ТЕМА 2.4. Социальное партнерство работодателя и работников в сфере охраны труда 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ТЕМА 2.4. Социальное партнерство работодателя и работников в сфере охраны труда



ТЕМА 2.4. Социальное партнерство работодателя и работников в сфере охраны труда

Вопрос 2.4.1. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

Система социального партнерства

 

Система социального партнерства включает следующие уровни:

1) федеральный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации. На федеральном уровне могут заключаться: генеральные и отраслевые соглашения;

2) региональный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации. На региональном уровне (субъект РФ) заключаются региональные и отраслевые соглашения;

3) отраслевой уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);

4) территориальный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании. На территориальном уровне (муниципальное образование) заключается территориальное соглашение;

5) уровень организации, устанавливающий конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателем.

Следует отметить, что экономическое и правовое положение социальных партнеров различно.

 

Формы социального партнерства

Социальное партнерство осуществляется в следующих формах:

1) коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению. Коллективные переговоры и заключение коллективных договоров и соглашений являются главной формой социального партнерства. Это реализация работниками (в лице их представителей) и работодателями права на коллективно-договорное регулирование;

2) взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства. Взаимные консультации осуществляются, как правило, на федеральном, региональном, территориальном, отраслевом уровнях в соответствующих комиссиях (ст. 35 ТК).

Консультации на уровне организации проводятся в рамках участия работников в управлении организацией (ст. 53 ТК);

3) участие работников, их представителей в управлении организацией (ст. 53 ТК);

4) участия представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров. Сотрудничество работников и работодателя (работодателей) осуществляется при разрешении как индивидуальных, так и коллективных трудовых споров. При разрешении индивидуальных трудовых споров на паритетных началах создается комиссия по трудовым спорам, которая рассматривает большинство индивидуальных трудовых споров (ст. ст. 384-389 ТК). При разрешении коллективных трудовых споров используется внесудебная примирительная процедура: по соглашению сторон из их представителей создается комиссия, стороны участвуют в выборе посредника, в создании трудового арбитража и др. (ст. ст. 401-404 ТК).

Изложенные формы социального партнерства относятся к основным формам, но не содержат исчерпывающий перечень. Помимо них в соответствии с действующим законодательством и сложившейся практикой используются и другие формы, например, создание на паритетных началах постоянно действующих совещательных, координационных органов, рассмотрение и учет работодателями и органами государственной власти предложений профессиональных союзов и др.

 

Особенности применения норм социального партнерства в сфере труда

 

В статье 28 ТК РФ излагаются особенности применения норм Трудового кодекса в части социального партнерства в сфере труда к служащим, работникам военных и военизированных органов и организаций, органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов уголовно- исполнительной системы, таможенных органов и дипломатических представительств Российской Федерации, которые устанавливаются федеральными законами.

Для государственных служащих, а также других категорий работников, названных в ст. 28 ТК, действующим законодательством никаких особенностей в осуществлении социального партнерства не установлено. Международная организация труда (МОТ) в Конвенции № 151 «О трудовых отношениях на государственной службе» (1978 г) подчеркнула, что государственные служащие обладают правом на объединение в профсоюзы, они могут вести коллективные переговоры об условиях труда с соответствующими органами государственной власти.

 

Вопрос 2.4.2. ПРЕДСТАВИТЕЛИ РАБОТНИКОВ И РАБОТОДАТЕЛЕЙ В СОЦИАЛЬНОМ ПАРТНЕРСТВЕ

Представители работников в социальном партнёрстве

Представителями работников в социальном партнерстве являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом.

Профсоюзные организации и профсоюзы действуют через свои органы. В соответствии с Законом о профсоюзах это органы, образованные в соответствии с уставом профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов или положении о первичной профсоюзной организации. Органом профессионального союза может быть и профсоюзный представитель (доверенное лицо) – профорганизатор, профгрупорг, руководитель профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, профсоюзного органа и другое лицо, уполномоченное на представительство уставом профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, положением о первичной профсоюзной организации или решением профсоюзного органа.

Интересы работников организации при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении коллективного договора, осуществлении контроля его выполнения, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляет первичная профсоюзная организация, или иные представители, избираемые работниками. Иные представители избираются в случае, когда первичная профсоюзная организация не создана или не объединяет большинство работников (ст. 31 ТК).

Интересы работников при проведении коллективных переговоров о заключении и об изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля их выполнения, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально- трудовых отношений представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов. Другие представители работников на этих уровнях социального партнерства участие не принимают.

Вопрос 2.4.4. КОЛЛЕКТИВНЫЕ ПЕРЕГОВОРЫ

Урегулирование разногласий

 

Согласно ст.38 Трудового кодекса РФ, если в ходе коллективных переговоров возникли разногласия и не принято согласованное решение по всем или отдельным вопросам, то составляется протокол разногласий, который является основанием для возникновения коллективного трудового спора (ст. 398 ТКго трудового спора ()ов, всем или отдельным вопросам, то составляется протокол разногласий, который является основанием для). Коллективные трудовые споры рассматриваются в порядке, предусмотренном ст. ст.398-418 ТК РФ.

Разногласия, возникшие при заключении коллективного договора, могут быть урегулированы в ходе переговоров после заключения коллективного договора на согласованных условиях (ст. 40 ТК) в течение 3 месяцев со дня начала коллективных переговоров.

 

Вопрос 2.4.5. КОМИТЕТЫ (КОМИССИИ) ПО ОХРАНЕ ТРУДА

Организация общественного контроля состояния охраны труда

Задачи комитета

Комитет (комиссия) по охране труда организует:

- совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профзаболеваний;

- проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах указанных проверок;

- сбор предложений к разделу коллективного договора (соглашения) об охране труда.

Функции комитета

В функции комитета (комиссии) по охране труда входят:

- рассмотрение предложений по созданию здоровых и безопасных условий труда и выработка рекомендаций, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности;

- рассмотрение результатов обследования состояния условий и охраны труда, участие в проведении обследований и выработка в необходимых случаях рекомендаций по устранению выявленных нарушений;

-изучение причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний, анализ эффективности проводимых мероприятий по условиям и охране труда;

- анализ хода и результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, участие в подготовке к проведению обязательной сертификации;

- участие в разработке проекта бюджета фонда охраны труда предприятия;

- содействие работодателю во внедрении в производство более совершенных технологий, новой техники, автоматизации и механизации производственных процессов;

- изучение состояния и использования санитарно-бытовых помещений и санитарно-гигиенических устройств, обеспечения работников спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты, правильности их применения, предоставления лечебно-профилактического питания;

- участие в работе по пропаганде охраны труда;

- оказание содействия работодателю в организации обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, проведении своевременного и качественного инструктажа работников по безопасности труда и др.

 

Права комитета

Комитет (комиссия) по охране труда имеет следующие права:

- получать от работодателя и службы охраны труда информацию о состоянии условий труда на рабочих местах;

- заслушивать на своих заседаниях сообщения работодателя (его представителей) по вопросам обеспечения ими здоровых и безопасных условий труда на рабочих местах;

- участвовать в работе по формированию мероприятий коллективного. договора (соглашения) по ОТ;

- вносить предложения работодателю о привлечении к дисциплинарной ответственности работников за нарушение ОТ;

- вносить предложения о поощрении работников за активное участие в работе по созданию здоровых и безопасных условий труда;

- обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности должностных лиц в случаях нарушения ими законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, сокрытия несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Функции уполномоченных лиц

К функциям уполномоченных относятся:

- контроль состояния охраны труда, соблюдения работодателем нормативных актов по охране труда, соблюдения работниками норм, правил и инструкций по охране труда и правильности применения ими средств коллективной и индивидуальной защиты;

- участие в работе комиссий по проведению проверок и обследований технического состояния оборудования, зданий, сооружений, эффективности работы вентиляционных систем, санитарно-технических устройств и санитарно-бытовых помещений и т.п., участие в разработке мероприятий по устранению выявленных недостатков;

- участие в организации первой помощи (а после соответствующего обучения – оказание первой помощи) пострадавшему от несчастного случая на производстве;

- участие в расследовании несчастных случаев на производстве (по поручению профкома или иного представительного органа трудового коллектива);

- осуществление контроля за своевременным сообщением руководителем подразделения (работ) о произошедших несчастных случаях на производстве, соблюдением норм о рабочем времени и времени отдыха, предоставлением компенсаций и льгот за тяжелые работы и работы с вредными и (или) опасными условиями труда;

- участие в разработке мероприятий по предупреждению несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, улучшению условий труда работников;

- информирование работников о состоянии условий труда, проведение разъяснительной работы по вопросам охраны труда.

 

Права уполномоченных лиц

Уполномоченные лица имеют следующие права (ст. 370 ТК):

- получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций (своих подразделений), работодателей – индивидуальных предпринимателей о состоянии условий и охраны труда, происшедших несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;

- направлять представление работодателям (руководителям подразделений) об устранении выявленных нарушений трудового законодательства, обязательные для рассмотрения;

- проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников;

- принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменением условий труда;

- контролировать соблюдение работодателем (в подразделении) трудового законодательства;

- проверять состояние условий и охраны труда, выполнение мероприятий по охране труда;

- принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- защищать права и законные интересы членов профсоюза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе);

- принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства;

- предъявлять требования к должностным лицам о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;

- обращаться в соответствующие органы с предложениями о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении нормативных требований по охране труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

 

ТЕМА 2.4. Социальное партнерство работодателя и работников в сфере охраны труда



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 352; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.133.96 (0.024 с.)