Границы науки. Наука и философия. Наука и религия. Наука и искусство. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Границы науки. Наука и философия. Наука и религия. Наука и искусство.



Н — это ф-ма духовной деят людей, направ-я на произв-во знаний о прир, общ-ве и о самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их вза­имосвязи, для того чтобы предвидеть тенденции развития действи­тельности и способствовать ее изменению. Проблема отличия науки от других ф-м познават деят-ти — это проблема демаркации, т.е. это поиск критериев разграни­чения собственно Н знания и не (вне) научных построений. Особ-ти Н познан (критерии науч-ти): 1. Осн задача Н познобнаружение объектив­ных законов действитти — прир-х, соц-х (обществен­ных), законов самого познания, мышления и др. ориентация исследования гл обр на общие, существен св-ва пред­мета, его необходимые хар-ки и их выражение в в ф-ме идеализир-х объектов. 2. На основе знания законов функционирования и развития иссле­дуемых объектов Н осущ-т предвидение будущего с целью дальнейшего практического освоения действительности. Нацеленность Н на изучение не только объектов, преобразуемых в сегодняшней практике, но и тех, которые могут стать предметом практического освоения в будущем, является важной отличительной чертой научно­го познания. 3. Непоср-я цель и высшая ценность Н познания — объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными сред-ми и методами, не без участия живого созерцания и внерац-х средств. Отсюда характерная черта научного познания — объективность. 4. системность, т.е. совокупность знаний, приведенных в порядок на основании определенных теоретических принципов, которые и объединяют отдельные знания в целостную органическую систему. Знания превращаются в научные, когда целенаправленное собирание фактов, их описание и обобщение доводятся до уровня их включения в систему понятий, в состав теории. Н есть не т-ко целостная, но и развивающаяся система.Н — это не только органическая развивающаяся система, но и система откры­тая, самоорганизующаяс я. Современная (постнеклассическая) наука все более активно усваивает идеи и методы синергетики, которая стано­вится коренным основанием науки XXI в. 5.Для Н характерна постоянная методологическая рефлексия. -в ней изучение объектов, выявление их специфики, св-в и связей всегда сопровождается осознанием методов и приемов, посредством которых исследуются данные объекты. 6. Н познанию присуща строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов. Знание для Н- доказательное знание. 7. Выработка специализированного (и прежде всего — искусственного) научного языка — важнейшее условие успешной работы в науке. Н знан не просто фиксирует свои эле-ты в яз, но непрерывно воспроизводит их на своей собственной основе, формирует их в соответствии со своими нормами и принципами. Процесс не­прерывного самообновления наукой своего концептуального и мето­дологического арсенала — важный (критерий) научности. 8.Знание, претендующее на статус научного, должно допускать принципиальную возможность эмпирической проверки. Процесс установления истинности научных утверждений путем наблюдений и экспериментов –верификаци], а проц установления их ложности — фальсификация. -> познан мож считаться научным, когда оно: а) да­ет возможность постоянной проверки «на истинность»; б) когда его рез-ты могут быть многократно повторены и воспроизведены эмпирически в любое время, любым исследователем, в разных странах. Важным условием при этом яв-ся направ-ть научной дея­тельности на критику своих же собственных результатов.9.В процессе Н познания применяются такие специфич материальные ср-ва, как приборы, инструменты, * Широкое применение экспериментальных средств и систематическая работа с идеализированными объектами — характерные черты развитой Н. 10.Специфическими характеристиками обладает субъект Н деят-ти — отдельный исследователь, научное сообщество, «коллективный субъект». Занятие Н требует особой подготовки познающего субъекта, в ходе которой он осваивает сложившийся запас знаний, средства и методы его получения, систему ценностных ориентации и целевых установок, специфичных для научного познания, его этические принципы.

Основные критерии н-ти позволяют в определенной мере осуществить демаркацию (провести границы) между наукой н ненаукой. Эти границы, как и все другие, относительны, условны и подвижны. Эти критерии, таким обр, выполн «охранительную функцию», ограждают науку от непригодных, несостоятельных, «бредовых» идей.

Другие кр-и науч-ти В совр ФН: Кр логичес­кой непротиворечивости, принципы простоты, красоты, эвристичнос-и, когерентности. След отметить, что ФН отвергает наличие окончательных критериев науч-ти.

Н — важнейш. cфера чел-й деят, особ вид познават д-ти, напр-й на получ, уточн и произв-дство объективн, системно-организ и обосн-х знан о прир, об-ве и мышлен. в совр об-ве Н заним центр-е место, являясь особой сферой культуры. Н ныне восприним как 1 из высших ценностей культуры.К-ра – специф человеч ф-ма бытия, включ опред уров организации матер и духовн деят-ти ч-ка, а так же рез-ты этой деят, оценен ч-м ч-з призму идеалов, целей, устан-к, знан и умен. В более узк см-ле К подразд-т на матер-ю и дух-ю. Т. Обр, К вбирает в себя все перечисл понятия.В наст время Н-социокульт феномен. Как социокульт феномен, Н всегда опирается на слож-ся в об-ве культ-е традиц, на принятые цен-ти и нормы. Познават деят-ть вплетена в бытие культуры. Культ сущн-ть Н влечет за собой ее этич и цен-ю наполн-ть.

Н и Ф: 1. Спец н-ки служ отд-м конкр-м потреб­н-м об-ва: техн, эк-ке, обуч пр.,изуч свой специф срез дей­ствит-ти, свой фрагм бытия, огранич отд-ми частями мира. Ф интересует мир в целом, она устремлена к целостному постиж универсу­ма. 2. Частн н-ки обращ к яв-м, сущ-м объек­тивно, т.е. вне ч-ка, независ ни от ч-ка, ни от ч-ва. Личност, эмоц отнош уч-го отключ-ся. Мир в глазах ф-фа — не просто статичный пласт реаль­н, но живое динамичное целое, поэтому осн? Ф -? об отнош мышл-я к бытию (ч-ка к миру). Ф рассматр? о сущностном смыс­ле и знач-ти проц и яв-й в контексте ч-го бытия. 3. Узк спец-ты не зад-ся?, как возникла их дисц, в чем ее собств спец-­ка и отл от проч. Ф всегда стрем выясн предпос-ки всякого знан 4. Н —ф-ма общ-го сознан, напр-я на пред­м-е постиж мира, выяв законом-й и по­луч нового знан. Цель Н всегда связ с опи­с-м, объясн и предсказ проц-в и явл-й действит-ти на осн откр-х ею законов. Ф осн на теоретико-рефлексивн и ду­ховно-практич отнош subj к obj, оказ активн воздейств на бытие посредст формир-я новых идеалов, норм и культ цен-й. Главные тенден­ции развития Ф связ с осмысл проблем: мир и место в нем ч-ка, судьбы совр цивилиза, ед-во и многообр к-р, прир ч-го позн-я, бытие и язык… 5. Н опир-ся на факты, их эксперим-ю пров-ку. Ф отстоит от сферы повседневности и уносится в мир интеллигибельных (недост чувствен позн-ю) сущ-й: красота, истина, добро, справед. 6. Язык Н-четк фиксац термина и пред­мета, яз Ф - яз катего­рий, предельно широких понятий: Причина и следств, необход-ть и случайность. 7. конкр-науч дисц могут развив, не учит-я опыт др-х форм общ-го созн-я (физи­ка без истории иск-ва, а химия без религ, в Ф в кач эмпириче базы и исх-го пункта обобщ-х представ-й о мире приним совокупн опыт духовного разв ч-ва, всех форм общ-го сознан: Н, иск, религ, полит, права, морали и пр. 8. В науке ценностно-человеческий аспект отнесен на 2 план, в Ф- на 1. 9. В Ф важен и ярко выраж нац эл-т.

Н и религ: Р -Взгляды и представления, основанные на мистике, на вере в чудодейств силы и существа. В конце XX в. «идеологич диктат» атеизма исч-т, его сменяют скептицизм и абстрактн религиозн. Одн Р и Н по-прежнему имеют разные основания: Н опир на знан, получ-е научн методами, а религия - на веру.

Подходы при рассмотр Н и Р: 1.утверждающ, что главн роль игр Н-Они проявились в 17-18 вв., когда возн механистич КМ. Натурализм и материализм - это мировоззренч позиц, в которых не т-ко утвержд главенствующ роль Н, но и отриц потребн в Р. 2. отдающ главн роль Р. Эта ТЗ была главн в эп Средневек-я. В наст время этого

взгляда придерж религиозн мыслит, теологи. 3. Н и Р должны развив параллельно. Их сторонники исходят из того, что Н и Р можно примирить, найти их общие основ-я. Ведь именно разум определяет содержание Р, а подлинная вера проверяется разумом. Разрыв м-ду Н и Р происход от недостаточного развития Н или от несоверш Р. Окончательная цель развития - высшее объедин обеих областей, синтез всего духовного мира. Р и Н не противореч и не могут противореч др др-у, тк говорят о разном: Н изуч действит-й

мир, Р познает Бога, поэтому истины 1й не долж противореч истинам другой. Но у Р и Ф сущ и общ?:? о сущ-ти мира. Классич Н: вселенная- замкнут, саморегулирующ система, в кот все происх-е процессы идут «сами по себе», без внешн вмешат, и мб описаны динамическими и статистическими законами. Такой мир, говорили творцы Н, не нужд в гипотезе Бога. это мир, частицей которого являемся и мы сами, мир, познав-й нами. Этот мир в силу каких-то еще неясных законов творит себя сам, и никто не вмеш в него извне и не наблюдает за ним И человек, являясь «органом самопознания мира», в силу того, что он частица этого мира, осознает свою роль творца и ставит перед собой цель его переделки и совершенствов-я. Главн задача познания традиционной Н -открытие законов, управ-х Вселенной. С ТЗ Р Бог создал мир, он управляет им. Ч-к яв-ся творением Бога. 2. Происхождение мира и жизни. Учено постепенной эволюции растений и жив-х, котор перешло в биологию в основном из геологии, можно разделить на 3 части. 1) более простые ф-мы жизни суть и более древние, а ф-мы, облад сложной стр-й, появляются на поздней ступени развития. 2) более поздние и организ-е формы возникли не спонтанно, но развились из ранних форм, претерпев ряд модификаций; -> «эволюция» в биологии. 3) исследов-я механизма эволюции. Ч. Дарвин предложил в кач-ве Мех-ма естественный отбор. Р: мир возникает в результате творения Бога. Он создает не только «неживую» природу, но и жизнь на Земле. Жизнь на Земле появляется сразу во всем многообразии, т. е. нет постепенной эволюции, одни виды не происходят из других. 3. Происхождение ч-ка. Н - относительн «происхожден» человека, т. е. биологическ преемственность его с иными, низшими организмами более ранних стадий органической жизни, Р - абсолютн происхожд человека. Р утвержд, что Ч-к есть высшее, особое сущ-во, отличное от всего животного мира, что он сотворен Богом как «образ и подобие Божие»; и та же Р в своем учении о грехопадении добавляет, что позднее ч-к «пал», т. е. потерял чистоту своего божественного образа и смешался с миром низшей природы, подчинился ему. Дарвинизм, так же как и учение Н. Коперника, вступил в серьезное противоречие с религ идеями. Пришлось Отказ-ся от представлений о постоянстве видов и множестве отдельных актов творения, содержавшихся в книге Бытия, а также признать, что после возникновения жизни прошел огромный период времени, прежде чем появился ч-к. 4. Объяснен чудес. осн камень преткновения м-ду Р и Н. Вера в чудеса несовместима с науч истиной о строгой закономерности всех явл прир. Чудо- непосредств вмешат высш, Божеств сил.--> Н и Р несмотря на принципиальные и существенные различия, имеют и точки пересеч. Сход-ва яз Н и яз Р: Оба они опираются на естественный язык, добавляя некоторые особенные термины и доказательства; в Н и Р рассужден строятся с привлечением аргументов и логических доказательств.

Н и Иск-во. И —ф-ма общ-го сознания, связ с трансляцией опыта ч-ва поср худож-х образов. мастерство, умение того или иного субъекта, ис­кус, искушение, хитрость и обман.В отл от И, отраж-го действит в художе образах, Н делает это в форме абстрактных понятий, полож, обобщ-х в виде гипотез, законов, теорий и т.п.И предлаг 1 из древнейш ф-м знан — худож знан, котор предстает как личностно-субъективное отображ мира на осн худож образов. Оно конструирует специфичмир по отнош к эмпирич действит-ти и ори­ентирует на нахождение прекрасного и худож идеал. И подвержено историческим изменениям, оно находит­ся в завис от духа эпохи, а также от спос-й того/иного субъекта — творца худож процесса. Родствен Н и И: худож образ как осн матричная ед И явл и неустрани­мым элем-м научного исслед, подпитываем-м пита­тельными соками воображения и облаченным в наряды метафоры. В отл от Н и научн знания, в худож знан Ч прояв свою индиви­ду-ть, творческие спос-ти, закрепляет личностно-эмоциональное видение мира. И сопряжено с богатой палит­рой эмоц-х переживаний, предоставляет возм-ти для самовыраж Ч, для отраж и познан отдельных, частных сторон жизни и пограничных жизненных ситуаций, ус­кользающих из сферы ведения Н. Этим И обеспеч способ надэмпирической трансляции человеческого опыта и выступает как источник духовного обогащения личности на ос­н сопереживания судьбам героев и драматическим ситуа­циям, отраж-м в ткани худож-го произв. И показывает, насколько отраж действит-ти зависит от способа ее восприятия. Ученый, как и художник, — это творец. Влияние Н на И. И традиционно использовало Н знания. Напр, матем и оптич представ-я влияли на состояние архитектуры и живописи. Познават компонент И сегодня не может обойтись без использования Н достижений и идей. Н идеи и представления проникают в мастерские художников. Влияние И на Н. обусловлено присутствием в Н деят-сти эстетич сост-й (простота концепции, ее логическая стройность и связность, гармония матем формул, остроумие и элегантность доказательства, лаконичность изложения). Для ученого эстетич критерии- дополнительное, но мощн сред-во проверки истинности его интеллект-х конструкций. И выступает для ученого важным фактором, стимулирующим творческую деят-сть, вызывающих у него состояние эмоц подъема и вдохновения, просветляет и обогащает его разум. Общая укорененность в целостной К-исторической эпохе Н и искусства.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 640; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.61.142 (0.008 с.)