Способы развития восприятия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Способы развития восприятия.



Критерии Младший и средний дошкольный возраст Старший дошкольный возраст
Ведущая деятельность Игра, конструирование, изодеятельность Игра, конструирование, изодеятельность, элементы учебной деятельности
Сенсорные эталоны В процессе рисования, конструирования, выполнения аппликаций, выкладывания мозайки. Многократное использование материалов ведет к запоминанию и формированию сенсорных эталонов. Без систематического обучения у детей формируются лишь 3-4 сенсорных эталона цвета, формы, а при целенаправленном сенсорном воспитании – например, до 28 у японских детей. Трудности с усвоением величины обозначение величины предметов через отношение к величине другого предмета Расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов – за счет систематизации представлений. Цвет: последовательность расположения цветов в спектре, деление на теплые и холодные оттенки Форма: деление на круглые и прямолинейные, представления об отличии форм друг от друга, их связи, преобразование 1 формы в другую (если прямоугольник разделить пополам, получится 2 квадрата). Величина: умение сопоставлять между собой большое количество предметов
Способы восприятия   При помощи внешних проб, переходящим к внутренним пробам, сравнению на глаз свойств предметов с усвоенными эталонами. Приемы прикладывания образца к предмету, обведения контура образца и предмета пальцем. При определении цвета на первых этапах дети – цветной карандаш. Сравнивая предметы по величине, дети прикладывают их друг к другу, подравнивая по одной линии. К 5 годам дошкольники овладевают внутренними способами восприятия. Дети не нуждаются во внешних приёмах – перемещениях, обведении контуров рукой и т.д. Используют зрительное сравнение, которое становится более точным. Дети полностью переходят от использования внешних образцов к использованию усвоенных представлений
Обследование предметов   Дети учатся последовательно осматривать предметы-образцы, выделять их части, определять сначала форму, величину, цвет основной части, потом – дополнительных частей Дети не могут выбрать из готовой постройки нужную деталь, не умеют последовательно рассматривать картины. Главная роль принадлежит взрослому, направляющего процесс обследования предметов Большое значение играет уровень развития речи детей, умением связно передавать в словах результаты восприятия. Систематическое обучение
Слуховое восприятие Речевой слух развивается в процессе речевого общения, музыкальный – при слушании музыки и выполнении движений под музыку. В начале дошкольного детства дети воспринимают слова и музыкальную мелодию слитно, не выделяя в них отдельные звуки и их соотношения. В выделении речевых звуков решающее значение имеет произношение, в выделении отношений музыкальных звуков – движения рук и тела. Совершенствование слухового восприятия речи и музыки происходит в ходе специальной работы по развитию речи, обучению грамоте и музыке. Опора на развивающиеся мыслительные действия ребенка, умение анализировать звуковой состав слова, ритм и мелодию музыкальных произведений
       

 

Особенности предметного восприятия человека.

Предметное восприятие окружающей действительности - это непосредственное отражение в сознании человека окружающих объектов в их ограниченной контурами конкретной материальной форме. При предметном восприятии объекта видится цвет, объем, цена, функциональное назначение объекта, вес, рост, возраст, принадлежность объекта кому-либо или чему-либо, название, расположение и мера затребования этого объекта в обыденной жизни человека.

Целостность и константность - это качества психических образов конкретных предметов. Целостность и константность обеспечивают целостное и устойчивое отражение предметов в сознании, делают восприятие независимым от условий, в которых оно протекает. Эти качества развиваются в онтогенезе. Ошибки в опознании знакомых предметов, предъявляемых в непривычных для восприятия условиях, говорят о недостаточном развитии целостности и константности возникающих в сознании образов.

 

Особенности осязательного восприятия.

Осязательное восприятие

 

Осязание является сложной формой чувствительности, включая в свой состав как

элементарные, так и сложные компоненты. К первым относятся ощущение холода,

тепла и боли, ко вторым – собственно осязательные ощущения (прикосновение и

давление). Периферическими аппаратами ощущения тепла и холода являются

«луковички», разбросанные в толще кожи. Аппаратом болевых ощущений являются

свободные окончания тонких нервных волокон, воспринимающих болевые сигналы,

периферическим аппаратом ощущений прикосновения и давления – своеобразные

нервные образования, известные как тельца Лейснера, тельца Фатер-Паччини,

также расположенные в толще кожи. Только что перечисленные рецепторные

аппараты распределены по поверхности кожи неравномерно: чем более тонкая

чувствительность требуется от работы того или иного органа, тем более густо

расположены на его поверхности соответствующие рецепторные компоненты и тем

более низки пороги различения тех сигналов, которые до них доходят, иначе

говоря, тем более высока их чувствительность. Тонкость чувствительности

различных поверхностей тела обеспечена не только густотой распределения

периферических рецепторов в соответствующих участках кожи, но и относительной

площадью тех областей постцентральных отделов коры головного мозга, куда

приходят волокна от соответствующих участков периферии. Чем более тонкую

функцию выполняет тот или иной участок кожи, тем большую площадь занимает его

проекция в коре головного мозга. Наиболее сложные формы осязательной

чувствительности – ощущение локализации прикосновения, различительная

чувствительность (ощущение расстояния между двумя прикосновениями к близким

участкам кожи), ощущения направления натяжения кожи (если кожу предплечья

ведут к кисти или от нее), ощущения формы, которая наносится прикосновением

острия делающего на коже фигуру круга или изображение цифры. К сложным формам

относится и глубокая чувствительность, позволяющая опознать, в каком

положении находятся пассивно огибаемая рука или придать правой руке то

положение, которое пассивно придается левой руке. В осуществлении этих видов

чувствительности принимают участие сложные вторичные зоны постцентральных

отделов коры. Для исследования различных видов чувствительности используют

разные приемы, например: опыт Тэйбера, при котором исследующий одновременно

прикасается к двум симметричным точкам груди или лица. Поражение одного из

полушарий выявляется в том, что больной, хорошо улавливающий каждое отдельное

прикосновение, игнорирует одно из прикосновений к симметричным точкам, если

оба прикосновения даются одновременно.

При этом обычно выпадает ощущение прикосновения к точке, противоположной

пораженному полушарию. Исследование «двумерно-пространственного чувства»

производится следующим образом: исследующий рисует острием иглы фигуру на

коже предплечья и предлагает определить, какая фигура была нарисована.

Невозможность выполнить эту задачу указывает на поражение вторичных отделов

теменной коры противоположного полушария (N8 с.55-56).

Однако существуют и более сложные формы осязательного восприятия, при котором

человек на ощупь может определить формы предмета, а иногда и узнать сам

предмет. Чтобы перейти от оценки отдельных признаков к осязательному

восприятию целого предмета, необходимо, чтобы рука находилось в движении, то

есть пассивное осязательное восприятие заменилось активным ощупыванием

предмета. Наиболее интересным в осязательном восприятии предмета является

факт постепенного превращения последовательно (сукцессивно) поступающей

информации об отдельных признаках предмета в его целостный (симультанный)

образ.

Например, при ощупывании ключа сначала мы получаем впечатление о том, что мы

имеем дело с чем-то холодным, гладким и длинным. На этой фазе возникает

предположение, что мы ощупываем металлический стержень или трубку; или

металлический карандаш. Затем наша рука ощупывает кольцо ключа; первая группа

предположений сразу отбрасывается. Ощупывание продолжается, и ощупывающий

палец перемещается к бородке ключа с характерной для нее изрезанностью. Тут

происходит выделение наиболее информационных точек, объединение всех

последовательно воспринимавшихся признаков, и возникает гипотеза «это ключ!»

(N8 с.74). Видно, что процесс узнавания образа предмета, который в зрении

происходит сразу, в осязании носит развернутый характер, и происходит путем

последовательной цепи проб, с выделением отдельных признаков, созданием ряда

альтернатив и формированием окончательной гипотезы. Процесс осязательного

восприятия был подробно изучен советскими психологами Б.Г. Ананьевым, Б.Ф.

Ломовым, Л.М. Веккером. Исследования этих авторов показали ряд факторов. Рука

испытуемого должна активно ощупывать предмет. Пассивное проведение предметом

по руке или руки по предмету, не приводит к нужному результату. Активное

ощупывание предмета производится, как правило, при участии обеих рук. По мере

упражнения процесс ощупывания может постепенно сокращаться, и если на первых

его этапах для узнавания было необходимо слияние многих выделенных признаков,

то при повторном ощупывании число признаков, необходимых для опознания

предмета, сокращается, так что под конец одного наиболее информативного

признаке достаточно, чтобы предмет мог быть опознан.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 1251; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.220.114 (0.021 с.)