Классификация технологий обучения. Авт. А.Я. Савелье. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация технологий обучения. Авт. А.Я. Савелье.



Модульное построение содержания дисциплин.

Модуль – логически завершенная часть учебного материала, обязательно сопровождающаяся контролем знаний и умений студентов.

Основой для формирования модулей служат: рабочая программа дисциплины.

Число модулей зависит: как от особенностей самого предмета, так и от желанной частоты контроля обучения.

Модульное обучение неразрывно связано с рейтинговой системой контроля. Чем крупнее или важнее модуль, тем больше число баллов ему отводится.

Контроль по модулям обычно производят 3-4 раза в семестр, в него входят зачет или экзамен по курсу.

Принципы системности модуля:

· системность содержания;

· чередование познавательной и учебно-профессиональной деятельности;

· системность контроля.

Виды рейтингового контроля при модульном обучении:

· контрольные задания для модулей построены на содержательной основе;

· контрольные задания для модулей построены на деятельной основе.

Оценка уровня сформированности знаний:

· критический;

· достаточный;

· оптимальный.

Преимущества рейтинговой оценки:

· текущий контроль является средством обучения и обратной связи;

· реализует мотивацию и воспитательную функцию;

· содержательная и конструктивная валидность.

 

Современные технологии обучения в ВШ.

Основные современные технологии обучения в ВШ:

· активное обучение;

· проблемное обучение;

· эвристическая техника обучения;

· технологии знаково-контекстного обучения;

· технология развивающего обучения;

· информационные технологии обучения;

· технологии дистанционного обучения.

Суть активного обучения:

· принудительная активизация мышления;

· длительное время вовлечения, обучаемых в учебный процесс;

· самостоятельная творческая выработка решений повышения степени мотивации и эмоционального обучения;

· постоянное взаимодействие обучаемых и преподавателей посредством прямых и обратных связей.

Виды методов активного обучения:

· ролевые игры (разыгрывание ролей);

· метод игрового производственного проектирования;

· анализ конкретных ситуаций;

· деловая игра.

Не относится к методам активного обучения: видео метод

Признаки имитационного игрового метода активного обучения:

· наличие проблемной задачи;

· распределение ролей;

· взаимодействие участников.

Метод игрового проектирования.

Признаки игрового проектирования:

· наличие исследовательской задачи;

· разделение на группы;

· разработка вариантов решения поставленной задачи;

· представление варианта решения задачи (проблемы с последующим анализом участниками занятия).

Признаки анализа конкретной ситуации (метода игрового проектирования):

· наличие конкретной ситуации;

· разработка группой решения ситуации;

· публичная защита разработанных вариантов;

· подведение итогов и оценки результатов.

Виды ситуаций (метода игрового проектирования):

· проблема;

· оценка;

· иллюстрация;

· упреждения.

Деловая игра – это форма воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалистов.

Принципы деловой игры:

· принцип имитационного моделирования ситуации;

· принцип проблемности содержания игры и ее развертывание;

· принцип ролевого взаимодействия в современной деятельности;

· принцип диалогического общения;

· принцип двуплановости игровой учебной деятельности.

Эвристическая технология обучения.

Эвристика – наука, изучающая закономерности построения новых действий в новой ситуации, т.е. организацию продуктивных процессов мышления, на основе которых осуществляется интендификация процесса генерирования идей и последовательное повышение их правдоподобности.

Под эвристикой понимается: специальные методы решения задач; организацию процесса.

Учебная эвристическая деятельность:

· понимать пути и методы продуктивной учебно-позновательной деятельности;

· систематизировать учебную информацию;

· адаптироваться к изменяющимся видам учебной деятельности и предвидеть ее результаты;

· панировать и прогнозировать интеллектуальную деятельность;

· формировать и принимать решения по организации сложных видов учебной деятельности на основе правдоподобных рассуждений.

Учебная задача.

Учебная задача – определенная сформулированная информационная система, в которой есть информационное несогласование между ее частями, что выражает потребность в ее преобразовании и согласовании.

Компоненты учебной задачи:

· форма;

· структура;

· содержание.

Эвристические технологии обучения.

Элементы эвристической деятельности:

· эвристические правила;

· эвристические операции;

· эвристическая стратегия.

Эвристические методы обучения:

· «метод мозгового штурма»;

· разделение участников на группы;

· генераторы идей вырабатывают максимальное количество гипотез;

· группы экспертов выносят суждения оценочности выдвинутой гипотезы;

· запрет на критику идей во время их генерации.

Синектический метод – система методов интенсивной психологической активизации процессов нахождения решения проблемы.

Проблемное обучение – обучение по решению нестандартных задач, в ходе которого обучающийся усваивает новые знания, умения и навыки.

Вузовская подготовка должна сформировать у специалистов необходимые творческие способности:

· возможность самостоятельно увидеть и сформировать проблему;

· способность выдвинуть гипотезу, найти или изобрести способ ее проверки;

· собрать данные, проанализировать их, предложить методику их обработки;

· способ сформировать выводы и увидеть возможность практического применения полученных результатов;

· способность увидеть проблему в целом, все аспекты и этапы ее решения, а при коллективной работе – определять меру личного участия в решении проблемы.

Виды проблемной ситуации:

· проблемная ситуация как следствие противоречий между школьными знаниями и новыми для студентов фактами разрушающими теорию;

· понимание научной важности проблемы и отсутствие теоретической базы для ее решения;

· многообразие концепций и отсутствие надежной теории для объяснения данных фактов;

· практически доступный результат и отсутствие теоретического обоснования;

· противоречие между теоретически возможными способами решения и его практической нецелесообразности;

· противоречие между большим количеством фактических данных и отсутствие метода их обработки и анализа.

Проблемное обучение.

Формы проблемного обучения:

· проблемное изложение;

· частично поисковая деятельность;

· самостоятельная исследовательская деятельность.

Проблемное изложение: изложение учебного материала в монологическом режиме лекций, либо диалогическом решении семинара.

Частично – поисковая деятельность: при выполнении эксперимента на лабораторной работе.

Технология знаково-контекстного обучения.

Технология знаково-контекстного обучения: Технология профессионального обучения (Вербицкий).

В процессе подготовки специалиста существует:

· явное противоречие между учебной деятельностью и деятельностью профессионала;

· между абстрактным предметом учебной деятельности и реальным предметом;

· между системным использованием знаний в процессе деятельности и «разнесенностью» их усвоения по разным учебным дисциплинам кафедры.

Формы деятельности студентов в контекстном обучении:

· академического типа;

· квазипрофессиональная;

· учебно-профессиональная

Технологии развивающего обучения.

Под развивающим обучением понимается: новый активно-деятельностный способ (тип) обучения идущий на смену объяснительно- иллюстрационному способу (типу).

Технология развивающего обучения (РО): направлена на целостное, гармоничное развитие личности, где проявляется вся совокупность ее качеств.

РО= ЗУМ+СУД+СУМ+СЭН+СДН

ЗУН – знания, умения, навыки;

СУД – способы умственной деятельности;

СУМ – самоуправляющие механизмы личности;

СЭН – эмоционально-нравственная сфера;

СДП – дечтельностно-практическая среда.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 395; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.219.217 (0.013 с.)