В связи с тем, что игровые замыслы детей 5-7 лет весьма разнообразны, весь игровой материал должен быть размещён таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их «под замыслы». Стабильные тематические зоны полностью уступают место мобильному материалу – крупным универсальным маркерам пространства и полифункциональному материалу, которые легко перемещаются с места на место.
Крупные и средние игрушки-персонажи как воображаемые партнёры ребёнка уходят на второй план, поскольку всё большее место в детской деятельности занимает совместная игра с партнёрами сверстниками. Функция сюжетообразования принадлежит разнообразным мелким фигуркам-персонажам в сочетании с мелкими маркерами пространства – макетами.
Сюжетообразующие наборы меняют свой масштаб – это игровые макеты с тематическими наборами фигурок-персонажей и сомасштабными им предметами оперирования («прикладом»).
Универсальные игровые макеты располагаются в местах, легко доступных детям; они должны быть переносными (чтобы играть на столе, на полу, в любом удобном месте). Тематические наборы мелких фигурок-персонажей целесообразно размещать в коробках, поблизости от макетов (так, чтобы универсальные макет мог быть легко и быстро «населён» по желанию играющих).
«Полные» сюжетообразующие наборы – макеты типа «лего» (замок, кукольный дом с персонажами и детальным мелким антуражем) могут быть представлены детям, но надо иметь в виду, что они в меньшей мере способствуют развёртыванию творческой игры, нежели универсальные макеты, которые населяются и достраиваются по собственным замыслам детей.
Примерный набор игровых материалов для старшей и подготовительной групп
Материалы для сюжетной игры
Тип материала
| Наименование
| Количество на группу
|
Игрушки-персонажи и ролевые атрибуты
| Набор кукол: семья (средние)
|
|
Куклы средние (20-30 см.)
| 5 разные
|
Мягкие животные, средние и мелкие
| 8-10 разные
|
Набор персонажей для плоскостного театра
| 3-4 разные
|
Набор наручных кукол би-ба-бо:
| 10 разные
|
Наборы мелких фигурок (5-7 см)
| Домашние животные
|
|
Дикие животные
|
|
Динозавры
|
|
Сказочные персонажи
| 3-4 разные
|
Фантастические персонажи
| 2 разные
|
Солдатики (рыцари, богатыри)
| 3-4 разные
|
семья
|
|
Фигурки-человечки (объёмные мелкие 5-7 см)
| 10 разные
|
Белая шапочка
|
|
Плащ-накидка
| 5 разные
|
Фуражка / бескозырка
|
|
Каска / шлем
|
|
Набор масок сказочных животных, сказочных персонажей
| 3-4 разные
|
Корона, кокошник
| 2-4
|
Игрушки-предметы оперирования
| Набор чайной посуды (средней)
|
|
Набор кухонной посуды (средней)
|
|
Набор чайной посуды (мелкий)
|
|
«Приклад» к куклам среднего / мелкого размера
| 2 / 2
|
Чековая касса
|
|
Часы
|
|
Грузовик (средний)
|
|
Автомобили разного назначения (средних размеров)
|
|
Кукольные коляски, соразмерные куклам (складные)
|
|
Телефон
|
|
Подъёмный кран, средний
|
|
Набор: военная техника
| 2-3
|
Набор: самолёты / корабли (мелкие)
| 1 / 1
|
Самолёт, вертолёт средних размеров
|
|
Набор медицинских принадлежностей (фонендоскоп, градусник, шпатель)
|
|
Сборно-разборные автомобили, самолёт, вертолёт, ракета, корабль
| По 1 каждого наименования
|
Бинокль (подзорная труба)
|
|
Весы
|
|
Луноход (автомобиль) с дистанционным управлением
|
|
Набор: железная дорога (мелкая, сборно-разборная, механическая или электрифицированная)
|
|
Кораблики, лодки, средних размеров
|
|
Ракета-робот (трансформер), средних размеров
|
|
Автомобили мелкие
| 10 разные
|
Маркеры игрового пространства
| Стойка с рулём / штурвалом (съёмным)
|
|
Стойка-флагшток
|
|
Объёмные или силуэтные деревья на подставках, мелкие (для ландшафтных макетов)
| 10-20 разные
|
Набор мебели «школа» для мелких персонажей
|
|
Набор мебели для мелких персонажей
|
|
Набор мебели для кукол среднего размера
|
|
Бензозаправочная станция - гараж (сборно-разборная)
|
|
Маяк
|
|
Набор дорожных знаков и светофор для мелкого транспорта
|
|
Универсальная складная рама / ширма
|
|
Трёхстворчатая ширма-театр (или настольная ширма-театр)
|
|
Кукольный дом (макет) для кукол среднего размера / для мелких персонажей
| 1 / 1
|
Макет замок / крепость
|
|
Ландшафтный макет (коврик)
|
|
Тематические строительные наборы для мелких персонажей:
| город
|
|
крестьянское подворье (ферма)
|
|
зоопарк
|
|
крепость
|
|
домик
|
|
Полифункциональные материалы
| Объёмные модули (крупных размеров, разной формы)
|
|
Ящик с мелкими предметами-заместителями
|
|
Крупный строительный набор
|
|
Куски такни (полотняной, разного цвета,1×1м)
|
|
Ёмкость с лоскутами, мелкими и средними, разного цвета и фактуры
|
|
Построение ролевого диалога (часть 1)
Сюжетно-ролевая игра
Парикмахерская «Златовласка»
Задачи: Развивать интерес и уважение к профессии парикмахера. Знакомство с правилами поведения в парикмахерской.
Развивать у детей умение самостоятельно развивать сюжет игры; согласовывать тему; распределять роли.
Способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и усвоению ролевых взаимоотношений. Формировать правильные взаимоотношения детей в коллективе.
Роли
| Ролевые действия
|
Парикмахер
| Получает заказ клиента; Делает прическу.
|
Маникюрша
| Получает заказ клиента; Делает маникюр.
|
Кассир
| Принимает плату за услугу; Сдаёт сдачу, записывает в журнал об услуге.
|
Уборщица
| Убирает основной зал, меняет полотенца, моет инструменты.
|
Клиент
| Делает заказ, рассчитывается за него, проверяет его.
|
Директор
| Набирает парикмахеров, маникюрш, кассира, уборщицу; Организует работу, заказывает товар, оборудование; Беседует с клиентами.
|
Построение ролевого диалога
| Директор парикмахерской
| Клиент
| Кассир
|
Парикмахер
| Организует работу; Контролирует
| Делает заказ; Проверяет заказ; Общаются
|
|
Маникюрша
| Организует работу; Контролирует
| Делает заказ; Проверяет заказ; Общаются
|
|
Кассир
| Организует работу; Контролирует
| Расплачивается за услугу; Получает сдачу; Общаются
|
|
Уборщица
| Организует работу; Контролирует
|
|
|
Клиент
| Беседует с клиентом; (нравится ли обслуживание)
| Устанавливают очередь; Соблюдают правила поведения в общественных местахОбщаются
| Принимает плату за услугу; Сдаёт сдачу Записывает в журнал
|
Шофёр
| Даёт указание о доставке определённого товара; Подписывает путевой лист Контролирует
|
| Расплачивается за привезённый товар
|
Сюжетно-ролевая игра
«Парикмахерская»
Задачи: Развивать у детей умение самостоятельно развивать сюжет игры; согласовывать тему; распределять роли. Способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и умению ролевых взаимоотношений. Формировать правильные взаимоотношения детей в коллективе.
Роли
| Ролевые действия
|
Парикмахер
| Делает причёски, моют голову, сушат феном, подстригают; Выписывают талон на определённую сумму для оплаты; Беседует с клиентом, даёт советы.
|
Продавец в магазине
| Выдаёт товар по заявке, упаковывает товар; Выписывает чек.
|
Кассир
| Принимает плату за услугу; Сдаёт сдачу, записывает в журнал об услуге.
|
Шофёр
| Доставляет косметические средства из магазина в парикмахерскую, получает товар в магазине
|
Клиент
| Делает заказ, рассчитывается за него, проверяет его. Благодарят за работу.
|
Заведующая
| Организует работу сотрудников, распределяет кадры; Устраняет конфликты; Делает заявки на приобретение косметических средств
|
Построение ролевого диалога
| Заведующая
| Парикмахеры
| Клиенты
| Кассир
| Шофёр
| Продавец
|
З а в е д у ю щ а я
|
| Передают пожелания клиентов
| Благодарят за хорошо организованную работу.
| Сдаёт отчёты за определённый промежуток времени.
| Сдаёт товар; Передаёт чек из магазина
| Общается (по телефону); Информирует о поступлении новых товаров, рекламирует их.
|
П а р и к м а х е р ы
| Организует и контролирует работу; Устраняет конфликты; Даёт советы в процессе работы
| Обсуждают новые прически, стрижки; Общаются
| Объясняют, какую стрижку или причёску хотят от мастера; Проверяют работу (довольны или нет); Благодарят.
| Принимает чеки от парикмахера.
|
|
|
К л и е н т ы
| Беседуют о том, как им нравится обслуживание; Устраняет конфликты
| Беседуют с клиентом о предстоящей стрижке, причёске, дают советы; Дают советы по уходу за волосами; Общаются; Выписывают чек для оплаты кассиру.
| Устанавливают очередь; Общаются
| Принимает деньги по чеку.
|
|
|
К а с с и р
| Организует и контролирует работу; Проверяет отчётность
|
| Предъявляют чек для оплаты; Платят за работу мастера.
|
|
|
|
Ш о ф ё р
| Даёт задания и заявку на приобретение товаров в магазине
|
|
|
|
| Общается; Упаковывает товар; Выписывает чек
|
П р о д а в е ц в м а г а з и н е
| Договариваются о том, сколько и каких товаров необходимо, что есть в наличии на данный момент (по телефону)
|
|
|
| Общается; Передаёт заявку на товар; Получает товар и грузит; Берёт чек.
|
|
Сюжетно-ролевая игра
«Школа»
Задачи: Создать условия для практической реализации интереса детей к школе, к деятельности учителя, его взаимоотношениям с учениками. Поддерживать у детей желание учиться, быть старательными.
Роли
| Ролевые действия
|
Учитель
| Ведёт урок; спрашивает детей; пишет на доске; проверяет тетради, ставит оценки.
|
Ученики
| Сидят за партой; пишут в тетрадях, на доске; отвечают на вопросы; поднимают руку.
|
Директор
| Даёт распоряжения учителям; направляет на уроки; пишет расписание уроков; распределяет учеников по классам.
|
Охранник
| Охраняет школу от хулиганов; следит за дисциплиной на переменах; проверяет сменную обувь.
|
Построение ролевого диалога
| Ученик
| Родитель
| Учитель другого класса
|
Учитель
| Отвечает на уроке; Выполняет поручения; Пишет под диктовку; Слушает учителя
| Интересуется успехами своего ребёнка; Провожает в класс; Приходит на родительское собрание
| Дают советы; Беседуют о работе
|
Ученик
| Общаются на переменах; Делятся информацией; Берёт на «буксир»
| Спрашивает об успеваемости; Помогает учить уроки; Даёт советы
| Обращается с просьбой; Делает замечания
|
Директор
| Выполняет поручения, полученные учителем
| Просит перевести в другой класс; Узнаёт о зачислении в школу; Общаются
| Жалуется на отдельных учеников; Подчиняется указаниям.
|
Охранник
| Показывает ученический билет при входе; Соблюдает правила поведения в школе
| Сообщает по какому вопросу он пришёл
| Просит пропустить кого-либо; Беседуют.
|
Сюжетно-ролевая игра
«Магазин»
Задачи: помогать детям налаживать взаимодействие в совместной игре, развернуть сюжет. Развивать интерес и уважение к профессии продавца
Роли
| Ролевые действия
|
Заведующий магазином
| Организует работу сотрудников магазина, делает заявки на получение товаров, обращает внимание на правильность работы продавца и кассира, беседует с покупателями
|
Покупатели
| Перечисляют кассиру, что они хотят купить и сколько, расплачиваются «деньгами», получают чек от кассира, по чеку получают товар
|
Продавец
| Выдаёт товар по чеку, сверяет по чеку количество товаров, внимателен к покупателям
|
Кассир
| Спрашивает у покупателя, что он хочет купить и сколько, пробивает чек (рисует на чеке соответствующее количество палочек), выдаёт чек, сдаёт сдачу.
|
Шофёры
| Доставляют определённое количество разнообразных товаров, получают заявки на получение товаров от заведующего магазинов
|
Рабочие
| Сгружают полученный товар на склад, разносят по отделам
|
Построение ролевого диалога