Понятие и классификация прав и свобод человека и гражданина. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и классификация прав и свобод человека и гражданина.



Права гражданина – это охраняемая законом мера возможного поведения, направленная на удовлетворение интересов человека.

Международными правовыми доку­ментами, закрепившими общепризнанные стандарты прав и свобод личности являются: Всеобщая декларация прав человека (1848 г.) и Международные пакты 1966 г.

Различаются права личности:

- врожденные (право на жизнь, свободу, безопасность);

- установленные государством (право быть гражданином)

Четыре поколения прав личности:

- права личности первого поколения представляют собой традици­онные либеральные ценности, которые были сформулированы в ходе буржуазных революций, а затем закреплены законодательством де­мократических стран (свобода слова, совести и религии; равенство перед законом; право на жизнь, свободу и безопасность; право каждого гражданина на участие в го­сударственных делах; свобода от произвольного задержания, ареста либо изгнания из страны, а также право на беспристрастный суд);

- права личности второго поколения сформировались в процессе борьбы населения за улучшение своею социально-экономическо­го положения и представляют собой выражение социальных при­тязаний граждан (право на труд и свободный выбор работы; право на социальное обеспечение и отдых; право на защиту ма­теринства и детства; право на образование и на участие в культурной жизни общества);

- третье поколение прав стало формироваться после второй ми­ровой войны (право на мир; на здоровую окружающую среду; на социальное и экономи­ческое развитие; право на информацию и т. п.);

- четвертое поколение прав будет определяться проблемами XXI века, когда речь пойдет уже о выживании человечества как биологического вида, о сохранении цивилизации, о дальнейшей, космической социализации человечества. На защиту этих прав нацелены международно-правовые процессуальные институты, международное гуманитарное право.

Различаются права индивидуальные и коллектив­ные:

- право индивида по своей природе является естественным пра­вом, присущим ему от рождения и составляющим неотъемлемую ценность личности;

- коллективное право по своей природе — производное право, вы­ражающее интересы и цели коллективного образований. В связи с этим коллективное право не может игнорировать права индивида, противоречить им либо подавлять. Права коллектива, идущие враз­рез с правами индивида, не соответствуют праву в подлинном смысле слова и должны быть пересмотрены, будь то национальные, расовые или иные права. Осуществление коллективных прав нации, этноса или расы не должно вступать в противоречие с правами человека.

Свобода личности - выражает возможность каждому вести себя в отношениях с другими личностями так, как это полезно, необходимо, но при этом не нарушая свободы других личностей. Государство, его органы не должны ограничивать произвольно свободу личности, установленную и закрепленную правом.

Основные принципы прав и свобод человека и гражданина:

1. понятие и содержание прав и свобод человека и гражданина взаимно дополняют друг друга.Право на информацию, которое получает закрепление в Конституции как право каждого свободно производить, искать, получать, передавать, распространять информацию, является также основным правом и условием любой жизнедеятельности человека, предпосылкой осуществления любых других прав и свобод;

2. недопустимость использования прав, свобод и законных интересов таким образом, чтобы при этом нарушались права и свободы других лиц: предел их использования – свобода личности другого;

3. права и свободы в совокупности составляют динамично развивающуюся систему, предполагающую признание приоритета прав и свобод человека над всеми другими правами – правами нации, народа, государств;

4. равноправие личности независимоотрасы, национальности, пола, религии, местожительства. Сочетание прав, обязанностей и ответственности;

5. всеобщий, международный характер прав человека, а также соединение в этой сфере национального законодательства и общепризнанных принципов и норм международного права.

 

 

48. Право в системе социальных норм

Понятие системы нормативного регулирования

Система нормативного регулирования представ­ляет собой совокупность норм, упорядочивающих поведение лю­дей, действия социальных групп, коллективов, организаций в различных сферах жизнедеятельности.

Основной элемент системы нормативного регулирования – социальная норма. Социальная норма - это правило социально значимого поведения членов общества.

Социальные нормы делятся на социально-технические нормы и просто социальные нормы. Социально-технические нормы вытекают из всевозможных правил эксплуатации технических средств, санаторно-гигиенических, агрономических и других подобных правил. К собственно социальным нормам относят право (нормы права), мораль (нормы морали) или нравственность (нормы нравственности), корпоративные нормы (нор­мы общественных организаций), религиозные нормы, неправовые обычаи, традиции, ритуалы.

Нормативная система в обществе – это действительно целостная система, так как, кроме определенных элементов, составляющих ее, она еще имеет четкие связи между своими элементами, а эти связи, в свою очередь, имеют соответствующие характеристики.

В систему нормативного регулирования общественных отношений входят:

обычаи — это правила поведения, сложившиеся под воздей­ствием обстоятельств и выполняемые в силу привычки;

традиции — это исторически сложившиеся правила пове­дения, выполняемые под воздействием общественного мнения;

нормы морали — правила поведения, сложившиеся в об­ществе в соответствии с общепринятыми представлениями о до­бре и зле, выполняемые в силу внутреннего убеждения;

религиозные нормы — это правила поведения, сложив­шиеся в соответствии с духовными потребностями человека, вы­полняемые в силу внутреннего убеждения;

корпоративные нормы — это правила поведения, ус­тановленные общественными организациями для своих членов, охраняемые от нарушений уставными мерами;

технические нормы – правила, определяющие взаимодействие человека с техникой и силами природы.

Классификации социальных норм:

1. По источнику возникновения - обычаи (традиции), нормы морали, религиозные нормы, корпоративные и юридиче­ские.

2. По сфере урегулирования общественных отношений - политические, организационные эстетические и правовые нормы.

3. По способу выражения - письменные и устные социальные нормы.

Отличительные черты правовых норм, как особого регулятора общественных отношений:

1) нормативность, т. е. выраженность в определенных нормах, пра­вилах, распределяющихся на определенное количество лиц и неопределенное количество случаев. Признаком нормативности обладают и все остальные специальные нормы;

2) общеобязательность, т. е. распространение действия норм права на всех членов общества. Этим же признаком, кроме права, об­ладают мораль и неправовые обычаи, традиции, ритуалы;

3) преимущественная выраженность норм права в определенных письменных источниках (кроме некоторых правовых обычаев). Таким же признаком среди других социальных норм обладают корпоративные нормы;

4) возможность применения мер принуждения со стороны госу­дарства в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения правил, принципов, норм права. Таким признаком не обла­дают никакие иные социальные нормы.

 

49. Соотношение государства и права.

 

В современной литературе указываются три модели (подхода) взаимоотношений государства и права:

  • тоталитарная (государство выше права и им не связано);
  • либеральная (право выше государства);
  • прагматическая (государство поддерживает и усиливает мощь права, но связано им).

Тоталитарный подход

Тоталитарная модель предполагает, что право — продукт государственной деятельности, следствие государства. В отечественной юридической литературе еще недавно считалось, что право находится в подчиненном отношении к государству. Фактическим условием для данного этатистского подхода служила наша политическая практика видеть в правенекий придаток государства. Теоретической предпосылкой этому являлось формально-догматическое отношение к понятию права как совокупности норм, издаваемых государством. Однако для современной России данный подход уже не подходит.

Либеральный подход

Либеральный подход к соотношению государства и права утвердился в русле представлений, выводивших понятие государства из общественного договора, ограничения государства правом, что, как считалось, вытекало из нерушимости естественного закона и неотчуждаемости основанных на нем субъективных публичных прав индивида. С позиций данного подхода праву принадлежит безусловный приоритет в сравнении с государством. Такой либеральный подход имеет определенные преимущества. Он является философской платформой для утверждения в политической практике идеи господства права. Но данная идея выражает скорее желаемое, чем действительное.

Прагматический подход

Прагматический подход к рассматриваемой проблеме позволяет в определенной мере интегрировать этатистские и либеральные взгляды и в то же время избежать крайностей в оценке связи права и государства. Согласно этому подходу связь между правом и государством не имеет столь однозначного причинно-следственного характера (государство порождает право, или наоборот). Связь видится более сложной, имеющей характер двусторонней зависимости: право и государство друг без друга не могут существовать, а значит, между ними имеется функциональная связь.

Рассматриваемый подход позволяет выявить глубинные связи между нравом и государством, избежать односторонности, понять, ч то дает право государству, выяснить истинную роль государства в обеспечении права. Он в настоящее время преобладает в нашей юридической науке. Кроме того, анализ такого рода зависимостей имеет принципиально важное значение для всей российской общественной практики.

 

50. Институт президентства в современном мире.

 

Институт президентства

 

Президент (лат. praesidens — букв, сидящий впереди, во главе) — глава государства, занимает высшее место в иерархии государственных органов, обеспечивает стабильность и преемственность механизма государственной власти, осуществляет верховное представительство страны на международной арене.

Политическая необходимость поста главы государства вытекает прежде всего -из потребности обеспечить устойчивость сложной системы управления государственными делами.

Президент РФ как глава государства занимает особое место в системе органов государственной власти. По Конституции он прямо не относится ни к одной из ветвей власти, обеспечивая их согласованное функционирование.

Конституционно-правовой статус Президента РФ складывается из совокупности конституционных норм, закрепляющих его положение в системе органов государственной власти:

— правовые нормы, определяющие порядок выборов и вступления в должность Президента РФ;

— правовые нормы, устанавливающие компетенцию Президента РФ;

— правовые нормы, регулирующие порядок прекращения полномочий Президента РФ.

Полномочия Президента РФ — это совокупность предоставленных Президенту РФ прав и обязанностей, которые необходимы ему для выполнения возложенных функций.

Основные функции Президента РФ:

— Является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

— В установленном Конституцией РФ порядке принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности.

— Обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

— В соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

— Представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Полномочия Президента РФ:

1) Правовой статус личности - предоставляет гражданство РФ и политическое убежище в России иностранным гражданам, лицам без гражданства. Обладает правом помилования осужденных за уголовные преступления. Награждает государственными наградами РФ, присваивает почетные звания, высшие военные и высшие специальные звания.

2) Федеративное устройство государства - назначает и освобождает полномочных представителей Президента в федеральных округах. Приостанавливает действие органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина. Использует согласительные процедуры в случае возникновения споров между органами государственной власти Федерации и её субъектов, либо между самими субъектами РФ. Назначает и освобождает от должности глав администрации субъектов РФ.

3) Отношения с парламентом - назначает выборы в Государственную Думу. Обладает правом законодательной инициативы. Вносит поправки в обсуждаемые законопроекты. Имеет право вето. Обращается к Федеральному Собранию РФ с ежегодными посланиями об основных направлениях внутренней и внешней политики. Распускает Государственную Думу в установленном законом порядке.

4) Отношения с органами исполнительной власти - назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ. Определяет структуру Правительства. Назначает и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров. Принимает решение об отставке Правительства РФ. Отменяет постановления и распоряжения Правительства РФ, противоречащие Конституции и федеральным законам.

5) Отношения с органами судебной власти - выдвигает кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов РФ. Назначает на должности всех судей федеральных судов. Предлагает Совету Федерации кандидатуру на должность Генерального прокурора РФ и вносит предложение об освобождении его от должности.

6) Оборона и безопасность страны - является Верховным главнокомандующим Вооруженными силами России. Утверждает военную доктрину. Назначает и освобождает от должности высшее командование Вооруженных сил РФ. Вводит в случае необходимости и в порядке, определенным Конституцией, на территории РФ или отдельных ее местностей военное или чрезвычайное положение.

7) Внешняя политика - ведет переговоры и подписывает международные договоры. Назначает и отзывает послов и других дипломатических представителей в иностранных государствах и международных организациях.

Президент РФ избирается в соответствии с Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации». Конституция РФ устанавливает ряд требований (цензов), которым должен отвечать кандидат на пост Президента РФ: гражданство РФ; постоянное проживание в РФ не менее 10 лет; возрастной ценз — не менее 35 лет.

Кандидат на должность Президента РФ может быть выдвинут избирателями или избирательными объединениями (блоками), т.е. политическими партиями, объединениями, зарегистрированными соответствующим образом.

Избиратели выдвигают кандидата на должность Президента РФ инициативной группой (не менее 100 человек), зарегистрированной в соответствующей избирательной комиссии.

Избирательное объединение выдвигает кандидата на должность Президента РФ тайным голосованием на съезде (конференции).

Избирательный блок выдвигает кандидата на должность Президента РФ на съезде (конференции) каждой из входящих в блок организаций.

Можно выдвинуть только одного кандидата.

После выдвижения кандидата в поддержку для его регистрации происходит сбор подписей избирателей. Кандидат на выборах Президента РФ должен собрать 1 млн подписей (при досрочных выборах — половину). Число подписей от одного субъекта РФ не должно превышать 70 тыс.

Кандидат на должность Президента РФ обязан представить в Центральную избирательную комиссию сведения о своем имуществе и доходах, а также аналогичные данные о членах семьи за два года, предшествующих выборам.

Избранным Президентом РФ признается кандидат, получивший абсолютное большинство, т. е. более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Если ни один из кандидатов не получит по меньшей мере 50% + 1 голос, назначается повторное голосование по двум кандидатам, набравшим большинство голосов. В случае повторного голосования избранным считается кандидат, получивший относительное большинство по сравнению с другим кандидатом.

Полномочия Президента РФ заканчиваются с истечением срока (6 лет), на который он был избран, в момент принятия присяги вновь избранным Президентом РФ. Полномочия Президента РФ могут быть прекращены досрочно в случае добровольной отставки; по не зависящим от воли Президента РФ причинам — в случае стойкой неспособности Президента РФ по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия; в случае принятия Советом Федерации решения об отрешении Президента РФ от должности на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Важной гарантией демократического порядка замещения поста Президента РФ является установление в Конституции РФ правила: одно и то же лицо не может занимать данную должность более двух сроков подряд.

 

51. Плюрализм взглядов на происхождение права.

Теории происхождения права



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 375; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.123 (0.036 с.)