Эргономические принципы организации рабочих мест специалистов по экономике и управлению 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эргономические принципы организации рабочих мест специалистов по экономике и управлению



Для обеспечения производительного труда в сфере управления необходимым является соблюдение правил организации и планировки рабочего места, создания комфортных условий труда, учет эргономических требований.

В соответствии с эргономическими и санитарно-гигиеническими требованиями в Республике Беларусь разработаны и утверждены санитарные правила и нормы, в которых излагается ряд требований к оснащению рабочих мест и методические рекомендации.

Организация рабочего места заключается в его соответствующем оснащении и планировании, исходя из особенностей труда. Организация рабочего места включает три общих элемента: оснащение, планировку, обслуживание.

На рабочих местах управленческого персонала используются следующие виды средств управленческого труда:

- средства составления, обработки и оформления документов;

- средства хранения и группировки документов;

- средства выполнения вычислительных операций;

- средства обеспечения оперативной связи;

- специальная служебная мебель.

При выборе оснащения необходимо учитывать характер выполняемых операций, объем и трудоемкость работ, взаимосвязи между отдельными работниками и службами. Следует выбирать вариант оснащения, позволяющий наиболее эффективно выполнять работу.

Принципы оснащенности рабочего места:

Вся оснастка, инструмент, приспособления должны быть удобны в работе, обеспечивать легкость установки и снятия;

Должны обеспечивать экономию физических сил исполнителя, применение передовых методов и приемов труда;

Должны обеспечивать исключение воздействия опасных и вредных производственных факторов;

Соответствовать требованиям эргономики (сочетание человек-среда-машина должно обеспечивать удобство пользования, приложения физических усилий.)

Особые требования при оценке и выборе организационной оснастки:

Соответствие организационной оснастки функциональному назначению и использованию (учет характера работы, рабочей позы – сидя, стоя, сидя-стоя);

Соответствие ее конструкции требованиям научной организации труда;

Экономное использование производственной площади;

Соответствие внешнего вида требованиям производственной эстетики.

Например, высота рабочей поверхности стола должна находиться на уровне прижатого локтя к телу работника, ноги, руки при работе должны располагаться под прямым углом.

Планировка – рациональное размещение рабочих мест на производственной площади и целесообразное пространственное размещение в горизонтальной и вертикальной плоскости в пределах рабочего места всех элементов оснащения, необходимых для выполнения производственного задания.

Рассматривается внешняя и внутренняя планировка рабочего места.

Внешняя планировка определяет связь с другими рабочими местами. Для рабочего - это получение заготовок, инструмента, сдача готовых деталей. Для менеджера - получение и передача информации. При планировании рабочего места изучаются грузопотоки и документопотоки, разрабатываются предложения по устранению дублирования потоков.

Задачи внешнего планирования:

· Экономное использование производственных площадей;

· Рациональная взаимосвязь между рабочим местами;

· Сокращение расстояний переходов и транспортировки;

· Изоляция рабочих мест с вредными условиями труда;

· Обеспечение безопасности труда.

В соответствии с требованиями эргономики и санитарной гигиены необходимо соблюдать нормы площади рабочего места (для специалиста - не менее 4,5 кв. м при высоте потолка 3-3,2 м, что соответствует санитарной норме площади письменного стола). Крышки столов для руководителей должны быть 150см*90 см, для специалистов 135см*80.см Для планировки служебных помещений для управленческого персонала используют две концепции: кабинетная система планировки (от 1 до 30 чел. в одном помещении) и зальная (по принципу «большой конторы»). Наиболее удобными считаются комнаты прямоугольной формы с соотношением сторон 1:1 или 1:5 (до 1:2) с минимальной высотой 3.25 м и минимальной шириной 2,5-3 м. При одностороннем естественном освещении ширина не должна превышать 6-7 м. Минимальный размер проходов варьируется от 0,6 м (для одного лица) до 1 м (для 3 лиц). При зальном принципе размещения работников зал должен оборудоваться кондиционером, звукоизоляцией, освещением, специальными перегородками. Затраты на строительство таких помещений значительно ниже.

Задачи внутренней планировки:

Обеспечение наименьших затрат рабочего времени на выполнение работ;

Обеспечение минимизация усилий;

Удобство выполнения работы;

Хороший обзор и удобство обслуживания оборудования;

Рационализация рабочей позы;

Создание благоприятных условий труда;

Безопасность труда.

Следует учитывать принципы планирования:

1. Принцип наименьших расстояний при пользовании предметами труда, что достигается правильным расположением всего необходимого в зонах досягаемости.

Зону максимальной досягаемости составляет размах вытянутых рук. Зона минимальной досягаемости – размах согнутых в локтях рук. Зона оптимальной досягаемости – сектор наложения максимальной зоны досягаемости правой и левой руки.

В первую очередь заполняется зона максимальной досягаемости.

Правило 1. Что берется правой рукой – располагается справа, что берется левой рукой – располагается слева.

Правило 2. Загружать обе руки одновременно. (Например, телефон – слева, калькулятор– справа).

Правило 3. Каждый предмет должен иметь постоянное место нахождения.

Правило 4. Часто используемые предметы располагаются ближе, редко используемые предметы располагаются дальше.

После зоны максимальной досягаемости заполняется зона минимальной досягаемости предметами, которые требуют внимания, сосредоточенности.

. После максимальной зоны досягаемости располагаются все предметы, которые требуют быстрого считывания информации.

2. Необходимость учитывать углы обзора: угол мгновенного зрения – 18 градусов; угол эффективной видимости – 30 градусов; угол обзора при фиксированном положении головы – 120 градусов; угол обзора при повороте – 220 градусов.

3. Рационализация рабочей позы. При правильной рабочей позе не должно возникать преждевременное утомление. Рекомендуется использовать мебельные решения с настраиваемыми параметрами. Рабочее кресло должно быть предназначено для многофункциональной работы, обеспечивать удобную поддержку, особенно для нижней части спины.

4. При размещении средств информации и органов управления должны учитываться принципы: частоты, важности, технологичности, сопряженности.

Принцип частоты заключается в том, что в оптимальной зоне видимости располагаются рабочие органы управления оборудованием, носители информации, к которым работник обращается наиболее часто. Принцип важности обеспечивается за счет того, что в оптимальной зоне располагаются наиболее важные органы управления. Принцип технологичности заключается в размещении оборудования, панелей управления по ходу техпроцесса таким образом, чтобы обеспечивать наилучшую последовательность выполнения работ. Соблюдение принципа сопряженности предполагает расположение взаимосвязанных средств и предметов труда в непосредственной близости.

Рекомендуется делить офисное пространство на рабочие зоны:

Приемная;

Комната (рабочие места) персонала;

Кабинет руководителя;

Зона совещаний;

Зона отдыха.

При необходимости обеспечивается звуковая и визуальная изоляция рабочих мест.

Рабочее место должно, при необходимости, обеспечиваться местным освещением.

С учетом специфики работы необходимо осуществить и другие меры, создающие удобство в работе, предусмотренные в ГОСТ 12.2.032. ССБТ. "Рабочее место для выполнения работ сидя. Общие эргономические требования"и ГОСТ 12.2.033. ССБТ. "Рабочее место для выполнения работ стоя. Общие эргономические требования".

8.4. Санитарно-гигиенические требования и требования безопасности, предъявляемые к видеодисплейным терминалам (ВДТ), ЭВМ и периферийным устройствам

В работе организаций активно используются видеодисплейные терминалы (ВДТ), электронно-вычислительные машины (ЭВМ) и персональные электронно-вычислительные машины (ПЭВМ, ПК).

Длительное пребывание у экрана монитора ПК небезопасно. Напряженность электрического поля у современных ПК достигает 430 В/м, магнитного поля - 8 А/и. Установлено, что зрительная и нервно-психическая нагрузка при систематическом воздействии ПК на детей может приводить к головным болям, длительным спазмам мускулатуры лица, получившим название «синдром видеоигровой эпилепсии», а также способствовать развитию близорукости (по мнению экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), со скоростью до 1,0 диоптрии в год). Возможны заболевания органов зрения у взрослых пользователей при неправильном выборе визуальных эргонометрических параметров дисплеев.

Обследования беременных женщин, работающих с ПК, проведенные в Испании, Канаде, США и Швеции, позволили ученым сделать вывод, что вероятность ненормального протекания беременности, вплоть до выкидышей или рождения детей с врожденными пороками (причем наиболее существенными были дефекты развития головного мозга), у этих женщин в 2 раза выше, чем у неработающих с ПК. В связи с этим беременным и кормящим грудью женщинам категорически запрещается работать с ПК.

По данным специальной комиссии ВОЗ, более чем у половины пользователей ПК имеет место синдром стресса оператора дисплея, действие которого проявляется в виде головной боли, аллергии, воспаления глаз, астматических проявлений, подавленности, раздраженности, вялости и депрессии.

Воздух в помещениях с вычислительной техникой насыщен положительно заряженными ионами кислорода, что приводит к ухудшению здоровья, гипоксии, повышению вероятности сердечно-сосудистых заболеваний.

На пользователя ПК одновременно могут оказывать хроническое воздействие (т. е. постоянно действующее, пусть даже в малых дозах) более 30 вредных и опасных производственных факторов, причем на долю собственно дисплея приходится не более 20%.

Наиболее значимые вредные и опасные производственные факторы, воздействующие на пользователей ПК:

· нарушение электромагнитной безопасности из-за отсутствия почти повсеместно защитного заземления. Источник опасности - не только эмиссионные излучения дисплеев, но и насыщенность помещений различными вспомогательными электроприборами, силовыми кабелями разводки, металлическими конструкциями, осветительными установками и т. п.;

· несоответствие нормам визуальных параметров дисплеев, особенно имеющих величину зерна (пиксель) 0,3 мм и более, а частоту кадровой развертки 50-75 Гц. Часто визуальные характеристики ухудшаются по сравнению с заявленными производителем уже на рабочем месте из-за влияния повышенной напряженности магнитного поля тока частоты 50 Гц. Даже напряженность, в 100 раз меньшая, чем по норме, и, следовательно, безопасная для человека, может резко ухудшить качество изображения, вызвать повышенное утомление глаз;

· избыточные энергетические потоки сине-фиолетового света (в видимом диапазоне волн) от дисплея. При этом ухудшается четкость изображения на сетчатке, увеличивается частота ошибок, быстрее развивается «компьютерный зрительный синдром» и т. д.;

· нерациональное освещение, блики, повышенная блескость, яркость;

· несоответствие параметров микроклимата действующим нормам, чрезмерная запыленность и загазованность воздуха в рабочих помещениях — в первую очередь, углекислым газом и аммиаком при повышенной температуре и влажности воздуха (особенно в холодный период года). Данный фактор воздействует на органы дыхания, снижается содержание кислорода в крови и в мышечных тканях сердца, мозга, глаз;

· нарушение норм аэроионного состава воздуха, особенно в помещениях с развитой системой приточно-вытяжной вентиляции и при наличии кондиционеров. Число отрицательно заряженных легких ионов кислорода (аэроионов) практически везде меньше нормы. В помещениях с ПЭВМ оптимальным считается содержание в 1 см3 воздуха 3000— 5000 аэроионов. Замеры показывают, что фактически их число не превышает 130-400. Это резко ухудшает свойства крови, работу зрительного органа, иммунной системы;

· избыток болезнетворных бактерий в воздухе, особенно зимой при повышенной температуре, плохом проветривании рабочих помещений, пониженной влажности и нарушении аэроионного состава воздуха, что вызывает ОРЗ, ОРВИ и т. д.;

· малая подвижность глазных мышц при долговременном сильном статическом зрительном напряжении, являющаяся причиной спазма аккомодации, т. е. глаза теряют способность быстро приспосабливаться к ясному видению предметов. При этом нарушается ритм дыхания;

· нерациональная организация рабочего места (неудобные кресла, отсутствие пюпитров для текста, подставок для ног и кистей рук и т. д.), что способствует перенапряжению мышц не только позвоночника и шеи, но и глаз;

· недостаток витаминов, минеральных веществ, аминокислот, губчатой клетчатки, что приводят к нарушению работы желудочно-кишечного тракта. Наибольшей опасности подвергаются хронические больные, женщины. Стрессы, нарушение режима труда, отсутствие профилактики резко увеличивают выброс из организма витаминов и важнейших минералов (железа, алюминия, йода);

· неблагоприятная экологическая обстановка, особенно в крупных городах, в воздухе которых зачастую наблюдаются повышенные концен­трации вредных веществ. Рост информационных нагрузок (причем не только во время работы на ПЭВМ) вызывает дополнительное «психическое давление», что также увеличивает вероятность заболеваний.

Для обеспечения безопасности при работе на ПЭВМ Санитарными нормами и правилами (СанПиН № 9-131 РБ 2000) в Республике Беларусь установлен ряд гигиенических требований к этим приборам.

Согласно этим правилам, руководители предприятий, организаций и учреждений вне зависимости от форм собственности и подчиненности обязаны привести рабочие места пользователей ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ в соответствие с требованиями.

К помещениям для эксплуатации ПЭВМ предъявляются следующие требования:

· они должны иметь естественное и искусственное освещение;

· естественное освещение должно осуществляться через светопроемы, ориентированные преимущественно на север и северо-восток, и обеспечивать коэффициент естественной освещенности (КЕО) не ниже 1,5%;

· оконные проемы в помещениях с ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ должны быть оборудованы регулируемыми светозащитными устройствами типа: жалюзи, занавеси, внешние козырьки и др.;

· искусственное освещение в помещениях эксплуатации ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ должно осуществляться системой общего равномерного освещения. В производственных и административно-общественных помещениях, в случаях преимущественной работы с документами, допускается применение системы комбинированного освещения (к общему освещению дополнительно устанавливаются светильники местного освещения, предназначенные для освещения зоны расположения документов).

Освещенность на поверхности стола в зоне размещения рабочего документа должна быть 300-500 лк. Местное освещение не должно создавать бликов на поверхности экрана и увеличивать освещенность экрана более 300 лк.

В качестве источников света при искусственном освещении должны применяться преимущественно люминесцентные лампы. При устройстве отраженного освещения в производственных и административно-общественных помещениях допускается применение металлогалогенных ламп мощностью до 250 Вт. Допускается применение ламп накаливания в светильниках местного освещения.

Для освещения помещений с ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ следует применять светильники типа с зеркализованными решетками, укомплекто,ванные высокочастотными пускорегулирующими аппаратами (ВЧ ПРА). Применение светильников без рассеивателей и экранизирующих решеток не допускается.

Светильники местного освещения должны иметь непросвечивающий отражатель с защитным углом не менее 40°. Расположение рабочих мест с ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ для взрослых пользователей в подвальных помещениях не допускается.

Площадь на одно рабочее место с ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ для взрос­лых пользователей должна составлять не менее 6,0 м2, а объем - не менее 20,0 м3;

При строительстве новых и реконструкции действующих зданий и помещений для ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ их следует проектировать высотой (от пола до потолка) не менее 3,0 м.

Уровни положительных и отрицательных аэроионов в воздухе помещений с ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ должны соответствовать нормам.

В помещениях, где работает инженерно-технический персонал, осуществляющий лабораторный, аналитический или измерительный контроль (категория II), уровень шума не должен превышать 60 дБА. В помещениях операторов ЭВМ (без дисплеев) (категория III) уровень шума не должен превышать 65 дБА.

Допустимые уровни напряженности (плотности потока мощности) электромагнитных полей, излучаемых клавиатурой, системным блоком, манипулятором «мышь», беспроводными системами передачи информации на расстоянии и иными вновь разработанными устройствами, в зависимости от основной рабочей частоты изделия, и напряженности электростатического поля не должны превышать нормативных значений. Допустимые уровни напряженности электрического поля тока промышленной частоты 50 Гц, создаваемого монитором, системным блоком, клавиатурой, изделием в целом, не должны превышать 0,5 кВ/м.

Уровень мощности экспозиционной дозы рентгеновского излучения не должен превышать 7,74 • 1012 А/кг (ампер на килограмм), что соответствует эквивалентной дозе, равной 0,1 мбэр/ч (100 мкР/ч; 0,03 мкР/с).

Интенсивность инфракрасного (ИК) и видимого излучения от экрана видеомонитора не должна превышать 0,1 Вт/м2 в видимом (400-760 нм) диапазоне, 0,05 Вт/м2 в ближнем ИК-диапазоне (760-1050 нм), 4 Вт/м2 в дальнем (свыше 1050 нм) ИК-диапазоне.

Профессиональные пользователи ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ должны проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры в порядке ив сроки, установленные постановлением Минздрава Республики Беларусь.

К непосредственной работе с ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ допускаются лица, не имеющие медицинских противопоказаний.

Женщины со времени установления беременности и в период кормления ребенка грудью к выполнению всех видов работ, связанных с использованием ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ, не допускаются.

К работам I категории (всех групп) допускаются лица, у которых острота зрения с коррекцией не меньше 0,4 хотя бы на одном глазу. Это позволяет без напряжения читать стандартный шрифт с расстояния 60-70 см. При худшем зрении пользователю придется увеличивать размер шрифта.

К работам II категории (всех групп) не допускаются лица с глаукомой. Санитарно-гигиеническими нормами также определены требования к зрению остальных пользователей.

К работам III категории (всех групп) предъявляются повышенные требования к органу зрения. Обязательно наличие бинокулярного зрения (оно характеризуется объемным восприятием предметов). К работам не допускаются лица с даже признаками глаукомы и с наклонностью к повышенному внутриглазному давлению. Кроме того, к работам II и III категорий не допускаются лица, страдающие воспалительными и аллергическими заболеваниями глаз, сопровождающимися слезотечением, светобоязнью и т. п., в также заболеваниями сетчатки и зрительного нерва.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 550; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.233.41 (0.044 с.)