Развитие экспериментальной психологии в России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие экспериментальной психологии в России



Г.И.Челпанов: организация Психологического института; формирование исследовательской культуры российской психологической школы.

А.Ф.Лазурский: первая психологическая лаборатория в Петербурге; концепция «научной характерологии».

Н.Н.Ланге: концепция стадиальности восприятия; моторная теория внимания; стадии в развитии психики; вопрос о необходимости перехода из биологического в социокультурный план анализа человеческой души.

 

 

ТЕМА 20. ПСИХОЛОГИЯ В РОССИИ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

И НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Отечественная психология в первой половине ХХ века

Учение о поведении, основы которого заложены И.М.Сеченовым.

И.П.Павлов: физиология высшей нервной деятельности.

В.М.Бехтерев: объективная психология; рефлексология.

А.А.Ухтомский: учение о доминанте; концепция человека, разработанная на стыке физиологии, психологии, философии, социологии и этики.

Н.А.Бернштейн: проблема регуляции поведения; понятие «опережающее отражение»; изучение механизмов движения; изучение моторики людей с различными поражениями нервной системы.

К.Н.Корнилов: реактология.

Педология: этапы развития; важнейшие принципы.

П.П.Блонский: биогенетическое направление; общая периодизация психического развития; генетическая (стадиальная) теория памяти.

А.Б.Залкинд: социогенетическое направление; основание отечественной возрастной психологии.

М.Я.Басов: новое понимание среды и механизмы ее влияния на психику, понятие «деятельность организма в окружающей среде»; популяризация педологии.

Л.С.Выготский: психологический механизм влияния социальной среды на развитие высших психических функций; культурно-историческая психология.

Психотехника (И.Н.Шпильрейн, С.Г.Геллерштейн).

Психология установки. Д.Н.Узнадзе: основание грузинской школы психологии.

Психологическая школа, ориентированная на философию, как альтернатива науке о поведении. Г.Г.Шпет: этнопсихология; герменевтика; проблема соотношения языка с мышлением и самосознанием.

 

Отечественная психология во второй половине ХХ века

Ленинградская психологическая школа.

В.Н.Мясищев: психология отношений; динамическое понимание личности как единства субъекта и объекта; исследования в медицинской психологии.

Б.Г.Ананьев: иерархические соподчиненные уровни организации человека: индивид, личность, индивидуальность; изучение проблем зрелости и старения; психологическая акмеология.

Московская психологическая школа.

А.Р.Лурия: создание аппарата для измерения сопряженной моторики; исследование влияния культурно-исторических факторов на познавательные процессы человека; нейропсихология.

А.Н.Леонтьев: деятельность как движущая сила развития психики; концепция деятельности.

 

Развитие различных отраслей отечественной психологии

Развитие медицинской психологии и психотерапии. Психоанализ в России. Социальная и этническая психология в России. Тенденции развития отечественной психологии на современном этапе.

 

1.3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

1.3.1. Список литературы:

 

а) основная литература:

1. Марцинковская Т. Д. История психологии. Учебник для студентов вузов. М., Академия, 2009. Гриф УМО по классич. университетскому образованию.
2. Ждан А.Н. История психологии. От античности до наших дней. – М.: Академический проект, 2008. Гриф МО РФ.  

б) дополнительная литература:

  1. Ананьев Б.Г. Очерки истории русской психологии XVIII – XIX вв. – М., 1947.
  2. Анцыферова Л.И. Материалистические идеи в зарубежной психологии. – М., 1974.

3. Богданчиков С.А. Советская психология 1920-х годов (восемь очерков). – Саратов, 2007.

  1. Великие психологи / Сост. С.И. Самыгин, Л.Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону, 2000.
  2. Гальперин П.Я., Ждан А.Н. История психологии ХХ век. – М., Екатеринбург, 2003.
  3. Дессуар М. Очерк истории психологии. – СПб., 1912.
  4. История зарубежной психологии. 30 – 60-е годы XX века. Тексты. – М., 1986.
  5. История психологии (10-е – 30-е гг. Период открытого кризиса): Тексты / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. – Екатеринбург, 1999.
  6. История становления и развития экспериментально-психологических исследований в России. - М., 1990.
  7. Кузьмин Е.С., Якунин В.А. Развитие психологии внутри естествознания. – Л., 1985.

Лихи Т. История современной психологии. – М., СПб.: Питер, 2003.

Лучинин А.С. История психологии. – М.: Экзамен, 2005.

  1. Марцинковская Т.Д., Ярошевский М.Г. 50 выдающихся психологов мира. – М., 1995.
  2. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. Т. 1, 2 – Ростов-на-Дону, 1996.
  3. Петровский А.В. История советской психологии. – М., 1967.
  4. Петровский А.В. Психология в России: ХХ век. - М., 2000.
  5. Психологическая мысль России: век просвещения / Ред. В.А. Кольцова. - СПб., 2001.
  6. Психологическая наука в России XX столетия: Проблемы теории и истории / Под ред. А.В. Брушлинского. – М., 1997.

Робинсон Д. Интеллектуальная история психологии. – М.: Институт философии, теологии и истории св.Фомы, 2005.

  1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. (Глава III. История психологии) – СПб., 1999.
  2. Якунин В.А. История психологии: Учебное пособие. – СПб., 2001.
  3. Ярошевский М.Г., Анциферова Л.И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. – М., 1974.
  4. Ярошевский М.Г. Наука о поведении: Русский путь. – М., 1996.
  5. Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии. – М. 1974.
  6. Ярошевский М.Г. История психологии: от античности до середины ХХ века. – М., 1996.
  7. Шульц Д., Шульц С. История современной психологии. – СПб.: Евразия, 2002.

 

1.3.2. Интернет-ресурсы

http://www.pedlib.ru/ - представлены основные учебники по истории психологии.

 

http://psyche.ru/ – история отечественной психологии.

 

http://www.magister.msk.ru/library/philos/ - содержит тексты работ по философии и психологии. Часть из них рассматривает вопросы истории психологии (В.В.Зеньковский, П.А.Флоренский, Н.Федоров, Н.Бердяев, В.Соловьев и др.)

 

http://books.atheism.ru/philosophy/ - содержит фундаментальные классические и дискуссионные философские произведения различной направленности.

 

http://ananev.psyhistory.ru/ - персональный сайт Б.Г.Ананьева.

 

http://lomov.psyhistory.ru/ - персональный сайт Б.Ф.Ломова.

 

http://lazursky.psyhistory.ru/ - персональный сайт А.Ф. Лазурского.

 

http://rossolimo.psyhistory.ru/ - персональный сайт Г.И.Россолимо.

 

http://ipras.ru/cntnt/rus/institut_p/nauchnye_s/sergej_leo.html - интернет-страница «Научная школа С.Л.Рубинштейна».

 

http://slovari.yandex.ru/dict/psychlex1 - электронный вариант книги «История психологии в лицах. Персоналии / Под. ред. Л.А. Карпенко.

 

Методические указания

 

2.1. Методические указания преподавателю дисциплины

 

Учебный курс «История психологии» читается студентам всех форм обучения: очной, очно-заочной и заочной, причем у студентов двух последних форм обучения значительно повышается доля самостоятельной подготовки по данному учебному предмету. Преподавание данного учебного предмета предполагает использование всех организационных форм обучения: лекций, семинаров и практических занятий. Обучение — групповое.

Работа по подготовке преподавателя к проведению занятия начинается с анализа учебной программы учебной дисциплины.

При анализе программы следует обращать внимание на следующие моменты:

1. Особенности и содержание материала разделов и тем.

2. Связь между отдельными темами. Все темы взаимосвязаны, поскольку по мере изложения материала освещаются основные вопросы теоретических основ педагогической психологии.

3. Логика структурирования материала в программе. Учебная программа построена по принципам «от общего — к частному» и «от теории — к практике».

4. Ключевая терминология (основные понятия) по данному курсу.

5. Технология преподавания отдельных тем. Подавляющее большинство тем данного курса преподаетсяв форме лекций, которые проводятся методами: проблемного изложе­ния материала, иллюстративно-объяснительным методом, а также методом проведения лекций-бесед со студентами. Кроме этого, учебным планом по многим темам предусмотрены семинарские и практические занятия, которые проводятся в описанных выше формах активного обучения.

 

2.2. Методические указания студенту по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы.

 

Обеспечение высокой профессиональной подготовки во многом зависит от способности студента работать самостоятельно. Самостоятельная работа формирует творческую активность студентов, представление о своих научных и социальных возможностях.

Самостоятельная работа предполагает знакомство с литературными источниками. Вашему вниманию предлагается список литературы к каждой теме, а также проверочные вопросы и задания. Для успешной сдачи зачета и экзамена необходимо ознакомиться с основной литературой, изучить теоретическую часть по конспектам лекций, ответить на вопросы для самопроверки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 389; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.98.13 (0.013 с.)