Билет № 21. Вопрос 1. Особенности индустрии культуры и развлечений в современной России. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет № 21. Вопрос 1. Особенности индустрии культуры и развлечений в современной России.



 

Развлекаясь, человек (или группа людей) удовлетворяет свои духовные потребности, оценивает собственную личность, ана­лизирует свою роль в масштабах различных социальных сис­тем. Процессы развлечения осуществляются как в естествен­ной, так и в искусственно созданной обстановке.

Цель индустрии развлечений: создание условий развлече­ния, то есть совокупности явлений, от наличия которых зави­сит процесс развлечения.

К индустрии развлечений относятся предприятия (организации, учреждения), чья основная деятельность связана с удов­летворением потребностей человека в развлечениях.

- предприятия с ярко выраженным развлекательным характером деятельности — цирки, зоопарки, аттракционы, игротеки, парки отдыха, передвижные городки и т.п.

- Разнообразные зрелищные предприятия, включая ста­ционарные и передвижные театры, кинотеатры, изостудии, кон­цертные организации и коллективы (филармонии, оркестры, ансамбли, мюзик-холлы, художественные и музыкальные кол­лективы радиовещания и телевидения и др.)

- Развлечения присущи занятиям физической культуры (в искусственных водных бассейнах и на катках, в спортивных залах и клубах, манежах и пр.), а также посещениям спортивно-зрелищных предприятий.

- Приобщение к культурным ценностям (в библиотеках, музеях, на выстав­ках, во всевозможных клубных учреждениях и тл.) также со­провождается развлечением.

- К сфере обслуживания населения развлечениями в миро­вой практике относятся также предприятия туризма, включая средства размещения туристов. Ряд предприятий, организа­ций, учреждений обеспечивает развлечения в форме своей не­основной деятельности. Помимо гостиниц, к ним относятся государственные зоны отдыха и исторические достопримеча­тельности.

- Отрасли промышленности, выпускающие соответствующее оборудование и инвентарь, также должны входить в состав ин­дустрии развлечений.

Индустрия развлечений выступает как самостоятельное, от­носительно обособленное звено экономической системы, при­влекая значительные материальные, финансовые, трудовые ресурсы. В этом плане предприятия индустрии развлечений характеризуются специфическими технологиями, системами уп­равления, результатом деятельности, организацией труда пер­сонала.

К основным характеристикам процесса развлечения следу­ет отнести:

- добровольный выбор вида развлечений человеком;

- неограниченный перечень видов развлечений;

- предваритель­ную подготовленность личности к потреблению развлечений;

- частую смену развлечений; комбинирование развлечений с дру­гими занятиями (например, отдых плюс развлечение, спорт и развлечение, развлечение и обучение и пр.);

- периодичность потребления развлечения (приуроченных к жизненному циклу человека, годовому, недельному, суточному).

Целесообразно различать массовые развлечения и развле­чения индивидуального порядка. Развлечения могут организо­вываться специально или возникать стихийно. Применитель­но к предлагаемому кругу развлечений следует анализировать его прогрессивность. От формирования перечня развлечений следует переходить к сравнению значимости различных раз­влечений, а далее — оценивать отдельные развлечения по их вкладу в развитие личности.

История:

В России деятельность по организации развлечений разви­валась на благотворительных началах. В начале 19 века в Пе­тербурге создается общество, ставящее своей целью устройст­во народных развлечений. В праздничные дни в массовых раз­влечениях участвовало свыше 2 тыс. человек. Народные дома (к 1914 г. их было 237) считаются первыми клубными учрежде­ниями. Широкое распространение получили игры. К началу XX века в России сложилась сеть досуговых просветительских учреждений.

К 1991 г. в СССР насчитывалось 134,6 тыс. клубных учреж­дений, 2471 музей, 747 профессиональных театров, 140,7 ки­ноустановок. Сформировались тенденции развития индустрии развлечений. В расчете на 100 семей приходилось радиопри­емных устройств — 96, телевизоров — 107, в том числе цвет­ного изображения — 49, магнитофонов —- 37, легковых авто­мобилей — 15. На долю услуг культуры приходилось 3,6%, туристско-экскурсионньгх 5,2% объема платных услуг.

Современная ситуация в России характеризуется разруше­нием индустрии развлечений, сформированной за последние десятилетия, и возникновением новых тенденций:

- За три года число клубных учреждений сократилось на 3% и составило в городах 6,7, в сельской местности — 57 тыс. учреждений. Число музеев возросло на 12,4% с уменьшением числа посещений на 44,6%. Число профессиональных театров увеличилось на 14,9% при сокращении числа посещений на 24,6%, При сравнении трех групп театров (оперы и балета; драмы, комедии и музыкальных; детского и юного зрителя) наибольший прирост численности театров (16,7% происходил по группе театров драмы, комедии и музыкальных. Число на­циональных природных парков увеличилось более чем в 2 раза. Сокращаются сборы кинотеатров.

- Анализ динамики продаж товаров рекреационного назна­чения по 8 позициям за 3 года свидетельствует о снижении количества продаж по телевизорам — на 46,8;, в том числе цветного изображения — на 51,8%, по радиоприемным уст­ройствам — на 43,3%, по магнитофонам — на 46,0%, по легко­вым автомобилям — на 59,9%, по фотоаппаратам — на 49,4%. Уровень обеспеченности 100 семей предметами рекреацион­ного назначения составил на начало 1994 года 115, 103, 62, 23, 37 штук соответственно телевизоров, радиоприемных устройств, магнитофонов, легковых автомобилей и фотоаппаратов. Обес­печенность населения анализируемыми предметами на протя­жении длительного периода времени имела тенденцию только к повышению. За период 1990-1993 гг. прирост обеспеченно­сти составил; телевизорами — 26,%, радиоприемными устрой­ствами — 12%, магнитофонами — 121,4%, легковыми автомобилями — 120%, фотоаппаратами — 12%.

- Появилось много учреждений досуга, которых не было раньше: игровые, ночные клубы. Имеют массовый характер. Многие формы развлечений оказывают негативное влияние на молодежь и взрослых.

К числу важнейших современных задач изучения индуст­рии развлечений относятся следующие.

1. Исходя из важного места развлечения в формировании лич­ностных особенностей в изучении нуждаются закономерности и тенденции развития индустрии развлечений. Создание адекват­ных моделей индустрии развлечений будет способствовать бо­лее эффективному управлению соответствующими процессами, повышению действенности социальной политики. Развитие те­ории потребления, относящейся к развлечениям, направит по­следующие исследования в более целесообразное русло.

2. Индустрия развлечений ряда стран превращена в выгод­ную сферу вложения капитала с коротким периодом окупае­мости. Развитая конкурентоспособная сеть предприятий обес­печивает человеку обширный добровольный выбор конкретной формы и способа развлечения. Однако коммерциализация раз­влечений увеличивает возможность изменения структуры развлечений в заданном направлении. При этом важно видеть разницу между подстройкой индустрии развлечений к потреб­ностям человека, «мягким» управлением потребления и коры­стным манипулированием сознанием людей вследствие пред­ложения им означенного комплекса развлечений. Правовая, экономическая регламентация деятельности индустрии развле­чений нуждается в особом подходе.

3. Современная жизнь характеризуется ускоренным ритмом, нагнетанием душевных стрессов, эмоциональной неуравнове­шенностью людей. Увеличивается риск заболеваний нервной системы, гиподинамией. Снятию нервного напряжения у че­ловека, избавлению его от лишней энергии способствуют, на­ряду с другой досуговой деятельностью, развлечения. Уход от действительности, расслабление человека являются важными ценностными ориентациями индустрии развлечений. Деэнергетизация личности может правильно решаться на основе со­ответствующего уровня развития индустрии развлечений

4. Независимо от того, развлекается человек один или в компании, развлечение выступает индивидуальным благом. Кроме того, сегодня значительную часть развлечений человек получает дома, в узком кругу. В этой связи целенаправленное развитие индустрии развлечений должно быть «запрограмми­ровано» на преодоление и компенсацию негативных послед­ствий разобщенности людей.

5. Необходимо формирование современных представлений о механизме воздействия образов индустрии развлечений на человеческие убеждения. Недостаточный уровень изученно­сти соответствующих проблем обусловлен рядом трудностей, прежде всего многообразием воздействующих факторов и из­менением их во времени, связью с духовным миром человека. Сказывается и определенная узость методических подходов к изучению последствий влияния развлечений на сопряженные изменения в социальной и вещественной среде. Необходимо выявлять и оценивать факторы, определяющие эффективность функционирования индустрии развлечений.

6. Спрос на деятельность индустрии развлечений, масштаб и особенности функционирования предприятий зависят от вели­чины и форм использования свободного времени. На выбор чело­веком конкретного развлечения оказывают влияние многочислен­ные факторы. К их числу относятся увеличение доли свободного времени в общем бюджете времени населения, социально-груп­повые, демографические, поведенческие характеристики чело­века, образа его жизни, уровень развития индустрии развлече­ний. Важным фактором формирования развлекательной среды является доход населения. Необходимы измерение и оценка фак­торов, влияющих на развитие индустрии развлечений.

7. Управление развитием индустрии развлечений должно строиться на основе полной информации. Поэтому важное зна­чение приобретает разработка методического инструментария изучения индустрии развлечений.

 

 

Билет № 11. Вопрос 2. Система подготовки специалистов для сферы культуры в современной России.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 259; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.45.92 (0.007 с.)