» дело, дело экономистов – создателей Крестьянской тру­довой партии, дела троцкистов, зиновьевцев и др.), призванных убедить народные массы в справедливости репрессий.

Развитие Союза СССР

Первый этап в развитии СССР как союзного государ­ства в данный период связан с Конституцией СССР 1936 г. До 1936 г. в состав СССР входила Закавказская федерация, объединявшая Азербайджанскую, Армянскую и Грузин­скую республики. Тогда решили, что она выполнила свою историческую миссию, и была упразднена. Конституция СССР 1936 г. закрепила непосредственное вхождение Азербайджанской, Армянской и Грузинской республик в состав Союза ССР как равноправных субъектов федера­ции.

Конституция СССР 1936 г. также законодательно за­крепила преобразование Казахской и Киргизской автоном­ных республик РСФСР в союзные республики. Киргизский народ в своем государственном строительстве прошел путь от автономной области (1924 г.) через автономную республику (1926 г.) к суверенной союзной республике (1936 г.). Казахский народ прошел путь от автономной республики (1920 г.) до союзной республики (1936 г.).

Таким образом, в 1940 г. в состав СССР входило 16 со­юзных республик::

1. РСФСР

2. Украинская ССР,

3. Белорусская ССР,

4. Узбекская ССР,

5. Туркменская ССР,

6. Таджикская ССР,

7. Азербайджанская ССР,

8. Армянская ССР,

9. Грузинская ССР,

10. Казахская ССР,

11. Киргизская ССР,

12. Карело-Финская ССР,

13. Латвийская ССР,

14. Литовская ССР,

15. Эстонская ССР

16. Мол­давская ССР

Факторы, диктовавшие необходимость «индустриального рывка», в первую очередь были таковы:

· опасность агрессии на Дальнем Востоке,

· приход Гитлера к власти

 

Экономика

СССР должен был завоевать «экономическую самостоятельность» и превратиться из страны, ввозящей машины и обо­рудование, в страну, «производящую машины и оборудование». Такое направление развития определил XIV съезд правящей большевистской партии в 1925 г.

В конце 1920-х гг. началась индустриализация – создание крупного машинного производства во всех отраслях хозяйства, особенно в промышленности. Осуществлялась она ускоренными темпами, скачко­образно, при наличии огромных диспропорций в экономике (развивались отрасли, производящие средства производства и не развивалось произ­водство предметов потребления), при карточной системе распределения продуктов, которая была введена впервые в России в невоенное время. При этом сохранялись крайне тяжелые условия труда (ручной труд, от­сутствие техники безопасности, низкая оплата труда, тяжелые жилищные условия, нехватка всего и вся).

Уже в конце 1920-х годов были уничтожены элементы рыночной эко­номики, система управления экономикой централизована, а главным ин­струментом управления стало планирование и распределение.

Чистки госу­дарственного и хозяйственного аппарата привели к ликвидации старых рыночных кадров, на смену которым пришел административно-командный аппарат управления.

Запрету подверглись частные кредитные организации.

Госбанк превратился в единственного распределителя госу­дарственных кредитов. В 1932 г. введен запрет частным лицам открывать магазины и лавки.

Усиленная эксплуатация рабочих, увеличение численности занятых, идеологический пресс, в том числе пропаганда угрозы войны, нацеленные на подъем энтузиазма масс, строивших первое в мире социалистическое государство, сочетались с изъятием у деревни основных денежных средств. В ходе индустриализации произошла окончательная экспроприа­ция крестьянства, которое подверглось насильственной коллективизации и раскулачиванию.

Частные и единоличные владения крестьян в ходе коллективизации были обобществлены, зажиточные крестьяне и все, кто сопротивлялся вступле­нию в колхоз, были репрессированы, а их имущество передано в недели­мые фонды колхозов.

Состояние государственного аппарата

Советская организационно-управленческая наука, в 1920-х гг. развивавшаяся в условиях известного плюрализма и борьбы мнений, хотя и неравной, к концу 1920-х гг. испытала ряд сокрушительных ударов. В1930-е гг. упраздняются все научно-рационализаторские органы при ведомствах и предприятиях во главе с самой РКИ, закрываются опытные станции и агростанции, институты и лаборатории, славившиеся достижениями в области НОТ и управления во всем мире, прекращаются дискуссии в Госплане, Академии наук и т.д.

Победа начал директивного планирования, бюрократического администрирования сопровождалась репрессиями против ученых и практиков.

Государственный аппарат становился основным и решающим в управлении всеми сферами жизни.

На основе широких возможностей экстенсивного развития экономики в руках аппарата сосредоточивались все основные регуляторы, позволяющие осуществить:

· гигантскую концентрацию средств,

· изыскание ресурсов внеэкономическими методами.

Особую проблему в реорганизации управления составляло утверждение государственного подчинения сельского хозяйства, которое в аграрной стране было основным резервом для решения всего комплекса экономических задач.

Основные изменения в характере и масштабах государственного управления в 1930-е гг. отразились на состоянии аппарата в целом. Политические процессы и массовые репрессии отразились самым непосредственным образом на кадровом составе управления, особенно драматически – на вооруженных силах. Обновление государственного аппарата происходило в значительной степени под влиянием результатов репрессий, необходимая преемственность и эволюция были серьезно затруднены.

В результате преобразований в сфере образования и подготовки кадров были созданы условия для широкого вовлечения молодого по коления в сферу производства и управления.

В 1930-е гг. рост числа студентов был огромен: от 170 тыс. в 1928 г. до 810 тыс. в 1940 г. Из числа студентов, получивших образование в годы первых пятилеток, подавляющее большинство пополнило кадры ответственных руководящих работников.

Проблема качественного состава в управлении 1930-х гг. связана с необходимостью пояснения, по терминологии времени, понятия «новая народная интеллигенция». Тогдашняя статистика относила к ней в 1939 г. около 11 млн человек, но из них законченное высшее и среднее специальное образование имели 2 млн человек. В «народную интеллигенцию» включались низшие слои государственной бюрократии, людей, занятых на должностях техников, инженеров, счетоводов и т.п. В промышленности число служащих с 1928 по 1939 гг. возросло в 8 раз.

Вооруженные силы.

Обострение международной об­становки, сложность военной техники безотлагательно требовали изменения организационного построения воо­руженных сил СССР.

Территориально-милиционная сис­тема, переставшая соответствовать новым условиям, была ликвидирована, и к 1939 г. вооруженные силы Советского государства перешли на систему кадровой армии.

Поста­новлением Совнаркома СССР в 1935 г. штаб РККА был переименован в Генеральный штаб. В этом же году впер­вые в истории советских вооруженных сил были

· введены персональные воинские звания,

· утверждена новая форма и

· знаки различия командного состава Красной Армий и Флота.

Для сухопутных и военно-воздушных сил были ус­тановлены следующие воинские звания:

· лейтенант,

· стар­ший лейтенант,

· капитан,

· майор,

· полковник,

· комбриг,

· ком­див,

· комкор,

· командарм II ранга,

· командарм I ранга,

· мар­шал Советского Союза;

для военно-морских сил:

· лейте­нант,

· старший лейтенант,

· капитан III ранга,

· капитан II ран­га,

· капитан I ранга,

· флагман II ранга,

· флагман I ранга,

· флагман флота II ранга,

· флагман флота I ранга.

Постановление ЦИК и СНК СССР от 10 мая 1937 г. вводило в вооружённых силах институт военных комисса­ров, положение о котором было утверждено 15 августа 1937 г.

Советское государство поставило задачу создания мощного морского флота СССР и дальнейшее укрепление нашей страны как могущественной морской державы. В этих целях в 1937 г. был образован Народный комиссариат Военно-Морского Флота.

13 марта 1938 г. учреждается Главный Военный Совет Красной Армии, в задачи которо­го входило рассмотрение основных вопросов строительст­ва Красной Армии и укрепления обороноспособности страны.

Был также образован Главный Совет Военно-Морского Флота.

Значительной перестройке подвергся местный военный аппарат: увеличилось число военных округов, возглавляли которые военные советы.

Эти органы состояли из

· коман­дующего войсками округа

· и двух членов военного совета.

Военный совет являлся высшим органом военной власти в округе, ему подчинялись все войсковые части и военные учреждения, расположенные на территории округа; он нес полную ответственность за морально-политический уро­вень, постоянную боевую и мобилизационную готовность войсковых частей и военных учреждений, расположенных на территории округа.

Военный совет подчинялся непо­средственно народному комиссару обороны СССР.

Систе­ма военных комиссариатов расширилась: были созданы военные комиссариаты в автономных республиках, облас­тях и городах.

Это позволило лучше организовать учет военнообязанных и призыв в армию. Постановлением XVIII съезда ВКП(б) в райкомах, горкомах, окружкомах, обко­мах, крайкомах партии и в ЦК компартий союзных рес­публик создавались военные отделы.

Большую роль в укреплении вооруженных сил сыграл принятый Верховным Советом СССР 1 сентября 1939 г. новый закон «О всеобщей воинской обязанности».

В отли­чие от старого Закона о военной службе, по которому за­щита СССР осуществлялась с оружием в руках только трудящимися, новый Закон установил, что все мужчины -граждане СССР, без различия расы, национальности, ве­роисповедания, образовательного ценза, социального про­исхождения и положения, обязаны были отбывать воен­ную службу в составе Вооруженных Сил СССР.

В целях лучшего овладения воинами современной боевой техникой были увеличены сроки службы:

до 3 лет в сухопутных час­тях

и до 5 лет во флоте.

Снижался возраст призываемых в армию с 21 года до 19 лет, а для окончивших среднюю школу - до 18 лет.

Женщины, имевшие медицинскую, ве­теринарную и специальную техническую подготовку, мог­ли браться на учет и привлекаться к учебным сборам, в во­енное же время их могли призывать в армию и на флот для несения вспомогательной и специальной службы.

В Законе подробно регулировался

· порядок учета военнообязанных,

· призыва на действительную военную службу,

· определя­лись права

· и обязанности военнослужащих и т.д.

Президи­ум Верховного Совета СССР в январе 1939 г. утвердил но­вый текст присяги. В отличие от старого порядка, когда присяга принималась коллективно, теперь каждый военно­служащий принимал военную присягу в индивидуальном порядке и скреплял ее собственноручной подписью. 23 февраля 1939 г. весь личный состав вооруженных сил при­нял новую военную присягу.

Учитывая опыт военных действий на Хасане и Халхин-Голе, а также в войне с Финляндией, Президиум Верхов­ного Совета СССР Указом от 12 августа 1940 г. «Об укре­плении единоначалия в Красной Армии и Военно-Морском Флоте» отменил институт военных комиссаров.

13 мая 1940 г. были установлены генеральские и адми­ральские звания для высшего командно-начальствующего состава вооруженных сил.

Для сухопутных вооруженных сил были установлены следующие генеральские звания:

· генерал-майор,

· генерал-лейтенант,

· генерал-полковник,

· ге­нерал армии;

в военно-морских силах:

· контр-адмирал,

· ви­це-адмирал,

· адмирал

· адмирал флота.

Адмирал флота приравнивался к званию маршала Советского Союза. Одновременно с установлением генеральских и адмиральских званий прежние звания упразднялись.

В 1937 г. было вве­дено звание младшего лейтенанта, а в 1939 г. - подполковника.

Колоссальный ущерб вооруженным силам был нанесен массовыми репрессиями 1937 - 1938 гг., что самым траги­ческим образом сказалось в годы Великой Отечественной войны.

Развитие гражданского права

Гражданское право решало задачи

· по укреплению и защите социалистической собственности,

· по регулирова­нию договорных отношений и т.д.

Большое внимание уде­лялось договорным отношениям.

В 1931 г. все хозяйствен­ные органы должны были оформлять письменными дого­ворами

· поставку товаров,

· производство работ,

· оказание услуг.

Устанавливалось два вида договоров:

· генеральные

· локальные.

Генеральные договоры заключались между центральными органами, на основании которых заключа­лись локальные договоры между конкретными контраген­тами.

Постановление СНК в 1933 г. усиливало ответствен­ность за неисполнение договора и требовало, чтобы в до­говорах содержались санкции за их неисполнение.

Даль­нейшее развитие гражданского права базировалось на по­ложениях Конституции СССР 1936 г.

Усиливалась роль договора между предприятиями как средство выполнения плана по всем его количествен­ным и качественным показателям. Особенно большое зна­чение приобрели плановые договоры поставки и договоры подряда в области капитального строительства.

Интенсив­ное развитие народного хозяйства привело к тому, что сис­тема генеральных договоров, оправдавшая себя ранее, оказалась на данном этапе развития неприемлемой, так как слишком связывала инициативу низовых хозорганов и их оперативную самостоятельность, это вызвало переход от системы генеральных и локальных договоров к системе прямых договоров.

В постановлении СНК СССР от 15 ян­варя 1936 г. «О заключении договоров на 1936 г.» отмеча­лось, что центры хозяйственных систем в ряде случаев за­ключали договоры с детальной регламентацией действий без учета конкретных особенностей и запросов подчинен­ных им низовых организаций и, таким образом, подменяли собой низовые хозяйственные организации.

Постановле­ние признавало прямые договоры, заключаемые этими звеньями хозяйственных систем, основной формой хозяй­ственных договоров.

Прямые договоры заключались вна­чале на основе протокольных соглашений, являвшихся со­вместным административным актом хозяйственных сис­тем, адресованным подведомственным предприятиям.

Протокольные соглашения предусматривали

· порядок за­ключения договоров

· выработку их условий.

Начиная с 1937 г., протокольные соглашения заменялись основными условиями поставки. Как показывает само название, ос­новные условия поставки должны были определять лишь важнейшие моменты отношений между предприятием-поставщиком и предприятием-потребителем.

В 1939 г. до­говоры поставки заключались уже, как правило, на базе основных условий, которые утверждались

· СНК

· либо руко­водителями наркоматов-поставщиков

с важнейшими по­требителями соответствующей продукции и периодически подвергались пересмотру.

Развивается также практика поставки некоторых видов продукции без заключения договоров.

Постановлением СТО от 7 апреля 1935 г. был отменен договорный порядок поставки автомашин, отгрузка которых впредь должна бы­ла производиться по нарядам, выданным на основании плана, утвержденного правительством.

В 1938 г. вводится бездоговорный порядок поставки металлов и металлопро­дукции.

Без договоров производилась поставка товаров на экспорт и т.д.

Т.о., усиливались административные формы в ущерб гражданско-правовым.

Обращалось внимание на обеспечение высокого каче­ства поставляемой продукции.

29 августа 1939 г. СНК СССР утвердил инструкцию Госарбитража при СНК СССР «О порядке и сроках предъявления претензий при поставке товаров ненадлежащего качества одними государственны­ми, хозяйственными и общественными организациями другим».

Инструкция предусматривала довольно высокие штрафы.

Большое значение в укреплении социалистиче­ской собственности имело постановление ЦИК и СНК СССР от 29 апреля 1935 г. «О передаче государственных предприятий, зданий и сооружений», которое

· запрещало возмездную передачу одним госорганом другому

· и уста­навливало, что передача эта может производиться лишь по распоряжению СНК СССР или в порядке, им установлен­ном.

В связи с широким строительством фабрик, заводов и других объектов возросла роль договора подряда в капи­тальном строительстве.

В качестве подрядчиков выступали только социалистические организации. Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 11 февраля 1936 г. предложи­ло наркоматам СССР и СНК союзных республик сформи­ровать постоянно действующие строительные организа­ции:

· тресты

· стройконторы.

Заключение подрядных дого­воров на проектные и изыскательные работы с частными лицами было запрещено.

Значительное внимание уделялось сохранению жилых помещений, правильному их использованию.

Постановле­нием ЦИК и СНК СССР от 17 октября 1937 г. были ликви­дированы существовавшие ранее жилищно-арендные коо­перативные товарищества - так называемые жакты.

Сохра­нялис ь лишь те из них, которые производили строительст­во в основном на средства пайщиков.

Единый государст­венный жилой фонд делился на

· фонд строений, находив­шихся в управлении местных Советов (жилищных управ­лений),

· фонд строений, находившихся в управлении го­сударственных учреждений и предприятий (так называе­мые ведомственные дома).

Право пользования жилыми помещениями оформлялось письменным договором, за­ключавшимся квартиросъемщиком с управляющим домом. В договоре определялись

· права и обязанности сторон

· и последствия их нарушения.

Этот договор заключался на срок не свыше 5 лет.

Преимущественное право возобнов­ления договора по истечении срока его действия предос­тавлялось гражданам, выполнявшим все обязательства по договору и добросовестно относившимся к предоставлен­ному в их пользование жилищу.

Семейное право.

Нормы семейного права в данный период служили целям

· укрепления советской семьи,

· защи­ты интересов детей,

· здоровья матери,

· оказания материаль­ной помощи многосемейным.

Основополагающее значение для семейного права имело закрепленное в Конституции СССР 1936 г. равноправие женщины и мужчины (ст. 122).

Важное практическое значение в это время имел институт патроната, нашедший свое отражение в постановлении ВЦИК и СНК РСФСР от 1 апреля 1936 г., основные поло­жения которого были восприняты законодательством дру­гих союзных республик. Дети-сироты, а также дети, изъя­тые по постановлению суда от родителей, могли переда­ваться в семьи трудящихся на воспитание. Это оформля­лось договором, заключенным органами здравоохранения или народного образования, а в сельских местностях - представителями сельских Советов с лицами, берущими детей на воспитание. Постановление определяло круг обя­занностей лиц, взявших ребенка на воспитание.

27 июня 1936 г. было принято постановление ЦИК и СНК СССР «О запрещении абортов, увеличении матери­альной помощи роженицам, установлении государствен­ной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовно­го наказания за неплатеж алиментов и о некоторых изме­нениях в законодательстве о разводах».

Советское госу­дарство за период с 1936 по 1940 гг. в соответствии с этим постановлением

· выплатило многодетным матерям около 4,5 млрд. руб.,

· значительно увеличилось ассигнование средств на родильные дома, детские ясли, детские сады, на создание специальных домов отдыха для беременных женщин и матерей с грудными детьми.

Брак расторгался при условии обязательного вызова супругов в ЗАГС, при­чем он обязан был принять меры к примирению супругов.

При разводе в паспортах делалась отметка об этом. Поста­новление повышало оплату регистрации развода:

· первый развод - 50 руб.,

· второй - 150 руб.,

· третий и последующие -300 руб.

Расширился круг тех, кто мог подать заявление о взыскании алиментов. Теперь, кроме одного из родителей или опекуна, это могли сделать:

· прокурор,

· профсоюз,

· ор­ганы ЗАГСа,

· органы охраны материнства и детства.

Уста­навливались размеры алиментов не по усмотрению суда, а в следующих долях заработной платы ответчика:

· 1/4 зара­ботка - на одного ребенка,

· 1/3 - на двух,

· 1/2 - на трех и бо­лее детей.

Сроки рассмотрения алиментных дел в судах сокращались. Для обеспечения алиментных исков мог быть наложен арест на долю заработной платы ответчика, опись и арест его имущества. Устанавливалось наказание за неплатеж алиментов до двух лет тюремного заключе­ния.

Трудовое право

Оно содействовало

· обеспечению народно­го хозяйства новыми кадрами,

· повышению культурно-технического уровня работников,

· решению вопросов опла­ты труда.

· Оно способствовало развитию массового социалистического соревнования,

· укреплению трудовой дисци­плины.

Конституция 1936г. закрепила и гарантировала та­кие права, как право на труд, на отдых, на материальное обеспечение в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности, равные права на труд женщины и муж­чины. Конституция вместе с тем закрепила и обязанность трудиться.

Колхозное и земельное право

Оно в данный период реша­ли задачи укрепления колхозов, их правового статуса.

1 марта 1930 г. был утвержден СНК СССР и Президиумом ЦИК Союза ССР «Примерный устав сельскохозяйственной артели», принятый Колхозцентром и одобренный Народ­ным комиссариатом земледелия СССР.

Однако он не ре­шал многих вопросов.

В нем ничего не было сказано о колхозных бригадах, а между тем бригады стали основной производственной ячейкой в колхозах.

Не было норм, ре­гулировавших труд колхозников и распределение доходов.

В Уставе 1930 г. не были установлены размеры приусадеб­ных участков колхозников,

Ничего не говорилось о личном хозяйстве колхозных дворов и т.д.

В 1935 г. накопился опыт колхозного строительства, который требовал законо­дательной регламентации.

11 февраля 1935 г. был созван II Всесоюзный съезд колхозников-ударников, который об­судил проект нового Устава сельскохозяйственной артели, разработанный

· сельскохозяйственным отделом ЦК ВКП(б)

· и Народным комиссариатом земледелия СССР.

Выступав­шие, одобряя проект Устава, вносили в него предложения по дополнению и изменению ряда положений.

17 февраля 1935 г. II Всесоюзный съезд колхозников-ударников еди­ногласно принял Примерный устав сельскохозяйственной артели, который был утвержден СНК СССР и ЦК ВКП(б).

Съезд предложил всем сельскохозяйственным артелям в трехмесячный срок на основе Примерного устава вырабо­тать устав своей артели, обсудить и утвердить его на об­щем собрании в присутствии не менее 2/3 членов артели и зарегистрировать устав в районном исполнительном комитете.

Примерный устав 1935 г. состоял из 8 разделов, вклю­чавших 25 статей.

Раздел первый «Цели и задачи» опреде­лял цели и задачи объединения крестьян в колхоз, порядок объединения, подчеркивая его добровольность. В Уставе в сжатом виде изложена программа деятельности колхозов.

Во втором разделе «О земле» отмечалось, что земля яв­лявшаяся общенародной государственной собственностью, закреплялась за артелью в бессрочное пользование и не подлежала ни купле-продаже, ни сдаче в аренду.

Размеры приусадебной земли, находившейся в личном пользовании колхозного двора, колебались от 1/4 до 1/2 га, а в отдель­ных районах до 1 га, в зависимости от областных и район­ных условий, устанавливаемых наркомземами союзных республик на основе указаний Наркомзема СССР.

Третий раздел «О средствах производства» перечислял

· средства производства, подлежавшие обобществлению при вступ­лении в колхоз,

· а также средства производства, оставшиеся в личном пользовании колхозного двора.

· Кроме того опре­делялось количество скота, который мог иметь каждый колхозный двор.

Раздел четвертый посвящен деятельности артели и ее правления.

Артель была обязана

· вести свое хо­зяйство по плану,

· повышать урожайность колхозных по­лей,

· расширять посевную площадь,

· полностью использо­вать сельскохозяйственную технику,

· организовывать жи­вотноводческие фермы,

· повышать трудовую квалифика­цию членов артели,

· поднимать их культурный уровень,

· вовлекать женщин в колхозное производство и обществен­ную жизнь артели и т.д.

Устав указывал на необходимость точного выполнения колхозами своих обязательств перед государством.

Раздел пятый «О членстве» устанавливал, что в члены артели могли вступать все трудящиеся, достигшие 16-летнего возраста.

В артель не принимались

· кулаки

· и все лица, лишенные избирательных прав.

Устав делал иск­лючение для тех бывших кулаков и членов их семейств, которые в течение трех лет честной работой доказали свою лояльность.

Исключение из артели могло быть произведе­но только по решению общего собрания, на котором при­сутствовало не меньше 2/3 числа членов артели.

В разделе шестом «Средства артели» устанавливалась обязанность вступавших в члены артели внести вступительный денеж­ный взнос, размеры которого зависели от мощности хозяй­ства.

Определялся порядок зачисления части обобществ­ленного имущества в неделимый фонд и в паевой взнос, а также порядок расчетов с выбывающими из колхоза.

Устав определял порядок распределения натуральных и денеж­ных доходов колхоза, основанный на сочетании интересов

· государства,

· колхоза

· колхозников.

Из полученных арте­лью урожая и продуктов животноводства артель была обя­зана

· выполнить свои обязательства перед государством по поставкам и возврату семенных ссуд,

· расплатиться с МТС за работу,

· засыпать семена для посева и фуража для скота, для страхования от неурожая и бескормицы,

· создать не­прикосновенный семенной и кормовой фонды,

· создать по решению общего собрания фонды помощи инвалидам, старикам, временно потерявшим трудоспособность, нуж­дающимся семьям красноармейцев, на содержание детских яслей и сирот.

· выделить в размерах, определяемых общим собранием членов артели, часть продуктов для продажи государству или на рынок.

Всю остальную массу урожая и продуктов животноводства артель распределяла между своими членами по трудодням.

Седьмой раздел «Организация, оплата и дисциплина труда» устанавливал, что все работы в хозяйстве колхоза производятся личным трудом его членов.

По найму могли привлекаться только лица, обладавшие специальными зна­ниями (агрономы, инженеры и т.д.).

Из членов артели правление создавало производственные бригады.

Сельско­хозяйственные работы в артели осуществлялись на основе сдельщины.

Правление артели разрабатывало и общее соб­рание колхозников утверждало

· нормы выработки по всем сельскохозяйственным работам

· расценки каждой работы в трудоднях.

В этом же разделе определялись правила

· уче­та труда колхозников

· и начисления им трудодней в зави­симости

o от урожайности сельскохозяйственных культур

o и продуктивности животноводства по бригаде.

Члены артели обязаны были

· беречь колхозную собственность,

· работать честно,

· подчиняться требованиям устава и собрания,

· со­блюдать правила внутреннего распорядка,

· дисциплину труда.

Перечислялись взыскания, которые могли быть на­ложены на колхозников за нарушение устава и трудовой дисциплины.

В разделе восьмом «Управление делами артели» гово­рилось, что высшим органом управления артели являлось общее собрание ее членов.

Для заведования делами артели общее собрание избирало правление сроком на два года.

Для повседневного руководства деятельностью колхоза избирался председатель колхоза, являвшийся также пред­седателем правления.

Для проверки хозяйственно-финансовой деятельности правления общее собрание из­бирало ревизионную комиссию

Уголовное право

Оно в данный период по замыслу законо­дателя было направлено на усиление борьбы

· против наи­более опасных государственных преступлений, совершен­ных прежде всего классовыми противниками Советской власти,

· против преступлений, объектом которых являлась социалистическая собственность,

· против преступлений, дезорганизовавших нормальную работу промышленности и подрывавших трудовую дисциплину, и т.д.

В уголовном законодательстве все большое значение приобретали об­щесоюзные нормы.

Характерным являлось ужесточение мер наказания. Подчас суровость наказании не соответст­вовала степени общественной опасности преступления.

Ряд нормативных актов содержали нормы направленные против деяний, совершенных классово враждебными эле­ментами. Некоторые уголовные законы использовались государством для массовых репрессий против невиновных людей.

Постановление ЦИК и СНК СССР от 16 января 1930 г. «О мерах борьбы с хищническим убоем скота» отмечало, что это является одним из способов вредительства со сто­роны кулаков, которые таким образом подрывали кол­лективизацию и препятствовали подъему сельского хозяйства, и предписывало

· привлекать этих кулаков к суду с применением к ним лишение свободы на срок до двух лет с выселением из данной местности или без выселения.

· Причем подлежали конфискации скот и сельскохозяйст­венный инвентарь этих кулаков.

Постановление ЦИК и СНК СССР от 13 февраля 1931 г. установило уголовную ответственность за порчу или поломку принадлежавших совхозам, машинно-тракторным станциям и колхозам тракторов и сельскохозяйственных машин, если порча или поломка были вызваны преступно-небрежным отношени­ем к этому имуществу - принудительные работы на срок до шести месяцев. За те же действия, совершенные неод­нократно или причинившие крупный ущерб, виновные на­казывались лишением свободы на срок до трех лет.

7 августа 1932 г. ЦИК и СНК СССР приняли постанов­ление «Об охране имущества государственных предпри­ятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной (социалистической) собственности».

В постановлении говорилось о том, что общественная собственность (государственная, колхозная, кооператив­ная) является основой советского строя и лица, покушав­шиеся на нее должны были рассматриваться как враги на­рода. За хищение этой собственности должна была приме­няться высшая мера социальной защиты - расстрел с кон­фискацией всего имущества и с заменой при смягчающих обстоятельствах лишением свободы на срок не ниже 10 лет с конфискацией имущества.

Прежде всего поражает суро­вость репрессии и ограниченный выбор у суда мер наказа­ния. Кроме того, в этом постановлении предусматривалось наказание в виде лишения свободы от 5 до 10 лет с заклю­чением в концентрационный лагерь «кулацко-капиталистических элементов», которые применяли наси­лие и угрозы или «проповедовали» применение насилия и угроз к колхозникам

· с целью заставить их выйти из колхо­за,

· с целью насильственного разрушения колхоза.

Эти пре­ступления приравнивались к государственным преступле­ниям.

К осужденным за преступления, перечисленные в постановлении, не должна была применяться амнистия.

Как отмечается ныне в литературе осуществление этого постановления сопровождалось большим числом наруше­ния законности. В постановлении не содержалось положе­ний о размерах похищенного. Поэтому суды нередко вы­носили суровые приговоры даже за мелкие кражи, скажем колосков с поля.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 321; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.204.140 (0.165 с.)