Развитие научных знаний о практике работы с семьями. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие научных знаний о практике работы с семьями.



Выделение семейной психологии и психотерапии в самостоятельную отрасль психологии связывают с именем Зигмунда Фрейда («Семейные неврозы и невротическая семья» 1936), а так же с развитием групповой психотерапии.

За рубежом консультативная психология выделилась как особый подход к оказанию психологической помощи человеку и семье в сложных жизненных ситуациях в 50-е годы XX в. (А. Майер; Г. Мид; М. Николас). От классической психотерапии его отличает отказ от концепции болезни, большое внимание к жизненной ситуации клиента и его личным ресурсам; от обучения – придание значения не столько знаниям, сколько способам взаимодействия между консультантом и клиентом, которое порождает дополнительные возможности самостоятельного преодоления трудностей.

В отечественной психологической науке термин «консультативная психология» появляется в начале 90-х годов XIX вв.

Основоположником семейного консультирования в России стал И.В. Маляревский.

Иван Васильевич Маляревский был широко известен в Санкт-Петербурге как педагог и специалист в области детской психиатрии.

В 1882 г. им было основано «Врачебно-воспитательное заведение» для психически больных детей и подростков, где особое внимание уделялось диагностике взаимоотношений в семьях и роли неправильного воспитания в формировании различных патологий в развитии личности ребенка. С родственниками больных проводились сеансы «семейного воспитания» - прообраз современного консультирования.

Выделяют три основных этапа в развитии отечественной семейной психотерапии [Эйдемиллер, Юстицкис, 1999].

— «психиатрический» этап - (семья как совокупность входящих в нее индивидуальностей, учет которых позволяет разработать рекомендации по оптимизации жизни семьи и каждого из ее членов).

— «психодинамический» (психоаналитический) этап - (неадекватные модели поведения формируются в детском возрасте, и переносятся впоследствии личностью в супружеские и детско-родительские отношения в собственной семье).

— этап системной психотерапии — (синтез системного подхода и психологии отношений).

В последнее десятилетие наметилась тенденция расширенно использовать термин «психологическое консультирование» (В.А. Бинас, Б.М. Мастеров и др.) как синоним «психологического сопровождения» клиента или семьи в сложные периоды жизни.

16.

Психодинамическая модель.

Ни одна психологическая теория не оказала такого большого влияния на практику семейного консультирования, как психоанализ.

Основополагающие положения и понятия (например Эдипов комплекс) этой теории тесно связаны с отношениями в семье.

Однако, долгое время психоанализ рассматривался как система индивидуальной работы с клиентом. З.Фрейд (рис 1.) полагал, что даже в случае работы психоаналитика с семьей психоанализ следует проводить с каждым членом семьи отдельно: «Когда к сопротивлению жены прибавляется сопротивление мужа, все усилия напрасны, а терапия невозможна.

Идеи З.Фрейда относительно влияния раннего опыта эмоциональных отношений на поведение взрослого человека получили свое дальнейшее развитие в практике семейного консультирования.

Теория семейных систем М. Боуэна

Основные положения теории М. Боуэна (рис. 3.):

· Семья – это эмоциональная система, в которую входят все члены семьи (и живые, и усопшие, и находящиеся вне семьи).

· Эмоциональная система семьи существует в настоящем (даже в том случае, если членов семьи уже нет в данной реальности или они не живут вместе), и представляет собой трансгенерационный феномен, в нее включены представители всех предшествующих поколений.

· Эмоциональная система семьи влияет на детей и формирует их личности. Как правило, это личности двух типов:

- дифференцированная от семьи (обособленная, независимая);

- сплавленная с семьей (подчиненная, зависимая).

Процесс дифференциации совпадает с процессом становления, созревания личности. На начальном этапе осознается отделение самого себя от других, на последующих – более четкое отделение своих потребностей, чувств, мыслей. Дифференцировавшиеся люди лучше приспосабливаются, более объективно оценивают свои и чужие эмоции и потребности, стоят на более высокой ступени самостоятельности. У таких людей сильное, целостное внутреннее «Я», они способны понять собственные чувства.

Личности противоположного типа – это недифференцировавшиеся, зависимые люди «сплава». Они ригидны, руководствуются больше эмоциями, чем принципами мышления. Кроме того, не в силах отличать свои эмоции от потребностей или интеллектуальных решений.

· Проблемы семьи, с точки зрения М. Боуэна, объясняются, исходя из интергенерационной гипотезы. Сущность данной гипотезы состоит в том, что люди, выросшие в так называемых семьях «сплава» и не отделившиеся от них, имеют склонность создавать семьи с такими же людьми. Результат подобного брака – ложное эмоциональное обособление от родительских семей и непродуктивная передача эмоциональных процессов, происходивших в предыдущих поколениях, в будущем. Типичная проблема таких семей – супруги требуют друг от друга постоянства чувств, стабильности отношений, так как этого обоим не хватает, и оба не способны это дать друг другу. Наглядно это выглядит так: муж смотрит на жену и ждет решения или подтверждения чувствам, а жена смотрит на мужа и ждет того же самого. Такое ожидание повторяется, порождает неустойчивую, нестабильную эмоциональную систему. Она, в свою очередь, становится причиной, побуждающей физические и психические расстройства у одного из супругов, психосоматические болезни, обуславливает возникновение супружеских конфликтов, передает проблему в наследство детям.

· Причина же семейных трудностей – не сама недифференцированность супругов, а стресс (экономический, психологический), который испытывает семья.

· Поведение подвергающейся стрессу семьи имеет свои закономерности:

Когда стресс начинает превосходить способность диады (мужа и жены) сопротивляться ему, в проблемы диады как правило вовлекается третье лицо (дети, родители) с целью поиска поддержки, или нечто другое (работа, алкоголизм), с целью ослабления напряжения.

Диада становится триадой. Возникает т.н. триангуляция. Если стресс особенно сильный, в проблемы втягивается все больше третьих лиц, формируется все больше триангуляций. С помощью триангуляций супруги пытаются найти способ преодоления стресса, но на самом деле, такие отношения только закрывают путь к решению. (например: родители, испытывающие стресс, нестабильность в отношениях, стремятся к большей эмоциональной близости с ребенком. Однако подобная общность не разрешает проблем родителей, а еще усиливает беспокойство, теперь уже о детях. Это стимулирует эмоциональное напряжение, которое в свою очередь порождает конфликты. Конфликты (по кругу) становятся причиной еще большей нестабильности в отношениях. Движение «по кругу» продолжается, а результат будет все хуже и хуже).

Часть людей пытается решить проблемы с помощью разрыва семейных отношений. Однако, чем драматичнее разрываются отношения с прошлым, тем значительнее влияние «прошлого» на новую семейную пару, а через нее на детей, внуков, и т.д.

· Работа психолога консультанта с подобными семьями заключается в наблюдении, изучении семьи и рекомендациях. Никакие специальные методы или психологическая техника в данном случае не имеют определяющего значения. Не допускается втягивание консультанта в триангуляционные отношения семьи. Цель консультирования – стабилизация отношений супругов, побуждение дифференциации.

Контекстовая теория семьи

Основные положения:

· Прошлое оказывает влияние на настоящее через лояльность семейным традициям. Ни одна семья не начинает свою жизнь с нуля, а привносит в нее наследство предыдущих поколений, некий контекст. Ни один человек не свободен от этого контекста и так или иначе выстраивает свою жизнь (сознательно или неосознанно) опираясь на опыт, приобретенный в родительской семье.

· Семейный контекст характеризуется балансом обязанностей (долгов) и прав (прав вернуть себе долги) членов семьи друг перед другом, который формируется через принятие и лучшее или худшее выполнение ролей, предлагаемых родительской семьей.

· Согласно обсуждаемой теории, истоки многих семейных проблем находятся в опыте детства, приобретенном в родительской семье. Этот опыт уже сам по себе является несбалансированным, а для того, чтобы это сделать, нужны усилия и самокритичные решения. Отношения родителей и детей отличаются асимметричностью, так как маленький ребенок прав имеет больше, чем обязанностей. Подобный дисбаланс необходим, он отражает обязанность родителей без вознаграждения заботиться о детях. Однако родители надеются на вознаграждение и стремятся к нему. На первых порах в качестве вознаграждения выступают определенные эмоции ребенка, которые и побуждаются. Позднее, по мере взросления ребенка, выдвигаются новые требования, которые должны вроде бы восстановить баланс. Родители требуют от ребенка стать взрослее, чем он есть. Проблемы возникают, когда на ребенка проектируются долги других людей. Тогда возникает опасность растратить внутренние ресурсы ребенка, а когда это случается, он вынужден покинуть систему семьи (бежать из дому, прервать отношения с родителями и т.п.) или из ряда вон выходящими способами (так как простые не действенны) восстановить баланс (пораниться, заболеть психосоматической болезнью и т. п.).

· Если ребенок растет в семье в атмосфере справедливости, беспристрастности у него формируется сбалансированное отношение к правам и обязанностям. Создавая свою семью, он привнесет в нее это сбалансированное отношение и освободит ее от собственных долгов перед родителями. Если же ребенок вышел из семьи с чувством невыполненного долга, то высока вероятность, что он будет выплачивать его совсем другому человеку (жене или мужу). Например, жена долг доброты, который не отдала матери, пытается выплатить своему мужу. А это лишь нарушает баланс обязанностей и прав в семье. Существует опасность того, что тот, кому выплачивается «долг» начинает коллекционировать свои заслуги, накапливать их с тем, чтобы предъявить более солидный счет.

· Роль психолога в данной модели консультирования – обратить внимание клиентов на контексты, которые приобретены в генетической семье и содействовать их сопоставлению. Психолог предлагает членам семьи оценивать обсуждаемые факты и явления с различных точек зрения, помогает понять мысли другого.

· Контекстовое консультирование семьи не имеет установленных временных границ, оно может длиться от нескольких недель до нескольких лет. Завершается, когда члены семьи выясняют влияние контекста и приходят к самостоятельному решению, что необходимо стремиться к балансу.

17.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 756; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.83.7 (0.013 с.)