Практическое занятие 13 . Руководство и лидерство. Личностные особенности руководителя 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практическое занятие 13 . Руководство и лидерство. Личностные особенности руководителя



План занятия

1. Понятия руководства и лидерства. Теории лидерства.

2. Стили лидерства (руководства) и их эффективность.

3. Власть и её виды. Авторитет руководителя и его составляющие.

4. Составляющие личности эффективного руководителя.

5. Индивидуальная управленческая концепция. Эффективность руководства и её критерии.

 

Темы сообщений

1. Психологические рекомендации начинающему руководителю.

2. Сравнительная характеристика эффективного и неэффективного руководителя.

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов

 

1. Личность зависит от группы. Существует ли обратная зависимость?

2. Как соотнести руководство и лидерство в коллективе?

3. Определите зависимость развития группы от авторитета руководителя и стиля руководства.

4. Сравните между собой понятия «лидер», «вожак», «вождь» и «руководитель». С каким из данных понятий вы соотнесли бы перечисленных исторических персонажей и литературных героев: Пётр I, Юлий Цезарь, Наполеон, М.И. Кутузов, В.И. Ленин, К.С. Станиславский, Иисус Христос, Жанна Д'Арк, Остап Бендер, И.В. Сталин?

5. Напишите эссе на тему: «Я как будущий руководитель»

 

Рекомендуемая литература

1. Гоулман, Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта./ Д. Гоулман, Р. Бояцис, Э. Макки; пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. – 301 с.

2. Диагностика управленческих способностей (сборник тестов и диагностических методик для руководителей): Учеб.-метод. пособие / Авт.-сост. Н.В. Романчик. – Мн.: РИВШ, 2004. – 206 с.

3. Иосефович, Н. Ты – босс! Как стать толковым руководителем / Н. Иосефович; пер. с англ. – М.: Вече, Персей, Аст, 1995. – 384 с.

4. Кабаченко, Т.С. Психология управления: В двух частях / Т.С. Кабаченко. – М.: Рос. пед. о-во, 1997. – 324 с.

5. Кашапов, P.P. Курс практической психологии, или как научиться работать и добиваться успеха: Учеб. пособие для высшего управленческого персонала./ Р.Р. Кашапов. – Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1996. – 448 с.

6. Кетс де Врис, М. Мистика лидерства. Развитие эмоционального интеллекта./ М. Кетс де Врис; пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. –311 с.

7. Ксенчук, Е.В. Технология успеха./ Е.В. Ксенчук, М.К. Киянова. – М.: Дело ЛТД, 1993. – 192 с.

8. Кричевский, Р.Л. Если вы – руководитель… Элементы психологии менеджмента в повседневной работе./ Р.Л. Кричевский. – М.: Дело, 1996. – 384 с.

9. Мещерякова, Е.В. Психология управления./ Е.В. Мещерякова. – Мн.: Выш. шк., 2005. – 239 с.

10. Психология управления: Курс лекций /Л.К. Аверченко [и др.]; oтв. ред. М.В. Удальцова. – Новосибирск: Изд-во НГАЭиУ; М.: ИНФРА-М, 1997. – 150 с.

11. Розанова, В.А. Психология управления: Учеб. пособие / В.А. Розанова. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1999. – 352 с.

12. Самыгин, С.И. Психология управления: Учеб. пособие / С.И. Самыгин, Л.Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – 512 с.

13. Шуванов, В.И. Социальная психология менеджмента./ В.И. Шуванов. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1997. – 256 с.

 

Практическое занятие 14. Межличностные отношения и общение. Коммуникативная сторона общения

План занятия

1. Понятие межличностных отношений. Общение, его виды и структура

2. Общение как коммуникативный процесс.

3. Коммуникативные барьеры и способы их преодоления.

4. Особенности вербальной и невербальной коммуникации

 

 

Темы сообщений

1. Язык жестов в деловом и межличностном общении

2. Приёмы «убеждающей коммуникации»

Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов

 

1. Сопоставьте понятия «общение», «коммуникация», «взаимодействие».

2. Какие слова-паразиты наиболее часто используются вашими знакомыми? Каким образом их употребление характеризует личность человека?

3. Предложите рекомендации по преодолению коммуникативных барьеров.

4. Какие ещё системы, кроме перечисленных в лекции, могут быть отнесены к области невербальной коммуникации? Насколько они информативны?

5. Понаблюдайте за жестикуляцией человека во время выступления (преподавателя во время чтения им лекции, студента во время выступления с докладом). Отметьте характерные жесты. Каково их значение? (См. книги А.Пиза, Дж. Фаста, А.Ю. Панасюка и др.)

6. Как с учётом схемы Ласуэлла сделать более убедительной вербальную часть выступления?

 

 

Рекомендуемая литература

1. Андреева, Г.М. Социальная психология: Учеб. для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. – М.: Аспект-Пресс, 1997. – С.84-100.

2.Андриенко, Е.В. Социальная психология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по спец. "Социальная педагогика", "Педагогика и психология", "Социальная психология", "Педагогика" / Е. В. Андриенко. - 2-е изд., доп. - М.: Академия, 2003. – С.179-202, 234-250.

3.Аронсон, Э. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме / Э.Аронсон, Т.Уилсон, Р. Эйкерт. – СПб: ПРАЙМ – ЕВРОЗНАК, 2002. –560 с.

4.Аронсон, Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию/ Э.Аронсон. – М.: АСПЕКТ-Пресс, 1998. –517 с.

5.Браим, И.Н. Культура делового общения: Учеб. / И.Н. Браим. – Мн.: Экоперспектива, 2000. – 174 с.

6.Войт, О.В. Секретная психология / О.В. Войт, Ю.С. Смирнова. – Мн.: Соврем. шк., 2006. – 544 с.

7.Крысько, В.Г.Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. Г. Крысько.. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 448 с.

8.Курбатов, В.И. Искусство управлять общением / В.И. Курбатов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – 350 с.

9.Курбатов, В.И. Стратегия делового успеха: учеб. пособие для студентов вузов/ В.И. Курбатов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. – 416 с.

10. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс; пер. с англ. – СПб.: Питер, 1997. – 684 с.

11. Мишаткина, Т.В. Культура делового общения / Т.В. Мишаткина, Г.В. Бороздина. – Мн.: Изд-во Союз НПК РБ, 1997. – 283 с.

12. Панасюк, А.Ю. А что у него в подсознании (12 уроков по психотехнологии проникновения в подсознание собеседника) / А.Ю. Панасюк. – М.: Дело, 1996. – 272 с.

13. Парыгин, Б.Д. Социальная психология: Учеб.пособие / Б.Д. Парыгин. –СПб: СПбГУП, 2003. – 616 с.

14. Пиз, А. Язык жестов/А. Пиз. – Нижний Новгород: Ай Кью, 1992. – 263 с.

15. Практикум по социальной психологии / Под ред. И.С. Клециной. – СПб: Питер, 2008. – 258 с.

16. Пронников, В.А. Язык мимики и жестов / В.А. Пронников, И.Д. Ладанов. – М., 1998. – 212 с.

17. Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности (пособие для специалистов, работающих с персоналом)/А.А. Деркач [и др.]; под науч. ред. А.А. Деркача. – М.: Изд. дом «Красная площадь», 1996. – 400 с.

18. Фомин, Ю.А. Психология делового общения / Ю.А. Фомин. – Мн.: Амалфея, 2000. – 384 с.

19. Шейнов, В.П. Психология и этика делового контакта / В.П. Шейнов. – Мн.: Амалфея, 1996. – 384 с.

20. Шибутани, Т. Социальная психология / Т. Шибутани. – Ростов н/Д., 1999. – 544с.

21. Шейнов, В.П. Социально-психологические основы менеджмента: Учеб. пособие / В.П. Шейнов. – Мн.: РИВШ БГУ, 2001. – 159 с.

Практическое занятие 15. Интерактивная и перцептивная стороны общения

План занятия

1. Понятие интерактивной стороны общения. Типы и стили взаимодействия

2. Перцептивная сторона общения. Механизмы восприятия

3. Каузальная атрибуция. Эффекты восприятия.

4. Аттракция и самопрезентация.

 

Темы сообщений

1. Ритуальный стиль общения.

2. Манипулятивный стиль общения

3. Представления о взаимодействии в рамках транзактного анализа Э.Бёрна.

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов

1. Определите, за счёт чего удалось осуществить манипуляцию участникам общения в приведённых ниже примерах.

а) Студент во время экзамена начинает отвечать по билету и вдруг, прервав самого себя, обращается к преподавателю: «Иван Иванович, знаете, это место всегда было для меня волнующей загадкой. Почему получается так, что…» – и тут он ставит перед преподавателем вопрос, на который должен был ответить сам…

б) Руководитель – женщина средних лет – ласково обращается к молодому специалисту – девушке, побуждает ту искренне поделиться своими трудностями и сомнениями. Она благосклонно слушает её исповедь и вдруг обрывает: «Какие глупости вы несёте – уши вянут!». Ради этой фразы и был затеян весь разговор. Обычно его затевают в присутствии третьих лиц, на глазах у публики. Собеседница, как правило, обескуражена. Теперь, пытаясь нанести ответный «укол», она будет выглядеть смешной и беспомощной.

2. Какой механизм восприятия человека человеком отражён в высказывании М.И.У. Бичер: «Мы не то, что думаем о себе сами… Мы даже не то, что другие думают о нас… Мы то, как мы думаем, что другие думают о нас…»

3. Какими из перечисленных правил вы стали бы руководствоваться в общении и почему?

· Основа отношения собеседника к нам закладывается в первые 15 секунд общения с ним.

· Если вам сделали комплимент, необходимо тут же его вернуть.

· Для того чтобы люди захотели с вами общаться, вы сами должны этого хотеть и собеседники должны это видеть.

· Говорите с другим человеком о себе, и он будет слушать вас часами.

· Улыбка ничего не стоит, но она много даёт. Она обогащает тех, кто её получает, не обедняя при этом того, кто ею одаривает. Никто не богат настолько, чтобы обойтись без неё, и нет такого бедняка, который не стал бы от неё богаче. Она длится мгновение, а в памяти остаётся порой навсегда.

· В разговоре как можно реже нужно упоминать имя собеседника.

· В разговоре надо стремиться как можно более искренне внушать собеседнику сознание его значительности.

· Указывайте на ошибки других прямо, а не косвенно.

· В общении главное правило: делать подарки ребёнку и не дразнить родителя своего собеседника.

· Главное в общении – больше говорить, не допуская в разговоре пауз.

4. Какие механизмы и эффекты межличностного восприятия обнаруживаются в следующих примерах.

а) Многие абитуриенты представляют студента как весёлого, жизнерадостного человека, жизнь которого насыщена культурно-просветительными и развлекательными мероприятиями.

б) Ослеплённый любовью к своей жене, М.М. Фокин видел в ней классическую балерину первого ранга, тогда как фактически она могла претендовать на положение оригинальной полухарактерной солистки, главным образом, в балетах мужа.

 

Рекомендуемая литература

1. Андреева, Г.М. Социальная психология: Учеб. для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. – М.: Аспект-Пресс, 1997. – С.100-136.

2. Андриенко, Е.В. Социальная психология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по спец. "Социальная педагогика", "Педагогика и психология", "Социальная психология", "Педагогика" / Е. В. Андриенко. - 2-е изд., доп. - М.: Академия, 2003. – С.203-233.

3. Годфруа, Ж. Что такое психология / Ж. Годфруа. – Т.1. – М, 1992. – С. 71-124.

4. Доценко, Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита / Е.Л. Доценко. – М.: ЧеРо, 1997. – 344 с.

5. Крысько, В.Г.Социальная психология: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. Г. Крысько.. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 448 с.

6. Курбатов, В.И. Искусство управлять общением / В.И. Курбатов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – 350 с.

7. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс; пер. с англ. – СПб.: Питер, 1997. – 684 с.

8. Парыгин, Б.Д. Социальная психология: Учеб.пособие / Б.Д. Парыгин. –СПб: СПбГУП, 2003. – 616 с.

9. Практикум по социальной психологии: под ред. И.С. Клециной. – СПб: Питер, 2008. –256 с.

10. Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности (пособие для специалистов, работающих с персоналом)/А.А. Деркач [и др.]; под науч. ред. А.А. Деркача. – М.: Изд. дом «Красная площадь», 1996. – 400 с.

11. Чалдини, Р. Психология влияния / Р. Чалдини; пер. с англ. – СПб.: Питер, 1999. – 272 с.

12. Шейнов, В.П. Как управлять другими. Как управлять собой (Искусство менеджера) / В.П. Шейнов. – Мн.: Амалфея, 1996. – 427 с.

13. Шейнов, В.П. Скрытое управление человеком (Психология манипулирования) / В.П. Шейнов. – Мн.: Харвест, 2003. – 848 с.

14. Шостром, Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор / Э. Шостром; пер. с англ. – Мн.: ТПЦ «Полифакт», 1992. – 128 с.

15. Янчук, В.А. Введение в современную социальную психологию: учеб.пособие для вузов. – Минск: АСАР, 2005. – С.399-445.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 834; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.38.125 (0.022 с.)