Организация работы логопеда в детской 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация работы логопеда в детской



ПОЛИКЛИНИКЕ

Творческий — Центр

Москва 2008

Сборник включает все необходимые материалы для практической деятельности логопеда в детской поликлинике: нормативные акты и положения, разработанные оргметодотделом по детской логопедии Департамента здравоохранения Москвы; регламентирующие деятельность логопеда детской поликлиники; методические рекомендации по обследованию речи детей и планированию логопедической работы, основанные на трудах Т.П. Бессоновой, Н.С. Жуковой, Р.И. Лалаевой, Е.М. Мастюковой, В.И. Селиверстова, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, А.В. Ястребовой; опыт работы логопедов детских поликлиник Москвы.

Сборник предназначен для логопедов, работающих в детских поликлиниках.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение....................................................................................................................................... 5

О совершенствовании организационно-методической работы

в системе Департамента здравоохранения города Москвы............................................. 7

Положение об организационно-методическом отделе (кабинете)

Департамента здравоохранения города Москвы............................................................. 7

Положение о старшем внештатном логопеде окружного

управления здравоохранения города Москвы............................................................... 11

Методические рекомендации по работе логопеда в условиях

детской поликлиники (положение о логопеде)................................................................. 14

Рекомендации по обследованию речи детей..................................................................... 25

Во время диспансеризации и на первичном приеме..................................................... 25

При нарушениях ритма и темпа речи............................................................................... 28

При дефектах артикуляционного аппарата..................................................................... 29

При нарушениях чтения и письма..................................................................................... 30

Содержание логопедической работы с детьми, страдающими

различными видами речевой патологии............................................................................. 33

Обследование слуха детей..................................................................................................... 38

Памятки и тесты-опросники для родителей....................................................................... 42

Основные этапы формирования речи детей от 0 до 3 лет............................................ 42

Анализ причин задержки раннего речевого развития у детей до 3 лет.................... 47

Тесты-опросники для родителей....................................................................................... 49

Для родителей детей от 1 года до 2 лет........................................................................... 50

Для родителей детей от 2 до 3 лет.................................................................................... 51

Памятка для родителей детей в возрасте от 1 года до 3 лет....................................... 53

Примерный перечень игрушек, развивающих материалов и

оборудования для детей в возрасте до 3 лет.................................................................. 54

Памятка для родителей детей, страдающих заиканием............................................... 57

Как помочь заикающемуся ребенку................................................................................. 60

Нормативные документы........................................................................................................ 63

О порядке определения ставок заработной платы и должностных

окладов педагогических работников учреждений здравоохранения....................... 63

О специализированной помощи больным при нарушениях речи и

других высших психических функций............................................................................. 63

О внесении изменений в действующие штатные нормативы медицинского и другого персонала учреждений здравоохранения........................................................................................... 66

О должностях логопедов для оказания населению амбулаторной

логопедической помощи..................................................................................................... 66

Об утверждении инструкций по проведению профилактических

осмотров детей дошкольного и школьного возраста

на основе медико-экономических нормативов.............................................................. 67

О внесении дополнений в приказ Комитета здравоохранения города Москвы

от 14 мая 2001 г. № 197 «О порядке аттестации педагогических и руководящих работников средних медицинских (фармацевтического) учебных заведений Комитета здравоохранения Москвы».................................................................................................................................. 68

Положение о порядке аттестации педагогических, руководящих работников средних образовательных учреждений и логопедов лечебно-профилактических учреждений Департамента здравоохранения города Москвы...................................................................................... 70

 

Введение

Нарушения речи — одна из самых распространенных форм патологии у детей. Речевой патологией страдают до 30% дошкольников. Между тем только правильная речь с нормальным звукопроизношением позволяет ребенку успешно обучаться в школе. Организация специализированной помощи детям с нарушениями речи и других психических функций, внедрение комплексной системы лечения и реабилитации — важнейшие задачи здравоохранения.

Первым звеном логопедической помощи служат логопункты в детских поликлиниках. В настоящее время в Москве в более чем 160 детских поликлиниках работают около 180 специалистов, имеющих высшее специальное образование, достаточный опыт работы. Большинство из них аттестованы на квалификационные категории.

«Положение о работе логопедических кабинетов при детских поликлиниках и детских отделениях общих поликлиник» было утверждено заместителем народного комиссара здравоохранения СССР М. Казанцевой 26 декабря 1940 г. В Положении указывается об организации для детей-логопатов «специальных логопедических кабинетов при детских поликлиниках, где с детьми ведутся специальные занятия по исправлению речевых нарушений», приводятся рекомендации по регламентации обязанностей поликлинического логопеда, организации первичного приема и занятий, а также разъяснительная работа среди родителей и педагогического персонала детских садов и школ, которые обслуживаются поликлиникой.

В каждой детской поликлинике Москвы имеется логопедический кабинет, где специалист ведет прием населения, оказывает консультативную помощь родителям, проводит индивидуальные и групповые занятия с детьми, диспансеризацию детского населения, принимает участие в комплектовании специализированных детских садов, школ, направляет детей на лечение в специализированные стационары, санатории и Центры восстановительного лечения.

Логопедической службой Департамента здравоохранения, в том числе детскими поликлиниками, руководит Организационно-методический отдел по детской логопедии и его главный специалист.

В настоящий сборник включены приказы и распоряжения Министерства здравоохранения и образования РФ, Департамента здравоохранения города Москвы, а также положения, рекомендуемые оргметодотделом Департамента здравоохранения города Москвы и регламентирующие работу логопеда детской поликлиники. Исполнение всеми специалистами нижеприведенных инструкций позволяет организовать работу логопедической поликлинической службы наиболее рационально, с максимальной пользой для обслуживаемого населения.

Работа логопеда в условиях детской поликлиники разнообразна и достаточно сложна. Мы постарались сделать эту книгу помощником и для тех, кто только начинает свою работу в качестве логопеда системы здравоохранения, и для опытных работников. Надеемся, что советы, содержащиеся в ней, помогут вам в повседневном труде, усовершенствовании ваших профессиональных навыков, создании оптимальных, доброжелательных отношений с коллегами и администрацией, что приведет к повышению эффективности вашего труда. В конечном итоге все мы трудимся для того, чтобы дети, приходящие в наши кабинеты, получили высокопрофессиональную помощь и доброе, неравнодушное отношение к ним.

О совершенствовании организационно-методической работы в системе Департамента здравоохранения города Москвы

Приказ Департамента здравоохранения города

Москвы от 25 июня 2003 г. № 397 (извлечение)

Приложение 1

Положение об организационно-методическом отделе (кабинете) Департамента здравоохранения города Москвы

Общие положения

1.1. Организационно-методический отдел Департамента здравоохранения города Москвы (в дальнейшем — ОМО) создается для координации деятельности лечебно-профилактических учреждений городского подчинения под руководством соответствующего управления Департамента здравоохранения города Москвы (в дальнейшем — Департамента) и главного специалиста Департамента. ОМО является методическим центром, участвующим в разработке организационных, методических, правовых и иных аспектов деятельности лечебно-профилактических учреждений, направленных на совершенствование профилактических мер, лечебно-диагностического процесса и контроля за их качеством.

1.2. ОМО подчиняется непосредственно Департаменту и работает под методическим руководством главного специалиста по профилю.

1.3. В своей непосредственной деятельности сотрудники ОМО руководствуются действующим законодательством Российской Федерации, нормативными актами министерств и ведомств, Правительства города Москвы, приказами, распоряжениями и решениями коллегий Департамента, настоящим Положением.

1.4. ОМО планирует и организует свою работу в соответствии с планами работы соответствующего управления Департамента здравоохранения и главного специалиста по профилю.

Основные задачи ОМО

В целях обеспечения единой организации и методологии оказания медицинской помощи населению города Москвы ниже перечислены основные задачи ОМО под руководством соответствующего управления Департамента и главного специалиста по профилю.

3.1. Изучает вопросы организации работы лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ), анализирует и обобщает итоги их деятельности, вносит предложения по совершенствованию организации и повышению эффективности деятельности ЛПУ.

3.2. Осуществляет организационно-методическое руководство и контроль за деятельностью ЛПУ, в том числе путем организации и проведения проверок стационарных и амбулаторно-поликлинических учреждений, имеющих лицензию Департамента.

3.3. Участвует в определении обеспеченности населения профильными видами медицинской помощи, вносит рекомендации по их развитию и совершенствованию.

3.4. Предлагает для внедрения в практику деятельности поликлиник и больниц города новые медицинские технологии и разработки ведущих ЛПУ, кафедр учебных и научно-исследовательских учреждений.

Функции ОМО

Для реализации основных направлений деятельности ОМО осуществляет следующие функции:

4.1. Составляет и утверждает планы своей деятельности с учетом планов работы соответствующих управлений Департамента и главных специалистов и участвует в разработке годовых, перспективных планов и комплексных программ Департамента по своему профилю.

4.2. Обеспечивает выполнение заданий по подготовке материалов для приказов, распоряжений, инструкций Департамента, составлению методических рекомендаций, справок, аналитических таблиц и графиков.

4.3. Оказывает практическую помощь поликлиникам и стационарам по основным направлениям их деятельности с целью изучения, обобщения и анализа их функций.

4.4. Анализирует годовые статистические отчеты поликлиник и больниц и составляет сводный годовой отчет, выдает заключения о деятельности отдельных ЛПУ.

4.5. По материалам плановых и внеплановых проверок лечебно-профилактических учреждений и данным статистических отчетов изучает и обобщает вопросы:

— планирования и управления их деятельностью;

— организации работы лечебных и диагностических отделений;

— полной и качественной отработки отчетно-учетной документации;

— использования и расстановки кадров, повышения квалификации персонала.

4.6. Под руководством и по поручению главных специалистов Департамента:

— составляет обзоры по отдельным видам специализированной и амбулаторно-поликлинической помощи;

— разрабатывает предложения по устранению недостатков, повышению качества медицинской помощи и улучшению культуры содержания поликлиник и кабинетов;

— принимает участие в организации и проведении совещаний и научно-практических конференций.

4.7. Участвует в организации контроля исполнения в лечебных учреждениях города законодательных актов Российской Федерации, Правительства Москвы, приказов и распоряжений министерств и ведомств, решений коллегии Департамента, а также инструктивно-методических указаний и информационных писем.

4.8. Принимает участие в организации и работе комиссий, создаваемых распоряжениями Департамента по проверке деятельности городских больниц и поликлиник с последующим оформлением документов.

4.9. Осуществляет методическую помощь организационно-методическим кабинетам окружных управлений здравоохранения по вопросам организации стационарной и амбулаторно-поликлинической помощи больным и преемственности в работе поликлиник и больниц.

4.10. Участвует в проведении ведомственного контроля качества и эффективности амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи по заданиям Департамента.

4.11. Участвует в работе аттестационной комиссии Департамента по подтверждению или присвоению квалификационных категорий врачам и другому персоналу.

4.12. Принимает участие в подготовке материалов для коллегии Департамента и участвует в работе коллегии.

Права ОМО

По отношению к ЛПУ городского подчинения, в том числе в штате которого он находится, ОМО является контролирующим органом и при выполнении своих функций имеет право:

5.1. Вести переписку и запрашивать необходимую информацию из управлений здравоохранения административных округов, медицинских учреждений городского и окружного подчинения и медицинских предприятий по вопросам, входящим в компетенцию ОМО.

5.2. Привлекать к работе для решения поставленных задач отдельных специалистов различного профиля и другие ОМО.

5.3. Вносить предложение по вопросам текущей и перспективной деятельности.

5.4. Участвовать в коллегиях, совещаниях и других мероприятиях, проводимых Департаментом по вопросам организации медицинской помощи населению.

5.5. Вносить совместно с главными специалистами Департамента предложения по совершенствованию программ подготовки и повышения квалификации врачей и другого персонала.

Заместитель руководителя Департамента

здравоохранения И.А. Лешкевич

Решение коллегии



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 491; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.22.107 (0.024 с.)