Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психология в системе общественных наукСтр 1 из 10Следующая ⇒
Методологични принципы психологической науки. Получения научных знаний о таком сложном явлении, каким является психика в значительной степени зависит от подхода исследователя к о»объекта познания. Этот подход определяется системой методологических основ или принципов. Основными принципами психологии являются: - Детерминизм. В научном плане этот Прицип расшифровывается обычно как вторичность психики, обусловленность всих психических явлений деятельности мозга. Однако в жизненном контексте этот принцип проявляется в различных конкретных модификациях. Одно из возможных его формулировок выглядит так: психика определяется стилем жизни и изменяется с изменением внешних условий. - Единство сознания и деятельности. Сознание и деятельность всегда находятся в неразрывном единстве, взаимосвязи»связи и взаемопливи. Сознание создает внутренний план деятельности, деятельность является не просто условием, но и средством возникновения и развития сознания. - Развитие. Психику можно правильно понять, если ее рассматривать в непрерывном развитии как процесс и результат влияния возрастного фактора, жизненных условий, выполняемой деятельности, социального окружения и лично и активности человека. Все компоненты, которые создают внутренний мир человека, непрерывно меняются. - Системность. Этот принцип определяет трактовку психических явлений как внутренне н»связанных компоненьтив целостной психической организации. Ни одно из психических явлений не может быть оторванным от общего контекста жизнедеятельности или целостной организации внутреннего мира человека, принимая в соответствующем контексте нередко совершенно иной смысл и значение, чем если бы оно анализировалось отдельно. Принципы психологии используются во взаимосвязи»связи для объяснения любых психических явлений и в процессе научного познания. Психические явления следует рассматривать через систему следующих принципов: а) причинно обусловлены; б) продукт и умовавидображення; в) внутренний план организации поведения и деятельности; г) более качественный уровень развития психики суб»объекта; д) особая система и одновременно элемент другой, более широкой природной и общественной системы.
Принципы психологии открывают возможность научного изучения психики с помощью специальных методов познания и формирования сладнои психической реальности.
Общие и специальные фундаментальные и прикладные отрасли психологии взаимосвязи»связь их задач, общая характеристика предмета их исследований. Общая психология: ее предмет и структура. Общая психология систематизирует экспериментальные данные, полученные в различных областях психологической науки, разрабатывает фундаментальные теоретические проблемы психологии, формулирует основные принципы, категории, понятия, закономерности, составляет фундамент развития всех отраслей и разделов психологической науки. В настоящее время психология представляет собой весьма разветвленную систему наук. В ней выделяется много отраслей, представляющих собой Относительно самостоятельно развивающиеся направления научных исследований. Имея в виду Этот факт, а также то обстоятельство, что в настоящее время система психологических наук продолжает активно развиваться (каждые 4-5 лет появляется какое-либо новое направление), правильнее было бы говорить не об одной науке психологии, а в комплексе развивающихся психологических наук.
Их в свою очередь можно разделить на фундаментальные и прикладные, общие и специальные. Фундаментальные, или базовые, отрасли психологических наук Имеют общее значение для понимания и объяснения психологии и поведения людей независимо от того, кто они и какой конкретной деятельностью занимаются. Эти области призваны давать знания, одинаково Необходимые всем, кого интересуют психология и поведение людей. В силу такой универсальности Эти знания иногда объединяют термином «общая психология». Прикладным называют отрасли науки, достижения которых используются на практике. Общие отрасли ставят и решают проблемы, одинаково важные для развития всех без исключения научных направлений, а специальные - выделяют вопросы, представляющие особый интерес для познания какой-либо одной или нескольких групп явлений. Рассмотрим некоторые фундаментальные и прикладные, общие и специальные отрасли психологии, Связанные с образованием.
Роль и значение психологического знания для жизнедеятельности человека. Психология - сложное и многоуровневое научное образование, оно существует в научной деятельности многих школ, между которыми не всегда имеется согласие относительно ключевых вопросов. Прежде, восходящее, традиционное, наиболее адекватное названию и, наконец, простое определение психологии формулируется так: Психология - это учение о душе. Действительно, в переводе с древнегреческого «псюхе» - это душа, «логос» - слово, познания, наука. Это наиболее общее определение психологии является базовым для создания других определений, определенная часть которых конкретизирует его, определенная часть - отрицает. Поскольку существование души не является наглядным, такое определение вызывает недовольство у некоторых представителей современной психологии, они считают, что традиционное определение не является научным. В поисках научного определения психологии исследователи выстраивают более сложные конструкции, например: психология - это наука о закономерностях функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Эта формулировка более подобным научного, однако имеет существенные недостатки. Во-первых, оно какое-то «оборванная»: не совсем ясно, о чьей жизнедеятельность идет речь (видимо, о жизнедеятельности организма - но принадлежит биологический организм к предмету психологии?). Во-вторых, если исследуется какая-то особая форма жизнедеятельности, то ее особенность следует сравнивать с другими («не особыми») формами того же, то есть находить что-то общее в психическом и непсихичному. В-третьих, психика - это не только форма жизнедеятельности. Это целый мир, который взаимодействует с тем-окружающим - миром, его изучают естественные науки, но взаимодействует на основе собственной автономности как мира. Умение выйти победителем из собственной жизненной кризиса (а оно требует владения своим внутренним миром, возложение на себя ответственности за внутренние последствия своих поступков) является сложным образованием, в котором познавательный аспект играет не последнюю роль.
Основные функции психики. Можно выделить 3 основные функции психики:
Отражение воздействий окружающей действительности.
Психическое отражение действительности имеет Свои особенности. Во-первых, это НЕ мертвой, зеркальное, однонаправленное отражение, а сложный и постоянно изменяющийся процесс, которому присущи и противоречия. Во-вторых, при психическом отражение Объективной действительности любое внешнее воздействие (т. е. воздействие Объективной действительности) всегда преломляется через ранее сложившиеся особенности психики, через конкретные состояния человека. Поэтому одно и то же внешнее воздействие может по-разному отражаться разными людьми и даже одним и тем же человеком в разное время и при разных условиях. В-третьих, психическое отражение - это правильное, верное отражение действительности. Возникающие образы материального мира являются снимки, слепки, копии существующих предметов, явлений, событий.
Субъективность психического отражения, характерное для человека активное преобразование отражаемого ни в коей мере не отрицают объективную возможность правильного отражения окружающего мира.
Регуляция поведения и деятельности.
Психика, сознание человека, с одной стороны, отражают воздействия внешней среды, адаптируются к ней, а с другой - регулируют Этот процесс, составляя внутреннее содержание деятельности и поведения. Последние не могут НЕ опосредоваться психикой, так как именно с ее помощью человек осознает мотивы и потребности, ставит перед собой цели и задачи деятельности, вырабатывает способы и приемы достижения результатов. Поведение же при этом выступает как внешняя форма проявления психики.
Осознание человеком своего места в окружающем мире.
Эта функция психики, с одной стороны, обеспечивает правильные адаптацию и ориентацию человека в объективно мире, гарантируем ему эффективное осмысление всех реалий этого мира и адекватное к ним отношение. С другой стороны, с помощью психики, сознания человек осознает себя как личность, наделенную определенными индивидуальными и социально-психологическими особенностями, как представителя конкретного общества, социальной группы, отличающегося от других людей и находящегося с ними в своеобразных межличностных отношениях.
Синапси Синапсы – это специализированная структура, которая обеспечивает передачу нервного импульса из нервного волокна на эффекторную клетку – мышечное волокно, нейрон или секреторную клетку. Синапсы – это места соединения нервного отростка (аксона) одного нейрона с телом или отростком (дендритом, аксоном) другой нервной клетки (прерывистый контакт между нервными клетками). Все синапсы можно классифицировать:
Строение В структуре синапса различают три элемента: Принципы работы синапса. Передача возбуждения в синапсе представляет собой сложный процесс, который проходит в несколько стадий: 1. Синтез медиатора. 2. Секреция медиатора. 3. Взаимодействие медиатора с рецепторами постсинаптической мембраны. 4. Инактивация (полная утрата активности) медиатора.
При распространении сигнал по аксону достигает пресинаптической мембраны и вызывает ее перезарядку. Во время ПД пресинаптическая мембрана становится проницаемой для ионов Na и Ca, которые входят внутрь синаптической бляшки из синаптической щели, где способствуют замыканию связи между белками гексогональной решетки и синаптических пузырьков. Это приводит к выходу медиатора, его проникновению в синаптическую щель и диффузии его на постсинаптическую мембрану. Достигнув ее, он взаимодействует с ее рецепторами, в результате чего открываются ионные каналы и осуществляется движение ионов по градиенту концентрации. В результате формируется постсинаптический потенциал на постсинаптической мембране. Связь медиатора с рецепторами разрывается, 30-70% медиатора возвращается, часть разрушается. Синапс готов воспринимать новые медиаторы. Медиаторы - (от лат. - посредник) – химические вещества, молекулы которых способны реагировать со специфическими рецепторами клеточной мембраны и изменять ее проницаемость для определенных ионов, вызывая возникновение (генерацию) ПД – активного электрического сигнала.
Выделяясь под влиянием нервных импульсов, медиаторы участвуют в их передаче с нервного окончания на рабочий орган и с одной нервной клетки на другую. В ЦНС роль медиатора осуществляют – ацетилхолин, норадреналин, дофамин, серотонин, гамма аминомасляная и глутаминовая кислоты, глицин. Основные медиаторы – ацетилхолин и норадреналин. Медиаторы сами по себе не обладают возбуждающим и тормозящим действием. Кровопостачання Головний мозок кровопостачається в основному внутрішньою сонною артерією, а спинний – хребтовою. Хребтова артерія відходить від підключичної, проходить через отвори у поперечних відростках шийних хребців і досягає великого потиличного отвору. Тут ліва та права хребетні артерії з’єднуються і утворюють основну артерію, що йде по однойменній борозні мосту і через свої гілки анастомозує з гілками внутрішньої’сонної артерії, утворюючи коло Вілізія в ділянці турецького сідла. Від хребетної артерії відходять передня та задня спинномозкові артерії, що кровопостачають спинний мозок.У ділянці турецького сідла на основі мозку знаходиться внутрішня сонна артерія, від якої відходять гілки, що кровопостачають головний мозок.Вени головного мозку поділяються на глибокі та поверхневі. Поверхневі впадають у венозні пазухи твердої мозкової оболонки, а глибокі вени зливаються в ділянці верхньої стінки III шлуночка і утворюють найбільшу вену мозку (Галейа), яка впадає у пряму пазуху твердої мозкової оболонки. З пазух венозна кров відтікає у внутрішню яремну вену. ліквор утворюють судинні сплетіння, розміщені в шлуночках головного мозку. Іншим механізмом утворення цереброспінальної рідини є просочення плазми крові через стінки кровоносних судин і шлуночків. Парні бічні шлуночки (перший і другий) розташовані в півкулях мозку. У кожному з шлуночків розрізняють передній ріг (в області лобової частки), задній ріг (в області потиличної частки), нижній ріг (в області скроневої частки), тіло шлуночка (в області тім'яної частки). Третій шлуночок розташований на середній лінії між зоровими буграми. З'єднаний за допомогою отворів Монро з бічними шлуночками і за допомогою водопроводу мозку з четвертим шлуночком. Четвертий шлуночок поєднується через бічні отвори Лушки з субарахноїдальним простором головного мозку, а через отвори Мажанді з великою цистерною мозку. Центральний спинномозковий канал є прямим продовженням четвертого шлуночка.
Принцип доминанты Доминанта (от лат. "господствовать") - это временно господствующий рефлекс, подчиняющий себе дуги прочих рефлексов. Доминанта существует в виде устойчивого очага возбуждения, подчиняющего себе другие возбуждённые очаги. Доминанта может быть гуморальной, или её можно вызвать искусственно, если вызвать деполяризацию участка головного мозга. Примеры доминанты: Попытки лягушки снять себя с крючка. Особенности доминантного центра: Доминанта была открыта в 1924 году А.А. Ухтомским, крупным отечественным физиологом, учеником Н.Е. Введенского.
Принцип временной связи Высшая форма временной связи - условный рефлекс.
Вопрос 56 ДОМИНАНТА (от лат. dominans, род. падеж dominantis — господствующий) (физиол.), преобладающая (доминирующая) система связанных между собой нервных центров, временно определяющая характер ответной реакции организма на любые внеш. или внутр. раздражители. Осн. положения учения о Д., как общем принципе работы нервных центров, сформулировал А. А. Ухтомский в 1911— 1923. Он выдвинул представление о «доминирующей центральной констелляции», создающей скрытую готовность организма к определ. деятельности при одновременном торможении посторонних рефлекторных актов. Д. возникает на основе господствующего мотивационного возбуждения. В связи с этим выделяют пищевую, половую, оборонит, и др. виды Д. Напр., у самцов лягушек в весенний период в связи с повышением концентрации половых гормонов в крови наблюдается сильный «обнимательный рефлекс* и раздражение поверхности их тела в это время вместо того, чтобы вызвать соответств. оборонит, рефлекс, усиливает напряжение мышц-сгибателей передних конечностей. Д. как вектор поведения служит физиол. основой ряда сложных психич. явлений. Биологический энциклопедический словарь. Гл. ред. М.С. Гиляров. М.: Сов. энциклопедия, 1986.
Вопрос 57 Вопрос 58 аминоспецифични системы мозга
Вопрос 59 Лимбическая система.
Вопрос 60
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 266; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.90.141 (0.052 с.) |