Тема 1. Предмет, методология и задачи социально-экономической стати-стики. Организация статистики В рф 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Предмет, методология и задачи социально-экономической стати-стики. Организация статистики В рф



МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по дисциплине Социально-экономическая статистика

для практических занятий и самостоятельной работы студентов

специальности

 

 

направление: "Менеджмент"

(бакалавры)

 

 

Тюмень


Утверждено редакционно-издательским советом федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Тюменский государственный нефтегазовый университет»

 

Составители: д.э.н., профессор Килин П.М.

к.э.н., доцент Чекмарева Н.И.

 

© Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тюменский государственный нефтегазовый университет», 2012

 

Общие положения

 

Методические положения к изучению дисциплины «Социально-экономическая статистика» для студентов направления «Менеджмент»

(профиль «Международный менеджмент») составлены на основе государственных образовательных стандартов и рабочей программы по данной специальности, утвержденной на кафедре экономики, организации и управления производством, учебного плана для студентов названной специальности, а также с учетом требований, предъявляемых к уровню подготовки бакалавров в современных условиях.

Как составная часть статистики социально-экономическая статистика разрабатывает теорию и методологию анализа хозяйственной деятельности всей экономики страны в системе национальных счетов (СНС), конкретизирует правила сбора, обработки и анализа статистических данных применительно к национальной экономике.

Предметом социально-экономической статистики является количественная сторона массовых экономических явлений и процессов, происходящих в национальной экономике, в неразрывной связи с их качественным содержанием, отражаемая на микро и макроуровне в системе национальных счетов и других международных стандартах.

При изучении дисциплины студентам рекомендуется прослушать лекции или самостоятельно изучить лекционный материал по литературе. В целях закрепления полученных знаний рекомендуется решить ряд практических задач по ключевым темам изучаемого курса, выполнить самостоятельные работы, написать рефераты по важнейшим темам курса.

Основная цель изучения данной дисциплины заключается в овладении студентами методов статистического анализа и прогнозирования социально-экономических процессов России и зарубежных государств в СНС.

Задачи дисциплины определяются поставленной целью и включают в себя изучение статистики населения, занятости и безработицы, статистики результатов экономической деятельности, статистики эффективности экономической деятельности, статистики национального богатства, статистики денежного обращения, инфляции и цен, банковской и биржевой деятельности, налогообложения, статистики финансовых рынков, статистических методов исследования экономической конъюнктуры и деловой активности, статистики жизненного уровня населения, методов и моделей для анализа макроэкономической системы, включая межотраслевой и платежный балансы, системы показателей оценки национального продукта и национального богатства страны и регионов.

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

- статистику населения, занятости и безработицы,

- статистику результатов экономической деятельности системы,

- статистику эффективности экономической деятельности,

- статистику национального богатства, -

- статистику денежного обращения, инфляции и цен, банковской и биржевой деятельности, налогообложения,

- статистику финансовых рынков,

- статистические методы исследования экономической конъюнктуры и деловой активности,

- статистику жизненного уровня населения,

- методы и модели для анализа макроэкономической системы, включая межотраслевой и платежный балансы, -

системы показателей оценки национального продукта и национального богатства страны и регионов.

Уметь: рассчитать тренд (тенденцию развития) и периодические колебания уровней динамических рядов статистики промышленности; сделать анализ временных рядов развития социально-экономической системы промышленности всеми методами; исследовать корреляцию рядов распределения показателей промышленности с исключением автокорреляции, построить регрессионные модели; разработать экономико-статистические модели прогнозирования и оценить результаты прогноз; строить и анализировать модели межотраслевого и платежного балансов в СНС; анализировать и прогнозировать системы показателей социально-демографических процессов, оценки продукта и национального богатства страны и регионов, результатов экономической деятельности, эффективности экономической деятельности, денежного обращения, инфляции и цен, банковской и биржевой деятельности, налогообложения, финансовых рынков, экономической конъюнктуры и деловой активности, уровня жизни населения.

Владеть:

- понятийным аппаратом изучаемой дисциплины;

- статистическими методами анализа и прогнозирования социально-экономических процессов на микро и мкроуровнях, умениями расчета экономических и социальных показателей;

- методами экономико-статистического анализа различных микропроцессов и макропроцессов;

- навыками графического анализа основных проблем экономики;

 

Курс “Социально-экономическая статистика” тесно связан с курсами «Макроэкономика», «Микроэкономика», «Бухгалтерский учет», «Финансы», «Экономика предприятия» и др.. Знания, полученные при освоении курса, могут быть использованы при изучении практически всех экономических дисциплин.


2. Программа курса и контрольные вопросы

 

Тема 1. Предмет, методология и задачи социально-экономической стати-стики. Организация статистики в РФ

Предмет статистической науки и ее методология. Современная организация статистики в Российской Федерации и ее задачи. Место социально-экономической статистики в системе информационной базы управления экономикой страны. Система показателей социально-экономической статистики. Задачи социально-экономической статистики.

 

Контрольные вопросы и задания.

1. В чем заключается связь социально-экономической статистики с экономической теорией и смежными дисциплинами?

2. Перечислите основные методы экономической статистики.

3. Расскажите о системе показателей социально-экономической статистики.

4. Что представляет собой система национальных счетов?

5. В чем заключается сущность статистической методологии?

6. Кто является основными потребителями данных социально-экономической статистики?

7. Назовите основные этапы в организации государственной статистики в России.

8. Перечислите основные функции Федеральной службы государственной статистики (Росстат).

 

Тема 4. Статистика производительности труда и заработной платы

Показатели уровня производительности труда. Методы измерения производительности труда. Анализ динамики производительности труда.

Состав фонда заработной платы. Показатели уровня и динамики заработной платы и среднего дохода. Сопоставление показателей динамики заработной платы и производительности труда. Анализ дифференциации заработной платы. Статистика расходов на заработную плату.

 

Контрольные вопросы и задания.

1. В чем заключается отличие показателей производительности на базе валового выпуска и на базе добавленной стоимости?

2. Какие показатели используются для оценки затрат труда при анализе производительности?

3. Что такое затраты на капитал для пользователя?

4. Каким образом можно получить показатель номинальной ставки доходности при определении затрат на капитал для пользователя?

5. Каковы особенности агрегирования показателей производительности на уровне экономики?

 

Издательство

Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Тюменский государственный нефтегазовый университет»

625000, Тюмень, ул. Володарского, 38

Отдел оперативной полиграфии издательства «Нефтегазовый университет»

625039, Тюмень, ул. Киевская, 52

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по дисциплине Социально-экономическая статистика

для практических занятий и самостоятельной работы студентов

специальности

 

 

направление: "Менеджмент"

(бакалавры)

 

 

Тюмень


Утверждено редакционно-издательским советом федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Тюменский государственный нефтегазовый университет»

 

Составители: д.э.н., профессор Килин П.М.

к.э.н., доцент Чекмарева Н.И.

 

© Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тюменский государственный нефтегазовый университет», 2012

 

Общие положения

 

Методические положения к изучению дисциплины «Социально-экономическая статистика» для студентов направления «Менеджмент»

(профиль «Международный менеджмент») составлены на основе государственных образовательных стандартов и рабочей программы по данной специальности, утвержденной на кафедре экономики, организации и управления производством, учебного плана для студентов названной специальности, а также с учетом требований, предъявляемых к уровню подготовки бакалавров в современных условиях.

Как составная часть статистики социально-экономическая статистика разрабатывает теорию и методологию анализа хозяйственной деятельности всей экономики страны в системе национальных счетов (СНС), конкретизирует правила сбора, обработки и анализа статистических данных применительно к национальной экономике.

Предметом социально-экономической статистики является количественная сторона массовых экономических явлений и процессов, происходящих в национальной экономике, в неразрывной связи с их качественным содержанием, отражаемая на микро и макроуровне в системе национальных счетов и других международных стандартах.

При изучении дисциплины студентам рекомендуется прослушать лекции или самостоятельно изучить лекционный материал по литературе. В целях закрепления полученных знаний рекомендуется решить ряд практических задач по ключевым темам изучаемого курса, выполнить самостоятельные работы, написать рефераты по важнейшим темам курса.

Основная цель изучения данной дисциплины заключается в овладении студентами методов статистического анализа и прогнозирования социально-экономических процессов России и зарубежных государств в СНС.

Задачи дисциплины определяются поставленной целью и включают в себя изучение статистики населения, занятости и безработицы, статистики результатов экономической деятельности, статистики эффективности экономической деятельности, статистики национального богатства, статистики денежного обращения, инфляции и цен, банковской и биржевой деятельности, налогообложения, статистики финансовых рынков, статистических методов исследования экономической конъюнктуры и деловой активности, статистики жизненного уровня населения, методов и моделей для анализа макроэкономической системы, включая межотраслевой и платежный балансы, системы показателей оценки национального продукта и национального богатства страны и регионов.

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

- статистику населения, занятости и безработицы,

- статистику результатов экономической деятельности системы,

- статистику эффективности экономической деятельности,

- статистику национального богатства, -

- статистику денежного обращения, инфляции и цен, банковской и биржевой деятельности, налогообложения,

- статистику финансовых рынков,

- статистические методы исследования экономической конъюнктуры и деловой активности,

- статистику жизненного уровня населения,

- методы и модели для анализа макроэкономической системы, включая межотраслевой и платежный балансы, -

системы показателей оценки национального продукта и национального богатства страны и регионов.

Уметь: рассчитать тренд (тенденцию развития) и периодические колебания уровней динамических рядов статистики промышленности; сделать анализ временных рядов развития социально-экономической системы промышленности всеми методами; исследовать корреляцию рядов распределения показателей промышленности с исключением автокорреляции, построить регрессионные модели; разработать экономико-статистические модели прогнозирования и оценить результаты прогноз; строить и анализировать модели межотраслевого и платежного балансов в СНС; анализировать и прогнозировать системы показателей социально-демографических процессов, оценки продукта и национального богатства страны и регионов, результатов экономической деятельности, эффективности экономической деятельности, денежного обращения, инфляции и цен, банковской и биржевой деятельности, налогообложения, финансовых рынков, экономической конъюнктуры и деловой активности, уровня жизни населения.

Владеть:

- понятийным аппаратом изучаемой дисциплины;

- статистическими методами анализа и прогнозирования социально-экономических процессов на микро и мкроуровнях, умениями расчета экономических и социальных показателей;

- методами экономико-статистического анализа различных микропроцессов и макропроцессов;

- навыками графического анализа основных проблем экономики;

 

Курс “Социально-экономическая статистика” тесно связан с курсами «Макроэкономика», «Микроэкономика», «Бухгалтерский учет», «Финансы», «Экономика предприятия» и др.. Знания, полученные при освоении курса, могут быть использованы при изучении практически всех экономических дисциплин.


2. Программа курса и контрольные вопросы

 

Тема 1. Предмет, методология и задачи социально-экономической стати-стики. Организация статистики в РФ

Предмет статистической науки и ее методология. Современная организация статистики в Российской Федерации и ее задачи. Место социально-экономической статистики в системе информационной базы управления экономикой страны. Система показателей социально-экономической статистики. Задачи социально-экономической статистики.

 

Контрольные вопросы и задания.

1. В чем заключается связь социально-экономической статистики с экономической теорией и смежными дисциплинами?

2. Перечислите основные методы экономической статистики.

3. Расскажите о системе показателей социально-экономической статистики.

4. Что представляет собой система национальных счетов?

5. В чем заключается сущность статистической методологии?

6. Кто является основными потребителями данных социально-экономической статистики?

7. Назовите основные этапы в организации государственной статистики в России.

8. Перечислите основные функции Федеральной службы государственной статистики (Росстат).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.131.238 (0.034 с.)