Авторы-составители: начальник отдела реализации педагогических программ О.И.Рябинина; психолог А.Н.Глухих 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Авторы-составители: начальник отдела реализации педагогических программ О.И.Рябинина; психолог А.Н.Глухих



Авторы-составители: начальник отдела реализации педагогических программ О.И.Рябинина; психолог А.Н.Глухих

Программа психологического сопровождения разработана с учетом всех возрастных категорий детей и подростков и может применяться также в отношении детей и подростков из социально-незащищенных категорий: малообеспеченных, воспитывающихся в замещающих семьях ит.п.

Цель: оказание социально-психологической помощи детям и подросткам, дающей возможность компетентного выбора личностью своего жизненного пути, умению анализировать ситуацию и выбирать соответствующее поведение, не ущемляющее саморазвитию личности через ведение ежедневников каждым ребенком, позволяющих на основе самоанализа осуществлять индивидуальное сопровождение ребенка во время пребывания в лагере.

Задачи:

создание условий, обеспечивающих полноценное психическое развитие каждого ребенка, его душевный комфорт во временном детском коллективе;

забота о психическом здоровье ребенка, внимание к внутреннему миру ребенка: к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам, способностям и знаниям, его отношению к себе, сверстникам, взрослым, к окружающему миру, семейным и общественным событиям;

реализация в работе с детьми возможностей, резервов развития каждого возраста; развитие индивидуальных особенностей детей – интересов, способностей, склонностей, чувств, отношений, увлечений, жизненных планов; создание благоприятного для развития ребенка, для продуктивного общения детей с взрослыми и сверстниками психологического климата в условиях загородного оздоровительно-образовательного лагеря.

Психокоррекционная и психотерапевтическая работа направлена:

В области личностных особенностей на

· формирование целенаправленной деятельности;

· формирование внутренней мотивации на участие в программе;

· повышение нормативных уровней притязаний;

· восстановление эмоциональной адекватности, умение дифференцировать положительные и отрицательные эмоции с акцентом на приоритет позитивных эмоций при решении личных и социальных задач;

· диагностика и мониторинг психического развития;

· коррекция развития – личностного и интеллектуального;

· помощь в разрешении межличностных конфликтов;

· помощь детям в кризисных ситуациях;

· консультирование детей, родителей, педагогов по возникающим проблемам;

· психологическую поддержку дополнительного образования.

В области поведенческих особенностей на

восстановление и формирование коммуникативных навыков общения;

обучение навыкам противостояния стрессовым состояниям и умению сказать «нет»;

социальную и психологическую реабилитацию.

Содержание программы

Программа психологического сопровождения ориентирована на детей всех возрастных категорий.

Отметим, что у взрослой части населения – родителей, педагогов – часто отсутствуют навыки и современные социально адаптивные стратегии поведения. Этот дефицит не позволяет им оказывать необходимое воспитательное воздействие, психологическую и социальную поддержку. Подростки оказываются одиноки и психологически беспомощны, в связи с утраченными связями со страшим поколением. Профессиональные группы лиц, работающие с детьми и подростками: педагоги, психологи и другие, должны выработать совершенно новый подход во взаимодействии со своими подопечными. Для того чтобы обучить детей новым формам здорового поведения, сформировать стресоустойчивую личность, способную самостоятельно, эффективно и ответственно строить свою жизнь, делать осознанные выборы, требуется, во-первых, самим обладать необходимыми для этого качествами и демонстрировать их в процессе профессионального взаимодействия с подростками, во-вторых, обладать знаниями, умениями и навыками обучения способности эффективно преодолевать жизненные проблемы, развивать стереотипы здорового стиля поведения. Для более эффективного отслеживания динамики индивидуального психологического состояния и определения стратегии собственного поведения были разработаны ежедневники саморефлексии, которые выдаются каждому ребенку.

Итак, психологическая работа с детьми и подростками – это, прежде всего:

1. Выработка социальной компетенции.

2. Активное участие в создании своего жизненного пространства.

3. Способность противостоять различного рода стрессовым ситуациям.

Для практической реализации концептуальной модели необходимо развивать стратегии и навыки альтернативного поведения:

самопознания;

самовоспитания;

самоосуществления;

поиска выбора;

принятия решения в точке выбора;

принятия ответственности за собственные решения;

самоподдержка и взаимоподдержка;

взаимообогащающего общения;

рефлексии;

использования собственных творческих способностей.

Процедурные формы психологического сопровождения:

  • личностные и проективные психологические методики;
  • индивидуальная и групповая рефлексия;
  • методы саморегуляции;
  • ведение дневников настроения участниками группы;
  • упражнения, моделирующие школьные ситуации, ситуации с конфликтным содержанием;
  • ролевые игры со скрытым мотивом, обратной связью;
  • дискуссии;
  • мозговой штурм;
  • медитации, работа с воображением;
  • мини-лекции по специальным вопросам;
  • элементы индивидуальной и групповой психотерапии.

В целом, в программе используются активные методы социально-психологического обучения.

Предполагаемый результат психологического сопровождения:

Формирование здорового жизненного стиля и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у детей в условиях загородного оздоровительно-образовательного лагеря.

Содержательное описание психологического сопровождения

Программа психологического сопровождения включает в себя идею фасилитации обучения как новой парадигмы гуманитарного образования. Фасилитация означает способствование, облегчение, стимулирование, активизацию развития ребенка, условия свободы и ответственности, гуманизацию межличностного общения.

Основные ценности (принципы), которым следует психолог в работе:

1. С самого начала и на протяжении всего процесса психолог демонстрирует полное доверие к детям.

2. Помогает формулировать и уточняет цели и задачи, стоящие перед группой и перед каждым ребенком.

3. Исходит из того, что у ребенка всегда есть внутренняя мотивация к учению.

4. Психолог представляет собой источник разнообразного опыта, к которому ребенок всегда может обратиться за помощью.

5. Развивает в себе чувствительность к эмоциональному настрою, как отдельного индивида, так и группы, постигая и принимая его.

6. Сам психолог является активным участником группового взаимодействия.

7. Открыто демонстрирует свои чувства в детском коллективе, выражает особое чувство сопереживания, сопричастности – эмпатии.

Первый этап (адаптационный)

  • первичная консультация психолога, с целью знакомства (сбор анамнеза)
  • диагностика ожиданий и опасений детей.

Важно отметить, что наряду со специальными диагностико-коррекционными психологическими программами, психологу необходимо знать характеристики социальной среды микрорайона, в котором проживает ребенок, особенности семейного воспитания, неформального окружения ребенка, чтобы с их учетом строить не только психологической поддержки в процессе работы, но и психологической помощи в дальнейшем, а также социальной поддержки. Если таковые данные отсутствуют или не предоставлены в полном объеме, то сбор социального анамнеза может служить подготовительным этапом установления отношений сотрудничества между психологом и ребенком. В этом смысле работа на адаптационном этапе должна начинаться со сбора информации о социальной инфраструктуре района, о составе и особенностях семьи ребенка.

Сбор анамнеза – также задача первых встреч. Данная процедура позволяет получать и уточнять данные о развитии ребенка, выявить субъективные предположения ребенка о причинах дезадаптации, интересы, увлечения, ожидания, опасения, причины приезда.

Форма работы: индивидуальная

Объем работы: 1-2 сессии по 60 минут

  • групповой тренинг коммуникативных умений

Помогает детям, поближе познакомится друг с другом, найти более эффективные способы межличностного взаимодействия, а также обучает навыкам открыто выражать свои мысли и чувства. Тренинг коммуникативных умений является своего рода подготовительным этапом для проведения последующей групповой работы с детьми.

  • психодиагностика эмоциональной сферы с целью определения успешности адаптации.

Так как на этапе социальной адаптации происходит процесс активного приспособления ребенка к условиям социальной среды, изменения, сопровождающие процесс адаптации, затрагивают все уровни организма: от молекулярного до психологической регуляции деятельности. Решающую роль в успешности адаптации на первом этапе играет функциональное, психическое и моральное состояние ребенка. Именно поэтому важно отследить в каком нервно-психическом состоянии поступает ребенок, какие эмоциональные реакции характерны для него в этот момент.

Исследования эмоциональной сферы проводятся с помощью следующих методик:

Трудотерапия

Проживание в палатках предполагает выполнение подростками определенных хозяйственных функций: заготовка дров, дежурство у костра, соблюдение чистоты и порядка на территории лагеря и в платках, дежурство в столовой.

Спорт

Для укрепления здоровья, пропаганды ЗОЖ, пробуждения интереса к занятиям спортом в лагере была организована работа спортивных секций.

Ребята могли посещать тренажерный зал, футбольное, волейбольное поле, настольный теннис, секцию греко – римской борьбы.

На сменах были организованы дружеские матчи по футболу, волейболу и т.д. между отрядами. Так же, ребята принимали участие в межлагерных соревнованиях.

Туризм

Жители палаточного городка ходили в туристические однодневные походы, сплавлялись по реке на катамаранах, ходили на рыбалку, проходили «полосу препятствий – Бастион».

Досуг

Очень часто у ребят возникали сложности в подготовке и участии в вечерних мероприятиях. Многие из них были застенчивыми, скованными, не имели опыта выступления на сцене. Из–за этого не желали принимать участия в вечерних лагерных мероприятиях.

Для того чтобы помочь детям преодолеть страх выступлений, раскрыть таланты и способности ребенка, в течение недели вожатые проводили отрядные «Вечерки» на территории палаточного городка.

Пели под гитару, придумывали и проводили интересные конкурсы, игры разыгрывали мини – сценки.

Все это придало уверенности в собственных силах, и через неделю отряд участвовал в вечерних мероприятиях наравне со всеми отрядами.

Игра «Социальный банк»

Для того чтобы стимулировать активность ребенка, была разработана игра «Социальный банк», где отражалась вся деятельность подростка в лагере.

Игра «Социальный банк»

 

ФИО Дата Досуговая деятельность Спорт Трудотерапия Занятия у психолога Итого:
Петр Л. 28.07.07.          
Катя С. 28.07.07.          
Олеся Е. 28.07.07.          

За каждым вожатым закреплено 5-6 человек. В течение всего дня вожатые наблюдают, насколько активен каждый ребенок в конкретной деятельности. Затем проставляет баллы от 0 до 5.

Таким образом, каждый ребенок мог с утра узнать, насколько были оценены его старания и при необходимости, скорректировать свое поведение.

В конце смены баллы суммируются на «лицевом счете». В зависимости от заработанной суммы подросток получал приз – игрушки, футболки с логотипом, и т. п.

Создание «социального банка» явилось еще одним способом заинтересовать и привлечь ребят к активному участию в социальной деятельности, организованной на смене.

Трудотерапия

Цель: привитие подросткам навыков работы в коллективе, приобщение их к трудовой деятельности. Здесь мы предлагаем свой институт наставничества, т.е. все сотрудники лагеря будут работать в роли воспитателя – наставника. Специально этой категории детей администрацией лагеря будут предоставлены рабочие места:

l помощники машиниста по стирке и ремонту белья

l гладильщицы

l помощницы мастера швейно-пошивочного цеха

l озеленители

l разнорабочие

Поколения

В настоящее время у нас по-новому осмысливается роль и значение нравственных общечеловеческих ценностей и на первый план выходят проблемы духовно-нравственного развития человека. Особое значение приобретает оздоровление и психическая адаптация в социуме детей, подростков и людей старшего поколения – пенсионеров. Сейчас и те, и другие испытывают дефицит общения. Чтобы восполнить этот дефицит внимания, показать нужность и значимость одним, желание быть полезными и востребованными, другим, мы постараемся сориентировать направление «Поколения» на то, чтобы подростки с помощью взрослых, а взрослые с помощью подростков ощутили себя частичкой общества и получили социальную защиту во всех сферах жизни через общение, деятельность, психологическую поддержку.

Эффективность программы можно отследить по следующим критериям:

· снижение уровня агрессии в межличностном общении;

· установление дружеских контактов со сверстниками;

· повышение успеваемости по школьным предметам;

· снижение влияния на подростка факторов, приводящих к правонарушениям, негативным явлениям в подростковой среде;

· участие подростка в спортивно-оздоровительной деятельности (в сфере учебного и свободного времени).

Предполагаемые результаты реализации данной подпрограммы:

· формирование у подростков нравственных качеств, чувства эмпатии, представление об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни;

· обучение навыкам социально поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях с подростками;

· уменьшение факторов риска, приводящих к правонарушениям и негативным явлениям в подростковой среде;

· удовлетворение разнообразных дополнительных запросов детей в социально-психологической деятельности.

 


[1] Представленные в данном разделе программы «Зеркало» и «Линия жизни» разработаны и реализуются как подпрограммы, ежегодно сопровождающие комплексные программы организации отдыха и оздоровления детей и подростков Автономного образовательного учреждения дополнительного образования Тюменской области областного детского оздоровительно-образовательного лагеря «Остров Детства».

Авторы-составители: начальник отдела реализации педагогических программ О.И.Рябинина; психолог А.Н.Глухих

Программа психологического сопровождения разработана с учетом всех возрастных категорий детей и подростков и может применяться также в отношении детей и подростков из социально-незащищенных категорий: малообеспеченных, воспитывающихся в замещающих семьях ит.п.

Цель: оказание социально-психологической помощи детям и подросткам, дающей возможность компетентного выбора личностью своего жизненного пути, умению анализировать ситуацию и выбирать соответствующее поведение, не ущемляющее саморазвитию личности через ведение ежедневников каждым ребенком, позволяющих на основе самоанализа осуществлять индивидуальное сопровождение ребенка во время пребывания в лагере.

Задачи:

создание условий, обеспечивающих полноценное психическое развитие каждого ребенка, его душевный комфорт во временном детском коллективе;

забота о психическом здоровье ребенка, внимание к внутреннему миру ребенка: к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам, способностям и знаниям, его отношению к себе, сверстникам, взрослым, к окружающему миру, семейным и общественным событиям;

реализация в работе с детьми возможностей, резервов развития каждого возраста; развитие индивидуальных особенностей детей – интересов, способностей, склонностей, чувств, отношений, увлечений, жизненных планов; создание благоприятного для развития ребенка, для продуктивного общения детей с взрослыми и сверстниками психологического климата в условиях загородного оздоровительно-образовательного лагеря.

Психокоррекционная и психотерапевтическая работа направлена:

В области личностных особенностей на

· формирование целенаправленной деятельности;

· формирование внутренней мотивации на участие в программе;

· повышение нормативных уровней притязаний;

· восстановление эмоциональной адекватности, умение дифференцировать положительные и отрицательные эмоции с акцентом на приоритет позитивных эмоций при решении личных и социальных задач;

· диагностика и мониторинг психического развития;

· коррекция развития – личностного и интеллектуального;

· помощь в разрешении межличностных конфликтов;

· помощь детям в кризисных ситуациях;

· консультирование детей, родителей, педагогов по возникающим проблемам;

· психологическую поддержку дополнительного образования.

В области поведенческих особенностей на

восстановление и формирование коммуникативных навыков общения;

обучение навыкам противостояния стрессовым состояниям и умению сказать «нет»;

социальную и психологическую реабилитацию.

Содержание программы

Программа психологического сопровождения ориентирована на детей всех возрастных категорий.

Отметим, что у взрослой части населения – родителей, педагогов – часто отсутствуют навыки и современные социально адаптивные стратегии поведения. Этот дефицит не позволяет им оказывать необходимое воспитательное воздействие, психологическую и социальную поддержку. Подростки оказываются одиноки и психологически беспомощны, в связи с утраченными связями со страшим поколением. Профессиональные группы лиц, работающие с детьми и подростками: педагоги, психологи и другие, должны выработать совершенно новый подход во взаимодействии со своими подопечными. Для того чтобы обучить детей новым формам здорового поведения, сформировать стресоустойчивую личность, способную самостоятельно, эффективно и ответственно строить свою жизнь, делать осознанные выборы, требуется, во-первых, самим обладать необходимыми для этого качествами и демонстрировать их в процессе профессионального взаимодействия с подростками, во-вторых, обладать знаниями, умениями и навыками обучения способности эффективно преодолевать жизненные проблемы, развивать стереотипы здорового стиля поведения. Для более эффективного отслеживания динамики индивидуального психологического состояния и определения стратегии собственного поведения были разработаны ежедневники саморефлексии, которые выдаются каждому ребенку.

Итак, психологическая работа с детьми и подростками – это, прежде всего:

1. Выработка социальной компетенции.

2. Активное участие в создании своего жизненного пространства.

3. Способность противостоять различного рода стрессовым ситуациям.

Для практической реализации концептуальной модели необходимо развивать стратегии и навыки альтернативного поведения:

самопознания;

самовоспитания;

самоосуществления;

поиска выбора;

принятия решения в точке выбора;

принятия ответственности за собственные решения;

самоподдержка и взаимоподдержка;

взаимообогащающего общения;

рефлексии;

использования собственных творческих способностей.

Процедурные формы психологического сопровождения:

  • личностные и проективные психологические методики;
  • индивидуальная и групповая рефлексия;
  • методы саморегуляции;
  • ведение дневников настроения участниками группы;
  • упражнения, моделирующие школьные ситуации, ситуации с конфликтным содержанием;
  • ролевые игры со скрытым мотивом, обратной связью;
  • дискуссии;
  • мозговой штурм;
  • медитации, работа с воображением;
  • мини-лекции по специальным вопросам;
  • элементы индивидуальной и групповой психотерапии.

В целом, в программе используются активные методы социально-психологического обучения.

Предполагаемый результат психологического сопровождения:

Формирование здорового жизненного стиля и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у детей в условиях загородного оздоровительно-образовательного лагеря.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 147; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.138.144 (0.052 с.)