Экологический контроль и аудит. Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экологический контроль и аудит. Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза.



В целях обеспечения соблюдения юридическими и физическими лицами требований законодательства в области охраны окружающей среды осуществляется экологический контроль.

Объектами экологического контроля являются : 1. состояние и изменение природной среды ; 2. работа министерств, иных республиканских органов государственного управления по осуществлению мер по охране окружающей среды ; 3. деятельность физических и юридических лиц по соблюдению эко­логического законодательства.

По формам деятельности экологический контроль можно подразде­лить на: информационный контроль — заключается в сборе и обобщении информации с целью передачи заинтересованным юридическим и физическим лицам; предупредительный контроль — направлен на предотвращение вредных воздействий на окружающую среду и здоровье людей; карательный контроль — выражается в применении мер государ­ственного принуждения к предприятиям, организациям и гражданам, наносящим ущерб окружающей среде.

Экоаудит представляет собой независимую, комплексную, документированную проверку и оценку соблюдения субъектом хозяйственной деятельности требований в области охраны окружающей среды и под­готовки рекомендаций по улучшению такой деятельности. В настоящее время существует несколько типов экоаудита: 1. аудит соблюдения; 2. аудит ответственности; 3. аудит при экологическом страховании; 4. аудит в системе экологической сертификации; 5. аудит территории.

Экологический аудит может выступать существенным дополнением к экологической экспертизе и государственному экологическому.кон­тролю.

ОВОС(оценка воздействия на окружающую среду) — это предварительное определение характера и степени опасности всех потенциальных видов влияния и оценка экологических, экономических и социальных последствий осуществления проекта. ОВОС предусматривает вариантность решений, учет территориальных особенностей и интересов населения.

Государственная экологическая экспертиза — это проверка соот­ветствия проектных решений планируемой хозяйственной и иной деятельности требованиям законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды.

Принципами проведения экологической экспертизы являются: 1. приоритет охраны жизни и здоровья человека ; 2. законность, научная обоснованность и гласность ; 3. комплексная оценка социальных, природоохранных, экономических и других аспектов планируемой хозяйственной и иной деятель­ности ; 4. учет суммарного воздействия вредных веществ, выбрасываемых (сбрасываемых) в окружающую среду, и других воздействий на нее и результате осуществляемой планируемой хозяйственной и иной дея­тельности ; 5. независимость экспертов при осуществлении ими своих полномо­чий.

Цель экологической экспертизы проектов состоит в следующем:

1. определение достаточности и обоснованности мер по охране окружающей среды, предусматриваемых проектным решением планируемой хозяйственной и иной деятельности;

2. определение уровня экологической опасности, которая может воз­
никнуть в процессе осуществления планируемой хозяйственной и иной
деятельности и прямо или косвенно оказать воздействие на окружаю­щую среду;

3. предупреждение возможных неблагоприятных воздействий планируемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и связанных с этим негативных последствий.

Результатом экспертизы является выявление технических ошибок, научно обоснованная оценка их последствий, рекомендации органам, принимающим решения, прогноз наиболее эффективных условий реа­лизации проектов и объектов, представленных на экспертизу.

 

 

ВОПРОС 29.

Экономическая оценка природных ресурсов: сущность, теоретические подходы и методы определения. Функции и задачи экономической оценки.

Экономическая оценка природных ресурсов, представляющая собой денежное выражение народнохозяйственной ценности природных ре­сурсов, должна стать основой становления рыночных отношений в при­родопользовании.

Оценка природных ресурсов — сложная междисциплинарная, меж­ведомственная задача. Основные проблемы в этом вопросе возникают

из-за отсутствия общепринятой методологии экономических оценок ресурсов.

Существует несколько подходов к определению экономической оценки природных ресурсов. Она определяется исходя из:

1) затратного подхода и его модификации;

2) оценки ресурсов, основанной на дифференциальной ренте;

3) воспроизводственного подхода;

4) альтернативной стоимости;

5) общей экономической ценности (стоимости).

В настоящее время в экономической науке получили развитие две основные концепции экономической оценки природных ресурсов: за­тратная и рентная.

В основе экономической оценки природных ресурсов как продуктов труда лежит так называемая затратная концепция - оценка природных ресурсов определяется по величине затрат на их добычу, освоение или использование , где — стоимость освоения 1 га земель в среднем по стране; у_и — урожайность на оцениваемом участке и в среднем по стране; т и — те­кущие затраты на производство единицы земледельческой продукции на оцениваемом участке и в среднем по стране.

Наиболее распространенной является рентная концепция экономи­ческой оценки природных ресурсов. Суть ее состоит в том, что эконо­мическая оценка ресурса равна величине приносимой им дифференци­альной ренты (дополнительного экономического выигрыша, который

получает народное хозяйство благодаря лучшему качеству ресурса, удобству его местоположения и т. д.).

Рентная оценка конкретного ресурса определяется как разница за­мыкающих и индивидуальных затрат на получение продукции природопользования: ,где Кr величина годовой ренты; z и s — соответственно замыкающие затраты и затраты на оцениваемом участке на единицу продукции; ni — объем i-го вида продукции; i(l,m)- количество видов продукции, получаемой с использованием данного ресурса.

Воспро­изводственный. Суть его состоит в следующем. Совокупность возоб­новляемых и невозобновляемых природных ресурсов на определенной территории и состояние окружающей среды, приближенное к естест­венному (заданному) уровню, рассматривается как некий стандарт, отправной уровень. Стоимость природного ресурса будет в данном случае определять­ся как совокупность затрат, необходимых для воспроизводства (или компенсации потерь) ресурса на определенной территории.

Концепция альтернативной стоимости (упущенная выгода) — одна из основополагающих в экономической теории. В экономике природо­пользования альтернативные стоимости позволяют оценить природ­ный объект, ресурс, имеющие заниженную рыночную цену или вообще не имеющие ее, и через упущенные доходы и выгоды, которые можно было бы получить при использовании данного объекта, ресурса в дру­гих целях.

Подход на основе общей экономической ценности (стоимости), который наряду со стоимостью использования (прямая, косвенная стоимость и стоимость отложенной альтернативы) пытается учесть стоимость существования, базирующуюся на экономи­ческой оценке сложных этических и эстетических аспектов природы.

Экономическая оценка позволяет решить ряд вопросов учетного и стимулирующего порядка, в частности, она применяется для:

1. определения стоимости природных ресурсов ; 2. выбора оптимальных параметров их эксплуатации (использова­ния ); 3. определения природного потенциала регионов ; 4. определения материального ущерба от нерационального исполь­зования природных ресурсов ; 5. определения экономической эффективности природоохранных затрат ; 6. отражения оценки доли природных ресурсов в структуре нацио­нального богатства; 7. установления платежей за пользование природными ресурсами; 8. прогнозирования и планирования использования природных ре­сурсов; 9. определения величины компенсационных платежей, связанных с выбытием или изменением целевого назначения природных ресур­сов; 10. решения других задач, связанных с рациональным использовани­ем природных ресурсов.

 

ВОПРОС 30.

Понятие ущерба от загрязнения окружающей среды и истощения природных ресурсов. Виды ущерба и методы его определения.

Развитие производительных сил в современных условиях сопрово­ждается загрязнением и истощением природной среды, в результате чего наносится ущерб трем сферам: 1.состоянию экологических систем; 2.хозяйственным объектам; 3.здоровью людей.

Под ущербом понимаются фактические или возможные потери в на­родном хозяйстве и обществе, являющиеся следствием отрицательного антропогенного воздействия на природную среду.

Различают три вида ущерба:

Экологический ущерб это ущерб, наносимый природной среде (на­пример, утрата биологического вида).

Под экономическим ущербом - по­нимается денежная оценка фактических или возможных потерь, обу­словленных воздействием загрязнения. Формирование фактического ущерба от загрязнения окружающей среды можно рассматривать на различных уровнях:

1.в виде дополнительных затрат в источнике выбросов на предот­вращение отрицательных последствий от загрязнения окружающей среды;

2.в виде дополнительных затрат на ликвидацию последствий за­грязнения в окружающей среде;

3.в виде потерь, урона, упущенной выгоды на объекте и других от­рицательных изменений.

К числу потерь принадлежит прежде всего прямое разрушение при­родного ресурса и прямой ущерб, который несет народное хозяйство вследствие такого разрушения. Помимо прямых потерь, экономический ущерб складывается и из затрат, расходуемых на предотвращение загрязнения и порчи ресурса. Сюда относятся прежде всего затраты на создание очистных сооруже­ний и их работу.

Наряду с экономическим ущербом необходимо учитывать и социаль­ный ущерб — ущерб, наносимый здоровью людей загрязненным возду­хом, загрязненными продуктами питания, плохим качеством питьевой воды и т. д. Социальные потери подразделяются на:

1. Восполнимые потери можно оценить в стоимостных показателях. Так, можно определить прямые расходы в здравоохранении и социаль­ном обеспечении: на оплату больничных листов, затраты на лечение и т. д.

2.Невосполнимый социальный ущерб невозможно оценить стоимостны­ми показателями, например: сокращение продолжительности жизни, снижение творческой активности, досрочный уход на пенсию по со­стоянию здоровья, психологический дискомфорт и т. д.

Совокупный, или суммарный, ущерб, наносимый региону загрязнением и истощением природной среды, складывается из экономического (пря­мые и косвенные потери в экономике) и социального (восполнимые потери) ущербов.

 

ВОПРОС 32.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 314; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.174.239 (0.026 с.)