Гарантии независимости судей. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гарантии независимости судей.



Независимость судьи обеспечивается:

- предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия;

- запретом под угрозой ответственности за какое-либо вмешательство деятельность по осуществлению правосудия;

- установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи;

- предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу;

- судьи, члены его семьи и их имущество находятся под охраной государства;

- судья имеет право на хранение и ношение служебного оружия; гарантии независимости судьи, включая меры его правовой защищенности, материального и социального обеспечения, распространяются на всех судей в РФ и не могут быть отменены и снижены иными нормативными актами РФ и субъектов РФ;

- всякое вмешательство в деятельность судьи по осуществлению правосудия преследуется по закону. Судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу находящихся в его производстве дел.

Срок полномочий судьи не ограничен, кроме случаев:

- мировые судьи избираются первоначально на срок 5 лет;

- судьи районного (городского) суда впервые избираются на срок 3 года, по истечению которого они могут быть назначены без ограничения срока.

 

2. Квалификационные коллегии судей и аттестация судей

Виды квалификационных коллегий судей:

высшая квалификационная коллегия судей РФ;
квалификационные коллегии судей субъектов РФ.
квалификационные коллегии судей формируются из числа судей федеральных судов, судей судов субъектов РФ, представителей обшественности, представителей Президента РФ. Высшая квалификационная коллегия судей РФ формируется в количестве 29 членов.
Члены коллегии из числа судей избираются по следующим нормам представительства:

• судей Верховного Суда РФ - два судьи;
• судей Высшего Арбитражного Суда РФ - два судьи;
• судей федеральных арбитражных судов округов - три судьи;
• судей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов - четыре судьи;
• судей арбитражных судов субъектов РФ - четыре судьи;
• судей окружных (флотских) военных судов - три судьи;
О членов коллегии - представители общественности назначаются Советом Федерации Федерального Собрания РФ;
•один член коллегии - представитель Президента РФ назначается Президентом РФ.

2. Судьи в состав Высшей квалификационной коллегии судей РФ избирают-;я тайным голосованием на съезде делегатами съезда от соответствую-цих судов из своего состава на раздельных собраниях делегатов. Избранными считаются судьи, получившие наибольшее количество голосов делегатов съезда, принявших участие в голосовании, при условии, что в голосовании принимали участие более половины делегатов съезда от соответствующих судов. Избрание судей в состав Высшей квалификационной коллегии вместо выбывших в период между съездами производится Советом судей РФ.
Квалификационная коллегия судей субъекта РФ формируется по следующим нормам представительства:
от судей верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа - два судьи;

• от судей арбитражного суда субъекта РФ - пять судей;
• от судей гарнизонных военных судов - один судья;
• от судей районных судов - три судьи;
• от судей конституционного (уставного) суда субъекта РФ - один судья;
• от мировых судей - один судья;
• 7 представителей общественности;
•один представитель Президента РФ.

Представитель Президента РФ в квалификационной коллегии судей субъекта РФ назначается Президентом РФ.
Членами квалификационных коллегий судей не могут быть председатели судов и их заместители. Судья не может быть избран одновременно в совет судей и квалификационную коллегию судей одного уровня, а также не может быть членом квалификационных коллегий судей разных уровней. Член квалификационной коллегии судей не может быть избран на должность председателя или заместителя председателя квалификационной коллегии судей более двух раз подряд.

3. Полномочия квалификационных коллегий судей. Высшая квалификационная коллегия судей РФ:

• рассматривает заявления кандидатов на должности Председателя Верховного Суда РФ, Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ, их заместителей и представляет Президенту РФ свои заключения, а также заявления кандидатов на должности председателей, заместителей председателей других федеральных судов (за исключением районных судов), судей Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, федеральных арбитражных судов округов, окружных (флотских) военных судов;
• объявляет в СМИ об открытии вакантных должностей председателей, заместителей председателей федеральных судов (за исключением районных судов), а также судей Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, федеральных арбитражных судов округов, окружных (флотских) военных судов;
• приостанавливает, возобновляет либо прекращает полномочия, а также прекращает отставку председателей, заместителей председателей федеральных судов (за исключением районных судов), судей Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, федеральных арбитражных судов округов, окружных (флотских) военных судов, членов совета судей РФ и Высшей квалификационной коллегии судей РФ, председателей советов судей и квалификационных коллегий судей субъектов РФ;
• осуществляет квалификационную аттестацию председателей, заместителей председателей федеральных судов (за исключением Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и районных судов), а также судей Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, федеральных арбитражных судов округов и окружных (флотских) военных судов;
•дает заключения о возможности привлечения судей, пребывающих в отставке, к исполнению обязанностей судей Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, федеральных арбитражных судов округов и окружных (флотских) военных судов;
присваивает судьям первый и высший квалификационные классы; налагает дисциплинарные взыскания на председателей, заместителей председателей федеральных судов (за исключением районных судов), а также на судей Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, федеральных арбитражных судов округов и окружных (флотских) военных судов за совершение ими дисциплинарного проступка; утверждает положение о порядке работы квалификационных коллегий судей;
рассматривает вопросы, отнесенные к компетенции квалификационных коллегий судей субъектов РФ, в случае невозможности их разрешения этими коллегиями;
знакомится с работой квалификационных коллегий судей субъектов РФ, изучает и обобщает практику их работы, организует учебу членов этих коллегий;
принимает решения о представлении судей к награждению государственными наградами РФ и присвоении им почетных званий РФ; иные полномочия, предусмотренные федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Квалификационные коллегии судей субъектов РФ:

рассматривают заявления лиц, претендующих на соответствующую должность судьи, и дают свои заключения;
утверждают состав экзаменационных комиссий по приему квалификационного экзамена у кандидатов на должность судьи; объявляют в СМИ об открытии вакантных должностей председателей, заместителей председателей районных судов, а также судей соответствующих федеральных судов;
организуют проверку достоверности биографических и иных сведений, представленных кандидатами на вакантные должности; приостанавливают, возобновляют либо прекращают полномочия, а также прекращают отставку судей соответствующих федеральных судов; осуществляют квалификационную аттестацию судей соответствующих судов, присваивают судьям квалификационные классы (за исключением первого и высшего);
дают заключения о возможности привлечения судей, пребывающих в отставке, к исполнению обязанностей судей соответствующих федеральных судов, а также председателей и заместителей председателей районных судов; налагают дисциплинарные взыскания на судей соответствующих судов; осуществляют иные полномочия.
Высшая квалификационная коллегия судей РФ, а также квалификационные коллегии судей субъектов РФ, могут осуществлять свои полномочия, если их составы сформированы не менее чем на 2/3.

4. Квалификационная аттестация судьи - это проверка уровня правовых знаний судьи, умения применять эти знания при рассмотрении судебных дел, деловых качеств судьи и его соответствия требованиям, предъявляемым к судьям. Основания проведения аттестации судьи:
V присвоение очередного квалификационного класса;
• назначение судьи на должность председателя суда, его заместителя или председателя судебной коллегии;
• назначение в вышестоящий суд;
• истечение срока полномочий судьи, когда он был впервые назначен на судейскую должность сроком на 3 года.
Судьям присваиваются квалификационные классы шести уровней (от пятого до высшего) в зависимости от стажа работы, занимаемой должности и уровня квалификации.
Аттестацию проходят и некоторые работники аппарата суда (советники, консультанты, секретари суда и т. п.). В зависимости от результатов им присваиваются классные чины: юрист первого - третьего класса, советник юстиции первого - третьего класса, государственный советник первого - третьего класса.
В зависимости от квалификационного класса (классного чина) определяется размер оплаты труда судей (работников аппарата суда).
Судья имеет право на повышение квалификации один раз в 3 года в учреждениях высшего профессионального и послевузовского профессионального образования с сохранением денежного содержания на период обучения. Повышение квалификации организуется соответственно Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ и осуществляется для судей федеральных судов за счет средств федерального бюджета, а для мировых судей - за счет средств бюджета соответствующего субъекта РФ.

 

 

Экзаменационный билет № 38

по дисциплине «Правоохранительные органы»

3. Статус присяжных и арбитражных заседателей.

Присяжные заседатели. В России с участием присяжных заседателей уголовные дела стали рассматривать в результате судебной реформы 1864 г. Однако нововведение не вполне устраивало властей своим демократизмом, и вскоре в результате судебной контрреформы компетенция суда с участием присяжных заседателей была существенно ограничена, а с конца 1917 г. суды в таком составе и вовсе перестали существовать. Возрождены суды с участием присяжных заседателей в начале 90-х годов прошлого века. Это был один из самых серьезных, реальных и решительных шагов в плане реализации положений Концепции судебной реформы 1991 г.1

Присяжными заседателями являются граждане Российской Федерации, включенные в списки присяжных заседателей и призванные в установленном законом порядке к участию в рассмотрении судом дела. Списки (общий и запасной) присяжных заседателей составляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления ежегодно. Критерием включения граждан в списки присяжных является постоянное проживание на соответствующей территории. В запасной список

включается не более одной четверти от количества граждан, включенных в общий список.

Количество граждан, вносимых в списки, определяется председателем суда субъекта Российской Федерации исходя из потребностей в нормальном функционирования данного суда. В каждом административном районе на основе списков избирателей путем случайной выборки формируется общий список исходя из количества, определяемого администрацией субъекта РФ с учетом запроса председателя суда субъекта РФ. Из списка исключаются те, кто не в состоянии по каким-либо причинам выполнять обязанности присяжных заседателей. После этого о составленном списке извещается население, желающее с ним ознакомиться и подать заявление при несогласии с его содержанием. Из поступивших из районов общих списков администрацией субъектов формируется единый список, который направляется председателю суда субъекта. Из жителей, постоянно проживающих в месте расположения суда субъекта РФ, составляется запасной список. Оба списка публикуются в печати. Граждане вправе обратиться в администрацию субъекта РФ с заявлением о незаконном включении или невключении их в списки или по поводу неправильностей в списках. Заявление рассматривается в пятидневный срок, и решение по нему может быть обжаловано в судебном порядке.

Об изменениях в списках в недельный срок администрация обязана сообщать в соответствующий суд. По требованию председателя суда субъекта РФ администрация обязана представить для обеспечения нормальной деятельности суда новый или дополнительный списки присяжных заседателей.

Не включаются в списки присяжных заседателей:

  • не внесенные на предшествовавших составлению списков присяжных заседателей выборах или референдуме в списки избирателей или граждан, имеющих право участвовать в референдуме;
  • не достигшие к моменту составления списков присяжных заседателей 25 лет;
  • имеющие не снятую или не погашенную судимость;
  • признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности.

По желанию отдельных граждан они исключаются из списков присяжных заседателей. К числу таких граждан относятся:

  • лица, не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство;
  • немые, глухие, слепые и другие лица, являющиеся инвалидами;
  • лица, не способные в силу своих физических или психических недостатков, подтвержденных медицинскими документами, успешно выполнять обязанности присяжных заседателей;
  • престарелые, которые достигли возраста 70 лет;
  • руководители и заместители руководителей органов представительной и исполнительной власти;
  • военнослужащие;
  • судьи, прокуроры, следователи, адвокаты, нотариусы, а также лица, принадлежащие к руководящему и оперативному составу органов внутренних дел и государственной безопасности;
  • священнослужители.

Председателем суда или председательствующим судьей освобождаются от исполнения обязанностей присяжных заседателей:

  • подозреваемые или обвиняемые в совершении преступления;
  • лица, не владеющие языком судопроизводства, - при необеспеченности в суде синхронного перевода;
  • немые, глухие, слепые и другие лица, являющиеся инвалидами, - при отсутствии организационных либо технических возможностей их полноценного участия в судебном заседании;
  • лица, имеющие право на исключение из списков присяжных заседателей по собственному заявлению - по их просьбе, заявленной до окончания их отбора для исполнения обязанностей присяжных заседателей по конкретному делу.

Председателем суда или председательствующим судьей могут быть освобождены от исполнения обязанностей присяжных заседателей по устному или письменному заявлению:

  • лица старше 60 лет;
  • женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет;
  • лица, которые в силу своих религиозных убеждений считают для себя невозможным участие в осуществлении правосудия;
  • лица, отвлечение которых от исполнения служебных обязанностей может повлечь существенный вред общественным и государственным интересам (врачи, учителя, пилоты авиалиний и другие);
  • иные лица, имеющие уважительные причины для неучастия в судебном заседании.

Кроме того, от участия в конкретном деле освобождается всякий раз лицо, чья объективность вызывает обоснованные сомнения вследствие оказанного на данное лицо незаконного воздействия, наличия у него предвзятого мнения, знания об обстоятельствах дела из непроцессуальных источников, а также по другим причинам.

Граждане призываются для участия в рассмотрении дел один раз в год на десять рабочих дней или до окончания начатого рассмотрением с участием данного присяжного заседателя дела.

Присяжному заседателю выплачивается судом из республиканского бюджета вознаграждение в размере половины должностного оклада судьи суда субъекта РФ, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по основному месту работы пропорционально времени нахождения в суде. Возмещению присяжному подлежат также командировочные

и транспортные расходы. Время исполнения обязанностей в суде учитывается при исчислении всех видов трудового стажа. За присяжным сохраняется рабочее место и все гарантии и льготы, предусмотренные законодательством для работников данных предприятий, учреждений или организаций.

На присяжного заседателя, исполняющего обязанности в суде, в полной мере распространяются гарантии неприкосновенности судьи.

 

4. Структура Министерства юстиции, его основные полномочия.

Структура

Возглавляет Министерство министр юстиции. В его подчинении 7 заместителей.

В структуру Минюста входят:

§ Центральный аппарат

§ 11 департаментов по основным направлениям деятельности

§ Департамент регистрации ведомственных нормативных правовых актов

§ Департамент организации и контроля

§ Департамент нормативно-правового регулирования, анализа и контроля в сфере исполнения уголовных наказаний и судебных актов

§ Департамент государственной службы и кадров

§ Департамент международного права и сотрудничества

§ Департамент конституционного законодательства

§ Департамент гражданского и социального законодательства

§ Департамент управления делами

§ Департамент по делам некоммерческих организаций

§ Департамент по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой

§ Департамент законопроектной деятельности и мониторинга правоприменения

§ Уполномоченный Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека — заместитель Министра и его аппарат

§ Отдел рассмотрения жалоб по уголовно-правовым вопросам

§ Отдел рассмотрения жалоб по гражданско-правовым вопросам

§ Отдел анализа прецедентной практики, организации и контроля исполнения решений

§ Отдел делопроизводства

§ Научный центр правовой информации

§ государственное учреждение «Федеральное агентство по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения»

§ Российская правовая академия

§ Федеральные казенные учреждения «Государственные юридические бюро» [ источник не указан 286 дней ]

§ Судебно-экспертные учреждения

§ Территориальные органы Министерства юстиции Российской Федерации

 

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года(в редакции от 23 октября 2008 года)[2] и в соответствии с иными нормативно-правовыми актами, Министерство юстиции Российской Федерации занимается выработкой и реализацией государственной политики и нормативно-правовым регулированием, а также осуществляет правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сферах:

§ исполнения уголовных наказаний,

§ регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений,политических партий и религиозных организаций, а также предоставление информации о них.

§ адвокатуры и адвокатской деятельности,

§ нотариата и нотариальной деятельности,

§ государственной регистрации актов гражданского состояния,

§ легализации и апостиля,

§ обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов;

§ Противодействие коррупции [3]

§ Антикоррупционная экспертиза законопроектов

Антикоррупционную экспертизу законопроектов проводят аккредитованных в качестве независимых экспертов физические и юридические лица. По состоянию на 16 ноября 2010 года в качестве независимых экспертов аккредитовано 828 физических лиц и 164 юридических лица. Решение об аккредитации принимает Министр юстиции Российской Федерации или один из уполномоченных заместителей министра, о чем издается соответствующее распоряжение. Аккредитованным экспертам выдается свидетельство установленного образца.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.34.87 (0.034 с.)