Становление и развитие теории политических партий. Понятие и функции политических партий. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Становление и развитие теории политических партий. Понятие и функции политических партий.



Ответы к экзамену по Теории политики.

Становление и развитие теории политических партий. Понятие и функции политических партий.

 

Становление теорий политических партий происходит на рубеже XIX – XX веков и связано с работами Роберта Михельса, Макса Вебера, Острогорского. Следующее поколение работ по политическим партиям представляет Дюверже.

М. Вебер определил партии как общественные организации по вербовке голосов избирателей, опирающиеся на добровольный прием членов и ставящие своими целями завоевание власти для партийного руководства и обеспечение необходимых духовных и материальных условий для получения активистами партии материальных выгод и личных привилегий.

Вебер также предложил общепризнанную на данный момент в политологии схему эволюции политических партий: аристократические кружки, политические клубы, массовые партии. Именно по такой схеме проходило формирование политических партий в Великобритании. В XVII веке в Английском парламенте сложились две аристократические группировки: виги и тори. В начале XIX века виги образовали “Реформ клаб”, а тори - “Чарльтон клаб”. В 1861 году произошло основание первой массовой политической партии. Ей стала Либеральная партия Англии.

Острогорский дает в своей книге следующее определение партий: «Партия по своей природе является свободным объединением граждан, которое, как и всякое другое объединение, не поддается внеш­нему воздействию, поскольку оно противоречит общему закону…»

Происхождение партий случилось тогда, когда «противоречивые вопросы были подняты на уровень системы, собраны в универсальные програм­мы и наложены друг на друга».

В своей работе он подвергает критике излишне жесткую организацию партий, а также партийные режимы, когда партии получают слишком большую власть.

Работа Михельса «Социология политической партии в условиях демократии» (1911) представляла собой анализ социалистических партий, сделанный на основании личного опыта участия в этом движении, в частности в Социал-демократической партии Германии и европейском социалистическом движении в целом.

Демократия невозможна без организации. Большое число людей не может принимать решения, так как толпа выражает свои желания спонтанно и абстрактно.

Вместе с тем главная заслуга этого ученого – сформулированный им "железный закон олигархии", смысл которого в том, что партии, массовые движения, крупные социальные и политические структуры в целом подчиняются тенденциям к олигархизации, бюрократизации и авторитарности, которые выражаются: в сосредоточении власти в руках их лидеров (они становятся профессиональными и легальными политиками и в итоге внедряются в состав правящей элиты) и профессионального аппарата (партийной бюрократии); в уменьшении влияния рядовых членов на политику партии и в ослаблении их контроля над аппаратом и лидерами; в отходе от первоначальных целей и их замене интересами партийного руководства и управленцев.

 

Понятие политическая партия предполагает два подхода: правовой и политологический.

Правовой подход предполагает соответствие конкретным правовым нормам, используется при регистрации партий, на выборах и в вопросах государственного финансирования.

По такому подходу, политическая партия - добровольное объединение граждан, созданное в целях участия в политической жизни общества посредством формирования и выражения политической воли граждан, участия в выборах и представления интересов граждан в законодательных (представительных) органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Политологическое же определение не затрагивает правовой статус, оно лишь задает концепт, наделенный свойствами и функциями, оно более абстрактно.

 

Критерии отнесения организации к партиям:

 

1. организация (устойчивая, стабильная)

2. участие в борьбе за власть, за места в парламенте.

 

3. идейная общность (программа, наличие общих взглядов) – с появлением картельных партий не так важно.

4. массовость – только в эпоху модерна. Т.К. Массовые партии появляются лишь в ХХ веке и становятся главными политическими акторами.

 

Функции политических партий:

 

1. Посредничество между массами и государством (представительство)

2. Артикуляция и агрегация социальных интересов

3. Постановка коллективных целей для всего общества

4. Рекрутирование элиты и ее политическая социализация (подбор кадров как для самой партии, так и для организаций в политической системе)

5. ориентирует поведение, референтная группа.

 

Классификации:

 

1. По происхождению:

· Внутреннее (институциональное)

· Внешнее – вне органов власти, снизу

 

2. По идеологической ориентации - левые, правые, центристы

 

Проблемно-ориентированные партии

 

3. По социальной базе: теория расколов Липсета и Роккана

4. по участию в борьбе за власть:

· Правящие (мажоритарные, доминирующие, миноритарные)

· Оппозиционные (легальные/нелегальные, системные/антисистемные)

 

Классификация политических партий по отношению к власти. Феномен «партии власти» в современной России.

Классификация партий в борьбе за власть: они делятся на правящие и оппозиционные. Среди правящих выделяют мажоритарные, то есть обладающие абсолютным большинством, доминирующие – простое большинство, и миноритарные.

Оппозиционные в свою очередь бывают легальные и нелегальные, системные и антисистемные.

 

Понятие “партия власти” получило широкое распространение в российской политической публицистике еще в 1993 — 1994 гг. Ныне оно превратилось в журналистский штамп, зачастую с весьма негативными коннотациями.

В качестве основных эмпирических референтов партий данного типа как правило рассматривают движения “Выбор России” (1993 г.), “Наш дом — Россия” (1995 г.) и “Единство” (1999 г.), а также Единую Россию – один из наиболее успешных проектов, и с большой долей сомнения Справедливую Россию.

 

Такой феномен не является присущим постсоветским странам, Куда более корректно сравнение российской «партии власти» с мексиканской PRI — Институционно-революционной партией (ИРП), которая сохраняла свой доминирующий статус в период с 1929 по 2000 год. Хотя сходство политического развития современной России и Мексики 1930—1940-х уже отмечалось отечественными и зарубежными наблюдателями 6, роль «партий власти» в политике обеих стран нуждается в более глубоком анализе.

В современной литературе встречаются два основных подхода к определению “партии власти”. Иногда этим термином обозначают российскую политическую элиту в целом. Существует, однако, и более узкая трактовка понятия, подчеркивающая партийный — а не только властный — характер подобных образований. Так, С.Хенкин в качестве причины создания организационно оформленной “партии власти” указывает на необходимость проти­востоять “на избирательном поле другим партиям, которые представляют иные, отличные от властных элит, сегменты общества”. Действительно, широкое понимание выделяет элиту как актора, реализующего свою стратегию путем образования “партии власти”, но оставляет без ответа вопрос о характере этой стратегии. Однако, на наш взгляд, важно именно то, что “партия власти” — это организация партийного или квазипартийного типа, создаваемая элитой для участия в выборах.

 

Теоретически оправданная модель “партии власти” — это партия парламентского большинства, служащая опорой президента как в парламенте (в виде доминирующей фракции), так и в ходе выборов (в качестве его собственной электоральной машины). Перспективы сохранения конкретной “пар­тии власти” в качестве инструмента реализации стратегии правящей группы зависят от степени ее соответствия данному определению.

16.

Пропорциональные ИС гарантируют равное или примерно равное соотношение между голосами, поданными за партию и получаемыми ею местами.

Пропорциональная избирательная система гарантирует представительство даже для относительно мелких партий, что при парламентарной или смешанной форме правления создает сложные проблемы при формировании правительства и в дальнейшем, в ходе его деятельности.

Пропорциональная система может применяться только в многомандатных избирательных округах, причем, чем крупнее округ, тем большая степень пропорциональности может быть достигнута. Наилучший результат достигается, если вся страна представляет собой единый избирательный округ, в котором избирается весь состав парламента.

· Система партийных списков: ПП + Многомандатный округ + КБ

 

Используется во многих европейских странах, Бельгии, Люксембурге, Швейцарии,

Европарламенте, Израиле.

Избиратели голосуют не за кандидатов, а за партийные списки, где кандидаты располагаются в порядке нисходящего предпочтения, партии получают места в пропорции к числу полученных голосов, может быть установлении ИБ, отсекающий малые партии.

+: единственный вариант представительства справедливого для всех партий, содействует солидаризации групп избирателей, так как они ассоциируют себя с конкретной партией, а не с округом; повышает шансы на избрание меньшинств и женщин при их включении в партийные списки; коалиции и соглашения между партиями;

-: большое ЭЧП, связь между избирателями и представителем отсутствует, непопулярные политики не могут быть отрешены от должности или неизбраны, если они вверху списка.

 

Распределение мест в парламенте в пропорциональных системах может варьироваться в зависимости от используемого принципа подсчета. 1. Метод квотирования. Квота – количество голосов для получения 1 места, их существует большое количество, но наиболее распространенная – квота Хэра: число голосов на число мандатов. (С/М)

Остатки распределяются по методу наибольших остатков.

Минус – большая сложность.

Используется во многих странах мира.

2. Метод делителей.

Метод делителей позволяет сразу распределить все мандаты в избирательном округе или по стране в целом. Он заключается в последовательном делении числа голосов, полученных каждым списком кандидатов, на определенную серию делителей.

 

Различие в пропорциональных системах также существует в списках, они бывают открытые (избиратели выбирают и партию и ее кандидатов), закрытые, полузакрытые (3 первых открыты).

Для пропорционального распределения мандатов наиболее часто используется метод избирательной квоты и метод делителей.

Избирательная квота (избирательный метр, избирательное частное) – это наименьшее число голосов, необходимое для избрания одного кандидата. Определяется оно различно.

В 1855 году английский барристер (высшей квалификации адвокат) Thomas Hare предложил квоту, определяемую по простейшей формуле: С:М, где С – число голосов, а М – число мандатов. После того, как квота определена, число голосов, собранное каждой партией, делится на эту квоту, и полученные от деления целые числа показывают, сколько мандатов партии подложено. Однако у этой формулы есть заметный недостаток, который состоит в том, что часто образуются большие остатки голосов и остается много нераспределенных мандатов. Поэтому квоту Хэра начали совершенствовать, главным образом путем прибавления к знаменателю по одной, две, три и т. д. единицы.

Например, в пятимандатном округе 1 партия получила 40%, 2 – 30, 3 – 24, 4 – 6.

Квота равна 100/5 = 20.

1 – 40/20 = 2, 2- 30/20 = 1,5, 3 – 25/20 = 1,2, 4 – 0,3;

1 партия – 2 мандата, 2 – 1, 3 – 1, 4 – 0.

По методу наибольших остатков остальные места распределятся так - 1 – 0,2 – 1, 3 – 0, 4- 1. Итого: 1 – 2, 2 – 2, 3 – 1, 4 – 1.

 

Наибольшую популярность приобрели квоты, предложенные другим английским барристером Генри Друпом в 1868 году и профессором Базельского университета Эдуардом Гогенбах-Бишофом в 1888 году. Квота Друпа определяется по формуле (С/(М+1))+1, а квота Гогенбах-Бишофа – по формуле С/(М+1). При использовании этих квот удается сразу распределить значительно больше мандатов, чем при использовании квоты Хэра.

Квота Гогенбах-Бишофа используется при выборах в Национальный совет Австрии (при первом распределении).

Однако в любом случае использование метода квоты требует дальнейших операций: остаются неиспользованные голоса и нераспределенные мандаты. Если оставаться в границах соответствующего избирательного округа, то могут применяются следующие правила.

Правило наибольшего остатка требует предать непосредственно мандаты партиям, у которых остаток голосов самый большой. Замечено, что это правило (особенно при использовании квоты Хэра) в некоторой мере благоприятствует небольшим партиям, «подбирающим» оставшиеся после первого распределения мандаты. Иногда это правило применяется с ограничениями. Например, в Венгрии нераспределенные мандаты передаются только тем спискам, остатки голосов у которых, превышают 2/3 квоты.

Большим партиям благоприятствует правило наибольшей средней, которое предусматривает передачу нераспределенных мандатов партиям, имеющим наибольшее частное от деления числа собранных ими голосов, на число полученных при первом распределении мандатов плюс единицу.

Метод делителей позволяет сразу распределить все мандаты в избирательном округе или по стране в целом. Он заключается в последовательном делении числа голосов, полученных каждым списком кандидатов, на определенную серию делителей.

Делители эти различны. Так, в 1882 году профессор Виктор д’Ондт предложил делить просто на последовательный ряд целых чисел, начиная с единицы: на 1, 2, 3, 4, и т.д. Этот метод заметно благоприятствует крупным партиям и принят в ряде стран (например, в Германии, Аргентине, Бельгии, Болгарии, Польше). Итальянский исследователь Империалли предложил делить на такой же ряд чисел, но начиная с двойки; в сущности, это вариант метода д’Ондта. Французский ученый А. Сент-Лагюе, при котором первый делитель – 1,4, а последующие – 3, 5, 7 и дальнейшие нечетные целые числа. При датском методе каждый последующий делитель больше предыдущего на 3 единицы: 1, 4, 7, 10 и т. д. После проведенного деления мандаты передаются тем партиям, у которых полученные частные оказались больше.

В ряде стран наблюдаются сочетания различных правил пропорционального распределения депутатских мандатов. Например, в Дании на выборах Фолькетинга (однопалатного парламента) 40 мандатов, замещаемых на основе общенационального списка кандидатов, распределяются по модифицированному методу Сет-Лагюе, а в избирательных округах применяется правило наибольшего остатка.

Можно отметить, что наименьший делитель, в сущности, всегда представляет собой избирательную квоту.

Законы Дюверже»

Он исследует партийные системы (двухпартийность, многопартийность, однопартийность), естественно-исторические условия, конкретные пути и факторы их становления (главным среди последних Дюверже считает избирательную систему); далее, союзы партий – их причины, закономерности, характер политического поведения и эволюции партий в рамках этих союзов; и, наконец, характер взаимодействия политических партий и политических режимов.

На основе данных исследований были сформулированы три закона Дюверже.

1. пропорциональное представительство ведет к многопартийности;

2. выборы по мажоритарной системе в два тура ведут к многопартийности, смягчаемой союзами; - двухблоковая система.

3. выборы по мажоритарной системе в один тур ведут к двухпартийности.

 

Это механические эффекты данных законов. А в чем же заключаются психологические?

Классификации парламентов

- Доминирующие парламенты играют ведущую роль в политической жизни государства, формируя и жестко контролируя исполнительную власть. Примерами могут служить Национальная ассамблея Франции времен 4 республики и современный итальянский парламент.

Как правило, доминирующие парламенты, достигнув своего пика, способствуют собственному упадку. Особенно в условиях двухпартийной или двухблоковой системы. Например, за 4 республику во Франции сменилось 24 кабинета, а в Италии 50.

Джованни Сартори указывал, что наиболее благоприятным вариантом для доминирующего парламента является крайний плюрализм.

 

- Автономные парламенты в основном контролируют законодательный процесс, но не имеют полномочий для «свержения» исполнительного органа. Примеры – конгресс США, шведский риксдаг. Наиболее приемлемые формы организации власти – президентская с двумя партиями, комитетской системой. А также парламентская с многопартийной системой и практикой межгрупповых консультаций.

 

- Ограниченно автономные парламенты могут рассматриваться как поле конфронтации между правительством и оппозицией, для яркого примера – Великобритании, характерен контроль правительства над фракцией большинства. Главный механизм такого контроля – партийная дисциплина. Редкие правительственные кризисы.

 

- Подчиненные парламенты – исполнительная власть существенно преобладает над парламентом. Можно привести два примера – президентская фаза политической системы Франции 5 республики, и Кения. То есть такая система совместима и может существовать и с демократической системой, и с авторитарной.

 

- Полностью подчиненные парламенты характерны для некоторых военных (Бразилия в 80-х), популистских (Танзания) и эгалитарно-авторитарных режимов. Сессии проводятся редко, не реализуется функция представительства, назначение ИВ - фикция.

 

Однопалатный/двухпалатный;

С абсолютно определенными полномочиями, с относительно определенными полномочиями, с неопределенными полномочиями (некодифицированные конституции).

Основные теории бюрократии

Основные концепции бюрократии:

Макс Вебер

Основным источником, в котором представлена теория бюрократии Вебера, служит фундаментальный труд немецкого социолога “Хозяйство и общество”.

 

По Веберу главной чертой бюрократии является ее рациональность, она есть порождение точных, предсказуемых и эффективных способов организации общественной деятельности.

 

Под патримониализмом он понимает предшествовавшие рациональной бюрократии формы управления, существовавшие, прежде всего в Пруссии до второй половины XVIII века.

Хотя для него в это понятие и входит и французская монархия.

 

Сравнительный анализ патримониальных бюрократий, проведенный Вебером, позволил ему прежде всего выявить специфические особенности бюрократического управления в странах Запада. Китайское патримониальное чиновничество служило Веберу примером бюрократической организации, в наибольшей степени отличавшейся от западной рациональной бюрократии. Что же касается российского чиновничества, то Вебер вначале рассматривает его в ряду патримониальных бюрократий, существовавших с древнейших времен, а в статьях о революции 1905 г. характеризует государственный аппарат российской империи как пример современной рациональной бюрократии.

 

Рациональная бюрократия характеризуется Вебером в ходе анализа легального господства. Отличительной чертой этого типа господства служит наличие системы формальных правил, регулирующих деятельность управленческого персонала. Эти формальные правила могут быть изменены в соответствии с принятыми процедурами. Если при традиционном господстве возможности создания новых законодательных норм ограничены священной традицией, то при легальном господстве не существует каких-либо ограничений для законотворчества, коль скоро соблюдены соответствующие процедуры

 

 

Легальное господство обладает рядом отличительных черт, среди которых Вебер особо выделяет следующие:

а) должностные обязанности исполняются на постоянной основе и регулируются правилами;

б) эти обязанности разделены между функционально различными сферами, в каждой из которых существуют необходимые властные полномочия и санкции;

в) должности образуют иерархию, в которой определены возможности контроля за исполнением приказаний и их обжалования;

г) правила, регулирующие деятельность организации, подразделяются на чисто технические инструкции и правовые нормы, но для исполнения тех и других необходим специально подготовленный персонал;

д) ресурсы организации отделены от имущества ее членов как частных лиц;

е) должностное лицо не может присвоить свою должность;

ж) управление основывается на письменных документах, что делает канцелярию центром современной организации;

з) легальное господство может принимать различные формы, но при наиболее чистом типе такого господства используется бюрократический управленческий персонал.

 

Он указал десять черт, которые для удобства были сведены американским исследователем Джорджем Битемом[1] к четырем главным признакам:

ü иерархия - каждый чиновник имеет четко определенную сферу полномочий в иерархической структуре и подотчетен в своих действиях вышестоящему начальству;

ü последовательность - должность является основным видом деятельности, дающим жалованье и перспективу регулярного повышения по службе;

ü безличность - работа производится в соответствии с правилами, которые исключают произвол или фаворитизм, а обо всех действиях дается письменный отчет;

ü специальные знания - чиновники отбираются на основе способностей, получают необходимую подготовку и контролируют доступ к служебной информации.

В совокупности все эти черты образуют критерии, которым должна соответствовать система управления, чтобы ее можно было назвать “бюрократической”.

Вебер считал принцип рациональности наиболее прогрессивным инструментом власти. С ним он связывал будущее мировой цивилизации. Само построение идеальных типов господства было средством объяснения, а отчасти и оправдания неизбежного движения общества от традиции к рациональности.

С точки зрения Вебера, рациональная бюрократия не тождественна легальному господству. С одной стороны, легальное господство может осуществляться и небюрократическими (например, коллегиальными) органами управления. С другой стороны, бюрократический административный аппарат может использоваться и в тех случаях, когда руководство не следует принципу легальности. Об этом свидетельствует само понятие патримониальной бюрократии.

 

Маркс

Маркс рассматривал бюрократию как социальное тело, которое в обществе, раздираемом антагонистическими противоречиями, использует эти противоречия в своих интересах и стремится учредить в обществе такой порядок и создать такие правовые рамки социального действия, которые приводили бы к легальности его господства. Главной целью бюрократии у Маркса становится стремление снизить остроту конфликта в обществе. Он выявляет некоторые эмпирические характеристики бюрократии, главным образом негативного плана. Бюрократия в его интерпретации — это, прежде всего, царство некомпетентности. “Верхи, — пишет он, — полагаются на нижние круги во всем, что касается знания частностей; нижние же круги доверяют верхам во всем, что касается понимания всеобщего, и, таким образом, они взаимно вводят друг друга в заблуждение”

Централизация власти как характеристика бюрократии, также рассматриваемая Марксом, по его мнению, представляет собой непосредственное отражение в области политического усиления экономической концентрации капитала в руках немногих. Бюрократия погружена в “грубый материализм”, охоту за должностями, когда главным мотивом деятельности становится стремление сделать карьеру.

Иерархия бюрократии “есть иерархия знания”. Знание посредством иерархии превращается из реального в бюрократическое, оно может функционировать в бюрократии только как частичное.

 

Уильям Нисканен

В книге «Бюрократия и представительное правительство» 1971 года на опыте ТРВ показал, что высшее звено бюрократии мотивировано, прежде всего, интересами своей карьеры и потому всегда будет стремиться к расширению той структуры, где оно занято, к увеличению ее бюджета. Рост бюрократии, таким образом, гарантирует сохранность рабочих мест, расширяет перспективы карьеры, приносит власть и престиж. Именно это и способствует росту государства и его вмешательства в общество.

Новые правые приводят бюрократию в сравнение с частными корпорациями, которые складываются под влиянием стремления бизнеса к выгоде, конкурентной рыночное среды, потребностей потребителя.

Однако бюрократия находится вне соображений об издержках, которые ограничивают бизнес, ее работу оплачивают налогоплательщики, а не она сама. Именно поэтому бюрократические структуры неэффективны, расточительны и не отвечают потребностям и желаниям потребителя.

Новый менеджеризм

Дж. Бернхэм в работе «Менеджериальная революция» раскрывает особенности нового этапа в развитии бюрократического управления – этапа менеджеризма.

Они происходят в силу 2-й индустриальной революции и необходимости в эффективном управлении производствами и сферой услуг.

Это означало замену старых бюрократических структур новыми, работающими под знаменем рынка и конкуренции.

В ряде случаев под маркой “нового государственного управления” произошли существенные изменения в статусе государства и администрации, как, например, в Новой Зеландии и Великобритании.

Путем приватизации государственных предприятий правительство Тэтчер не только установило новую модель разделения труда между государственным и частным секторами экономики, но и сосредоточило внимание на мерах по сокращению масштабов государственного аппарата и лишению привилегий государственных служащих. За этим последовали меры, придающие гибкость управлению финансами. Проведена реорганизация высшего руководства министерств с целью замены “мандаринов” среди чиновников Уайтхолла “жесткими управленцами”.

Основными особенностями этого сдвига являются:

- управление профессионалов, компетентных и образованных специалистов

- появление профессиональных управленцев

- отношения к народу как клиенту

- система тендеров и заказов

-; конкуренция в рамках государственной администрации для обеспечения дополнительных услуг

- закупка услуг частного сектора

Ответы к экзамену по Теории политики.

Становление и развитие теории политических партий. Понятие и функции политических партий.

 

Становление теорий политических партий происходит на рубеже XIX – XX веков и связано с работами Роберта Михельса, Макса Вебера, Острогорского. Следующее поколение работ по политическим партиям представляет Дюверже.

М. Вебер определил партии как общественные организации по вербовке голосов избирателей, опирающиеся на добровольный прием членов и ставящие своими целями завоевание власти для партийного руководства и обеспечение необходимых духовных и материальных условий для получения активистами партии материальных выгод и личных привилегий.

Вебер также предложил общепризнанную на данный момент в политологии схему эволюции политических партий: аристократические кружки, политические клубы, массовые партии. Именно по такой схеме проходило формирование политических партий в Великобритании. В XVII веке в Английском парламенте сложились две аристократические группировки: виги и тори. В начале XIX века виги образовали “Реформ клаб”, а тори - “Чарльтон клаб”. В 1861 году произошло основание первой массовой политической партии. Ей стала Либеральная партия Англии.

Острогорский дает в своей книге следующее определение партий: «Партия по своей природе является свободным объединением граждан, которое, как и всякое другое объединение, не поддается внеш­нему воздействию, поскольку оно противоречит общему закону…»

Происхождение партий случилось тогда, когда «противоречивые вопросы были подняты на уровень системы, собраны в универсальные програм­мы и наложены друг на друга».

В своей работе он подвергает критике излишне жесткую организацию партий, а также партийные режимы, когда партии получают слишком большую власть.

Работа Михельса «Социология политической партии в условиях демократии» (1911) представляла собой анализ социалистических партий, сделанный на основании личного опыта участия в этом движении, в частности в Социал-демократической партии Германии и европейском социалистическом движении в целом.

Демократия невозможна без организации. Большое число людей не может принимать решения, так как толпа выражает свои желания спонтанно и абстрактно.

Вместе с тем главная заслуга этого ученого – сформулированный им "железный закон олигархии", смысл которого в том, что партии, массовые движения, крупные социальные и политические структуры в целом подчиняются тенденциям к олигархизации, бюрократизации и авторитарности, которые выражаются: в сосредоточении власти в руках их лидеров (они становятся профессиональными и легальными политиками и в итоге внедряются в состав правящей элиты) и профессионального аппарата (партийной бюрократии); в уменьшении влияния рядовых членов на политику партии и в ослаблении их контроля над аппаратом и лидерами; в отходе от первоначальных целей и их замене интересами партийного руководства и управленцев.

 

Понятие политическая партия предполагает два подхода: правовой и политологический.

Правовой подход предполагает соответствие конкретным правовым нормам, используется при регистрации партий, на выборах и в вопросах государственного финансирования.

По такому подходу, политическая партия - добровольное объединение граждан, созданное в целях участия в политической жизни общества посредством формирования и выражения политической воли граждан, участия в выборах и представления интересов граждан в законодательных (представительных) органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Политологическое же определение не затрагивает правовой статус, оно лишь задает концепт, наделенный свойствами и функциями, оно более абстрактно.

 

Критерии отнесения организации к партиям:

 

1. организация (устойчивая, стабильная)

2. участие в борьбе за власть, за места в парламенте.

 

3. идейная общность (программа, наличие общих взглядов) – с появлением картельных партий не так важно.

4. массовость – только в эпоху модерна. Т.К. Массовые партии появляются лишь в ХХ веке и становятся главными политическими акторами.

 

Функции политических партий:

 

1. Посредничество между массами и государством (представительство)

2. Артикуляция и агрегация социальных интересов

3. Постановка коллективных целей для всего общества

4. Рекрутирование элиты и ее политическая социализация (подбор кадров как для самой партии, так и для организаций в политической системе)

5. ориентирует поведение, референтная группа.

 

Классификации:

 

1. По происхождению:

· Внутреннее (институциональное)

· Внешнее – вне органов власти, снизу

 

2. По идеологической ориентации - левые, правые, центристы

 

Проблемно-ориентированные партии

 

3. По социальной базе: теория расколов Липсета и Роккана

4. по участию в борьбе за власть:

· Правящие (мажоритарные, доминирующие, миноритарные)

· Оппозиционные (легальные/нелегальные, системные/антисистемные)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 991; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.108.11 (0.13 с.)