Психология личности и ее характеристика. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психология личности и ее характеристика.



1. Понятия о личности в психологии.

2. Структура личности и ее характеристика.

3. Социализация личности.

 

1. Понимание личности тесно связано с осмыслением таких категорий, как человек, индивид, индивидуальность.

Человек – понятие видовое, указывающее на отнесенность существа к высшей ступени развития (человеческого рода). В своем психическом развитии человек проходит несколько стадий:

1) цикл утробного развития ребенка;

2) цикл детства:

а) младенчество (рождение – 18 месяцев);

б) дошкольное детство (18 месяцев – 6, 7 лет);

в) раннее школьное детство (6, 7 лет – 11, 13 лет);

3) цикл юности:

а) ранняя юность (11, 13 лет – 15, 16 лет);

б) поздняя юность (15, 16 лет – 21 год);

4) цикл взрослости:

а) ранняя взрослость (21 – 25 лет);

б) средняя взрослость (25 – 40 лет);

в) поздняя взрослость (40 – 55 лет);

г) предпенсионный возраст (55 – 65 лет);

5) цикл старения:

а) удаление от дел (65 – 70 лет);

б) старость (70 и более лет).

Индивид – это отдельный конкретно взятый человек. Как индивиды, люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (рост, цвет глаз и т. д.), но и психологическими свойствами (способности, темперамент и т. д.).

Индивидуальность – единство неповторимых личностных свойств конкретного человека (обычно рассматривается как совокупность физиологических и психологических особенностей отдельного человека, характеризующий его своеобразие).

Личность – конкретный человек, представитель определенного общества, класса, коллектива, осознающий свое отношение к окружающему миру, занимающийся определенной деятельностью и обладающий своими индивидуально-психологическими особенностями.

2. Основные этапы развития психологии личности:

1) философско-литературный (5 век до н. э. – начало 19 века). Исследователи: Сократ, Аристотель, Спиноза, Локк, Юм.

2) Клинический (начало 19 – 20 век). Исследователи: Фрейд, Юнг, Адлер.

3) Экспериментальный (начало 20 века). Исследователи: Лозовский, Айзенк, Кеттел, Аппорт, Лурье.

Проблемы личности изучали: Ковалев, Леонтьев, Мергель, Лобов, Платонов, Теплов.

Мергель выделяет 2 группы индивидуальных особенностей:

1) темперамент и индивидуальные особенности психических процессов;

2) мотивы и отношения, характер и способности.

Ковалев выделяет в структуре личности:

а) направленность;

б) способности;

в) характер;

г) систему управления и психические процессы.

Наиболее полной структурой является динамическая структура личности по Платонову.

Динамическая структура личности по Платонову

Название по структуре Подструктуры подструктур Соотношение социального и биологического Уровень анализа Виды формирования
Направленность личности Убеждения, мировоззрения, идеалы, стремления, интересы, желания Биологического почти нет Социально-психологический Воспитание
Опыт Привычки, умения, навыки, знания Значительно больше социального Психолого-педагогический Обучение
Особенности психологических процессов Воля, чувства, восприятия, мышление, эмоции, ощущения, память Чаще больше социального Индивидуально-психологический Упражнения
Психические свойства Темперамент, половые и возрастные свойства Социального почти нет Психофизиологический и нейропсихологический Тренировки

На основе этой структуры можно выделить следующие структурные элементы:

1) биологически обусловленные особенности личности (задатки, тип высшей нервной системы, темперамент и т. д.);

2) социально обусловленные особенности личности (потребности, мотивы, интересы, склонности, идеалы, убеждения и мировоззрения);

3) индивидуальные особенности психических процессов:

а) психические позновательные (ощущения, восприятия, внимание, память, воображение, мышление и речь);

б) эмоционально волевые (эмоции, чувства и воля);

4) профессионально-жизненый опыт (знания, навыки, умения, привычки);

5) 2 интегральных свойства:

а) характер;

б) способности.

3. Социализация личности представляет собой процесс ее формирования в определенных социальных условиях.

Уже в детстве индивид включается в исторически сложившуюся систему общественных отношений. Этот процесс включения называется социализацией.

Социализация осуществляется путем усвоения индивидом социального опыта и его воспроизведения в своей деятельности. В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает знания, умения и навыки, необходимые для жизни среди людей.

Выделяют несколько стадий социализации личности:

1) стадия адаптации (от рождения до подросткового возраста ребенок не критически усваивает социальный опыт);

2) индивидуализация (подростковый и ранний юношеский возраст: появляется желание выделить себя среди других; проявляется критическое отношение к общественным нормам поведения);

3) стадия интеграции (проявляется в желаниях найти свое место в обществе; проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой и обществом);

4) трудовая стадия (охватывает весь период зрелости человека; его трудовую деятельность, когда человек воспроизводит социальный опыт за счет воздействия через свою деятельность на среду);

5) после трудовая стадия (охватывает пожилой возраст, когда вносится существенный вклад в воспроизводство социального опыта в процессе передачи его новым поколениям).

Основные институты социализации:

1) семья;

2) дошкольные учреждения;

3) школы;

4) неформальные объединения;

5) ВУЗ;

6) трудовой коллектив.

Лекция №3 (1.10.07)

Индивидуальные особенности физических процессов.

Ощущения. Восприятие. Внимание. Память. Закономерности пути развития.

Понятия об ощущении. Классификация ощущений.

Ощущения – отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предмета, непосредственно воздействующих на органы чувств.

Восприятие – отражение в сознании человека предметов и явлений действительности, непосредственно воздействующих на органы чувств.

Физиологической основой ощущения являются анализаторы (органы чувств). Анализатор состоит из:

1) рецептор – воспринимает действующий на него раздражитель;

2) нервно проводящий путь в кору головного мозга;

3) участок коры головного мозга, где представлен данный рецептор.

Ощущения характеризуются:

1) качеством, то есть передача особенности, отраженных объектов;

2) силой, степенью выраженностью определенного качества;

3) длительностью, время в течении которого ощущения сохраняются.

Виды ощущений:

1) зрительные;

2) слуховые;

3) обонятельные;

4) кожные (осязательные);

5) вкусовые.

6) вибрационные;

7) статические;

8) кинестезические.

Свойства ощущения:

1) адаптация;

2) взаимодействие;

3) последовательные образы;

4) контраст;

5) пороги ощущений (минимальный, максимальный, порог различия).

Зрительные ощущения – ощущения, возникающие при работе зрительного анализатора.

Слуховые ощущения – ощущения, возникающие под воздействием раздражителя на органы слуха.

Обонятельные ощущения – ощущения, воспринимаемые нервными клетками, расположенными в носовой полости.

Кожные ощущения – это ощущения, воспринимаемые нервными клетками, расположенными на поверхности тела, в кожном покрове.

Вкусовые ощущения – это ощущения, воспринимаемые нервными клетками, расположенными в полости рта.

Вибрационные ощущения – ощущения, которые отражают колебания упругой среды.

Статическое ощущения – ощущения, которое отражает положение тела человека в пространстве.

Кинестезические ощущения – ощущения, воспринимаемые нервными клетками, расположенными в мышцах и сухожилиях.

Адаптация – изменение чувствительности органов чувств под влиянием действия раздражителя (в темноте глаз адаптируется частично 6-8 мин, полностью 30-40 мин).

Взаимодействие органов чувств (сенсивилизация) – это взаимодействие органов чувств и взаимовлияние в процессе ощущения.

Пороги ощущения:

1) минимальный порог – та наименьшая сила раздражителя, при которой в первые возникают едва заметные ощущения.

2) Максимальный порог – наивысшая сила раздражителя, при которой существуют ощущения данного вида.

 

Характеристика восприятия.

Виды восприятия:

1) Преднамеренное;

2) Непреднамеренное;

3) Наблюдение;

4) Восприятие пространства;

5) Восприятие времени;

6) Восприятие движения.

Особенности восприятия:

1) Иллюзии;

2) Аппецеция;

3) Константность.

Типы восприятия:

1) Синтетический;

2) Аналитический;

3) Аналитико-синтетический.

Свойства восприятия:

1) Предметность;

2) Осмысленность;

3) Целостность;

4) Избирательность;

5) Активность.

Непреднамеренное восприятие – любое восприятие, когда предмет воспринимается без специально поставленной задачи (не связан с волевыми усилиями).

Преднамеренное восприятие характеризуется тем, что в его основе лежит сознательно поставленная цель, и оно связано с волевыми усилиями.

Наблюдение – наиболее развитая форма преднамеренного восприятия, заключающаяся в длительном, систематическом, целенаправленном, организованном восприятии конкретного предмета, объекта на определенном пространстве.

Аналитический тип характеризуется расчлененным отражением предмета с выделением каждой из основных частей.

Синтетический типа – объект воспринимается в целом без осознания деталей.

Иллюзия – неправильное поверхностное, искаженное восприятие предметов реальной действительности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 257; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.85.33 (0.016 с.)