ТЕМА 2.2. Организация системы управления охраной труда 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ТЕМА 2.2. Организация системы управления охраной труда



ТЕМА 2.2. Организация системы управления охраной труда

Вопрос 2.2.1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УПРАВЛЕНИЮ ОХРАНОЙ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИИ

В ст. 209 ТК РФ приводится следующее определение охраны труда: «Охрана труда – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия».

Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116 определяет промышленную безопасность как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий».

В силу этого Система охрана труда - промышленнаябезопасность (Система ОТ - ПБ ), по своей сути, представляет комплекс правовых, социально-экономических, организационно-технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных и иных мероприятий, осуществляемых с целью сохранения жизни и здоровья работников, предупреждения аварий, готовности организации к локализации возможных аварий и ликвидации их последствий.

Для достижения двуединой цели - сохранения жизни и здоровья работников, а также предупреждения и локализации аварий на опасных объектах организации должны быть решены 5 основных задач:

1). Обеспечение безопасных условий труда.

2). Обеспечение безвредных условий труда.

3). Поддержание работоспособности работников.

4). Предупреждение аварий.

5). Готовность организации к локализации аварий и ликвидации их последствий.

Ведущим направлением политики государства в этой области является обеспечение приоритета жизни и здоровья работников, в то же время ответственность за состояние условий и охраны труда в организации возлагается на работодателя.

Работодателем должны быть обеспечены согласно ст. 212 ТК РФ - 22 требования охраны труда; ст. 9, 10 ФЗ № 116 – 25 требований промышленной безопасности.

Все это, а также многоплановость работ по обеспечению условий и охраны труда, необходимость включения в эту деятельность всех уровней управления, руководителей и специалистов организации, всех служб, требует системного подхода к организации управления охраной труда. В связи с введением в действие ГОСТ Р 12.0.006.-2002 «Общие требования к управлению охраной труда в организации» (гармонизированного с международным стандартом ОНSAS 18001-99) требование системного подхода к управлению охраной труда в организации перестает быть рекомендацией, становится обязательной. ГОСТ дает определение понятию система управления охраной труда как части общей системы управления (менеджмента) организации, обеспечивающей управление рисками в области охраны здоровья и безопасности труда, связанными с деятельностью организации. Это определение содержит главный принцип построения управления системой охрана труда - промышленная безопасность: система должна быть органично встроена в систему управления производством и, в частности, в управление персоналом.

Для эффективного управления системой ОТ - ПБ, как и организацией в целом, необходимо иметь:

- организационную структуру (органы управления);

- нормативную базу, т.е. федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ и собственные локальные нормативные акты и нормативно-технические документы, определяющие требования по обеспечению безопасности и сам процесс управления (процедуры, средства, инструменты);

- ресурсы (людские, материальные, финансовые).

 

Органы управления охраной труда и промышленной безопасностью

Органы управления системой ОТ - ПБ– соответствующие структурные подразделения и коллегиальные органы организации. Объектами управления являются участки, цеха и другие объекты организации, технологические процессы, персонал.

 

Делегирование обязанностей по охране труда и промышленной безопасности

 

Часть своих обязанностей руководитель имеет право делегировать подчиненным ему должностным лицам. Одновременно с делегированием они должны наделяться соответствующими правами и должны устанавливаться пределы их ответственности.

В процессе управления охраной труда и промышленной безопасностью участвуют все без исключения руководители и специалисты организации. По значимости выделяют три уровня управления:

- высшее звено управления (руководитель организации; его заместители; главный инженер; главные специалисты, в т.ч. главный механик, главный технолог и т.д.; руководитель отдела охраны труда и промышленной безопасности);

- среднее звено управления (руководители структурных подразделений, в т.ч. цехов, участков, отделов, служб и т.д.; их заместители; механики, технологи, энергетики и т.п.);

- младшее звено управления (мастера, горные мастера, прорабы, бригадиры).

Положение о структурном подразделении и приказ (распоряжение) о распределении обязанностей – основные документы делегирования.

Приказом (распоряжением) о распределении обязанностей по охране труда и промышленной безопасности назначаются руководители (специалисты), ответственные:

- за пожарную безопасность;

- за техническую эксплуатацию и содержание зданий и сооружений;

- за производственный контроль;

- за электрохозяйство;

- за безопасную эксплуатацию сосудов под давлением;

- за безопасную эксплуатацию грузоподъемных машин;

- за газовое хозяйство;

- за безопасную перевозку опасных грузов;

- за взрывные работы и т.д.

Положение о структурных подразделениях (отделах, службах, специализированных участках) организации принимается единолично работодателем и должно содержать четко сформулированные задачи, полномочия и ответственность за обеспечение соответствующих требований охраны труда и промышленной безопасности.

Права должностных лиц должны быть зафиксированы в:

- положении о структурном подразделении;

- должностной инструкции;

- трудовом договоре.

 

Структура управления охраной труда и промышленной безопасностью

Специальные функции управления системой ОТ и ПБ (определение актуальных проблем, стратегии, координация действий, выполнение специальных видов работ и др.) – возлагаются на специальные структурные подразделения (специалистов соответствующей квалификации). В крупных организациях создаются следующие службы.

 

Комиссии по приемке в эксплуатацию зданий, сооружений и других объектов

Эти комиссии создаются приказом руководителя организации по мере необходимости. Представители профсоюзных и надзорных органов включаются в комиссию по согласованию. Задачи и порядок деятельности комиссий определяются соответствующими нормативными и методическими документами:

- при приемке в эксплуатацию новых и реконструированных объектов на основании СНиП 3.01.04-87;

- при приемке в эксплуатацию зданий и сооружений после текущих и капитальных ремонтов на основании Положения о проведении планово - предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений и Положения «Техническая эксплуатация производственных зданий и сооружений».

 

Вопрос 2.2.2. ИНФОРМАЦИОННО-НОРМАТИВНАЯ БАЗА ОРГАНИЗАЦИИ

Локальные нормативные акты

Локальные нормативные акты, включающие требования охраны труда

Трудовой кодекс предусматривает разработку локальных нормативных актов в области трудовых отношений и охраны труда, принимаемых:

- единолично работодателем (штатное расписание, должностные инструкции, приказы и распоряжения, положение о персонале, положение о порядке ведения коллективных переговоров, положение о комиссии по трудовым спорам, стандарты организаций, положение об организации работ по охране труда, положение о системе управления охраной труда, приказ о создании комитета (комиссии) по охране труда, положение о порядке обучения и проверки знаний по охране труда, перечень профессий и работ с повышенными требованиями, перечень мест производств и видов работ по наряду - допуску, технологические регламенты, перечень категорий работников обязанных проходить медосмотры, перечни тяжелых работ и работ с вредными (опасными) условиями труда, на которых запрещено (ограничено) применение труда лиц моложе 18 лет и женщин;

- с учетом мнения представительного органа работников (правила внутреннего трудового распорядка, графики сменности, положение об оплате труда и стимулирующих выплатах, акты, устанавливающие нормы труда);

- с учетом мнения выборного профсоюзного органа (инструкции по охране труда, очередность предоставления отпусков, акты о нормировании труда, акты, устанавливающие разделение дня на части, продолжительность вахты и режим труда и отдыха).

Локальные нормативные акты, включающие требования промышленной безопасности

Федеральный закон № 116 предусматривает разработку локальных нормативных актов в области промышленной безопасности:

- приказы и распоряжения, в т.ч. о распределении обязанностей по выполнению и контролю требований ПБ;

- положения о производственном контроле и функциональных службах и специализированных участках;

- должностные инструкции;

- инструкции по охране труда и промышленной безопасности;

- положение о порядке обучения и проверки знаний по охране труда и промышленной безопасности;

- перечень профессий и работ с повышенными требованиями;

- перечень мест производств и видов работ по наряду - допуску;

- положение о нарядной системе;

- технологические регламенты;

- положение о порядке использования спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной и коллективной защиты;

- планы мероприятий по обеспечению требований промышленной безопасности;

- планы мероприятий по безопасному ведению работ;

- планы локализации аварий и инцидентов, а также ликвидации их последствий,

- планы проведения контрольно-профилактических проверок;

- положения о порядке действий при возникновении инцидентов, аварий, их расследовании, учете и т.д.

 

Вопрос 2.2.3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ТРЕБОВАНИЙ ОХРАНЫ ТРУДА И ПРОМЫШЛЕННИЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Мероприятия по обеспечению требований ОТ к работникам, эксплуатирующим опасные производственные объекты

Работники должны соответствовать квалификационным требованиям и не иметь противопоказаний к указанной работе. Должность работника должна соответствовать установленным требованиям по комплектованию штата ОПО. К эксплуатации и обслуживанию технических устройств допускаются лица, прошедшие соответствующее обучение и имеющие документы установленного образца.

Работник должен пройти подготовку и аттестацию в области охраны труда и промышленной безопасности в установленном порядке. Аттестация включает в себя не только проверку знаний и умений, но и проверку соответствия профессионального образования и стажа работы в занимаемой должности с учетом квалификационных требований, предусмотренных Квалификационным справочником и Квалификационными требованиями, а также требованиями межотраслевых (отраслевых) нормативных актов по ОТ и ПБ.

 

Квалификационные требования работников ОПО

Квалификационными требованиями в сфере охраны труда и промышленной безопасности к руководителям и специалистам организаций установлены требования к основным должностным категориям. В соответствии с этим нормативным документом руководители должны иметь:

Руководитель организации

- высшее профессиональное образование (техническое, инженерно-экономическое);

- стаж работы на руководящих должностях не менее 5 лет;

- подготовку и аттестацию по охране труда и промышленной безопасности в установленном порядке.

Главный инженер (технический руководитель)

- высшее профессиональное образование (техническое);

- стаж работы на руководящих должностях не менее 5 лет;

- подготовку и аттестацию по охране труда и промышленной безопасности в установленном порядке.

Руководитель службы ОТ и ПБ

- высшее профессиональное образование (техническое);

- стаж работы на руководящих должностях не менее 3 лет;

- подготовку и аттестацию по охране труда;

- подготовку и аттестацию по промышленной безопасности;

Специалист по ОТ:

- вышеуказанные требования;

- или высшее образование по специальности «Безопасность технологических процессов и производств» без предъявления требований к стажу работы.

Руководитель структурного подразделения:

- высшее профессиональное образование (техническое);

- стаж работы на руководящих должностях не менее 3 лет;

- подготовку и аттестацию по охране труда;

- подготовку и аттестацию по промышленной безопасности.

Руководитель смены (мастер, специалист)

- высшее или среднее профессиональное образование;

- стаж работы по профилю деятельности. При высшем профессиональном образовании не менее 1 года. При среднем профессиональном образовании не менее 3 лет;

- подготовку и аттестацию по ОТ и ПБ в установленном порядке.

Типовыми отраслевыми положениями о системе управления охраной труда, отраслевыми положениями о порядке предоставления права руководства отдельными видами работ, а также межотраслевыми (отраслевыми) правилами и инструкциями по ОТ и ПБ устанавливаются дополнительные требования к профессиональному образованию, стажу работы и к обучению и аттестации.

 

Должностные обязанности работников по обеспечению требований охраны труда и промышленной безопасности

Руководитель имеет право делегировать подчиненным ему должностным лицам часть своих обязанностей по обеспечению требований охраны труда и промышленной безопасности. В Квалификационных требованиях приведены примерные должностные обязанности в сфере охраны труда и промышленной безопасности по основным должностным категориям, по которым руководители выполняют:

- руководитель организации примерно 40 обязанностей;

- главный инженер (технический руководитель) примерно 30 обязанностей;

- руководитель службы ОТ и ПБ примерно 56 обязанностей;

- руководитель структурного подразделения примерно 36 обязанностей;

- руководитель смены (мастер, специалист) примерно 17 обязанностей.

При разработке должностных инструкций конкретных работников должностные обязанности в сфере охраны труда и промышленной безопасности должны быть сформулированы с учетом условий производства, структуры и системы управления, действующих в организации, а также требований отраслевых и локальных нормативных актов организации, квалификации и производственного опыта работников.

Соглашения по охране труда

Одним из основных принципов регулирования отношений между работодателем и работниками является социальное партнерство в сфере охраны труда. Ведущими формами социального партнерства являются трудовой договор и коллективный договор и (или) соглашение. Через коллективный договор, включающий соглашение по улучшению условий труда, реализуются права работника и обязанности работодателя. В соответствии со ст. 45 ТК РФ «Соглашение - правовой акт, регулирующий социально – трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей…». В Соглашение могут включаться взаимные обязательства сторон по следующим вопросам:

- оплаты труда;

- условий и охраны труда;

- режима труда и отдыха;

- развития социального партнерства;

- иные вопросы, определенные сторонами.

Соглашение по договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах, может быть двух или трех сторонним и заключаться сторонами на любом уровне социального партнерства по отдельным направлениям регулирования социально – трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений.

Порядок разработки и действия Соглашения определен в ст. ст. 45 – 51 ТК РФ. Проект соглашения разрабатывается в ходе коллективных переговоров. Содержание, структура Соглашения, порядок, сроки разработки проекта и его заключения определяются комиссией. Соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением.

Срок действия Соглашения определяется сторонами, но не может превышать 3 лет. Стороны имеют право продлить действие Соглашения на срок не более 3 лет. Коллективный договор и Соглашение в течение 7 дней со дня подписания направляются представителем работодателя на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду. Вступление Коллективного договора и Соглашения в силу не зависит от факта их уведомительной регистрации. При осуществлении регистрации орган по труду выявляет условия, ухудшающие положение работников и сообщает об этом представителям сторон, подписавших Коллективный договор и Соглашение, а также в соответствующую государственную инспекцию труда. Условия, ухудшающие положение работников, недействительны и не подлежат применению.

Методической основой для разработки соглашений по охране труда является постановление Минтруда РФ «Об утверждении рекомендаций по планированию мероприятий по охране труда» от 27.02.95 г. № 11. Соглашение по охране труда в этом документе рассматривается как правовая форма планирования и проведения мероприятий по охране труда. В этом документе должны точно называться мероприятия, сроки их реализации, объемы финансовых и материальных затрат, ответственные исполнители. На основе Соглашения по охране труда составляются квартальные, месячные планы по отдельным подразделениям предприятия.

 

Процесс управления охраной труда и промышленной безопасностью

Управление охраной труда и промышленной безопасностью должно осуществляться в следующей последовательности:

- проведение анализа состояния охраны труда и промышленной безопасности;

- принятие решений и планирование мероприятий;

- подготовка к выполнению мероприятий;

- выполнение запланированных мероприятий и требований по обеспечению безопасности при выполнении работ;

- контроль выполнения запланированных мероприятий.

 

Порядок планирования

Планирование мероприятий по охране труда и промышленной безопасности проводится с учетом анализа, оценки и прогноза состояния безопасности, сделанных выводов, а также с учётом предложений контролирующих органов, профсоюзов.

Служба охраны труда разрабатывает перспективные и текущие планы. Согласно ст. 226 ТК РФ финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, внебюджетных источников, а также за счет средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение трудового законодательства, добровольных взносов организаций и физических лиц. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2 % суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).

Выделяемые на охрану труда средства необходимо концентрировать в фонде охраны труда организации, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. В планах мероприятий должен быть обсчитан необходимый объём средств и определен источник финансирования. Принятые решения по намечаемым мероприятиям отражаются в локальном нормативном акте – Комплексном плане мероприятий по охране труда и промышленной безопасности.

 

Комплексный план мероприятий по охране труда и промышленной безопасности

В этом документе определяется номенклатура мероприятий, объемы и сроки их выполнения, ответственные за выполнение мероприятий должностные лица, стоимость, источники финансирования. Разработку Комплексного плана осуществляет комиссия во главе с главным инженера (техническим директором). После обсуждения в трудовом коллективе, согласования с представителями профсоюзов и органами государственного надзора Комплексный план утверждается приказом руководителя. В Комплексный план должны быть включены все мероприятия и требования по охране труда, обусловленные Коллективным договором.

Основными составными частями Комплексного плана являются:

- технические мероприятия по предупреждению опасных и вредных производственных факторов (мероприятия по обеспечению средствами коллективной и индивидуальной защиты; мероприятия по улучшению освещения рабочих мест; мероприятия по борьбе с вибрацией и шумом; мероприятия по предупреждению электротравматизма, пожаров и т.п.);

- мероприятия по предупреждению аварий, по готовности к локализации и устранению последствий аварий;

- лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия (строительство и реконструкция медпунктов, АБК, гардеробных, душевых, помещений для личной гигиены, прачечных, пунктов для химчистки одежды; строительство и оборудование кабинетов по охране труда, учебных пунктов; проведение медосмотров; строительство и оснащение физкультурно-оздоровительных сооружений и т.п.);

- организационные мероприятия (профотбор, обучение охране труда и промышленной безопасности, повышение квалификации, инструктажи, тренировки, проверка знаний; проведение совещаний, собраний, заседаний комиссий по охране труда и т.п.);

- мероприятия по профилактическому контролю состояния охраны труда и промышленной безопасности в организации;

- мероприятия по образованию (реорганизации) специальных органов управления системой ОТ-ПБ (служб, отделов, комитетов, комиссий);

- мероприятия по созданию нормативно-правовой базы системы ОТ-ПБ (положений, указаний, инструкций, регламентов и т.п.);

- подготовка и представление отчетности о системе ОТ-ПБ в соответствующие органы;

- социально-экономические мероприятия.

 

ТЕМА 2.2. Организация системы управления охраной труда

Вопрос 2.2.1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УПРАВЛЕНИЮ ОХРАНОЙ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИИ

В ст. 209 ТК РФ приводится следующее определение охраны труда: «Охрана труда – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия».

Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116 определяет промышленную безопасность как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий».

В силу этого Система охрана труда - промышленнаябезопасность (Система ОТ - ПБ ), по своей сути, представляет комплекс правовых, социально-экономических, организационно-технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных и иных мероприятий, осуществляемых с целью сохранения жизни и здоровья работников, предупреждения аварий, готовности организации к локализации возможных аварий и ликвидации их последствий.

Для достижения двуединой цели - сохранения жизни и здоровья работников, а также предупреждения и локализации аварий на опасных объектах организации должны быть решены 5 основных задач:

1). Обеспечение безопасных условий труда.

2). Обеспечение безвредных условий труда.

3). Поддержание работоспособности работников.

4). Предупреждение аварий.

5). Готовность организации к локализации аварий и ликвидации их последствий.

Ведущим направлением политики государства в этой области является обеспечение приоритета жизни и здоровья работников, в то же время ответственность за состояние условий и охраны труда в организации возлагается на работодателя.

Работодателем должны быть обеспечены согласно ст. 212 ТК РФ - 22 требования охраны труда; ст. 9, 10 ФЗ № 116 – 25 требований промышленной безопасности.

Все это, а также многоплановость работ по обеспечению условий и охраны труда, необходимость включения в эту деятельность всех уровней управления, руководителей и специалистов организации, всех служб, требует системного подхода к организации управления охраной труда. В связи с введением в действие ГОСТ Р 12.0.006.-2002 «Общие требования к управлению охраной труда в организации» (гармонизированного с международным стандартом ОНSAS 18001-99) требование системного подхода к управлению охраной труда в организации перестает быть рекомендацией, становится обязательной. ГОСТ дает определение понятию система управления охраной труда как части общей системы управления (менеджмента) организации, обеспечивающей управление рисками в области охраны здоровья и безопасности труда, связанными с деятельностью организации. Это определение содержит главный принцип построения управления системой охрана труда - промышленная безопасность: система должна быть органично встроена в систему управления производством и, в частности, в управление персоналом.

Для эффективного управления системой ОТ - ПБ, как и организацией в целом, необходимо иметь:

- организационную структуру (органы управления);

- нормативную базу, т.е. федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ и собственные локальные нормативные акты и нормативно-технические документы, определяющие требования по обеспечению безопасности и сам процесс управления (процедуры, средства, инструменты);

- ресурсы (людские, материальные, финансовые).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.153.63 (0.112 с.)