Учебной (педагогической) практики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учебной (педагогической) практики



ПРОГРАММА

Учебной (педагогической) практики

 

Для специальностей

1-01 01 02 Дошкольное образование.

дополнительная специальность

1-01 01 02-06 Дошкольное образование. Практическая психология.

дополнительная специальность

1-01 01 02-06 Дошкольное образование. Иностранный язык (английский)

 

Факультет педагогический

Кафедра дошкольного образования

 

 

Курс III

Семестр V

 

 

Форма получения

высшего образования — дневная

 

Составители: Н.А.Королева, старший преподаватель кафедры,

Н.Г.Кузьменкова, преподаватель кафедры.

 

Программа составлена на основе учебного издания Методическая практика: Программа и рекомендации / Сост. Н.В. Литвина, Р.М. Миронова, Г.Г. Уранова.- Мн.: БГПУ им. М. Танка, 1999.

 

 

Рассмотрена и рекомендована к утверждению кафедрой дошкольного образования педагогического факультета БарГУ

Протокол № 10 от 12 мая 2010г.

 

 

Заведующий кафедрой

Н.Г.Дубешко

 

Одобрена и рекомендована к утверждению Научно-методическим советом учреждения образования «Барановичский государственный университет»

 

 

Протокол № ___ от «_____»___________ 2010г.

 

Председатель

Г.Я.Житкевич

 

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Учебная практика является вторым этапом практической профессиональной подготовки будущего специалиста дошкольного образования. Она способствует выявлению и формированию профессиональных интересов студентов, приобретению опыта педагогической деятельности, обеспечивает единство теоретической и практической подготовки.

По учебному плану учебная (педагогическая) практика проводится на 3 курсе дневного отделения в 5 семестре в группах детей от 3 до 6 лет. Продолжительность практики — 3 недели.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ

Цель практики: формирование у студентов целостного представления о воспитательно-образовательном комплексе современного дошкольного учреждения, овладение специфическими методами и приемами организации образовательной и воспитательной работы с детьми дошкольного возраста.

Задачи практики:

- изучение специфики труда воспитателя: функции и профессиональные обязанности воспитателя в группах дошкольного возраста;

- формирование умений наблюдения, анализа и оценки воспитательно-образовательного процесса в детском саду, его соответствия программным требованиям;

- формирование профессионального интереса к педагогической деятельности воспитателя детского сада и системы профессиональных умений и навыков, необходимых воспитателю для выполнения функций в конкретной возрастной группе: гностических, проективных и конструктивных, организаторских, коммуникативных, специальных;

- развитие у студентов способности выбирать педагогические технологии, соответствующие задачам воспитания детей на данной возрастной ступени и индивидуальным особенностям конкретного ребенка-дошкольника.

В процессе учебной (педагогической) практики студенты овладевают следующими профессиональными умениями:

─ анализировать опыт других и свою педагогическую деятельность;

─ целесообразно отбирать методы, приемы и материал для работы с детьми;

─ организовывать коллективную, групповую, индивидуальную деятельность детей;

─ устанавливать контакт с детьми и коллегами;

─ создавать в процессе общения атмосферу доброжелательности и сотрудничества;

─ использовать в общении с детьми прямые (инструкции, разъяснения) и косвенные (игровые) методы и приемы.

ОРГАНИЗАЦИЯ, РУКОВОДСТВО И ПРОВЕДЕНИЕ ПРАКТИКИ

 

Перед выходом на практику проводится установочная конференция, на которой зачитывается приказ ректора о распределении студентов по базам практики. На конференции студент получает необходимые разъяснения и указания руководителя практики по выполнению заданий, оформлению отчетной документации, критериям оценки практики.

Рабочий день практиканта составляет 6 часов. Время прихода студента в дошкольное учреждение зависит от специфики выполнения задания.

Студенту, отстраненному от практики или работа которого признана неудовлетворительной, назначается повторное ее прохождение.

 

Подготовка студентов к практике и их обязанности

Студенты должны и обязаны:

─ пройти медицинский осмотр и оформить санитарные книжки до инструктажа по прохождению практики;

─ присутствовать на конференции по организации и проведению практики. При себе иметь программу практики, санитарные книжки с допуском к практике.

В соответствии с содержанием программы практики студенты-практиканты ведут дневник, в котором фиксируют итоги выполнения заданий, анализируют работу воспитателя и свою собственную.

Обязанности руководителя практики:

1. Осуществлять руководство работой студента-практиканта.

2. Совместно с администрацией дошкольного учреждения провести инструктаж по охране жизни и здоровья детей в дошкольных учреждениях.

3. Организовать наблюдение студентов и проводить анализ педагогического процесса, направлять работу студентов в период практики.

4. Оказывать консультативную помощь студентам в подготовке к выполнению заданий практики, оценивать работу студентов.

5. Подвести итоги практики: проверить и проанализировать документацию студентов.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

Содержание практики предусматривает знакомство с дошкольным учреждением, ознакомление с работой воспитателя и его помощника, самостоятельное проведение режимных процессов студентом в первой и второй половине дня, занятий, творческих игр и развлечений с дошкольниками.

Учебно-методическая карта прохождения
учебной (педагогической) практики

 

Дни Тематика Содержание заданий Управляемая сам-я работа студентов Формы контроля
1-ый день Проблемы современного ДУ и организация работы в нем. Знакомство с дошкольным учреждением, беседа с заведующей или методистом: ведомственная принадлежность ДУ, количество детей и групп, оборудование и укомплектованность сотрудниками, педагогический состав, его образование и творческие возможности. Распределение по группам, деление на подгруппы. Знакомство с воспитателями, детьми, режимом дня. Изучить программу воспитания и обучения в ДУ (своей возрастной группы) Записи в дневниках о полученной информации. Материал в папку-копилку: краткая характеристика детей своей возрастной группы, основные задачи воспитательно-образовательной работы
2-ой день Наблюдение и анализ деятельности воспитателя и детей в первой половине дня: прием, утренняя гимнастика, завтрак, занятия, прогулка, обед, укладывание на дневной сон.   Выбор ребенка для составления психолого-педагогической характеристики (Приложение Б). Фотозапись в дневнике содержание наблюдаемого, с последующим анализом (Приложение А). Материал в копилку: конспекты 2-х режимных процессов, одного занятия для своей возрастной группы.
3-ий день Наблюдение и анализ деятельности воспитателя и детей во второй половине дня: подъем после дневного сна, закаливающие процедуры, прием пищи, игры, труд, прогулка. Изучение методической литературы. Анализ планов-конспектов, проведенных режимных процессов в первой и второй половине дня. Записи в дневниках. Материал в папку-копилку: конспект организации и проведения любого вида труда данной возрастной группы.
4-ый день Организация и проведение воспитательно-образовательной работы с детьми в ДУ. Самостоятельное проведение режимных процессов в первой половине дня (прием, утренняя гимнастика, завтрак, занятия, прогулка, обед, укладывание на дневной сон). Проводят студенты первой подгруппы, студенты второй подгруппы наблюдают и анализируют. Изучение методической литературы. Составление плана-конспекта проведения режимных процессов в первой половине дня (1 подгруппа) Записи в дневниках (первая подгруппа — самоанализ деятельности, вторая — объективная оценка работы коллег). Материал в папку-копилку: конспект всех видов деятельности, которые проводились в 1 половине дня (у студентов первой подгруппы).
5-ый день Самостоятельное проведение режимных процессов в первой половине дня (вторая подгруппа) Изучение методической литературы. Составление плана-конспекта проведения режимных процессов в первой половине дня (2 подгруппа) Записи в дневниках студентов первой и второй подгруппы аналогичные предыдущему дню. Материал в папку-копилку: конспект всех видов деятельности, которые проводились в 1 половине дня (у студентов второй подгруппы).
6-ой день Организация и проведение воспитательно-образовательной работы с детьми в ДУ. Самостоятельное проведение режимных процессов (подъем после дневного сна, закаливающие процедуры, прием пищи, труд, прогулка) и трудовой деятельности детей во второй половине дня (первая подгруппа) Изучение методической литературы. Составление плана-конспекта проведения режимных процессов во второй половине дня (1 подгруппа) Записи в дневниках аналогично 4-му дню. Оценка студентов первой подгруппы. Материал в папку-копилку: организация и проведения трудовой деятельности детей (первая подгруппа).
7-ой день Самостоятельное проведение режимных процессов во второй половине дня (вторая подгруппа). Студенты первой подгруппы наблюдают и анализируют. Анализ форм и методов работы воспитателей с родителями данной возрастной группы (Приложение В). Изучение методической литературы. Составление плана-конспекта проведения режимных процессов во второй половине дня (2 подгруппа) Записи в дневниках с анализом форм и методов работы воспитателей с родителями. Материал в папку-копилку: конспект организации трудовой деятельности детей (у студентов второй подгруппы)
8-ой, 9-ый день Самостоятельное проведение игровой деятельности детей в первой половине дня. Каждый студент проводит подвижную и дидактическую игру, с подгруппой детей. Изучение методической литературы. Составление плана-конспекта игровой деятельности в первой половине дня Записи в дневниках с самоанализом проведенной работы. Оценки за проведение игровой деятельности. Материал в папку-копилку: конспекты дидактических и подвижных игр для детей данной группы.
10-ый, 11-ый день Самостоятельная организация и проведение творческих игр с дошкольниками (сюжетно-ролевые, театрализованные) во второй половине дня. Каждый студент работает с подгруппой детей. Изучение методической литературы. Составление плана-конспекта по руководству играми дошкольников. Записи в дневниках с самоанализом выполненной работы. Оценки за проведение игровой деятельности. Материал в папку-копилку: план-конспект по руководству творческими играми детей данной группы.
12, 13-ый, день   Самостоятельное проведение занятий в первой половине дня (по выбору студентов). Изучение методической литературы. Составление плана-конспекта проведения занятия с детьми. Записи в дневниках. Самоанализ и анализ однокурсника, проведенного занятия. Материал в папку-копилку: конспект занятия
14-ый день Самостоятельное проведение развлечения с детьми своей группы во второй половине дня (1 и 2 подгруппа). Изучение методической литературы. Составление плана-конспекта проведения развлечения с детьми. Записи в дневниках с анализом проведенного развлечения. Материал в папку-копилку: конспект организации развлечения с детьми своей группы.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ПРАКТИКИ

По итогам практики студенты обязаны представить следующие документы:

1. Дневник с материалами выполнения заданий за весь период практики.

2. Папка-копилка (конспекты всех видов деятельности, которые проводились с детьми, наглядные материалы).

3. Психолого-педагогическая характеристика на ребенка.

4. Характеристика на студента с оценкой, подписанная воспитателем группы, заведующим ДОУ.

5. Отчет-самоанализ о прохождении практики.

6. Карта самооценки профессиональных умений (Приложение Г).

7. Оценочная карта студента-практиканта (Приложение Г).

 

Вопросы к зачету:

1. Какими практическими знаниями должен обладать студент при организации режимных процессов?

2. Какие трудности у Вас возникали при руководстве игровой деятельностью детей? С чем они связаны?

3. Какие бы задачи дальнейшей работы по организации и руководству игровой деятельности детей Вы поставили бы в своей возрастной группе?

4. Что бы Вы посоветовали себе при организации разных видов и форм трудовой деятельности детей в ДОУ?

5. Какие технологии и методики были для Вас опорой при проведении с детьми занятий?

6. Что нового Вы узнали, чему научились за период практики?

 


ПРИЛОЖЕНИЕ А

Примерная схема анализа занятий и учебной деятельности детей

1. Название занятия (тема), его программные задачи и содержание, структура и составные части занятия.

2. Обеспечение занятия наглядными пособиями (их качество, расположение для демонстрации детям, индивидуальные наборы пособий - раздаточный материал).

3. Роль воспитателя в организации деятельности детей на занятиях: методы и приемы, которые использовал воспитатель, их соответствие требованиям программы воспитания детей в детском саду и возрастным особенностям детей.

4. Какова воспитательная направленность занятия в целом? Каково развивающее значение содержания занятия, методов и приемов его проведения?

5. Соответствует ли выбор задач занятия (программное содержание) требованиям программы воспитания в детском саду и возрастным возможностям детей данной возрастной группы?

6. Учебная деятельность детей на занятии: устойчивость внимания, умение слушать вопросы и отвечать на них, понимание заданий, самостоятельность и тщательность выполнения.

7. Приемы активизации умственной деятельности детей, их действенность. Роль структуры занятия в обеспечении активности детей.

8. Результаты занятия. Реализованы ли воспитателем программные задачи на занятии? Усвоили ли дети содержание и определенные знания в процессе занятия? В чем положительный опыт и каковы недостатки в организации и проведении занятия?

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Личность дошкольника

Характеристика мотивационно-потребностной сферы. Интересы, стремления, мечты, ценностные ориентации ребенка. Выражение потребности в самоутверждении, признании, познавательной деятельности и др. Развитие высших чувств (нравственных, познавательных, эстетических), типичные формы их выражения по отношению к конкретным людям — сверстникам, воспитателям. Отношение к растениям, животным; отношение к себе, чувство гордости и стыда, степень их выраженности, что вызывает эти чувства? Какие достижения, неудачи?

Преобладающее настроение (довольный — недовольный, серьезный, спокойный — вспыльчивый, веселый — грустный). Испытывает ли чувство неполноценности, неуверенности в себе?

Развитие воли. Умеет ли управлять своим поведением, чувствами? Настойчив ли, упрям, капризен? Отношение к трудностям. Личностная и волевая готовность к школе у детей 6 лет.

Заключение

Выводы, психолого-педагогические рекомендации по коррекции психического развития, перспективы развития личности.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ В

 

 

ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
И СЕМЬИ

Вопросы для анализа:

· Какие формы и методы работы с родителями используются воспитателями в данной группе?

· Какие вопросы обсуждались на групповых родительских собраниях?

· Какие тематические консультации проводились с родителями?

· Используют ли воспитатели в своей работе индивидуальные консультации и для каких родителей?

· Какие наглядные пособия (родительский уголок, папки-передвижки, планшеты и т. д.) используются для пропаганды педагогических занятий и повышения педагогической культуры родителей?

· Используют ли воспитатели в своей работе нетрадиционные формы и методы работы с родителями, и какова их эффективность?

· Наблюдение за общением детей и родителей во время приема или ухода домой; за работой воспитателя с родителями в это время.

· Фиксация в дневнике практики и папке-копилке полученной информации.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Оценочная карта студента - практиканта

Ф. И. О. студента _____________________курс ______группа

№ п/п Критерии очень хорошо хорошо не очень хорошо плохо
1. Отношение к выполнению обязанностей: а) санитарная книжка;        
  б) трудовая дисциплина.        
2. Педагогическая этика: а) отношения друг с другом;        
  б) отношения с воспитателями и помощником воспитателя;        
  в) отношения с родителями детей данной группы.        
3. Отношения к детям: а) уважительное;        
  б) заинтересованное;        
  в) безразличное.        
4. Включение в педагогическую деятельность: 1. Организация и проведение режимных процессов: а) прием детей;        
  б) раздевание и одевание;        
  в) зарядка;        
  г) умывание;        
  д) закаляющие процедуры;        
  е) прием пищи;        
  ж) сон и отдых детей;        
  з) прогулка.        
  2. Организация и проведение игровой деятельности и развлечение: а) подвижные игры;        
  б) дидактическая игра;        
  в) творческие игры;        
  г) развлечения в группе.        
  3. Организация и проведение трудовой деятельности детей: а) самообслуживание;        
  б) хозяйственно-бытовой;        
  в) труд в природе;        
  г) ручной труд.        
  4. Организация и проведение учебной деятельности детей: а) занятия по ФЭМП;        
  б) занятия по развитию речи;        
  в) занятия по ознакомлению с окружающим;        
  г) занятия по изодеятельности;        
  д) занятия по физическому воспитанию;        
  е) комплексные и творческие занятия.        
5. Включение в общесадовые мероприятия: а) изготовление наглядных пособий и дидактических материалов;        
  б) выполнение роли ведущего или сказочного персонажа на праздниках и занятиях в детском саду;        
  в) оформление папок-передвижек и др. материалов для родительского уголка.        
6. Умение работать с педагогической и методической литературой (умение выделять главное, отобрать нужный материал для работы с детьми своей группы).        
7. Качество документации: а) ведение дневника (содержательность записей анализа деятельности детей и воспитателя);        
  б) папка-копилка (конспекты мероприятий по организации деятельности детей и других материалов для работы с детьми);        
  в) самооценка своей деятельности студентами (карта самооценки, текстовой отчет, самоанализ своей деятельности).        

 

Групповой методист: _____________________

(подпись)

 

Воспитатель д/с № _______________________

(подпись)

Карта самооценки профессиональных умений студента-практиканта

Ф. И. О. студента (группа)

 

Оцените, пожалуйста, свои умения, отметив их наличие знаком «+» в соответствующей графе

 

№ п/п Перечень умений очень хорошо хорошо не очень хорошо не умею
           
  Умею анализировать деятельность воспитателей и детей по предложенным схемам.        
  Умею самостоятельно работать с литературой, анализировать ее, выделять главное.        
  Умею планировать свою деятельность и целесообразно отбирать материал, методы и приемы для работы с детьми.        
  Умею согласовывать свои педагогические воздействия на детей с коллегой и воспитателем.        
  Умею организовывать деятельность детей: а) коллективную; б) групповую; в) индивидуальную.        
  Умею планировать деятельность детей при проведении режимных процессов: - приема детей; - организации питания; - прогулки; - сна и отдыха; - зарядки; - закаливающих мероприятий.        
  Легко устанавливаю контакт с детьми и проявляю терпимость в общении с ними.        
  Умею устанавливать педагогические отношения с: - родителями воспитанников; - воспитателями детского сада; - сотрудниками детского сада; - подругами по работе.        
  Использую в работе юмора, шутку, владение мимикой и пантомимикой.        
  Умею гибко применять свои знания.        
  Умею составлять план-конспект занятий с детьми.        
  Владею техникой показа театра (кукольного, пальчикового, теневого и др.) для детей.        
  Умею ухаживать за растениями живого уголка.        
  Умею сделать наглядно-предметное оборудование (для развлечений, игр, занятий).        
  Умею использовать ТСО в своей работе.        
  Умею конструировать и могу научить детей приемам конструирования.        
  Умею: а) петь; б) танцевать; в) рисовать; г) декламировать стихи.        
  Умею создавать в процессе общения атмосферу доброжелательности и сотрудничества.        
  Умею анализировать свою педагогическую деятельность.        

(дата) Подпись студента-практиканта)

 

На 200 /200 учебный год

№№ п/п Дополнения и изменения Основание
       
       
       
       
       

 

Учебная программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры

дошкольного образования (протокол №___ от ______ 200__г.)

Заведующий кафедрой _______________ Н.Г. Дубешко

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Декан педагогического факультета

_________________________________________ З.Н.Козлова

 

 

ПРОГРАММА

учебной (педагогической) практики

 

Для специальностей

1-01 01 02 Дошкольное образование.

дополнительная специальность

1-01 01 02-06 Дошкольное образование. Практическая психология.

дополнительная специальность

1-01 01 02-06 Дошкольное образование. Иностранный язык (английский)

 

Факультет педагогический

Кафедра дошкольного образования

 

 

Курс III

Семестр V

 

 

Форма получения

высшего образования — дневная

 

Составители: Н.А.Королева, старший преподаватель кафедры,

Н.Г.Кузьменкова, преподаватель кафедры.

 

Программа составлена на основе учебного издания Методическая практика: Программа и рекомендации / Сост. Н.В. Литвина, Р.М. Миронова, Г.Г. Уранова.- Мн.: БГПУ им. М. Танка, 1999.

 

 

Рассмотрена и рекомендована к утверждению кафедрой дошкольного образования педагогического факультета БарГУ

Протокол № 10 от 12 мая 2010г.

 

 

Заведующий кафедрой

Н.Г.Дубешко

 

Одобрена и рекомендована к утверждению Научно-методическим советом учреждения образования «Барановичский государственный университет»

 

 

Протокол № ___ от «_____»___________ 2010г.

 

Председатель

Г.Я.Житкевич

 

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Учебная практика является вторым этапом практической профессиональной подготовки будущего специалиста дошкольного образования. Она способствует выявлению и формированию профессиональных интересов студентов, приобретению опыта педагогической деятельности, обеспечивает единство теоретической и практической подготовки.

По учебному плану учебная (педагогическая) практика проводится на 3 курсе дневного отделения в 5 семестре в группах детей от 3 до 6 лет. Продолжительность практики — 3 недели.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ

Цель практики: формирование у студентов целостного представления о воспитательно-образовательном комплексе современного дошкольного учреждения, овладение специфическими методами и приемами организации образовательной и воспитательной работы с детьми дошкольного возраста.

Задачи практики:

- изучение специфики труда воспитателя: функции и профессиональные обязанности воспитателя в группах дошкольного возраста;

- формирование умений наблюдения, анализа и оценки воспитательно-образовательного процесса в детском саду, его соответствия программным требованиям;

- формирование профессионального интереса к педагогической деятельности воспитателя детского сада и системы профессиональных умений и навыков, необходимых воспитателю для выполнения функций в конкретной возрастной группе: гностических, проективных и конструктивных, организаторских, коммуникативных, специальных;

- развитие у студентов способности выбирать педагогические технологии, соответствующие задачам воспитания детей на данной возрастной ступени и индивидуальным особенностям конкретного ребенка-дошкольника.

В процессе учебной (педагогической) практики студенты овладевают следующими профессиональными умениями:

─ анализировать опыт других и свою педагогическую деятельность;

─ целесообразно отбирать методы, приемы и материал для работы с детьми;

─ организовывать коллективную, групповую, индивидуальную деятельность детей;

─ устанавливать контакт с детьми и коллегами;

─ создавать в процессе общения атмосферу доброжелательности и сотрудничества;

─ использовать в общении с детьми прямые (инструкции, разъяснения) и косвенные (игровые) методы и приемы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 342; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.117.109 (0.153 с.)