IV. Анализ и оценка ситуации (оформляется в виде последовательных записей). 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

IV. Анализ и оценка ситуации (оформляется в виде последовательных записей).



1. Имеются следующие потребности в семье:

2. Ресурсы семьи:.

3. Недостатки семьи:

4. Семья готова сделать:

5. Предполагается, что семья может /не может/сделать:.

6. Кроме того, требуется помощь:.

7. Последствия для ребенка, если не будет сделано:

8. План реабилитации

9. Решение:

Основным в этом методе является то, что на потребности ре­бенка специалист должен смотреть с точки зрения ребенка, исхо­дя из принципа — все лучшее для ребенка. Внешние признаки неблагополучия (малообеспеченность, низкая бытовая культура родителей) не должны быть критерием неблагополучия без учета следующих факторов:

1. Картины жизни ребенка (история его развития): здоровья (физическое и психическое), учебы, интересов и склонностей, эмоционально-волевых качеств, самооценки, взаимоотношений с родителями, уровня самостоятельности, сети контактов.

2. Родительской состоятельности (социальная и моральная зре­лость, желание, возможность и способность родителей заботить­ся о здоровье, образовании и полноценном развитии ребенка, наличие эмоциональной и социальной поддержки и стремление сделать ребенка самостоятельным).

3. Положения семьи и ее социального окружения (состав се­мьи, социальное и материальное положение, образовательный уровень, жилищно-бытовые условия, социальное окружение и социальные контакты).

В соответствии с Памяткой по оценке потребностей ребенка и способностей родителей к уходу за ним специа­лист по социальной работе определяет с учетом конкретной ситуации и особенно­стей ребенка источники получения информации и формы работы с ними (наблюдение, беседа, анкеты, специаль­ная документация, справки от смежных специалистов, медицин­ских работников, сотрудников правоохранительных органов и др.).

Составляя план проведения расследования в рамках опреде­ленной проблемы, специа­лист по социальной работе выбирает круг лиц, с ко­торыми необходимо вести работу, чтобы помощь семье была ока­зана по различным каналам. В зависимости от ситуации специа­лист по социальной работе определяет сроки работы и формы работы с семьей

Получаемая информация фиксируется в журнале социального расследования, и по результатам проведенного расследования составля­ется пояснительная записка, включающая следующие разделы:

1. Вступительная часть (краткое описание проблемы).

2. Проделанная работа (описание расследования).

3. Прежние контакты семьи с ИДИ, КДН, СПЦ, органами охраны прав детства.

4. Заявления из милиции (если таковые были, перечислить).

5. Предыстория (история жизни ребенка).

6. Настоящее положение ребенка.

7. Причины настоящего положения:

a. с точки зрения ребенка;

b. с точки зрения матери;

c. с точки зрения отца;

d. с точки зрения других ближайших родственников.

8. Сеть социальных контактов семьи, ребенка.

9. Помещение в государственные учреждения (если были, описать куда, когда и по какой причине).

10. Употребление алкоголя, наркотиков.

11. Примеры асоциального поведения.

12. Отношение ребенка к настоящему положению.

13. Отношение родителей и родственников из ближайшего окружения к настоящему положению.

14. Что думают по поводу проблемы ребенка школьный психолог, классный руководитель.

15. Вывод (рекомендации по нормализации семейного неблагополучия).

После завершения социального расследования оно обсуждает­ся в кругу специалистов для уточнений выводов и рекомендаций, выбора наиболее оптимальной стратегии решения семейного не­благополучия, а также для исключения субъективизма в прини­маемых мерах. С итогами социального расследования социальные педагоги знакомят специалистов ИДН, КДН, отдела по охране прав детей при управлении образования, представителей отдела социальной защиты. Затем составляется план реабилитации, в котором описывается, какую помощь и из каких источников по­лучит семья, ребенок.

Два раза в год проводится мониторинг плана. В случае, если все реабилитационные мероприятия не приносят нужного резуль­тата и стоит вопрос об изъятии ребенка из семьи, составляется план опеки, в котором специалисты прописывают формы опеки с обоснованием, периодичность встреч с родителями и условия для прекращения опеки.

Памятка по оценке потребностей ребенка и способностей родителей к уходу за ним

Фактор I. Картина жизни ребенка

Здоровье.

Состояние здоровья ребенка и его настоящие потребности. Причи­ны, обусловившие проблемы ребенка со здоровьем (злоупотребления матери во время беременности, роды, травмы, энкопрез/энурез, куре­ние, алкоголь, наркотики, эмоциональный настрой, речь, общение, темперамент, особые потребности).

2. Образование (все области интеллектуального развития от рождения до настоящего времени, обучаемость, заинтересованность взрослых в образовании ребенка).

ДДУ или другой вид присмотра (в настоящее время и раньше). Школа. Интересы и склонности ребенка. Трудности в чтении и письме. Кон­центрация внимания, устойчивость. Самооценка. Оценка его способнос­тей родителями, школой. Отношение ко взрослым. Реакция на приход/уход в детский сад в начале/конце дня. Отношение к другим детям. Поведение в коллективе. Положение в коллективе сверстников (имеет друзей, отно­шения позитивные/негативные). С кем играет? Какие роли принимает? Что и как рисует? Что нужно ребенку для полноценного развития?

Личностные и поведенческие особенности.

Вкаких ситуациях ребенок хочет помощи/утешения? Доверяет ли он взрослым? Как выражает свою привязанность к близким? Ребенок требователен/нетерпелив по отношению ко взрослым? Как ребенок выражает радость, горе, гнев? Много ли ребенок переживает? Как переносит стрес­совые ситуации?

Социальная способность.

Возможность ребенка к самооценке.

Впечатление, которое ребенок оказывает на окружение: одежда, ги­гиена, этикет за столом — нож, вилка, пальцы. Этикет при пользов шии туалетом.

§ Темперамент. Деструктивность.

§ Инстинкт самосохранения/может защищать себя самого.

Сыгранность с окружением: как ребенок/подросток входит в контакт с другими? Как он ведет себя, когда он плачет, расстроен, дразнится (способность к эмпатии)? Он может воспринимать замечания? Понимает за что? Может ребенок справляться с последствиями различий между собой и другими? Способность ребенка к самовыражению/язык. Любим ли ребенок кем-то?

Семья и отношения.

Потребности и возможности ребенка к развитию стабильных не­жных отношений к родителям, братьям/сестрам и другим.

Кто входит в семью ребенка? Кто с кем живет? Как было раньше? Другие, проживавшие с ребенком? Другие, кто был важен для ребенка? Как отношения будут развиваться в будущем? Переезд/расставание?

Отношение к отцу. К матери. К братьям/сестрам. Отношение к другим важным людям в семье. Отношения внутри семьи. К кому ребенок идет за помощью. Кому он рассказывает о своих трудностях? Кому доверяет? Кого он больше всех любит? Кого не любит? Почему? Показывают ли члены семьи друг другу, что они ценят друг друга? Как?

Важные контакты с детьми/взрослыми вне семьи. Какие? Ребёнок может попросить их о помощи при надобности? Как остальные члены семьи смотрят на это?

Сеть контактов (может быть использовано семейное дерево).

6. Оценка восприятия ребенком самого себя и своих способностей. Способность видеть себя как отдельного индивида и способность раз­вить позитивное чувство собственного достоинства.

Восприятие себя, позитивное/негативное. Самоуверенность. Реальное восприятие своей ситуации. Восприятие своей семьи, ее предистории и культуры.

Принадлежность к религии.

Ситуация травли по причине внешности или национальной приналежности.

Особые способности к чему-то. Желание стать лучше в чем-то. Ребенка хвалят? Взрослые интересуются ребенком?

Самостоятельность.

Оценка жизненных знаний ребенка, практические навыки и соци­альная способность решать проблемы.

Соответствие навыков возрасту (ездит на велосипеде, танцует, ката­ется на лыжах и т.д.).

Жизненные знания — как ребенок умеет сам одеваться, есть, мыть­ся, избегать опасностей?

Заинтересованность ребенка к дальнейшему развитию навыков. Обладает ли ребенок социальной способностью к решению проблем? Может ли ребенок управлять ситуацией вне семьи, в обществе?

Обладает ли ребенок чувством ответственности? За что и каким об­разом? Нужно ли ему тренироваться в этом? Нужно ли избавить его от ответственности?

Слабые стороны у ребенка/подростка, которые отражаются на спо­собности развивать самостоятельность, например психические/физиче­ские ограничения функций.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 354; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.9.236 (0.003 с.)