Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Авторы-составители: начальник отдела реализации педагогических программ О.И.Рябинина; психолог А.Н.ГлухихСтр 1 из 2Следующая ⇒
Авторы-составители: начальник отдела реализации педагогических программ О.И.Рябинина; психолог А.Н.Глухих Программа психологического сопровождения разработана с учетом всех возрастных категорий детей и подростков и может применяться также в отношении детей и подростков из социально-незащищенных категорий: малообеспеченных, воспитывающихся в замещающих семьях ит.п. Цель: оказание социально-психологической помощи детям и подросткам, дающей возможность компетентного выбора личностью своего жизненного пути, умению анализировать ситуацию и выбирать соответствующее поведение, не ущемляющее саморазвитию личности через ведение ежедневников каждым ребенком, позволяющих на основе самоанализа осуществлять индивидуальное сопровождение ребенка во время пребывания в лагере. Задачи: создание условий, обеспечивающих полноценное психическое развитие каждого ребенка, его душевный комфорт во временном детском коллективе; забота о психическом здоровье ребенка, внимание к внутреннему миру ребенка: к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам, способностям и знаниям, его отношению к себе, сверстникам, взрослым, к окружающему миру, семейным и общественным событиям; реализация в работе с детьми возможностей, резервов развития каждого возраста; развитие индивидуальных особенностей детей – интересов, способностей, склонностей, чувств, отношений, увлечений, жизненных планов; создание благоприятного для развития ребенка, для продуктивного общения детей с взрослыми и сверстниками психологического климата в условиях загородного оздоровительно-образовательного лагеря. Психокоррекционная и психотерапевтическая работа направлена: В области личностных особенностей на · формирование целенаправленной деятельности; · формирование внутренней мотивации на участие в программе; · повышение нормативных уровней притязаний; · восстановление эмоциональной адекватности, умение дифференцировать положительные и отрицательные эмоции с акцентом на приоритет позитивных эмоций при решении личных и социальных задач; · диагностика и мониторинг психического развития; · коррекция развития – личностного и интеллектуального; · помощь в разрешении межличностных конфликтов;
· помощь детям в кризисных ситуациях; · консультирование детей, родителей, педагогов по возникающим проблемам; · психологическую поддержку дополнительного образования. В области поведенческих особенностей на восстановление и формирование коммуникативных навыков общения; обучение навыкам противостояния стрессовым состояниям и умению сказать «нет»; социальную и психологическую реабилитацию. Содержание программы Программа психологического сопровождения ориентирована на детей всех возрастных категорий. Отметим, что у взрослой части населения – родителей, педагогов – часто отсутствуют навыки и современные социально адаптивные стратегии поведения. Этот дефицит не позволяет им оказывать необходимое воспитательное воздействие, психологическую и социальную поддержку. Подростки оказываются одиноки и психологически беспомощны, в связи с утраченными связями со страшим поколением. Профессиональные группы лиц, работающие с детьми и подростками: педагоги, психологи и другие, должны выработать совершенно новый подход во взаимодействии со своими подопечными. Для того чтобы обучить детей новым формам здорового поведения, сформировать стресоустойчивую личность, способную самостоятельно, эффективно и ответственно строить свою жизнь, делать осознанные выборы, требуется, во-первых, самим обладать необходимыми для этого качествами и демонстрировать их в процессе профессионального взаимодействия с подростками, во-вторых, обладать знаниями, умениями и навыками обучения способности эффективно преодолевать жизненные проблемы, развивать стереотипы здорового стиля поведения. Для более эффективного отслеживания динамики индивидуального психологического состояния и определения стратегии собственного поведения были разработаны ежедневники саморефлексии, которые выдаются каждому ребенку. Итак, психологическая работа с детьми и подростками – это, прежде всего: 1. Выработка социальной компетенции. 2. Активное участие в создании своего жизненного пространства. 3. Способность противостоять различного рода стрессовым ситуациям.
Для практической реализации концептуальной модели необходимо развивать стратегии и навыки альтернативного поведения: самопознания; самовоспитания; самоосуществления; поиска выбора; принятия решения в точке выбора; принятия ответственности за собственные решения; самоподдержка и взаимоподдержка; взаимообогащающего общения; рефлексии; использования собственных творческих способностей. Процедурные формы психологического сопровождения:
В целом, в программе используются активные методы социально-психологического обучения. Предполагаемый результат психологического сопровождения: Формирование здорового жизненного стиля и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у детей в условиях загородного оздоровительно-образовательного лагеря. Содержательное описание психологического сопровождения Программа психологического сопровождения включает в себя идею фасилитации обучения как новой парадигмы гуманитарного образования. Фасилитация означает способствование, облегчение, стимулирование, активизацию развития ребенка, условия свободы и ответственности, гуманизацию межличностного общения. Основные ценности (принципы), которым следует психолог в работе: 1. С самого начала и на протяжении всего процесса психолог демонстрирует полное доверие к детям. 2. Помогает формулировать и уточняет цели и задачи, стоящие перед группой и перед каждым ребенком. 3. Исходит из того, что у ребенка всегда есть внутренняя мотивация к учению. 4. Психолог представляет собой источник разнообразного опыта, к которому ребенок всегда может обратиться за помощью. 5. Развивает в себе чувствительность к эмоциональному настрою, как отдельного индивида, так и группы, постигая и принимая его. 6. Сам психолог является активным участником группового взаимодействия. 7. Открыто демонстрирует свои чувства в детском коллективе, выражает особое чувство сопереживания, сопричастности – эмпатии. Первый этап (адаптационный)
Важно отметить, что наряду со специальными диагностико-коррекционными психологическими программами, психологу необходимо знать характеристики социальной среды микрорайона, в котором проживает ребенок, особенности семейного воспитания, неформального окружения ребенка, чтобы с их учетом строить не только психологической поддержки в процессе работы, но и психологической помощи в дальнейшем, а также социальной поддержки. Если таковые данные отсутствуют или не предоставлены в полном объеме, то сбор социального анамнеза может служить подготовительным этапом установления отношений сотрудничества между психологом и ребенком. В этом смысле работа на адаптационном этапе должна начинаться со сбора информации о социальной инфраструктуре района, о составе и особенностях семьи ребенка.
Сбор анамнеза – также задача первых встреч. Данная процедура позволяет получать и уточнять данные о развитии ребенка, выявить субъективные предположения ребенка о причинах дезадаптации, интересы, увлечения, ожидания, опасения, причины приезда. Форма работы: индивидуальная Объем работы: 1-2 сессии по 60 минут
Помогает детям, поближе познакомится друг с другом, найти более эффективные способы межличностного взаимодействия, а также обучает навыкам открыто выражать свои мысли и чувства. Тренинг коммуникативных умений является своего рода подготовительным этапом для проведения последующей групповой работы с детьми.
Так как на этапе социальной адаптации происходит процесс активного приспособления ребенка к условиям социальной среды, изменения, сопровождающие процесс адаптации, затрагивают все уровни организма: от молекулярного до психологической регуляции деятельности. Решающую роль в успешности адаптации на первом этапе играет функциональное, психическое и моральное состояние ребенка. Именно поэтому важно отследить в каком нервно-психическом состоянии поступает ребенок, какие эмоциональные реакции характерны для него в этот момент. Исследования эмоциональной сферы проводятся с помощью следующих методик: Трудотерапия Проживание в палатках предполагает выполнение подростками определенных хозяйственных функций: заготовка дров, дежурство у костра, соблюдение чистоты и порядка на территории лагеря и в платках, дежурство в столовой. Спорт Для укрепления здоровья, пропаганды ЗОЖ, пробуждения интереса к занятиям спортом в лагере была организована работа спортивных секций. Ребята могли посещать тренажерный зал, футбольное, волейбольное поле, настольный теннис, секцию греко – римской борьбы. На сменах были организованы дружеские матчи по футболу, волейболу и т.д. между отрядами. Так же, ребята принимали участие в межлагерных соревнованиях. Туризм Жители палаточного городка ходили в туристические однодневные походы, сплавлялись по реке на катамаранах, ходили на рыбалку, проходили «полосу препятствий – Бастион».
Досуг Очень часто у ребят возникали сложности в подготовке и участии в вечерних мероприятиях. Многие из них были застенчивыми, скованными, не имели опыта выступления на сцене. Из–за этого не желали принимать участия в вечерних лагерных мероприятиях. Для того чтобы помочь детям преодолеть страх выступлений, раскрыть таланты и способности ребенка, в течение недели вожатые проводили отрядные «Вечерки» на территории палаточного городка. Пели под гитару, придумывали и проводили интересные конкурсы, игры разыгрывали мини – сценки. Все это придало уверенности в собственных силах, и через неделю отряд участвовал в вечерних мероприятиях наравне со всеми отрядами. Игра «Социальный банк» Для того чтобы стимулировать активность ребенка, была разработана игра «Социальный банк», где отражалась вся деятельность подростка в лагере. Игра «Социальный банк»
За каждым вожатым закреплено 5-6 человек. В течение всего дня вожатые наблюдают, насколько активен каждый ребенок в конкретной деятельности. Затем проставляет баллы от 0 до 5. Таким образом, каждый ребенок мог с утра узнать, насколько были оценены его старания и при необходимости, скорректировать свое поведение. В конце смены баллы суммируются на «лицевом счете». В зависимости от заработанной суммы подросток получал приз – игрушки, футболки с логотипом, и т. п. Создание «социального банка» явилось еще одним способом заинтересовать и привлечь ребят к активному участию в социальной деятельности, организованной на смене. Трудотерапия Цель: привитие подросткам навыков работы в коллективе, приобщение их к трудовой деятельности. Здесь мы предлагаем свой институт наставничества, т.е. все сотрудники лагеря будут работать в роли воспитателя – наставника. Специально этой категории детей администрацией лагеря будут предоставлены рабочие места: l помощники машиниста по стирке и ремонту белья l гладильщицы l помощницы мастера швейно-пошивочного цеха l озеленители l разнорабочие Поколения В настоящее время у нас по-новому осмысливается роль и значение нравственных общечеловеческих ценностей и на первый план выходят проблемы духовно-нравственного развития человека. Особое значение приобретает оздоровление и психическая адаптация в социуме детей, подростков и людей старшего поколения – пенсионеров. Сейчас и те, и другие испытывают дефицит общения. Чтобы восполнить этот дефицит внимания, показать нужность и значимость одним, желание быть полезными и востребованными, другим, мы постараемся сориентировать направление «Поколения» на то, чтобы подростки с помощью взрослых, а взрослые с помощью подростков ощутили себя частичкой общества и получили социальную защиту во всех сферах жизни через общение, деятельность, психологическую поддержку.
Эффективность программы можно отследить по следующим критериям: · снижение уровня агрессии в межличностном общении; · установление дружеских контактов со сверстниками; · повышение успеваемости по школьным предметам; · снижение влияния на подростка факторов, приводящих к правонарушениям, негативным явлениям в подростковой среде; · участие подростка в спортивно-оздоровительной деятельности (в сфере учебного и свободного времени). Предполагаемые результаты реализации данной подпрограммы: · формирование у подростков нравственных качеств, чувства эмпатии, представление об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни; · обучение навыкам социально поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях с подростками; · уменьшение факторов риска, приводящих к правонарушениям и негативным явлениям в подростковой среде; · удовлетворение разнообразных дополнительных запросов детей в социально-психологической деятельности.
[1] Представленные в данном разделе программы «Зеркало» и «Линия жизни» разработаны и реализуются как подпрограммы, ежегодно сопровождающие комплексные программы организации отдыха и оздоровления детей и подростков Автономного образовательного учреждения дополнительного образования Тюменской области областного детского оздоровительно-образовательного лагеря «Остров Детства». Авторы-составители: начальник отдела реализации педагогических программ О.И.Рябинина; психолог А.Н.Глухих Программа психологического сопровождения разработана с учетом всех возрастных категорий детей и подростков и может применяться также в отношении детей и подростков из социально-незащищенных категорий: малообеспеченных, воспитывающихся в замещающих семьях ит.п. Цель: оказание социально-психологической помощи детям и подросткам, дающей возможность компетентного выбора личностью своего жизненного пути, умению анализировать ситуацию и выбирать соответствующее поведение, не ущемляющее саморазвитию личности через ведение ежедневников каждым ребенком, позволяющих на основе самоанализа осуществлять индивидуальное сопровождение ребенка во время пребывания в лагере. Задачи: создание условий, обеспечивающих полноценное психическое развитие каждого ребенка, его душевный комфорт во временном детском коллективе; забота о психическом здоровье ребенка, внимание к внутреннему миру ребенка: к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам, способностям и знаниям, его отношению к себе, сверстникам, взрослым, к окружающему миру, семейным и общественным событиям; реализация в работе с детьми возможностей, резервов развития каждого возраста; развитие индивидуальных особенностей детей – интересов, способностей, склонностей, чувств, отношений, увлечений, жизненных планов; создание благоприятного для развития ребенка, для продуктивного общения детей с взрослыми и сверстниками психологического климата в условиях загородного оздоровительно-образовательного лагеря. Психокоррекционная и психотерапевтическая работа направлена: В области личностных особенностей на · формирование целенаправленной деятельности; · формирование внутренней мотивации на участие в программе; · повышение нормативных уровней притязаний; · восстановление эмоциональной адекватности, умение дифференцировать положительные и отрицательные эмоции с акцентом на приоритет позитивных эмоций при решении личных и социальных задач; · диагностика и мониторинг психического развития; · коррекция развития – личностного и интеллектуального; · помощь в разрешении межличностных конфликтов; · помощь детям в кризисных ситуациях; · консультирование детей, родителей, педагогов по возникающим проблемам; · психологическую поддержку дополнительного образования. В области поведенческих особенностей на восстановление и формирование коммуникативных навыков общения; обучение навыкам противостояния стрессовым состояниям и умению сказать «нет»; социальную и психологическую реабилитацию. Содержание программы Программа психологического сопровождения ориентирована на детей всех возрастных категорий. Отметим, что у взрослой части населения – родителей, педагогов – часто отсутствуют навыки и современные социально адаптивные стратегии поведения. Этот дефицит не позволяет им оказывать необходимое воспитательное воздействие, психологическую и социальную поддержку. Подростки оказываются одиноки и психологически беспомощны, в связи с утраченными связями со страшим поколением. Профессиональные группы лиц, работающие с детьми и подростками: педагоги, психологи и другие, должны выработать совершенно новый подход во взаимодействии со своими подопечными. Для того чтобы обучить детей новым формам здорового поведения, сформировать стресоустойчивую личность, способную самостоятельно, эффективно и ответственно строить свою жизнь, делать осознанные выборы, требуется, во-первых, самим обладать необходимыми для этого качествами и демонстрировать их в процессе профессионального взаимодействия с подростками, во-вторых, обладать знаниями, умениями и навыками обучения способности эффективно преодолевать жизненные проблемы, развивать стереотипы здорового стиля поведения. Для более эффективного отслеживания динамики индивидуального психологического состояния и определения стратегии собственного поведения были разработаны ежедневники саморефлексии, которые выдаются каждому ребенку. Итак, психологическая работа с детьми и подростками – это, прежде всего: 1. Выработка социальной компетенции. 2. Активное участие в создании своего жизненного пространства. 3. Способность противостоять различного рода стрессовым ситуациям. Для практической реализации концептуальной модели необходимо развивать стратегии и навыки альтернативного поведения: самопознания; самовоспитания; самоосуществления; поиска выбора; принятия решения в точке выбора; принятия ответственности за собственные решения; самоподдержка и взаимоподдержка; взаимообогащающего общения; рефлексии; использования собственных творческих способностей. Процедурные формы психологического сопровождения:
В целом, в программе используются активные методы социально-психологического обучения. Предполагаемый результат психологического сопровождения: Формирование здорового жизненного стиля и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у детей в условиях загородного оздоровительно-образовательного лагеря.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 147; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.138.144 (0.052 с.) |