Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Становление философии в культурах древнего Востока
Восточная философия как образец философского мышления аграрно-традиционного общества. Особенности западной и восточной философии с точки зрения современной компаративистики. Понятие бытия и небытия в восточной и западной философии. Дуализм субъект-объектных отношений в западной философии и его отсутствие в философии Востока. Экстравертность западного мышления и интровертность восточной мысли. Понятие истинности суждения в западной и восточной философской мысли. Интуитивизм восточной философии и рационализм философии Запада. Теоретичность Запада и практицизм Востока. Активизм западной и отрешенность восточной философии. Отличия учений о человеке. Преемственность и традиционализм в развитии философии на Востоке и борьба идей в философии Запада. Практические следствия развития восточной и западной философии: китайской – техника взаимоотношений между людьми; индийской – техника контроля личности над своими психическими переживаниями; западной – техника покорения сил природы и их превращение в силы самого человеческого общества. Победа в XIX — XX в. западной модели техногенного общества. Кризис современного техногенного общества и необходимость усвоения наследия Восточной философии: 1) совершенная система психотехники; 2) принципы гармонии между интересом личности и общества; 3) минимизация воздействия человека на окружающую природную среду. Характер древнегреческой культуры и особенности античной философской традиции Особенности формирования древнегреческой цивилизации. Древнегреческий полис как социальное основание развития древнегреческой философии. Натурфилософские ориентации досократической философии. Достижения натурфилософии досократической философии: постановка проблемы первоначала всего сущего (милетская школа), концепция теоретического знания (Анаксимандр), идеи числовой гармонии мира (Пифагор), идеи диалектического развития природы и общества (Гераклит), концепция единства бытия и мышления (Парменид, Зенон Элейский), теория атомизма (Левкипп, Демокрит). Роль натурфилософов в развитии европейской научной мысли. Расцвет афинской полисной демократии и школа софистов. Сократический поворот в развитии античной философии. Основная проблема классической древнегреческой философии: отличие эпистеме (знания) от докса (мнение). Философия Платона и Аристотеля как вершина античной философии. Роль философии Платона и Аристотеля в формировании начал теоретического знания и теоцентрического типа мировоззрения.
Упадок классического древнегреческого полиса и основные школы эллинистического этапа развития античной философии. Кризис античной цивилизации III – V вв. н. э. Античный неоплатонизм (Плотин, Порфирий, Прокл) и превращение философии в теологию. Достижения античной философии: 1) формирование теоретических оснований научного знания, частные науки как следствия общей теории (идея метафизики); 2) критическое отношение к традициям, опыт философских дискуссий; 3) философские школы как прообраз будущих научных школ; 4) формирование первых научных систематик (система знания Аристотеля). Теоретическая созерцательность античной философии и науки. Отсутствие экспериментального естествознания. Социокультурные причины созерцательности античной философии. Статус и функции философии в средневековой европейской культуре Возникновение христианства как духовная революция античного общества. Христианство как синтез восточной религиозной мысли и поздней античной философии. Значение христианства в развитии философии: 1) идея бесконечности (монотеистическое понятие Бога) против идеи конечности космоса античных мыслителей; 2) разграничение natura naturata (Бог-творец) и natura naturans (сотворенная природа) против единства и всеобщей одушевленности космоса в космоцентрическом мировоззрении; 3) идея человека как венца творения против идеи человека как части космического целого в античной философии; 4) идея векторной направленности истории против идеи истории как круговорота в космоцентризме; 5) идея равенства людей перед Богом против идеи космической иерархии и природного неравенства людей в космоцентрическом мировоззрении. Теоцентрический тип мировоззрения. Апологетика и патристика II — V вв. как начальный этап формирования и развития средневековой философии. Особенности развития средневековой схоластики в VI — X вв. Этап «высокой» схоластики XI — XIII вв. Проблемы средневековой философии: характеристика понятия «Бог», соотношение веры и разума, природа универсалий.
Социокультурные предпосылки формирования техногенного общества в Западной Европе. Исторические условия развития поздней схоластики: ослабление могущества католической церкви в XIV — XV вв., кризис феодализма, формирование централизованных монархий в Западной Европе. Значение поздней схоластики для формирования идейных предпосылок коперниканской научной революции и Реформации. Иоанн Дунс Скот: сверхразумность всех истин веры – автономия разума по отношению к вере. Уильям Оккам: однородность мира, созданного Богом, отрицание небесно–земной природы церкви, роль опыта в процессе познания («бритва Оккама»). Майстер Экхарт: непосредственная связь верующего с Богом. Роджер Бэкон: роль опыта и математики в познании природы. Джон Уиклиф, Ян Гус, Джироламо Савонарола как непосредственные предшественники Мартина Лютера. Философия эпохи Ренессанса Исторические предпосылки итальянского Возрождения. Особенности философской мысли раннего этапа европейского Возрождения: XIV — первая половина XV вв. Лоренцо Валла и Николай Кузанский как выдающиеся представители философской мысли раннего Возрождения. Флорентийская школа неоплатоников и Северное Возрождение: вторая половина XV – первая четверть XVI в. Роль философии эпохи Возрождения в идейной подготовке реформационного движения и научной революции. Социокультурные предпосылки коперниканской революции в области естествознания и великих социальных революций XV – первой половины XVII вв. Николай Коперник и начало великой научной революции второй половины XVI – XVII вв. Роль Тихо Браге, И. Кеплера и Г. Галилея в развертывании коперниканской научной революции. Программа реформации М. Лютера. Особенности основных направлений реформационного движения. Взаимосвязь коперниканской научной революции и реформационного движения. Итоги коперниканской научной революции: разрушение теоцентрической картины мира, секуляризация естествознания, формирование новых методов научного познания. Итоги и последствия социальных революций: подорваны, а в отдельных странах полностью уничтожены позиции католической церкви как оплота феодального порядка; заложен фундамент национального развития отдельных европейских государств, сформирован «дух капитализма»; процесс секуляризации обществознания (разочарование в идее «богоугодного правления»). Философия и наука: поиски самоопределения философии в новоевропейской культуре Социальные предпосылки формирования новоевропейской философии: достижения и противоречия реформационного движения и коперниканской научной революции. Роль философии Р. Декарта и Ф. Бэкона в создании методологии математического и экспериментального естествознания. Основные характеристики классического естествознания: 1) идея суверенности познающего разума («cogito» Р. Декарта); 2) акцент на объектной стороне познания (принцип всеобщего сомнения Р. Декарта и критика идолов познания Ф. Бэкона); 3) поиск самоочевидных онтологических принципов; 4) идеал познания – в построении абсолютно истинной картины природы; 5) механистический натурализм; 6) аналитизм. Роль Г. Гроция и С. Пуффендорфа в формировании новоевропейской концепции естественного права. Т. Гоббс и Б. Спиноза: формирование естественно-правовой парадигмы социального знания Нового времени. Принципиальные отличия классической теории естественного права и новоевропейской. Основные характеристики естественно-правовой парадигмы социального знания: 1) десакрализация социально-гуманитарного знания; 2) математическое естествознание как образец для построения социальной теории; 3) приоритет индивида перед социумом (теория общественного договора); естественное равенство людей; 5) концепция естественных прав человека; 6) законы рационального поведения человека как естественные законы устройства общества.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 354; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.30.211 (0.007 с.) |