Можно ли утверждать, что средства, повышающие тонус матки, применяют для стимуляции родовой деятельности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Можно ли утверждать, что средства, повышающие тонус матки, применяют для стимуляции родовой деятельности.



1) да;

2) нет.

5. Спиронолактон вызывает диуретический эффект за счет:

1) задержки выделения калия;

2) блокады карбоангидразы;

3) блокады альдостероновых рецепторов;

4) активации альдостероновых рецепторов.

6. Диуретики применяют при:

1) отеке легких;

2) гипертонической болезни;

3) сердечной недостаточности;

4) сосудистой слабости.

7. Триамтерен по отношению к альдостерону является:

1) неконкурентным антагонистом;

2) конкурентным антагонистом;

3) агонистом-антагонистом;

4) не является антагонистом.

8. Для стимуляции родовой деятельности применяют:

1) эрготал;

2) окситоцин;

3) динопрост;

4) котарнина хлорид;

5) партусистен.

9. Средством, расслабляющим мускулатуру матки, является:

1) партусистен;

2) котарнина хлорид;

3) окситоцин;

4) динопрост;

5) эрготал.

10. Общими показаниями к применению сердечных гликозидов и мочегонных средств являются:

1) сердечная недостаточность;

2) отек легких;

3) гипертоническая болезнь;

4) мерцательная аритмия.

План занятия

Время практического занятия – 120 мин.

1. Организационные вопросы – 5 минут.

2. Анализ итогов контрольных работ предыдущего занятия – 5 мин.

3. Выявление исходного уровня знаний (тестовый контроль, устный опрос студентов) – 40 мин.

4. Коррекция исходного уровня знаний – 20 мин.

5. Перерыв – 15 мин.

6. Организация самостоятельной работы студентов – 5 мин.

7. Самостоятельная работа студентов (решение ситуационных задач) – 15 мин.

8. Выявление итогового уровня знаний (тестовый контроль, контрольная работа (выписывание рецептов на лекарственные препараты по теме занятия)) – 25 мин.

9. Подведение итогов. Задание на следующее занятие – 5 мин.

Оснащение занятия

Подбор схем, таблиц и упаковок лекарственных препаратов по теме. Тестовые контрольные карты для выявления исходного и итогового уровня знаний. Подборка ситуационных задач по теме занятия для самостоятельной работы.

Информационный материал

Классификация мочегонных средств

I. Средства, оказывающие прямое влияние на канальцевый эпителий:

1. тиазиды ( гидрохлортиазид, циклометиазид)

тиазидоподобные (оксодолин, клопамид, индапамид).

2. Петлевые (ф уросемид, бринальдикс, этакриновая кислота).

3. Не антагонисты альдостерона (блокаторы Nа-каналов):

Триамтерен триампур

+ гипотиазид = композитум

Амилорит Модуретик

II. Антагонисты альдостерона (спиронолактон)

III. Осмотические диуретики (маннит, мочевина).

 

Классификация средств, влияющих на миометрий

I. Средства, влияющие преимущественно на сократительную активность миометрия:

1. Усиливающие сократительную активность:

Ø Эндогенные вещества (окситоцин, питуитрин);

Ø Простагландины (динопрост, динопростон);

Ø Антигестагенные средства (мифепристон).

2. Ослабляющие сократительную активность (токолитики):

Ø b2 –адреномиметики (фенотерол, сальбутамол);

Ø Средства для наркоза (натрия оксибутират);

Ø Разные средства (магния сульфат).

II. Средства, повышающие преимущественно тонус миометрия:

1. Препараты растительного происхождения (алкалоиды и препараты спорыньи): эргометрина малеат, экстракт спорыньи густой, эрготамина эрготартрат, эрготал;

2. Синтетические средства (котарнина хлорид).

III. Средства, понижающие тонус шейки матки ( атропина сульфат, динопрост, динопростон).

Тесты для определения итогового уровня знаний

1. Укажите мочегонный препарат с выраженным эффектом «рикошета»:

1) маннит;

2) мочевина;

3) фуросемид;

4) арифон;

5) диакарб.

2. Диуретики – ингибиторы карбангидразы применяют при:

1) глаукоме;

2) гидроцефалии;

3) отеке легких;

4) артериальной гипертензии;

5) эпилепсии.

3. При отеке мозга применяют:

1) спиронолактон;

2) маннит;

3) гидрохлортиазид;

4) фуросемид.

4. Показаниями к назначению диуретиков – блокаторов натриевых каналов являются:

1) лечение и профилактика гипокалиемии;

2) отек мозга;

3) псевдогиперальдостеронизм;

4) отравление препаратами лития;

5) глаукоматозный криз

5. Указать средства, применяемые при маточном кровотечении:

1) партусистен;

2) эргометрина малеат;

3) эрготал;

4) окситоцин;

5) котарнина хлорид.

Угнетение реабсорбции каких двух ионов имеет основное значение в мочегонном эффекте фуросемида?

1) H+;

2) Na+;

3) K+;

4) Cl-.

7. В малых дозах стимулирует сократительную активность, а в больших дозах повышает тонус матки:

1) эрготал;

2) партусистен;

3) эргометрина малеат;

4) окситоцин.

8. В отличие от антагониста альдостерона дихлотиазид вызывает:

1) ацидоз;

2) гипокалиемию;

3) гиперкалиемию;

4) замедляет развитие миокардиального фиброза.

9. Фуросемид в отличие от осмотических диуретиков вызывает:

1) водный диурез;

2) нарушает реабсорбцию натрия через базальную мембрану;

3) нарушает реабсорбцию натрия на всем протяжении восходящего отдела петли Генле;

4) вызывает гипокалиемию.

10. Фуросемид применяют при:

1) отеке легких;

2) гипертоническом кризе;

3) сердечной недостаточности;

4) интоксикации сердечными гликозидами;

5) остром отравлении снотворными средствами.

 

Ситуационные задачи

1. Больному с отеками сердечного происхождения было назначено мочегонное средство, диуретический эффект которого через 5 дней резко ослаб, а в крови появился ацидоз. Какой диуретик был назначен, механизм его основного и побочного эффектов?

2. Больной поступил в больницу с острым отравлением снотворными средствами. Какие диуретики целесообразно применять для оказания скорой помощи больному с тем, чтобы вещество, вызвавшее отравление, быстро было выведено из организма и механизм его действия при этом?

3. У больного, страдающего сердечной недостаточностью, при биохимическом анализе крови обнаружено повышенное содержание альдостерона. Какое мочегонное средство целесообразно назначить больному в данном случае, почему и каков механизм его диуретичекого эффекта?

4. Больному с гипертонической болезнью было назначено вместе с антигипертензивными средствами диуретики, после чего давление нормализовалось, но появилась гипокалиемия. Какое диуретическое средство назначено больному. Каков механизм его антигипертензивного действия и механизм возникновения дефицита калия?

5. Больному с хронической сердечной недостаточностью назначили мочегонное средство, после которого увеличился диурез, но появилась общая слабость, связанная с гипокалиемией. Какой препарат был назначен, механизм его основного и побочного эффектов?

6. В больницу поступил больной с острым отравлением транквилизаторами. Какой диуретик ему надо ввести с тем, чтобы отравляющее вещество было выведено из организма и механизм его действия при этом?

Основная литература

1. Харкевич Д.А. Фармакология. М.: ГЭОТАР МЕД, 2001. 253-282 с.

2. Машковский М.Д. Лекарственные средства: в 2-х т., М.: Новая волна 2001. Т. 1, 348-375 с.

Дополнительная литература

1. Руководство по фармакологии к практическим занятиям. Под ред. П.А. Галенко-Ярошевского, А.И. Ханкоевой. М.:Изд-во РАМН, 2000. 192-204 с.

2. Балабаньян В.Ю., Решетников С.И. Руководство для подготовки к занятиям по фармакологии. М.: Инфомедиа Паблишер,2000. 100-108 с.

3. Венгеровский А.И. Лекции по фармакологии для врачей и провизоров. –Томск: SТТ, 1998. 265-304 с.

4. Базисная и клиническая фармакология: Пер. с англ. / Под ред. Б.Г. Катсунга. В 2-х тт. Том 1.- М.: «Бином, СПб.: «Невский диалект», 2000. 242-293 с.

5. Нил М.Дж. Наглядная фармакология. Серия «Экзамен на отлично»: Пер. с англ. / Под ред. М.А. Демидовой. М., 1999. 40-44 с.

6. Фармакология в схемах и таблицах: Справочник / Под ред. С.М. Дроговоз.- Харьков, 2000. 54-55 с.

Занятие 6

СРЕДСТВА, ВЛИЯЮЩИЕ НА КРОВЕТВОРЕНИЕ, СВЕРТЫВАНИЕ КРОВИ, ФИБРИНОЛИЗ И АГРЕГАЦИЮ ТРОМБОЦИТОВ

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

1. Изучить фармакодинамику и показания для применения стимуляторов эритропоэза и лейкопоэза, гемостатиков, антикоагулянтов и средств, влияющих на фибринолиз и агрегацию тромбоцитов.

2. Научиться выписывать рецепты на препараты перечисленных групп.

Введение

Лечение заболеваний крови является одной из частых проблем, стоящих перед врачом любой специальности. Ни одна из отраслей медицины не может обойтись без препаратов, влияющих на свертывание крови. Более того, данные заболевания очень распространены и зачастую требуют немедленной терапии. Так, например, в США по поводу тромбоза глубоких вен ежегодно госпитализируется в среднем 300-600 тысяч больных. Тромбоэмболия легочной артерии является причиной 5% летальных исходов после общехирургических заболеваний. Таким образом, лечение заболеваний крови является сложной задачей и требует глубоких знаний по фирмакодинамике и фармакокинетике средств, применяющихся с этой целью.

 

План внеаудиторной самоподготовки

Этап работы Время занятий Литература
1.Ответить на вопросы для самоподготовки     2. Выполнить задание по рецептуре   3. Выполнить тестовые задания   1 ч. 30 мин.   30 мин.     30 мин. Учебно-методическое пособие к практическим занятиям, учебник, лекционный материал Учебно-методическое пособие к практическим занятиям, учебник, справочный матерниал Учебно-методическое пособие к практическим занятиям

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

1. Механизмы кроветворения и гемокоагуляции.

2. Классификация лекарственных средств, влияющих на кроветворение, свертывание крови, фибринолиз и агрегацию тромбоцитов.

3. Биологическая роль железа в организме, его влияние на процесс кроветворения. Препараты железа, показания к их применению и побочные эффекты этих средств.

4. Механизм действия цианокобаламина и фолиевой кислоты при гиперхромных анемиях.

5. Принцип действия и показания к применению стимуляторов лейкопоэза. Препараты.

6. Фармакодинамика антикоагулянтов прямого действия, показания к их применению.

7. Особенности фармакодинамики антикоагулянтов непрямого действия, показания к их применению и побочные эффекты.

8. Лекарственная помощь при передозировке антикоагулянтов прямого и непрямого действия.

9. Гемостатические средства местного и резорбтивного действия. Препараты. Показания к их применению.

10. Лекарственные средства, влияющие на фибринолиз. Их классификация, механизм действия, препараты и показания к применению.

11. Классификация, препараты, фармакодинамика и показания для применения антиагрегантов.

 

ЗАДАНИЕ ПО ФАРМАКОТЕРАПИИ

Используя табл. 6, выписать рецепты на следующие лекарственные средства: 1) функциональный антагонист витамина К; 2) средство, тормозящее синтез протромбина; 3) функциональный антагонист антикоагулянтов непрямого действия; 4) средство, способствующее синтезу протромбина; 5) средство, быстро понижающее свертывание крови; 6) для профилактики тромбообразования; 7) средство, способствующее растворению свежих тромбов; 8) при кровотечении; 9) для лечения гипохромной анемии; 10) для лечения гиперхромной анемии; 11) стимулятор эритропоэза; 12) стимулятор лейкопоэза; 13) для профилактики свертывания крови при лабораторных исследованиях; 14) препарат железа для парентерального введения; 15) при передозировке непрямых антикоагулянтов; 16) при железодефицитной анемии; 17) антикоагулянт непрямого действия; 18) при остром тромбозе сосудов головного мозга; 19) антиагрегационное средство; 20) стимулирующее фибринолиз; 21) при тромбофлебите; 22) для понижения свертывания крови при инфаркте миокарда; 23) тромболитическое средство.

 

Т а б л и ц а 6

Список препаратов для выписывания рецептов

Препараты Лекарственная форма Средняя терапевтическая доза
Метилурацил (Methyluracilum) Таблетки по 0,5 г По 0,5 г 4 раза в день
Цианокобаламин (Cyanocobalaminum) Ампулы по 1 мл 0,01% и 0,05% р-ра П/к, в/м, в/в по 0,0001-0,0005 г/сут
«Ферроплекс» («Ferroplex») Драже По 1-2 драже 3 раза в день (после еды)
«Феррум Лек» («Ferrum Lek») Ампулы по 2 и 5 мл В/м через день до 4мл/сут; в/в (медленно) в 1-й день 2,5 мл, в 3-й – 10 мл, затем 2 раза/нед по 10 мл.
Стрептокиназа (Streptokinasum, -e) Флаконы, содержащие 250000 или 1 500 000 ИЕ Внутривенно (капельно) 25 000 - 500 000 ЕД
Викасол (Vicasolum) Ампулы по 1 мл 1% р-ра, таблетки по 0,015 г Внутрь по 0,03 г; в/м 0,0075 г 2 раза в день
Кальция хлорид (Сalcii chloridum) Ампулы по 10 мл 10% р-ра В/в капельно 10 мл
Гепарин (Heparinum) Флаконы по 5 мл (25000 ЕД) В/в, п/к, в/м по 5000-20 000 ЕД/сут
Фенилин (Phenylinum) Таблетки по 0,03 г Внутрь по 0,03 г/сут
Дипиридамол (курантил) (Dipyridamolum, -e) Ампулы по 2 мл 0,5% р-ра, таблетки (драже) по 0,025 (0,075) г Внутрь по 0,025-0,05 г/сут

Тесты для определения исходного уровня знаний

1. Препаратами низкомолекулярного гепарина являются:

1) фенилин;

2) гирудин;

3) фраксипарин;

4) тиклопидин;

5) эноксапарин.

2. Фибринолитической активностью обладают препараты:

1) урокиназа;

2) анистреплаза;

3) тиклопидин;

4) альтеплаза;

5) стрептокиназа.

3. Стимуляторы фибринолиза применяют при:

1) гнойно-некротических процессах;

2) остром тромбозе.

4. Стимуляторами лейкопоэза являются:

1) протамина сульфат;

2) амбен;

3) метилурацил;

4) пентоксил;

5) стрептокиназа.

5. Непрямые антикоагулянты нарушают:

1) синтез протромбина;

2) синтез фибриногена.

6. К коагулянтам относят:

1) викасол;

2) кальция хлорид;

3) тромбин;

4) контрикал;

5) стрептокиназу.

7. Для растворения свежих тромбов применяют:

1) кислоту аминокапроновую;

2) неодикумарин;

3) амбен;

4) стрептокиназу.

8. Средствами, блокирующими фибринолиз, являются:

1) стрептокиназа;

2) фибринолизин;

3) кислота аминокапроновая;

4) викасол;

5) амбен.

9. При гипохромной анемии применяют:

1) ферроплекс;

2) метилурацил;

3) кислоту аскорбиновую;

4) фенилин;

5) феррум лек.

10. Указать средства, стимулирующие фибринолиз:

1) амбен;

2) фибринолизин;

3) кислота аминокапроновая;

4) стрептокиназа.

План занятия

Время практического занятия – 120 мин.

1. Организационные вопросы – 5 минут.

2. Анализ итогов контрольных работ предыдущего занятия – 5 мин.

3. Выявление исходного уровня знаний (тестовый контроль, устный опрос студентов) – 40 мин.

4. Коррекция исходного уровня знаний – 20 мин.

5. Перерыв – 15 мин.

6. Организация самостоятельной работы студентов – 5 мин.

7. Самостоятельная работа студентов (решение ситуационных задач) – 15 мин.

8. Выявление итогового уровня знаний (тестовый контроль, контрольная работа (выписывание рецептов на лекарственные препараты по теме занятия)) – 25 мин.

9. Подведение итогов. Задание на следующее занятие – 5 мин.

Оснащение занятия

Подбор схем, таблиц и упаковок лекарственных препаратов по теме. Тестовые контрольные карты для выявления исходного и итогового уровня знаний. Подборка ситуационных задач по теме занятия для самостоятельной работы.

Информационный материал

Классификация средств, влияющих на систему крови:

I. Средства, влияющие на кроветворение:

на эритропоэз:

1. Средства, стимулирующие эритропоэз:препараты железа, кобальта, факторов роста, витамина В12, фолиевой кислоты.

2. Средства, угнетающие эритропоэз ( радиоактивные изотопы)

на лейкопоэз:

1. Средства, стимулирующие лейкопоэз:производные пиримидина (пентоксил, метилурацил), карбоновых кислот (лейкоген), препараты факторов роста, регулирующие лейкопоэз (молграмостим, филграстим)

2. Средства, угнетающие лейкопоэз:Цитостатические средства (метотрексат, циклофосфан и др.)

II. Средства, влияющие на свертываемость крови:

Коагулянты

а) резорбтивного действия: - препарат вит. К - викасол, препараты Са (хлорид, глюконат), фибриноген.

б) местного действия: тромбин, гемостатическая губка, препрараты растительного происхождения (лагохилус опьяняющий, крапива, арника, кора калины).

Антикоагулянты

а) прямого действия: гирудин;

б) непрямого действия:

Ø гепарины - нефракционированныйи низкомолекулярный.

Ø пероральные непрямые антикоагулянты (неодикумарин, фенилин, варфарин).

III. Средства, влияющие на фибринолиз:

1. Стимуляторы фибринолиза:

а) системные тромболитики (стрептокиназа, стрептодеказа, урокиназа);

б) селективные тромболитики ( анистреплаза, альтеплаза).

2. Ингибиторы фибринолиза:

а) кислоты (эпсилон - аминокапроновая кислота, транексамовая кислота, амбен);

б) антиферментные препараты (пантрипин, гордокс, контрикал, ингитрил).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 366; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.228.40 (0.077 с.)