Основные единицы измерения ионизирующих излучений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные единицы измерения ионизирующих излучений



Экспозиционная доза (две единицы)

Рентген (Р) - внесистемная единица экспозиционной дозы. Это такое количество гамма- или рентгеновского излучения, которое в 1 см^3 сухого воздуха (имеющего при нормальных условиях вес 0,001293 г) образует 2,082 х 10^9 пар ионов. Эти ионы несут заряд в 1 эл.-статическую единицу каждого знака (в системе СГСЭ), что в единицах работы и энергии (в системе СГС) составит около 0, 114 эрг поглощённой воздухом энергии (6,77 х 10^4 Мэв). (1 эрг = 10^-7 Дж = 2,39 х 10^-8 кал). При пересчёте на 1 г воздуха это составит 1,610 х 10^12 пар ионов или 85 эрг/г сухого воздуха. Таким образом физический энергетический эквивалент рентгена равен 85 эрг/г для воздуха. (По некоторым данным он равен 83,8, по другим - 88,0 эрг/г).

1 Кл/кг - единица экспозиционной дозы в системе СИ. Это такое количество гамма- или рентгеновского излучения, которое в 1 кг сухого воздуха образует 6,24 х 10^18 пар ионов, которые несут заряд в 1 кулон каждого знака. (1 кулон = 3 х 10^9 ед. СГСЭ = 0,1 ед. СГСМ). Физический эквивалент 1 Кл/кг равен 33 Дж/кг (для воздуха).

Соотношения между рентгеном и Кл/кг следующие:

Поглощённая доза (две единицы)

Рад - внесистемная единица поглощённой дозы. Соответствует энергии излучения 100 эрг, поглощённой веществом массой 1 грамм (сотая часть "Грэя" - см.).

Грэй (Гр.) - единица поглощённой дозы в системе единиц СИ. Соответствует энергии излучения в 1 Дж, поглощённой 1 кг вещества.

Эквивалентная доза (две единицы)

Бэр - биологический эквивалент рентгена (в некоторых книгах - рада). Внесистемная единица измерения эквивалентной дозы.

Зиверт (Зв) - единица эквивалентной и эффективной эквивалентной доз в системе СИ. 1 Зв равен эквивалентной дозе, при которой произведение величины поглощённой дозы в Грэях (в биологической ткани) на коэффициент К будет равно 1 Дж/кг.


 

26. Напряженность труда, параметры её характеризующие

Напряженность труда - характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу работника.
К факторам, характеризующим напряженность труда, относятся: интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные нагрузки, степень монотонности нагрузок, режим работы.
Напряженность трудового процесса оценивают в соответствии с настоящими “Гигиеническими критериями оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса”.
Оценка напряженности труда профессиональной группы работников основана на анализе трудовой деятельности и ее структуры, которые изучаются путем хронометражных наблюдений в динамике всего рабочего дня, в течение не менее одной недели. Анализ основан на учете всего комплекса производственных факторов (стимулов, раздражителей), создающих предпосылки для возникновения неблагоприятных нервно-эмоциональных состояний (перенапряжения). Все факторы (показатели) трудового процесса имеют качественную или количественную выраженность и сгруппированы по видам нагрузок: интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные, монотонные, режимные нагрузки.
1. Нагрузки интеллектуального характера.
1.1.“Содержание работы” указывает на степень сложности выполнения задания: от решения простых задач до творческой (эвристической) деятельности с решением сложных заданий при отсутствии алгоритма. Пример: наиболее простые задачи решают лаборанты* (1 класс условий труда**), а деятельность, требующая решения простых задач, но уже с выбором (по инструкции) характерна для медицинских сестер, телефонистов, телеграфистов и т.п. (2 класс). Сложные задачи, решаемые по известному алгоритму (работа по серии инструкций), имеет место в работе руководителей, мастеров промышленных предприятий, водителей транспортных средств, авиадиспетчеров и др. (класс 3.1). Наиболее сложная по содержанию работа, требующая в той или иной степени эвристической (творческой) деятельности установлена у научных работников, конструкторов, врачей разного профиля и др. (класс 3.2).
1.2. “Восприятие сигналов (информации) и их оценка” - по данному фактору трудового процесса восприятие сигналов (информации) с последующей коррекцией действий и выполняемых операций относится ко 2-у классу (лаборантская работа). Восприятие сигналов с последующим сопоставлением фактических значений параметров (информации) с их номинальными требуемыми уровнями отмечается в работе медсестер, мастеров, телефонистов и телеграфистов и др. (класс 3.1). В том случае, когда трудовая деятельность требует восприятия сигналов с последующей комплексной оценкой всех производственных параметров (информации), то труд по напряженности относится к классу 3.2 (руководители промышленных предприятий, водители транспортных средств, авиадиспетчеры, конструкторы, врачи, научные работники и т.д.)
*В качестве примеров приведены результаты оценки некоторых профессиональных групп исполнительского, управленческого, операторского и творческого видов труда.
**В скобках указаны классы условий труда в соответствии с настоящими “Гигиеническими критериями”.
1.3. “Распределение функций по степени сложности задания”. Любая трудовая деятельность характеризуется распределением функций между работниками. Соответственно, чем больше возложено функций на работника, тем выше напряженность его труда. Так, трудовая деятельность, содержащая простые функции, направленные на обработку и выполнение конкретного задания, не приводит к значительной напряженности труда. Примером такой деятельности является работа лаборанта (класс 1). Напряженность возрастает, когда осуществляется обработка, выполнение с последующей проверкой выполнения задания (класс 2), что характерно для таких профессий, как медицинские сестры, телефонисты и т.п. Обработка, проверка и, кроме того, контроль за выполнением задания указывает на большую степень сложности выполняемых функций работником, и, соответственно, в большей степени проявляется напряженность труда (мастера промышленных предприятий, телеграфисты, конструкторы, водители транспортных средств - класс 3.1). Наиболее сложная функция - это предварительная подготовительная работа с последующим распределением заданий другим лицам (класс 3.2), которая характерна для таких профессий как руководители промышленных предприятий, авиадиспетчеры, научные работники, врачи и т.п.
1.4. “Характер выполняемой работы” - в том случае, когда работа выполняется по индивидуальному плану, то уровень напряженности труда невысок (1 класс - лаборанты). Если работа протекает по строго установленному графику с возможной его коррекцией по мере необходимости, то напряженность повышается (2 класс - медсестры, телефонисты, телеграфисты и др.). Еще большая напряженность труда характерна, когда работа выполняется в условиях дефицита времени (класс 3.1 -мастера промышленных предприятий, научные работники, конструкторы). Наибольшая напряженность (класс 3.2) характеризуется работой в условиях дефицита времени и информации. При этом отмечается высокая ответственность за конечный результат работы (врачи, руководители промышленных предприятий, водители транспортных средств, авиадиспетчеры).
2. Сенсорные нагрузки
2.1. “Длительность сосредоточенного наблюдения (в % от времени смены)” - чем больше процент времени отводится в течение смены на сосредоточенное наблюдение, тем выше напряженность. Общее время рабочей смены принимается за 100%. Наибольшая длительность сосредоточенного наблюдения за ходом технологического процесса отмечается у операторских профессий: телефонисты, телеграфисты, авиадиспетчеры, водители транспортных средств(более 75% смены - класс 3.2). Несколько ниже значение этого параметра (51-75%) установлено у врачей (класс 3.1). От 26 до 50% значения этого показателя колебалось у медицинских сестер, мастеров промышленных предприятий (2 класс). Самый низкий уровень этого показателя наблюдается у руководителей предприятия, научных работников, конструкторов (1 класс - до 25% от общего времени смены).
2.2. “Плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в среднем за 1 час работы” - количество воспринимаемых и передаваемых сигналов (сообщений, распоряжений) позволяет оценивать занятость, специфику деятельности работника. Чем больше число поступающих и передаваемых сигналов или сообщений, тем выше информационная нагрузка, приводящая к возрастанию напряженности. По форме (или способу) предъявления информации сигналы могут подаваться со специальных устройств (световые, звуковые сигнальные устройства, шкалы приборов, таблицы, графики и диаграммы, символы, текст, формулы и т.д.) и при речевом сообщении (по телефону и радио фону, при непосредственном прямом контакте работников).
Например, наибольшее число связей и сигналов с наземными службами и с экипажами самолетов отмечается у авиадиспетчеров - более 300 (класс 3.2) Производственная деятельность водителя во время управления транспортными средствами несколько ниже - в среднем около 200 сигналов в течение часа (класс 3.1) К этому же классу относится труд телеграфистов. В диапазоне от 75 до 175 сигналов поступает в течение часа у телефонистов (число обслуженных абонементов в час от 25 до 150). У медицинских сестер и врачей реанимационных отделений (срочный вызов к больному, сигнализация с мониторов о состоянии больного) - 2 класс. Наименьшее число сигналов и сообщений характерно для таких профессий, как лаборанты, руководители, мастера, научные работники, конструкторы - 1 класс.
2.3. “Число производственных объектов одновременного наблюдения” - указывает, что с увеличением числа объектов одновременного наблюдения возрастает напряженность труда. Для операторского вида деятельности объектами одновременного наблюдения служат различные индикаторы, дисплеи, органы управления, клавиатура и т.п. Наибольшее число объектов одновременного наблюдения установлено у авиадиспетчеров - 13, что соответствует классу 3.1, несколько ниже это число у телеграфистов - 8-9 телетайпов, у водителей автотранспортных средств (2 класс). До 5 объектов одновременного наблюдения отмечается у телефонистов, мастеров, руководителей, медсестер, врачей, конструкторов и др. (1 класс).
2.4. “Размер объекта различения при длительности сосредоточенного внимания (% от времени смены). Чем меньше размер рассматриваемого предмета (изделия, детали, цифровой или буквенной информации и т.п.) и чем продолжительнее время наблюдения, тем выше нагрузка на зрительный анализатор. Соответственно возрастает класс напряженности труда. В качестве основы размеров объекта различения взяты категории зрительных работ из СНиП 23-05-95 “Естественное и искусственное освещение”.
2.5. “Работа с оптическими приборами (микроскоп, лупа и т.п.) при длительности сосредоточенного наблюдения (% от времени смены)”. На основе хронометражных наблюдений определяется время (часы, минуты) работы за оптическим прибором. Продолжительность рабочего дня принимается за 100%, а время фиксированного взгляда с использованием микроскопа, лупы переводится в проценты - чем больше процент времени, тем больше нагрузка, приводящая к развитию напряжения зрительного анализатора.
2.6. “Наблюдение за экраном видеотерминала (часы в смену)”. Согласно этому показателю фиксируется время (часы, минуты) непосредственной работы пользователя ВДТ с экраном дисплея в течение всего рабочего дня при вводе данных, редактирования текста или программ, чтении информации буквенной, цифровой, графической с экрана. Чем длительнее время фиксации взора на экран пользователя ВДТ, тем больше нагрузка на зрительный анализатор и тем выше напряженность труда.
2.7. “Нагрузка на слуховой анализатор”. Степень напряжения слухового анализатора определяется по зависимости разборчивости слов в процентах от соотношения между уровнем интенсивности речи и “белого” шума. Когда помех нет, разборчивость слов равна 100% - 1 класс. Ко 2-му классу относятся случаи, когда уровень речи превышает шум на 10-15 дБА и соответствует разборчивости слов, равной 90-70% или на расстоянии до 3,5м и т.п.
2.8. “Нагрузка на голосовой аппарат (суммарное количество часов наговариваемых в неделю)”. Степень напряжения голосового аппарата зависит от продолжительности речевых нагрузок. Перенапряжение голоса наблюдается при длительной, без отдыха голосовой деятельности. Наибольшие нагрузки (класс 3.1 или 3.2) отмечаются у лиц голосо-речевых профессий (педагоги, воспитатели детских учреждений, вокалисты, чтецы, актеры, дикторы, экскурсоводы и т.д.). В меньшей степени такой вид нагрузки характерен для других профессиональных групп (авиадиспетчеры, телефонисты, руководители и т.д. - 2 класс). Наименьшие значения критерия могут отмечаться в работе других профессий, таких как лаборанты, конструкторы, водители автотранспорта (1 класс).
3. Эмоциональные нагрузки.
3.1. “Степень ответственности за результат собственной деятельности. Значимость ошибки” - указывает, в какой мере работник может влиять на результат собственного труда при различных уровнях сложности осуществляемой деятельности. С возрастанием сложности повышается степень ответственности, поскольку ошибочные действия приводят к дополнительным усилиям со стороны работника или целого коллектива, что соответственно приводит к увеличению эмоционального напряжения. Для таких профессий, как руководители и мастера промышленных предприятий, авиадиспетчеры, врачи, водители транспортных средств и т.п. характерна самая высокая степень ответственности за окончательный результат работы, а допущенные ошибки могут привести к остановке технологического процесса, возникновению опасных ситуаций для жизни людей (класс 3.2). Если работник несет ответственность за основной вид задания, а ошибки приводят к дополнительным усилиям со стороны целого коллектива, то эмоциональная нагрузка в данном случае уже несколько ниже (класс 3.1.): медсестры, научные работники, конструкторы. В том случае, когда степень ответственности связана с качеством вспомогательного задания, а ошибки приводят к дополнительным усилиям со стороны вышестоящего руководства (в частности, бригадира, начальника смены и т.п.), то такой труд по данному показателю характеризуется еще меньшим проявлением эмоционального напряжения (2 класс): телефонисты, телеграфисты. Наименьшая значимость критерия отмечается в работе лаборанта, где работник несет ответственность только за выполнение отдельных элементов продукции, а в случае допущенной ошибки дополнительные усилия только со стороны самого работника (1 класс).
3.2 “Степень риска для собственной жизни” и
3.3. “ Степень ответственности за безопасность других лиц” отражают факторы эмоционального значения. Ряд профессий характеризуется ответственностью только за безопасность других лиц (авиадиспетчеры, врачи-реаниматоры и т.п.) личную безопасность (космонавты, пилоты и др.) - 3.2 класс. Но существует целый ряд категорий работ, где возможно сочетание риска, как для себя, так и ответственности за жизнь других лиц (врачи-инфекционисты, водители автотранспорта т.п.). В этом случае эмоциональная нагрузка существенно выше, поэтому эти показатели следует оценивать как отдельные самостоятельные стимулы. Есть целый ряд профессий, где указанные факторы полностью отсутствуют (лаборанты, научные работники, телефонисты, телеграфисты и др.) - их труд по этим показателям оценивается как 1 класс напряженности труда.
4. Монотонность нагрузок.
4.1. “Число элементов (приемов), необходимых для реализации простого задания или многократно повторяющихся операций” - чем меньше число выполняемых приемов, чем выше напряженность труда, обусловленная многократными нагрузками. Наиболее высокая напряженность по этому показателю характерна для работников конвейерного труда (класс 3.1-3.2).
4.2. “Продолжительность (в сек.) выполнения простых производственных заданий или повторяющихся операций” - чем короче время, тем, соответственно, выше монотонность нагрузок. Данный показатель, также как и предыдущий наиболее выражен при конвейерном труде (класс 3.1- 3.2).
4.3. “Время активных действий (в % к продолжительности смены)”. Наблюдение за ходом технологического процесса не относится к “активным действиям”. Чем меньше время выполнения активных действий и больше время наблюдения за ходом производственного процесса, тем, соответственно выше монотонность нагрузок. Наиболее высокая монотонность по этому показателю характерна для операторов пультов управления химических производств (класс 3.1-3.2).
4.4. “Монотонность производственной обстановки (время пассивного наблюдения за ходом техпроцесса в % от времени смены)” - чем больше время пассивного наблюдения за ходом технологического процесса, тем более монотонной является работа. Данный показатель, также как и предыдущий, наиболее выражен у операторских видов труда, работающих в режиме ожидания (операторы пультов управления химических производств, электростанций и др.) - класс 3.2.
5. Режим работы.
5.1. “Фактическая продолжительность рабочего дня” - выделен в самостоятельную рубрику в отличие от других классификаций. Это связано с тем, что независимо от числа смен и ритма работы в производственных условиях фактическая продолжительность рабочего дня колеблется от 6-8 часов (телефонисты, телеграфисты и т.п.) до 12 часов и более (руководители промышленных предприятий). У целого ряда профессий продолжительность смены составляет 12 часов и более (врачи, мед.сестры и т.п.). Чем продолжительнее работа по времени, тем больше суммарная за смену нагрузка, и, соответственно, выше напряженность труда.
5.2. “Сменность работы” определяется на основании внутрипроизводственных документов, регламентирующих распорядок труда на данном предприятии, организации. Самый высокий класс 3.2 характеризуется нерегулярной сменностью с работой в ночное время (мед.сестры, врачи и др.).
5.3 “Наличие регламентированных перерывов и их продолжительность (без обеденного перерыва)”. При надлежащей организации труда введение регламентированных перерывов на отдых в счет рабочего времени способствует улучшению функционального состояния организма работника и обеспечивает высокую производительность его труда. Недостаточная продолжительность или отсутствие регламентированных перерывов усугубляет напряженность труда, поскольку отсутствует элемент кратковременной защиты временем от воздействия факторов трудового процесса и производственной среды. Существующие режимы работ авиадиспетчеров, врачей, медицинских сестер и т.д. характеризуются отсутствием регламентированных перерывов (класс 3.2), в отличие от мастеров и руководителей промышленных предприятий, у которых перерывы не регламентированы и не продолжительны (класс 3.1). В то же время, перерывы имеют место, но они недостаточной продолжительности у конструкторов, научных работников, телеграфистов, телефонистов и др. (2 класс).
6. Общая оценка напряженности трудового процесса проводится следующим образом.
6.1. Независимо от профессиональной принадлежности (профессии) учитываются все 22 показателя, перечисленные в таблице 8. Не допускается выборочный учет каких-либо отдельно взятых показателей для общей оценки напряженности труда.
6.2. По каждому из 22 показателей в отдельности определяется свой класс условий труда. В том случае, если по характеру или особенностям профессиональной деятельности какой-либо показатель не представлен (например, отсутствует работа с экраном видеотерминала или оптическими приборами), то по данному показателю ставится 1 класс (оптимальный) - напряженность труда легкой степени.
6.3. При окончательной оценке напряженности труда:
6.3.1. “Оптимальный” (1 класс) устанавливается в случаях, когда 17 и более показателей имеют оценку 1 класса, а остальные относятся ко 2 классу. При этом отсутствуют показатели, относящиеся к 3 (вредному) классу.
6.3.2. “Допустимый” (2 класс) устанавливается в следующих случаях:
когда 6 и более показателей отнесены ко 2 классу, а остальные - к 1 классу;
когда от 1 до 5 показателей отнесены к 3.1 и/или 3.2 степеням вредности, а остальные показатели имеют оценку 1-го и/или 2-го классов.
6.3.2. “Вредный” (3) класс устанавливается, когда 6 или более показателей отнесены к третьему классу.
При этом труд напряженный 1-й степени (3.1) в тех случаях:
когда 6 показателей имеют оценку только класса 3.1, а оставшиеся показатели относятся к 1 и/или 2 классам;
когда от 3 до 5 показателей относятся к классу 3.1, а от 1 до 3 показателей отнесены к классу 3.2.
Труд напряженный 2-й степени (3.2):
когда 6 показателей отнесены к классу 3.2;
когда более 6 показателей отнесены классу 3.1;
когда от 1 до 5 показателей отнесены к классу 3.1, а от 4 до 5 показателей - к классу 3.2;
когда 6 показателей отнесены к классу 3.1 и имеются от 1 до 5 показателей класса 3.2.
В тех случаях, когда более 6 показателей имеют оценку 3.2, напряженность трудового процесса оценивается на одну степень выше - класс 3.3.


 

27. Тяжесть труда, параметры её характеризующие

Тяжесть труда - характеристика трудового процесса, отражающая преимущественную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма (сердечнососудистую, дыхательную и др.), обеспечивающие его деятельность.

Основными показателями тяжести трудового процесса являются: физическая динамическая нагрузка, масса поднимаемого и перемещаемого груза вручную, стереотипные рабочие движения, статическая нагрузка, рабочая поза, наклоны корпуса, перемещение в пространстве.

Каждый из указанных факторов трудового процесса для количественного измерения и оценки требует своего подхода и используется для определения класса условий труда. Охарактеризуем эти показатели тяжести.

Физическая динамическая нагрузка. Физические нагрузки требуют как статической, так и динамической работы мышц. Динамическая работа связана с движением, перемещением; статическая работа – с удержанием мышечного напряжения без совершения каких-либо движений. Следует отметить, что при статической работе переносимость нагрузки зависит от функционального состояния тех или иных мышечных групп, а при динамической – еще и от эффективности систем, поставляющих энергию (сердечнососудистой, дыхательной), а также от их взаимодействия с другими органами и системами.

Масса поднимаемого и перемещаемого груза вручную. Этот фактор рассматривается как суммарная масса груза поднимаемого или переносимого рабочими на протяжении смены, постоянно или при чередовании с другой работой.

Стереотипные рабочие движения. Понятие «рабочее движение» в данном случае подразумевает движение элементарное, т.е. однократное перемещение тела или части тела из одного положения в другое.

Статическая нагрузка. Она связанна с поддержанием человеком груза или приложением усилия без перемещения тела или его отдельных звеньев, и рассчитывается путем перемножения двух параметров: величины удерживаемого усилия и времени его удерживания.

Наклоны корпуса. Число наклонов за смену определяется путем их прямого подсчета или определением их количества за одну операцию и умножается на число операций за смену.

Перемещение в пространстве. В данном случае учитываются переходы, обусловленные технологическим процессом в течение смены по горизонтали или вертикали – по лестницам, коридорам в км.

Рабочая поза. Характер рабочей позы (свободная, неудобная, фиксированная, вынужденная) определяется визуально. Время пребывания в вынужденной позе, позе с наклоном корпуса или другой рабочей позе определяется на основании хронометражных данных за смену [4].

Общая оценка тяжести трудового процесса проводится по каждому показателю, которые могут быть количественно измерены и оценены в соответствии с методикой руководства Р 2.2.2006-05.

Труд по степени тяжести трудового процесса подразделяется на следующие классы: легкий (оптимальные по физической нагрузке условия труда), средней тяжести (допустимые условия труда) и тяжелый трех степеней (вредные условия труда).


 

28. Характеристики профессионального риска на ж/д транспорте

Повышенное внимание к проблеме профессиональной заболеваемости должно быть уделено в свете реализации Федерального Закона №125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" от 24.07.1998г., который формулирует содержание понятия профессионального риска. Поэтому, поиск критериев риска нарушений состояния здоровья от воздействия производственных факторов является актуальной задачей. С этой целью было проведено изучение причинно-следственных связей возникновения профессиональных заболеваний по данным комплексного медицинского обследования 2000 работников железнодорожных
профессий в сопоставлении с условиями труда, ранжированными по
Р2.2.755-99 [ 2 ].

Установлено, что наиболее всего пневмокониозов и пылевого бронхита развивается среди формовщиков, крановщиков стальцеха, электрогазосварщиков, работающих в условиях 3.2., 3.3. и 3.4. классов опасности по пылевому фактору. Наиболее опасным по риску развития заболевания является стаж работы более 14лет. В классе условий труда 3.1. также возможно формирование "пылевой" патологии бронхов и легких, но при более длительном стаже работы – более 20 лет.

"Пылевая" патология органов дыхания у обрубщиков и слесарей-ремонтников развивается при работе в классе 3.3., 3.4. даже при стаже работы в профессии до 10 лет (в основном 8-9 лет), у работающих в классе условий труда по пылевому фактору 3.2. – при стаже 18 – 20 лет.

Стерженщики имеют наибольший риск развития "пылевой" патологии при работе в классах условий труда 3.1., 3.2., 3.3., 3.4., с наибольшим числом заболеваний при стаже более 10 лет, достигая максимума при стаже – более 20 лет.

Таким образом, потенциальная опасность риска развития профессиональных заболеваний от воздействия фиброгенных пылей нарастает с увеличением выраженности (интенсивности) пылевого фактора, т.е. с утяжелением класса условий труда и экспозиции (стажа работы).

Частота развития вибрационной болезни (ВБ) не имеет какой-либо взаимосвязи с утяжелением классов условий труда и иногда даже более существенна среди работающих в классах 3.1. и 3.2., чем в классах 3.3. и 3.4. Риск развития ВБ в профессиях формовщик и обрубщик увеличивается лишь с нарастанием стажа работы в условиях воздействия вибрации (в основном – локальной). Для формовщиков наиболее опасным для развития ВБ является стаж работы более 10 лет. Для обрубщиков – более 5лет.

Риск развития ВБ у машинистов локомотивов нарастает при стаже более 10 лет.

Среди монтеров пути и кузнецов высокий риск развития ВБ отмечается при классе условий труда по вибрационному фактору 3.1. и 3.2. Дальнейшее нарастание интенсивности вибрации не вызывает увеличения частоты ВБ, которая достаточно часто развивается уже при стаже 5лет. На развитие заболевания в этих профессиональных группах усугубляющее влияние оказывают выраженные физические нагрузки и охлаждение.

Развитие профессиональной тугоухости возможно даже у работающих в условиях труда класса 3.1. Первые признаки неблагоприятного воздействия шума на орган слуха могут появиться у работающих в условиях воздействия шума, превышающего ПДУ, уже через 4-5 лет работы.

Наибольший риск развития профессиональной тугоухости имеют машинисты тепловозов и электровозов со стажем работы в профессии более 14 лет, с наибольшим риском в классе условий труда 3.1. – 3.3.

Среди обрубщиков максимальное число случаев профессиональной тугоухости развивается при стаже 10-14 лет, среди лиц, работающих в условиях труда классов 3.1. и 3.2., с наибольшей частотой - в классе 3.2.

Наименьший стаж развития профессиональной тугоухости наблюдается среди кузнецов, работающих в условиях труда класса 3.2., при стаже 5-9 лет.

Слесари-ремонтники наиболее часто заболевают профессиональной тугоухостью при стаже работы в профессии от 10 до 14 лет, в классе условий труда 3.1. и 3.2.

Полученные данные не вполне согласуются с методическими основами действующих в настоящее время гигиенических критериев оценки условий труда по показателям вредности и опасности с учетом тяжести и напряженности трудового процесса и являются серьёзным основанием для их дальнейшей апробации и совершенствования.

Причинами неустранимости вредного производственного фактора в настоящее время на предприятиях и в организациях железнодорожного транспорта являются:

- невозможность на современном уровне технического развития отрасли обеспечить на всех рабочих местах соблюдение гигиенических нормативов в полном объеме;

- расположение технологического оборудования, подлежащего осмотру и ремонту в местах, неудобных для обслуживания, а также расположение рабочих мест в технических (нерабочих) помещениях зданий, размещение оборудования в которых предусмотрено стандартами на проектирование;

- специфика технологического процесса работы железнодорожного транспорта и организация труда, связанные с обеспечением постоянного круглосуточного движения поездов и его безопасности.

Современный уровень технического развития отрасли определяет конструктивные особенности применяемых на железнодорожном транспорте машин и оборудования

Некоторые машины и производственное оборудование (Технические условия на изготовление и применение их утверждены в установленном порядке МПС России и ОАО «РЖД») при эксплуатации и ремонте являются источниками вредных производственных факторов. Конструктивная особенность их не позволяет в настоящее время обеспечить на рабочих местах допустимые уровни этих вредных факторов. Альтернативы применяемым машинам и оборудованию, отвечающим всем санитарно-гигиеническим требованиям в отечественной промышленности не существует. К таким видам машин и оборудования относятся определенные серии локомотивов, целый ряд путевых машин, рефрижераторные секции, электрошпалоподбойки, которые являются источниками шума и вибрации с уровнями на рабочих местах выше допустимых.

Повышенные уровни шума на рабочих местах создаются также при управлении стационарными и передвижными установками с дизельными двигателями, при работе отдельных типов производственного оборудования, выпускаемого промышленностью и применяемого на железнодорожном транспорте, например, циркулярные пилы, станки по заточке колесных пар, молоты, прессы.

Конструкция некоторых машин не отвечает эргономическим требованиям по обеспечению удобства их технического осмотра и ремонта, так как оснастка (электропроводка, узлы, агрегаты) расположена в труднодоступной при ремонте зоне, и рабочий вынужден находиться в неудобной позе, неустранимой при принятом технологическом процессе ремонта. Так при техническом осмотре и ремонте оборудования высоковольтной камеры локомотива, дизельного помещения рефрижераторной секции, ходовых частей локомотива, вагона рабочий находится в неудобной фиксированной или вынужденной позе (на коленях, корточках), работа в которой относится к 3 классу условий труда по тяжести трудового процесса.

Производственное оборудование (технические средства) расположено на уровне головки рельса железнодорожного пути или на устройствах контактной сети и его в принципе невозможно расположить в зоне, отвечающей эргономическим требованиям, предъявляемым к рабочим местам и обеспечить нормальные условия труда по всем показателям тяжести и напряженности трудового процесса.

Так, обслуживание напольных устройств (вагонных замедлителей на сортировочных горках, устройств СЦБ на железнодорожном пути), верховые работы при ремонте и обслуживании устройств контактной сети, высоковольтных линий электропередачи, питающих устройств СЦБ, осветительных устройств на промежуточных мачтах, тросовых подвесках и жестких поперечинах в станционных парках характеризуются наличием на рабочих местах неустранимых вредных производственных факторов по одному или нескольким показателям тяжести и напряженности трудового процесса, в зависимости от вида работы (рабочая поза, наклоны корпуса, статическая нагрузка, физическая динамическая нагрузка, масса поднимаемого груза, эмоциональная нагрузка).

Существующий технологический процесс работы на предприятиях железнодорожного транспорта, форма организации и характер труда, связанные с обеспечением круглосуточного безопасного движения поездов, установленные соответствующими инструкциями, нормами и правилами, определяют неустранимость в настоящее время некоторых показателей факторов среды и трудового процесса, характеризующих условия труда, как вредные.


 

29. Анализ травматизма и профессиональных заболеваний и их профилактика

Анализ производственного травматизма и профессиональных заболеваний позволяет выявить причины и определить закономерности их возникновения. На основе такой информации разрабатываются мероприятия и средства по профилактике производственного травматизма и профессиональных заболеваний Для анализа производственного травматизма применяют много разнообразных методов, которые условно можно разделить на две основные группы: вероятностно-статистических и детерминистические зависимости от того, на чем они базируются: на определенной статистической обработке несчастных случаев, которые уже произошли (вероятностно-статистические методы), или на анализе закономерных потоков между условиями труда и несчастными случаями, которые не только произошли, но и могли произойти (детерминистические методы).

Вероятностно-статистические методы позволяют выявить зависимость между факторами системы труда и травматизмом на основе изучения несчастных случаев, которые уже произошли.

Статистический метод базируется на изучении травматизма по документам и отчетам, актами формы Н-1, журналами регистрации и т.п. Этот метод позволяет определить динамику травматизма и его тяжесть на отдельных участках производства, в цехах, предприятии в целом, провести сравнительный анализ с другими предприятиями отрасли, выявить закономерности его роста или снижения.

При групповом методе данные о травматизме группируют по однородным признакам: по профессиям, характером работы, стажем и возрастом работников, характером полученных травм, источниками травмирования, дням недели я и часами изменения, когда произошло травмирование, да и.

Топографический метод основывается на том, что на плане-схеме цеха (предприятия) отмечают места, где произошли несчастные случаи

Детерминистические методы позволяют выявить объективный, закономерный связь условий труда и причинной обусловленности случаев травматизма

Монографический метод заключается в детальном обследовании всего комплекса условий труда, технологического процесса, оборудования рабочего места, приемам труда, санитарно-гигиенических условий, средств коллективной и индивидуального защиту.

Метод моделирования причинных связей применяется при анализе случаев травматизма, которые были вызваны действием нескольких факторов Модель причинных связей строится от момента травмирования к событиям, как и ему предшествовали, устанавливается логическая связь между явлениями.

Экономический метод заключается в изучении и анализе потерь, вызванных производственным травматизмом Этот метод не позволяет выявить причины травматизма, поэтому только дополняет другие методы

Метод анкетирования - разработка анкеты для рабочих. На основании анкетных данных (ответов на вопросы) разрабатывают профилактические мероприятия по предупреждению несчастных случаев Этим методом устанавливаю ют, главным образом, причины психофизиологического характеру.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 264; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.179.119 (0.048 с.)