Общение и межличностные отношения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общение и межличностные отношения



Общественные отношения: 1)различные взаимодействия, урегулированные социальными нормами, между двумя или более людьми, каждый из которых имеет социальную позицию и осуществляет социальную роль (Википедия); 2) многообразные, присущие обществу связи, устанавливающиеся между социальными группами, а также внутри них (Энциклопедия социологии)

Межличностные отношения: 1) это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми, 2) объективно проявляющиеся взаимосвязи людей, отраженные в содержании и направленности реального их взаимодействия и общения и порождающие субъективное видение своей позиции и положения других.

Природа межличностных отношений: Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений; их важнейшая специфическая черта — эмоциональная основа. Поэтому межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического “климата” группы. Эмоциональная основа межличностных отношений означает, что они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу.

Проявляются как сугубо индивидуальные качества личности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества; человек реализует себя, отдавая обществу всё воспринятое; проявляет себя как личность; закономерности их становления и развития межличностных отношений: Первая из них отражает обусловленность природы межличностных отношений тем местом, которая возрастная социальная группа занимает в обществе. Вторая характеристика межличностных отношений - это их зависимость от совместной деятельности, которая в любую историческую эпоху опосредствует развитие межличностных отношений в группе, определяет их строение. Третья особенность межличностных отношений заключается в их уровневой природе сколько-нибудь сложившаяся группа имеет определенный уровень развития, от которого зависит наличие или отсутствие тех или иных её социально-психологических особенностей и характер её влияния на индивидов.

Общение и межличностные отношения: 1.Оба ряда отношений человека – и общественные, и межличностные, раскрываются, реализуются именно в общении.2.Общение выступает как способ цементирования индивидов. 3.Отношения реализуются в специфических формах общения.

Подходы к пониманию межличностных отношений: социометрический (избирательные предпочтения детей); -социокогнитивный (познание и оценка другого и решение социальных проблем); -деятельностный (отношения как результат общения и совместной деятельности детей).

Типология отношений: 1) Функционально ролевые отношения выступают при изучении "делового" общения и совместной деятельности, что позволяет ответить на вопросы: "в какой конкретной деятельности разворачиваются эти отношения?" и "что они отражают?". 2) эмоционально оценочных отношений позволяет ответить на вопросы: соответствует ли поведение в группе социальным нормам? какие эмоции оно вызывает? 3) эмоционально оценочных отношений позволяет ответить на вопросы: соответствует ли поведение в группе социальным нормам? какие эмоции оно вызывает.

Классификация межличностных отношений:

1 По характеру взаимодействия

а) Деловые отношения. Могут быть непосредственными – общение с членами группы, руководителями; так и опосредованными – с помощью других лиц (посредников) или технических средств б) Неофициальные межличностные отношения в производственных группах.

б) Неофициальные межличностные отношения в производственных группах.

2 По форме взаимодействия

а) п сихомоторные Осуществление практических совместных действий б) интеллектуальные При решении мыслительных задач (принятие решений и т.п.) в ) перцептивные При решении задач на опознание и декодирование сигналов г) коммуникативны е Посредством речевых функций и других средств общения

3. по валентности или знаку: положительные, индифферентные, отрицательные.

Три элемента межличностных отношений:1. Огнитивный элемент предполагает осознание того, что нравится или не нравится в межличностных отношениях. 2. Аффективный аспект находи г свое выражение в различных эмоциональных переживаниях людей по поводу взаимосвязей между ними.3.Поведенческийкомпонент межличностных отношений реализуется в конкретных действиях.

Особенности личности, влияющие на формирование межличностных отношений: пол, возраст, национальность, свойства темперамента, состояние здоровья, профессия, опыт общения с людьми и некоторые личностныехарактеристики.

Статика и динамика: Межличностные отношения рассматриваются: в статике — сформировавшиеся на данный момент (особенности существующей системы отношений); в динамике —в развитии (законы преобразования и развития)

Этапы развития межличностных отношений: Аттракция – процесс предпочтения одних людей другими, взаимного притяжения между людьми, взаимной симпатии. Дружба -это важнейший вид эмоциональной привязанности и межличностных отношений юношеского возраста. Любовь эмоциональное чувство, свойственное человеку, глубокая, самоотверженная и интимная привязанность к другому человеку или объекту.

Отношения в развитии: стадия сближения; стадия близости; стадия дифференциации; стадия отдаления; стадия распада отношений

Методы психологического исследования межличностных отношений в группе: 1) социометрический, 2) референтометрический, 3)изучения мотивационного ядра межличностных выборов,4изучения сплоченности коллектива

Социометрия: это система приёмов, дающих возможность выяснить количественное определение предпочтений, безразличий или неприятий, которые получают индивиды в процессе межличностного общения и взаимодействия. Данные социометрического анализа широко используют при исследовании самочувствия личности в группе, при определении структуры первичных групп, при исследовании способов и форм распределения авторитета и власти в малых группах, при диагностики уровня деловой активности и т.д

. Референтометрия: измерение ценностной значимости других лиц. «референтная группа» (Т. Ньюком) - группа, к которой индивид причисляет себя психологически и поэтому разделяет ее цели и нормы и ориентируется на них в своем поведении.

Методика исследования межличностных отношений Т.Лири: предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном "Я", а также для изучения взаимоотношений в малых группах; при исследовании межличностных отношений наиболее часто выделяются два фактора: доминирование - подчинение и дружелюбие - агрессивность.

Методика «Изучение привлекательности работы»: основана на сравнении образов реально существующих условий работы и условий, желаемых человеком. Соотношение этих двух оценок и является показателем субъективной привлекательности для человека работы в данном коллективе.

Общение и личность

Общение является одним из основных условий существования человеческого общества и личности.

Общение представляет собой процесс взаимодействия между людьми, который возникает с целью установления контактов при осуществлении совместной деятельности и поведения. Общаясь люди, занимаются общественно полезной деятельностью, объединяются в общности, обучают и воспитывают подрастающее поколение.

В процессе общения происходит социализация человека, приобщение его к духовной жизни общества, формирование у него духовных и культурных потребностей. Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества; в общении реализуются социальные отношения людей. Общение – процесс взаимодействия людей, социальных групп, общностей, в котором происходит обмен информацией, опытом, способностями и результатами деятельности. Общение – это сложная коммуникативная деятельность человека, субъектом и объектом которой является личность, включенная в общественные отношения. Посредством общения люди устанавливают контакты друг с другом, обмениваются информацией, добиваются взаимного понимания, воздействуют друг на друга, побуждают совершать действия и поступки. Как видим, в модели общения Г. И. Андреевой в структуре общения выделены 3 взаимосвязанные стороны

• коммуникативную, которая заключается в обмене информацией общающимися индивидами;

• интерактивную, предполагающая взаимодействие общающихся индивидов, в процессе которого происходит не только обмен информацией, но и действиями, в которых находят свое отражение личные характеристики партнеров;

• наконец, общение имеет также и перцептивный аспект, представляющий собой восприятие и познание партнерами друг друга, что ведет к достижению взаимопонимания и сближению позиций.

Важнейшее место во взаимодействии человека с окружающей действительностью от рождения и в течение всей жизни занимает общение. В концепции Л.С.Выготского общение – «единица» психики: общение генетически предшествует высшим психическим процессам; структурно (через знаки) детерминирует их; является их универсальной составляющей в том смысле, что психические процессы всегда явно или скрыто включены в общение. Выготский считал, что если развитие психики ребенка происходит в процессе общения. Социальная природа общения проявляется в том, что оно всегда происходит в среде людей, где субъекты общения всегда возникают как носители социального опыта. Социальный опыт общения проявляется в содержании информации, которая является его предметом (знания, способы деятельности), в способах (языковая и неречевая коммуникация при общении), в общественно выработанных в процессе исторического развития идах общения.По содержанию общение охватывает все сферы человеческого бытия и деятельности, объективные и субъективные их проявления. Общение между людьми имеет место при передаче знаний, опыта, когда формируются разнообразные умения и навыки, планируются и координируются совместные действия и т.п.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 848; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.36.141 (0.008 с.)